uzluga.ru
добавить свой файл


ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ
НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ



(ИНФОРМАЦИОННО – СПРАВОЧНЫЙ ОБЗОР)





МОСКВА

2009


Ограничения и запреты на государственной гражданской службе /Под общ. ред. А.В. Федорова. – М.: Издание Совета Федерации, 2009. – 54 с.


Общее руководство проектом – начальник Управления кадров и государственной службы Аппарата Совета Федерации А.А. Нестеренко.


Материал к изданию подготовлен:

заместителем начальника отдела кадрового учета и внутреннего контроля Управления кадров и государственной службы Аппарата Совета Федерации А.В. Федоровым, кандидатом исторических наук;

советником отдела кадрового учета и внутреннего контроля Управления кадров и государственной службы Аппарата Совета Федерации
^ Д.В. Рощиным;

главным консультантом отдела кадрового учета и внутреннего контроля Управления кадров и государственной службы Аппарата Совета Федерации С.С. Федоровым.


© Федоров А.В., общ. ред., 2009


СОДЕРЖАНИЕ









Стр.




Введение





I.


Ограничения, связанные с гражданской службой……………………



2

II.

Запреты, связанные с гражданской службой…………………….……

7


III.


Приложения:

Приложение 1

Конституция Российской Федерации (извлечение)…………………..


Приложение 2

Гражданский кодекс Российской Федерации (извлечение)…….…...


Приложение 3

Уголовный кодекс Российской Федерации (извлечение)……………


Приложение 4

Федеральный закон № 79-ФЗ "О государственной

гражданской службе Российской Федерации" (извлечение)………..




25


27


30


34



ВВЕДЕНИЕ


Государственная гражданская служба Российской Федерации как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности, предопределяет особый правовой статус государственных гражданских служащих (далее – гражданские служащие). Учитывая это, государство, определяя порядок поступления на государственную гражданскую службу Российской Федерации (далее – гражданская служба) и её прохождения, правовое положение гражданских служащих, устанавливает к ним особые требования. Необходимость этих требований обусловлена специфическими задачами, принципами организации и функционирования гражданской службы, и цель которых – надлежащим образом организовать труд гражданских служащих, повысить качество государственного управления.

Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее – Закон) различает две правовые категории, связанные с правовым статусом гражданского служащего: ограничения и запреты.

^ Ограничения означают, что при наличии или возникновении определенных обстоятельств, предусмотренных ст. 16 Закона, гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий, уже занимающий должность гражданской службы, должен быть освобожден от этой должности и уволен с гражданской службы. (п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона). Соблюдение ограничений, связанных с гражданской службой, обязательно как для граждан, желающих поступить на гражданскую службу, так и для сторон служебного контракта.

Статья 17 Закона в развитие общих обязанностей и ограничений гражданского служащего, установленных ст. 15 и 16 Закона, предусматривает ряд дополнительных ситуаций, которые несовместимы с замещением должности гражданской службы. Эти обстоятельства называются запретами, связанными с гражданской службой. Целевое назначение запретов - повышение эффективности деятельности всей системы государственной службы и лиц, на ней занятых. В случае возникновения таких ситуаций или совершения гражданским служащим, перечисленных в статье 17 Закона, действий к нему могут быть применены меры ответственности вплоть до прекращения служебного контракта и увольнения с гражданской службы (п. 14 ч. 1 ст. 33 Закона).


^ I. ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБОЙ


Ограничения, связанные с гражданской службой и установленные статьей 16 Закона, имеют четкое и достаточно обоснованное назначение. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положения нормы Закона не вступают в противоречие с конституционными, поскольку совокупность ограничений установлена в целях:

защиты конституционного строя;

защиты нравственности, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан от некачественной реализации государственного властного воздействия, а следовательно, нарушения гражданских прав, свобод и законных интересов;

обеспечения эффективной реализации государственных функций;

высокой управляемости системой государственной службы;

обеспечения обороны и безопасности государства.

Cтатья 16 Закона нормативно закрепляет обстоятельства (случаи), при которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе.

В связи с этим все ограничения можно условно разделить на две группы:

ограничения, действующие в отношении лиц, желающих поступить на гражданскую службу (например, гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу);

ограничения, распространяющиеся на лиц, осуществляющих государственно-служебные полномочия (например, гражданин не может оставаться на должности гражданской службы в случае выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства).

В качестве первого ограничения вводится запрет на замещение должностей гражданской службы недееспособными или ограниченно дееспособными гражданами (п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона). Недееспособность или ограниченная дееспособность является основанием для отказа в приёме при условии, что гражданин признан таковым (недееспособным или ограниченно дееспособным) по решению суда, вступившему в законную силу. В случае если на момент утраты или ограничения дееспособности гражданин состоял на гражданской службе, он подлежит увольнению.

Второе ограничение связано с осуждением гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, или же в случае наличия неснятой или непогашенной судимости (п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона).

Данное ограничение, так же как и предыдущее, направлено как на лиц, желающих поступить на гражданскую службу, так и на лиц, находящихся на гражданской службе.

Вступившее в законную силу решение суда является основанием для отказа в приёме на гражданскую службу только в течение срока, определенного судом. По истечении этого срока гражданин может быть принят на гражданскую службу на общих основаниях (погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью).

Ограничение, связанное с отказом гражданина пройти процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, распространяется на лиц, принимаемых на гражданскую службу и находящихся на гражданской службе и может служить препятствием для приёма на гражданскую службу и нахождения на ней только в том случае, если исполнение должностных обязанностей по замещаемой должности будет связано с использованием таких сведений (п. 3 ч. 1 ст. 16 Закона). Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 11.02.2006 № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне».

^ Наличие у гражданина заболевания является основанием к отказу в поступлении на гражданскую службу или нахождении на ней только в том случае, если это заболевание препятствует исполнению должностных обязанностей и если факт такого заболевания подтверждён медицинским заключением (п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона). Перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей по той или иной должности гражданской службы, и форма медицинского заключения устанавливаются Правительством РФ (в настоящее время не установлен).

В специальных нормативных актах определяется, что лица, осуществляющее государственно-служебную деятельность, обязаны проходить регулярные медицинские осмотры. Если в медицинском заключении будет установлено, что гражданский служащий не может дальше исполнять должностные обязанности по замещаемой должности, то ему должна быть предоставлена соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы (в случае, если заболевание не является опасным для окружающих).

В случае отказа гражданского служащего от перевода по состоянию здоровья на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы (п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона).

В случае установления медицинским заключением заболевания, опасного для окружающих, служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется со службы в связи с несоответствием замещаемой должности по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона).

Закон ограничивает возможность совместной гражданской службы родственников (п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона). Речь идет о недопустимости служебных отношений, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью и подконтрольностью одного гражданского служащего другому, т.е. совместное осуществление служебных отношений лицами, состоящими в отношениях свойства или родства.

Законом устанавливаются следующие случаи недопустимости служебных отношений гражданских служащих:

если они являются родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями и детьми супругов;

если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

^ Основаниями отказа в возникновении или прекращении служебного правоотношения по норме п. 6, 7 ч. 1 статьи 16 Закона являются:

выход из гражданства Российской Федерации;

приобретение гражданства другого государства;

наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Рассматриваемые ограничения имеют конституционную природу, поскольку:

во-первых, ст. 32 Конституции Российской Федерации называет единственную категорию граждан, правомочных замещать должности государственной службы, - граждане Российской Федерации;

во-вторых, ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляет приоритет международных договоров РФ над внутренним законодательством и определяет их в качестве составной части российской правовой системы;

в-третьих, ст. 62 Конституции Российской Федерации определяет, что наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Следовательно, в определенных случаях, оговоренных в международных договорах, лица, имеющие соответствующее гражданство иностранного государства, могут находиться на должностях гражданской службы.

Следует отметить, что в Законе данные ограничения не получили качественного развития, поскольку в нем не содержится даже общего регулирования многих возможных ситуаций, например:

может ли лицо, обладающее в соответствии с международным договором двойным гражданством и определяющее свое постоянное место жительства не в Российской Федерации, оставаться на должности гражданской службы;

какие должности могут занимать лица, обладающие двойным гражданством (здесь же должны быть учтены вопросы возможности оформления допуска к определенным сведениям);

каковым является момент прекращения служебного правоотношения в случае осуществления гражданским служащим процедуры приобретения второго гражданства без отказа от гражданства Российской Федерации и т.п.

Однако при отсутствии вышеназванных исключений ст. 41 Закона определяет, что гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется на основе расторжения служебного контракта:

со дня выхода из гражданства Российской Федерации;

со дня приобретения гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Ограничением в сфере гражданской службы является и представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу (п.8 ч.1 ст.16 Закона). Несоблюдение данного ограничения является основанием для отказа в приеме на гражданскую службу и увольнения с гражданской службы. Перечень документов, которые гражданин поступающий на гражданскую службу представляет при заключении служебного контракта представителю нанимателя, установлен ч. 2 ст. 26 Закона.

В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 44 Закона сведения, представленные гражданином при поступлении на гражданскую службу, подлежат проверке в установленном порядке на предмет их достоверности и полноты. Данная норма Закона является императивной, т.е. проверка должна осуществляться в обязательном порядке.

Достоверность сведений претендента проверяется соответствующей кадровой службой (Управлением кадров и государственной службы Аппарата Совета Федерации). Если в результате проверки будут выявлены факты представления ложных сведений или документов, то это обстоятельство рассматриваться как:

препятствие для замещения гражданской должности;

основание для расторжения служебного контракта, освобождения от должности и увольнения с гражданской службы (п. 7 ч. 1 ст. 37 Закона).

Гражданин, не согласный с решением об отказе в приёме, вправе обжаловать его в соответствующий государственный орган или суд (ст. 14 Закона).

^ Непредставление сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, принадлежащих гражданину на праве собственности служит основанием для отказа в приёме на гражданскую службу (п.9 ч.1 ст. 16 Закона). В случае обнаружения указанных выше обстоятельств в период нахождения лица на гражданской службе, он подлежит увольнению (п. 7 ч. 1 ст. 37 Закона). Общий порядок представления таких сведений указан в ст. 20 Закона.

Установленный ч. 1 ст. 16 Закона, перечень оснований, по которым гражданин не может быть принят и находиться на гражданской службе, не является исчерпывающим. Согласно ч. 2 ст. 16 Закона, федеральными законами могут устанавливаться и иные ограничения при поступлении на гражданскую службу и её прохождении.

Субъектам Российской Федерации не предоставлено право в своих законах, других нормативных правовых актах, регулирующих гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливать какие-либо иные ограничения, кроме предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В части 3 ст. 16 Закона указано, что за несоблюдение ограничений, предусмотренных ч. 1 этой статьи, устанавливается ответственность согласно Закону и иным федеральным законам. Следует отметить, что в Законе (п. 13 ч. 1 ст. 33) предусматривается лишь одно последствие - прекращение государственно-служебных отношений.


^ II. ЗАПРЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБОЙ


Как мы уже отмечали, запреты, связанные с гражданской службой, это ситуации, которые несовместимы с замещением должности гражданской службы, закрепленные в нормативно установленных требованиях, предъявляемых к гражданским служащим, которые предписывают им не совершать определённые действия и не вести определенную деятельность под угрозой применения мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Установленные запреты для гражданских служащих в основном связаны с прохождением гражданской службы, поэтому их действие ограничено временем ее прохождения, но в отдельных случаях гражданин обязан соблюдать запреты и после увольнения с гражданской службы.

^ Цель установления запретов состоит в том, чтобы:

обеспечить эффективную профессиональную деятельность по исполнению полномочий государственных органов;

установить препятствия возможному злоупотреблению гражданских служащих;

создать условия для независимости служебной деятельности;

гарантировать соблюдение гражданскими служащими действующего законодательства Российской Федерации.

^ Запреты имеют абсолютный характер и не связаны непосредственно с исполнением гражданским служащим официальных обязанностей. Если запреты нарушаются в процессе служебной деятельности, то это обстоятельство отягчает ответственность гражданского служащего.

Гражданскому служащему категорически запрещено участвовать в работе органов управления коммерческой организацией на платной основе (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона). Перечень видов коммерческих организаций (организаций, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности) является исчерпывающим. Их виды предусмотрены ст. 50 ГК. К ним относятся: хозяйственные товарищества (в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества) и общества (в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Гражданский служащий может участвовать в деятельности органа управления коммерческой организацией, являясь его членом, в рамках своих служебных обязанностей. Более того, при представлении интересов государства на него возлагаются вполне определенные обязанности. Это предусмотрено, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. № 214 "Об обязанностях представителей государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых находится в федеральной собственности, при возникновении задолженности этих акционерных обществ по заработной плате, обязательным платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды". Эта деятельность осуществляется в рамках служебной деятельности, при которой невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей может явиться основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности, а полномочия по представлению интересов государства в органах управления этих коммерческих организаций могут быть прекращены.

В то же время гражданскому служащему не запрещено осуществлять аналогичную деятельность (в том числе и на платной основе) в органах управления некоммерческих организаций, которые могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Так, например, он может входить в правление товарищества собственников жилья, осуществляя в нем за плату определенные функции. Однако в любом случае необходимо соблюдение общего требования о недопустимости конфликта интересов.

Гражданский служащий может состоять членом органа управления коммерческой организации только в том случае, если это предусмотрено федеральным законом или если это ему поручено в законодательном порядке. Так, Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года № 1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" установлено, что представители государства в органах управления АО, акции (доли, паи) которых закреплены в федеральной собственности, осуществляют свою деятельность в органах управления указанных обществ в соответствии с этим Указом, решениями Правительства Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти или Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, от имени которых они действуют. Определен порядок назначения представителей государства и заключения с ними договоров. На практике нередки случаи, когда по постановлению Правительства Российской Федерации в состав совета директоров открытого АО (регионального или межрегионального значения) включается глава администрации соответствующей области.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 года № 214 "Об обязанностях представителей государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых находится в федеральной собственности, при возникновении задолженности этих акционерных обществ по заработной плате, обязательным платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды" установлено, что при возникновении задолженностей АО по обязательным платежам представители государства в органах управления этого АО обязаны: потребовать созыва заседания совета директоров (наблюдательного совета), включения в повестку дня заседания отчета исполнительного органа о размерах и причинах задолженности и мерах по ее погашению; принять меры по досрочному прекращению полномочий исполнительного органа в случае неудовлетворительной деятельности по погашению задолженности и др.

Предусмотрено, что гражданские служащие, назначенные решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти или Российского фонда федерального имущества представителями государства в органах управления АО, за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей несут дисциплинарную ответственность, а их полномочия по представлению интересов государства в органах управления этих АО могут быть прекращены (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 года
№ 214 (п. 2)).

^ Закон предусматривают жесткий запрет на замещение гражданским служащим должности гражданской службы в случае:

избрания или назначения на государственную должность;

избрания на выборные должности в органах местного самоуправления;

избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе (п. 2 ч. 1. ст. 17 Закона).

Если такая ситуация возникает, то гражданский служащий должен приостановить гражданскую службу на время исполнения обязанностей в указанных выше органах и организациях. Его служебный контракт приостанавливается с освобождением от замещаемой должности гражданской службы, оставлением в соответствующем реестре гражданских служащих и включением в кадровый резерв (п. 3 ч. 1 ст. 39 Закона). Основанием для издания распорядительного акта о приостановлении нахождения на гражданской службе является заявление самого гражданского служащего с приложением документов, подтверждающих наличие одного из перечисленных выше случаев. В дальнейшем за гражданином сохраняется право восстановления на гражданской службе, и период замещения государственной должности, должности муниципальной службы, выборной должности в органах местного самоуправления включается в стаж (общую продолжительность) гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет (ст. 54 Закона).

Гражданскому служащему запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона).

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск, деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК). Именно нацеленность на получение прибыли является ключевым критерием в определении предпринимательской деятельности.

Если гражданский служащий является собственником доли в уставном капитале хозяйствующих субъектов, то он обязан на время прохождения гражданской службы передать ее в доверительное управление под гарантию государства.

С запретом заниматься предпринимательской деятельностью связано требование представлять сведения об имущественном положении. Ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчётным, гражданский служащий обязан представлять в налоговый орган сведения о доходах, полученных им за отчётный год и являющихся объектом налогообложения, и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, обязательствах имущественного характера (см. Указ Президента Российской Федерации от 15.05.1997 г. № 484).

Необходимо отметить, что в рамках деятельности по противодействию коррупции данное требование приобретает особое значение. Подтверждение этому мы находим в Плане подготовки проектов нормативных правовых актов по реализации положений федеральных законов от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» и № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции», который представлен в таблице 1.


Таблица 1


План подготовки
проектов нормативных правовых актов по реализации положений федеральных законов, регулирующих вопросы, направленные на противодействие коррупции


Наименование проекта нормативного правого акта и обоснование необходимости его подготовки

Вид документа

Срок внесения в Правительство Российской Федерации

Ответственные исполнители

^ Перечень должностей государственной и муниципальной службы, замещение которых влечет обязанность государственного или муниципального служащего, а также гражданина, претендующего на замещение такой должности, представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции», абзац третий пункта 3 статьи 16 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»).


проект указа Президента Российской Федерации

июнь

2009 года

Минздравсоцразвития России, Минфин России, Минрегион России, Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы государственной власти

^ Порядок предоставления гражданином, претендующим на замещение определенной должности государственной или муниципальной службы, а также государственным или муниципальным служащим, замещающим определенную должность государственной или муниципальной службы, сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции», абзац четвертый пункта 3 статьи 16 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»)


проект указа Президента Российской Федерации

июнь

2009 года

Минфин России, Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, Минрегион России

^ Порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих для опубликования средствами массовой информации (часть 5 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции»)


проект указа Президента Российской Федерации

июнь

2009 года

Минфин России, Минздравсоцразвития России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, Минрегион России

^ Порядок направления запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан, претендующих на замещение определенной должности государственной или муниципальной службы либо должности судьи, а также государственного и муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (часть 6 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции», абзац второй пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»)


проект указа Президента Российской Федерации

июнь
2009 года

Минздравсоцразвития России, МВД России, Минфин России, Минэкономразвития России, Росреестр, ФНС России, заинтересованные федеральные органы государственной власти

^ Порядок передачи в доверительное управление принадлежащих члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, Председателю, заместителю Председателя и аудитору Счетной палаты Российской Федерации, члену избирательной комиссии, служащему Банка России, государственному или муниципальному служащему ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) (часть 6 статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции»; подпункт «б» пункта 1 статьи 2, абзац восьмой пункта 2 статьи 3, абзац восьмой пункта 2 статьи 8 и абзац девятый статьи 9 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»)


проект указа Президента Российской Федерации

август

2009 года

Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы государственной власти

^ Перечень должностей государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения с которых гражданин не имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях (а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора - только в отношении гражданских служащих), если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов (части 1 и 2 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», абзац второй подпункта «б» статьи 16 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»)


проект указа Президента Российской Федерации

июль

2009 года

Минздравсоцразвития России, Минрегион России, заинтересованные федеральные органы государственной власти

^ Перечень должностей государственной и муниципальной службы, после увольнения с которых граждане, замещавшие указанные должности, обязаны в течение двух лет после увольнения при заключении трудовых договоров сообщать работодателю о последнем месте службы (абзац третий пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»)


проект указа Президента Российской Федерации

июль

2009 года

Минздравсоцразвития России, заинтересованные федеральные органы государственной власти

^ Порядок дачи согласия комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов гражданам в течение двух лет после их увольнения с определенных должностей государственной и муниципальной службы на замещение должности в коммерческих и некоммерческих организациях (а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора - только в отношении гражданских служащих), если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего (часть 1 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», абзац второй подпункт <б» пункта 2 статьи 16 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»)


проект указа Президента Российской Федерации

июль

2009 года

Минздравсоцразвития России, заинтересованные федеральные органы государственной власти

^ Порядок сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должность государственной или муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы (часть 4 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», абзац четвертый пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»).


проект постановления Правительства Российской Федерации

июль

2009 года

Минздравсоцразвития России, заинтересованные федеральные органы государственной власти

^ Порядок выкупа членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, судьей, Председателем, заместителем Председателя и аудитором Счетной палаты Российской Федерации, членом избирательной комиссии, служащим Банка России, гражданским служащим подарков, полученных ими в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием (абзац двенадцатый подпункта «в» пункта 1 статьи 1, абзац второй подпункта «а» пункта 1 статьи 2, абзац четвертый пункта 2 статьи 3, абзац четвертый пункта 2 статьи 8 и абзац седьмой статьи 9 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции», абзац второй подпункта «а» пункта 2 статьи 16 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»)


проект указа Президента Российской Федерации

август

2009 года

Минэкономразвития России, Минфин России, заинтересованные федеральные органы государственной власти

^ Перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих и порядок ротации гражданских служащих (абзац второй пункта 4 статьи 16 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»)

проект указа Президента Российской Федерации

июль

2009 года

Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы государственной власти


Внимательное рассмотрение данного перечня нормативных правовых актов позволяет нам сделать вывод о том, что регламентации подлежат и другие, предусмотренные Законом запреты и ограничения, связанные с гражданской службой. В частности, запрет, в соответствии с которым гражданскому служащему запрещается приобретать, в случаях установленных Законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход (п. 4 ч. 1 ст. 17 Закона).

^ К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (ст. 143 ГК).

Закон говорит о запрете на приобретение ценных бумаг. Если же ценные бумаги имелись у гражданина к моменту его поступления на гражданскую службу, он обязан на время ее прохождения передать их в доверительное управление под гарантию государства.

^ Гражданскому служащему запрещается быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено Законом и другими федеральными законами (п. 5 ч. 1 ст. 17 Закона). Данный запрет распространяется и на аналогичную деятельность гражданского служащего в государственных органах или организациях, непосредственно подчиненных или подконтрольных государственному органу, в котором он замещает должность гражданской службы.

Закон устанавливает, что гражданские служащие не вправе получать вознаграждения в связи с исполнением своих должностных обязанностей (п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона). Этот запрет установлен для того, чтобы гражданские служащие не оказывали предпочтения каким-либо лицам на основе семейных, дружеских или иных связей помимо служебных, не оказывались обязанными по отношению к организациям, желающим получить от них выгоду в любой форме.

В качестве подарка (вознаграждения) в Законе рассматриваются материальные или имущественные ценности. Следовательно, в контексте Закона подарком следует считать:

безвозмездную передачу физическим или юридическим лицом (далее - дарителем) гражданскому служащему вещи в собственность либо имущественного права (требования) дарителю или третьему лицу;

безвозмездное обязательство дарителя перед гражданским служащим передать вещь в собственность либо имущественное право (требование) дарителю или третьему лицу;

безвозмездное освобождение гражданского служащего от имущественной обязанности перед дарителем или третьим лицом;

безвозмездное обязательство дарителя освободить государственного служащего от имущественной обязанности перед дарителем или третьим лицом.

Данное понятие включает в себя и предоставление различных услуг и привилегий, например, передачу в пользование квартиры, дома, дачи, автомобиля, оплату развлечений, отдыха, лечения, внутригосударственных и зарубежных командировок и т.д.; преимуществ в выполнении работы, в учебе; привилегий и преимуществ в бытовом обслуживании; предоставление кредитов и ссуд с заниженным процентом; необоснованных привилегий в приобретении ценных бумаг, недвижимости и иного имущества; получение очевидно завышенной заработной платы (вознаграждения) за дополнительную работу (научную, педагогическую, творческую и т.д.); использование услуг в качестве эксперта и т.д. в случаях, когда гражданскому служащему от одного и того же дарителя в течение года поступает несколько подарков или предоставляются различные виды вознаграждений (например, денежное вознаграждение + ссуда + оплата отдыха + оплата лечения и др.), все они рассматриваются как один подарок.

^ Вознаграждение (подарок, денежное вознаграждение и т.п.) считается принятым в связи с исполнением должностных обязанностей, если:

в договоре дарения или иных документах, связанных с вознаграждением, или на подарке указана должность лица, его принявшего;

вознаграждение вручено по месту работы или во время участия гражданского служащего в мероприятиях (в т.ч. переговорах, совещаниях, заседаниях, командировках и т.д.), в которых он представляет соответствующий государственный орган;

даритель был прямо или косвенно заинтересован в издании акта, подписании договора или иного документа, выдаче лицензии (патента) или иного специального разрешения, в другом действии по реализации гражданским служащим своих должностных обязанностей либо в отсутствии такого действия и при этом принял вознаграждение в силу своей должности, если он непосредственно осуществляет полномочия государственного органа или непосредственно участвует в осуществлении или подготовке осуществления указанных полномочий.

Запрет принимать подарки также означает наказуемость любых действий по извлечению доходов, выгод имущественного и иного характера, получению услуг за счет создания коллизии служебных и иных интересов. В случае принятия вознаграждения с нарушением установленного запрета, имевшее место дарение квалифицируется, как ничтожная сделка в соответствии со ст. 168 ГК РФ. При этом на гражданского служащего, принявшего подарок, по решению руководителя или государственного органа, назначившего его на соответствующую должность, может быть наложено дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и 290 (получение взятки) УК РФ, в отношении гражданского служащего может быть возбуждено уголовное дело.

В течение месяца он обязан по акту сдать все, незаконно полученное им лично, его семьей или ближайшими родственниками, в государственный орган, в котором он замещает должность и возместить стоимость услуг, которыми неправомерно воспользовался он сам, члены его семьи или ближайшие родственники. То же касается подарков, поступивших без ведома гражданского служащего, а также полученных им в связи с исполнением служебных обязанностей от юридических и физических лиц зарубежных стран.

При отказе гражданского служащего от добровольной сдачи, незаконно полученного имущества или оплате его стоимости (стоимости незаконно полученных услуг), все взыскивается в доход государства судом по иску прокурора или государственной налоговой службы.

Разумеется, данный запрет не лишает гражданских служащих возможности принимать символические подарки и сувениры в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства при проведении протокольных и иных официальных мероприятий.

При оценке подарков, принятие которых разрешается, следует руководствоваться ст. 575 ГК РФ. Согласно данной статье запрещается дарение государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, за исключением подарков, стоимость которых не превышает трёх тысяч рублей.

Стоимость подарка определяется в следующем порядке:

для денежных вознаграждений, а также выраженных в деньгах требований или обязательств стоимость подарка равна соответствующей денежной сумме;

для ценных бумаг стоимость подарка равна рыночной, а при ее отсутствии - номинальной стоимости;

для жилых домов, квартир, дач и иных строений и помещений, а также транспортных средств применяется рыночная стоимость этих объектов;

для иных вещей подарок оценивается по стоимости приобретения (создания) вещи дарителем, а при ее отсутствии - на основе экспертной оценки.

Гражданский служащий может выезжать за пределы Российской Федерации для исполнения служебных обязанностей только в рамках служебных командировок (п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона). Речь в данном случае идет не только о факте выезда в командировку, но и обо всех расходах, с ними связанных (проживание, питание и т.п.).

Исключение могут составлять выезды в зарубежные командировки на основе международных договоров, на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами иностранных государств, международными и иностранными организациями. В этих случаях не запрещается пользоваться услугами принимающей стороны по организации размещения, питания, предоставления транспорта.

Соответственно, категорически запрещено выезжать в такие командировки за счет физических и юридических лиц (в том числе для участия в научных конференциях, симпозиумах, иных мероприятиях).

Гражданскому служащему запрещено использовать в неслужебных целях средства материально-технического обеспечения и имущество, а также передавать их другим лицам (п. 8 ч. 1 ст. 17 Закона). Имеется в виду использование оргтехники, средств коммуникации, иных видов оборудования или государственного имущества в рамках служебного времени или вне его в личных интересах или в интересах других лиц. Это может быть эксплуатация компьютера (в том числе с выходом в Интернет и использованием других его функций), средств коммуникации (телефон, факс и др.), множительной техники, использование с нарушением установленного порядка финансовых средств и т.п.

^ Данный запрет предусматривает два типа возможных правонарушений. В первом случае гражданский служащий может использовать материально-техническое обеспечение и имущество в личных целях, во втором - те же действия он может совершить в интересах других лиц. В качестве средства служебного обеспечения может рассматриваться и информация в связи с тем, что Закон неоднократно упоминает об обязанности гражданского служащего соблюдать установленные правила работы с предоставляемой в служебных целях информацией. Для привлечения гражданского служащего к ответственности за нарушение данного запрета не имеет значения, какой из названных вариантов использования имущества был применен.

Гражданскому служащему запрещено разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей (п. 9 ч. 1 ст. 17 Закона).

Под конфиденциальной информацией подразумеваются сведения не предназначенные для широкого доступа. Такая информация может стать доступной, например, для средств массовой информации, не будучи для этого предназначенной. Гражданский служащий, разгласивший подобные сведения, может и не иметь корыстных интересов, тем не менее нарушение запрета будет налицо. Наличие же материальной заинтересованности может стать при выборе мер ответственности для гражданского служащего квалифицирующим фактором.

Запрет на разглашение и использование конфиденциальной информации в целях, не связанных с гражданской службой, означает обязанность гражданского служащего не разглашать в период гражданской службы, не представлять и не использовать после увольнения с гражданской службы конфиденциальную информацию в интересах организации или физических лиц.

Практическая реализация мер, направленных на недопущение разглашения гражданскими служащими сведений, составляющих конфиденциальную информацию, предполагает реализацию ряда конкретных условий:

Во-первых, в каждом государственном органе применительно к конкретному гражданскому служащему должен быть определен соответствующий перечень сведений, составляющих конфиденциальную информацию.

Во-вторых, требование о неразглашении конфиденциальной информации (наряду со сведениями, составляющими государственную и служебную тайну) должно быть включено в должностной регламент гражданского служащего.

В-третьих, это требование должно быть продублировано в служебном контракте гражданского служащего в качестве одной из его основных обязанностей.

Гражданскому служащему запрещены публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности (п. 10 ч. 1 ст. 17 Закона).

Нарушение гражданским служащим данного запрета влечет за собой применение дисциплинарного взыскания, включая увольнение с гражданской службы. Меры ответственности за несоблюдение запрета должны быть соразмерны как содержанию публичных высказываний гражданского служащего, так и замещаемой им должности, а также характеру выполняемых функций.

Гражданские служащие в подавляющем своем большинстве практически не могут нарушить данный запрет, ибо далеко не все из них имеют возможность доступа, например, к средствам массовой информации (а если бы и имели, то основные обязанности гражданского служащего являлись бы для них как нравственными, так и правовыми барьерами).

В то же время многие гражданские служащие, являясь специалистами в различных отраслях науки, читают лекции в учебных заведениях, проводят диссертационные исследования, публикуют научные статьи по теме диссертаций. Преподавательская и особенно научная работа изначально предполагают анализ, оценку и подготовку предложений, направленных на совершенствование существующих общественных отношений. Соответственно можно сделать вывод, что в случае возникновения конфликтной ситуации, она должна быть оценена с учетом всех ее аспектов и с учетом соблюдения (или несоблюдения) гражданским служащим общих требований, предъявляемых к его поведению, соблюдению им основных обязанностей, установленных Законом.

^ Гражданскому служащему запрещено принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями (п. 11 ч. 1 ст. 17 Закона). Данный запрет исключает возможность получения гражданским служащим без письменного разрешения руководителя государственного органа почетные и специальные звания, ордена или другие знаки отличия иностранного государства. Запрет включает в себя в том числе и награды, почетные и специальные звания международных и зарубежных политических партий и не распространяется на присужденные за научные достижения.

Гражданские служащие также не имеют права принимать награды, премии, почетные и специальные звания от общественных или религиозных объединений. Этот запрет не носит абсолютного характера. Если в должностные обязанности гражданского служащего не входит взаимодействие с указанными объединениями и организациями, то для получения от них наград, почетных и специальных званий гражданскому служащему не требуется письменное разрешение руководителя государственного органа.

Закон запрещает гражданскому служащему использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации в свою пользу или в пользу других лиц, а также для агитации по вопросам референдума (п. 12 ч. 1 ст. 17 Закона).

Каждый гражданский служащий имеет право:

быть выдвинутым кандидатом на выборах на государственную (или общественную) должность непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с законодательством РФ;

зарегистрироваться в качестве кандидата и проголосовать по собственному выбору. Использование кандидатом, его доверенными лицами преимуществ должностного и служебного положения является основанием для отказа в регистрации (Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п. 6 ст. 45)).

Под этой нормой следует понимать возможность использования кандидатом организационных, финансовых и информационных средств, к которым кандидат имеет преимущественный или облегченный доступ благодаря своей должности и которые могут способствовать его избранию. С учетом такого понимания "использования служебного положения" запрещенными следует считать все действия гражданских служащих по привлечению лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных гражданских служащих к осуществлению в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидатов.

Гражданские служащие не вправе использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в т.ч. религиозных объединений для пропаганды отношения к ним (п. 13 ч. 1 ст. 17 Закона). В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Гражданские служащие при исполнении должностных обязанностей должны руководствоваться исключительно законодательством, а не решениями партий, политических движений и иных общественных объединений.

Данное требование полностью исключает возможность для гражданского служащего использовать свое положение для сбора средств на какие бы то ни было политические кампании; заниматься агитацией программ и задач политических партий, общественных объединений и движений при исполнении служебных обязанностей; использовать должностные полномочия в интересах создания позитивного или негативного имиджа политических партий и общественных объединений.

^ Между тем нельзя считать, что такой запрет ограничивает свободу совести, мысли и слова. Каждый гражданский служащий имеет право придерживаться любых взглядов, быть членом политической партии, но не может занимать в ней официальные руководящие посты.

Из упомянутых положений вытекает, что в личных делах гражданских служащих не может содержаться никаких записей об их политических убеждениях. Если такие записи имеются, гражданский служащий вправе настаивать на их исключении.

^ Закон также запрещает гражданским служащим использовать должностные полномочия для пропаганды отношения к религиозным организациям (п. 13, 14 ч. 1 ст. 17 Закона). Это означает, что гражданский служащий не вправе заниматься пропагандой отношения к той или иной религии, создавать те или иные структуры религиозных объединений в государственных органах.

Указанный запрет вытекает из Конституции РФ (ч. 1 ст. 14), согласно которой Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Гражданские служащие могут быть членами религиозных объединений и принимать добровольное участие в религиозных церемониях как граждане России, но не как представители государства или его органов.

Закон запрещает гражданскому служащему создавать или способствовать созданию в государственных органах структур политических партий, общественных объединений и религиозных организаций (п. 14 ч. 1 ст. 17 Закона). Это требование Закона основывается на одном из основополагающих принципов организации гражданской службы - департизации.

Исключением из этого запрета является право гражданских служащих создавать или способствовать созданию профессиональных союзов, ветеранских и иных профессиональных ассоциаций.

Профессиональные организации гражданских служащих имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий. Государственные органы и их руководители обязаны воздерживаться от всякого вмешательства, способного ограничить право гражданских служащих на создание профессиональных организаций или воспрепятствовать его законному осуществлению. В свою очередь, профессиональные союзы (ассоциации) гражданских служащих не имеют права вмешиваться в деятельность государственных органов по выполнению возложенных на них задач и функций.

^ Для гражданских служащих установлено исключение из правового механизма, предусматривающего варианты защиты трудящимися своих трудовых прав. Они не имеют права прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора (п. 15 ч. 1 ст. 17 Закона). Отличия здесь не только в самом предмете возникающих споров, но и по поводу условий их разрешения. Гражданские служащие ограничиваются запретом, которого нет для работников по общему найму, идет ли речь об индивидуальном трудовом споре или о коллективном трудовом споре (в том числе о такой его стадии, как забастовка).

Закон запрещает гражданскому служащему входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений (п. 16 ч. 1 ст. 17 Закона).

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ
"О некоммерческих организациях" под иностранной некоммерческой неправительственной организацией понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории РФ в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.

Иностранные некоммерческие организации, так же как и российские, могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории РФ через свои структурные подразделения - отделения, филиалы и представительства.

Возможность вхождения гражданских служащих в органы иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений может быть предусмотрена международным договором РФ или законодательством РФ.

^ Закон устанавливает запрет на занятие гражданскими служащими практически любыми видами деятельности, в том числе научной, преподавательской и иной творческой, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (п.17 ч.1 ст. 17 Закона).

Речь идет о запрете консультирования, чтения лекций, выступлений на семинарах, конференциях, проведения научных исследований, написания аналитических докладов и других форм участия гражданских служащих в оплачиваемых из иностранных финансовых источников работах. Запрет распространяется и на работу, которая оплачивается, в частности в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных международными и иностранными организациями, иностранными гражданами и лицами без гражданства для поддержки и развития общественных инициатив, науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации.