uzluga.ru
добавить свой файл
1

ПЕРВЫЕ УРОКИ ДОБРОТЫ

КАК ПРИВИТЬ РЕБЕНКУ ЖЕЛАНИЕ ЗАБОТИТЬСЯ О ДРУГИХ, БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К БЛИЗКИМ, ОКАЗАТЬ НЕОБХОДИМУЮ ПОМОЩЬ?

ДОРОГАМИ ДОБРА. На мой взгляд, Доброта идет бок о бок с Совестью. Доброта учит человека сопереживать, а это очень важно для ребенка, ведь всем известно, что такое детская жестокость.

Думаю, нужно учить малыша на собственном примере, делая вместе с сыном или дочкой, добрые дела. Сооружать вместе с ребенком кормушки для птиц, подкармливать соседей-воробьев зимой, да и летом прекрасно проведете время, бросая хлебные крошки голубям.

Никогда при малыше не стоит обижать животных, цыкая на них из-за плеча, топая ногой, если они, конечно, не представляют для окружающих опасности, т.е. не рычат и не царапаются, иначе потом будете удивляться, почему ваше чадо устраивает тест на прочность хвосту соседской кошки или бросает камни в бездомного пса.

По-моему, это очень приятно – воспитывать в ребенке доброту и отзывчивость, такие ценные качества, вечные, являющиеся неотъемлемой частью полноценной Личности, настоящего Человека. Пусть малыш «лечит» своих зайцев и медведей – для него это очень серьезно: ведь он воспринимает их как живых. Пусть покормит птиц, пусть поможет намазать зеленкой ваш палец, только что обрезанный острым ножом, или принесет бабушке запропастившиеся очки.

Кстати, прекрасными «воспитателями» этих качеств являются еще и сказки. Айболит – само воплощение доброты и сострадания к ближнему (особенно к животным), более того, сами животные вовсю помогают доброму доктору добраться до больных страусят и бегемотиков, предоставляя свои мохнатые спины и мощные крылья. В русских народных сказках тоже очень много добрых примеров; мы любим читать эти сказки, особенно перед сном. Например, в «Теремке» Мишка, ненароком разрушив маленький домик, помогает горе-жильцам выстроить новые хоромы. Очень нравится мораль этой сказки: «Сумел сломать – сумей и построить!» По-моему, очень мудро и правильно! Кстати, не замечали, что многие сказки заканчиваются фразой: «И стали они жить-поживать и добра наживать!»? Давайте будем «наживать добро» вместе со своими детьми! Находите с малышом свои любимые сказки и учитесь с ними вместе. Сам по себе ребенок не вырастет добрым, мы должны его этому НАУЧИТЬ. И азы доброты и понимания лучше закладывать в самом раннем возрасте. Потом это сделать очень сложно.

^ СЛОВО – СПЕЦИАЛИСТУ. Порой слышишь такие высказывания: «Дети любят играть. Им только бы развлекаться», «Детский эгоизм. Все лишь для себя. Еще не научились думать о других. Конечно, они маленькие».

Взрослых, которые так думают, очень много. Однако они ошибаются.

Что дети якобы хотят ТОЛЬКО ИГРАТЬ, а делать что-то полезное не хотят; что они какие-то особо эгоистичные – это наши ПРЕДРАССУДКИ. Наше неверное представление о детях, в основе которого – возвеличивание себя за счет принижения малышей.

Кстати, такой странный «путь к самоуважению» за счет унижения другого, беззащитного и слабого маленького человечка – проявление инфантильности, незрелости. Но ребенок – существо необычайно пластичное: мягкая глина в руках взрослых. И раз они представляют именно таким, он таким и становится – быстро, легко и незаметно для себя и для окружающих. После чего мы бесстрастно, а то и с удовольствием констатируем: «Ну, вот, я же говорила! Ни чего делать не хочет, ТОЛЬКО ИГРАТЬ! А маме помочь – ни в какую!» И нам невдомек, что это уже РЕЗУЛЬТАТ АНТИВОСПИТАНИЯ.

Так что все зависит от взрослых. Наши дети – наши произведения. Каков «художник» - такова и «картина».

Из статьи Катерины Гарелиной

и Вадима Слуцкого

«Первые уроки доброты»


^ РЕАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ.

  • Вы плохо себя чувствуете? Попросите малыша вам помочь: принести подушку (ничего, что тяжело: тем приятнее будет оказать маме услугу), дать воды (пусть ее нальет кто-то другой, но принести кроха может сам). Это важное переживание для ребенка: он помогает маме! Дайте ему как можно раньше открыть для себя радость помогать другому человеку.

  • У малыша есть бабушка, дедушка, братья-сестры? Замечательно! Но они – не только для того, чтобы о нем заботиться, надо, чтобы и он о них заботился. Неважно, что реально может сделать кроха. Важно, чтобы он почувствовал: его забота нужна людям, ее ждут, ему благодарны.

  • У крохи много симпатичных мягких игрушек? Они нужны не только для того, чтобы с ними обниматься, играть, а также пачкать и рвать. Ребенку до трех лет свойственно одушевление предметов и вещей. Для него эти плюшевые звери – живые. И это можно использовать в воспитании добрых чувств, желания и умения заботиться о другом существе.

Ведь не секрет: когда такой малыш пытается заботиться о кошке или собаке, нередко все кончается шипением, рычанием и даже укусами. Собака-то действительно живая: ей может быть больно. А мишке плюшевому не больно. Вот пусть кроха Айболитик и лечит мишку или зайку. Им ничего, а у вас вырастет добрый хороший человек!