uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 3

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

«ЖИВЫЕ ПОТОКИ»

121614, г.Москва, Осенний бульвар, д.16, корп.6 тел/факс (495) 413-94-91


Анализ деятельности центра за 2011-2012 учебный год.

2011-2012 учебный год проходил в условиях перехода на новые формы финансово-хозяйственной деятельности и реализации условий, способствующих повышению качества деятельности центра в выполнении государственного задания по оказанию помощи детям, нуждающимся в психолого-медико-педагогической помощи.

Большая работа проделана по оформлению организационных отношений с обслуживающими организациями в связи с изменениям в нормативно-правовой базе. Принята новая редакция Устава, разработаны критерии качества деятельности центра и специалистов, разработаны локальные акты центра.

За прошедший учебный год помощь получили 3053 ребенка, в том числе 887 детей в Центре, 3053 ребенка на базе ОУ.

Основными клиентами центра по-прежнему являются дошкольники (527 человек, что составляет 59%) и дети младшего школьного возраста (244 человека, что составляет 28%).

Анализ статистических данных показал, что значительно улучшились показатели коррекционно-развивающей помощи детям. Это стало возможным благодаря внедрению инновационного алгоритма комплексного сопровождения детей, разработанного в ходе экспериментальной деятельности центра в раках ГЭП «Оптимизация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья», завершившейся в 2012г.

Уменьшилась доля однократных приемов с 1/2 до 1/4 части обратившихся детей по сравнению с предыдущими годами. Увеличилась доля детей с прошлых лет, что свидетельствует об увеличении постоянного контингента детей, доверии родителей.

Опрос родителей показал, что в 95% случаев они отмечают позитивные изменения в поведении детей. В этом году резко возросло количество положительных отзывов в интернете, на сайте, а также благодарственных писем родителей в адрес педагогов и администрации центра.

Коррекционный процесс в соответствии с новым алгоритмом деятельности сократился по срокам освоения программ детьми с проблемами развития. У 40% детей прогностический результат получен за 4 месяца вместо 8-ми месяцев. За счет этого увеличилась пропускная способность отдела коррекционной педагогики, очереди за помощью логопеда в центре впервые не стало в 2011-2012учебном году.

Налажена работа по наполнению, постоянному обновлению содержания сайта учреждения.

Социально-психологическая ситуация в обществе определила разработку и реализацию мероприятий, направленных на профилактику беспризорности и безнадзорности, ксенофобии и экстремизма, различных видов зависимостей, суицидальных наклонностей. Центр выступал в качестве разработчика, координатора, участника масштабных окружных социально-психологических акций, проводимых совместно с образовательными учреждениями.

С целью усиления профилактики конфликтных ситуаций, усиления работы по обеспечению психологической безопасности образовательной среды в образовательных учреждениях в центре разработано новое направление – служба медиации.

Базой развития данного направления является Окружное антикризисное подразделение. В процессе реорганизации подразделение расширено за счет объединения с отделением социально-педагогического сопровождения. Произошло обновление содержания деятельности антикризисного подразделения.

В 2011-2012 учебном году в центре функционировало 6 подразделений: окружное антикризисное подразделение, отделения психолого-педагогического сопровождения, коррекционной педагогики, художественно-эстетического развития, медицинского сопровождения и отделение кратковременного пребывания детей.

^ Кадровый состав Центра

Штатная численность центра составила 117,03 штатных единиц. Работают 99 сотрудника, в том числе 8 педагогов дополнительного образования с почасовой оплатой (за рамками штатного расписания).

Административный персонал : директор, заместители директора – 5 человек – по коррекционной работе, экономике, административно-хозяйственной деятельности, безопасности. Руководители структурных подразделений – 4 сотрудника.

Педагогический состав центра – 55 человек - методисты, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, педагог-организатор.

Вспомогательный персонал: врачи, медицинские сестры, документовед, секретарь-машинист, инженер по ЭВМ, технический редактор, техник, лаборант, администратор, художник-оформитель, рабочий по комплексному обслуживанию здания (уборщик), рабочий по комплексному обслуживанию здания (дворник), рабочий по обслуживанию зданий и сооружений, гардеробщик, инженер по ОТ и ТБ – 35 человек.

Из общего состава сотрудников 6 человек имеют ученую степень кандидата наук, 2 человека звание «Отличник образования». 3 педагога-психолога являются аспирантами педагогических ВУЗов.

2 человека прошли успешно экзамен на соответствие занимаемой должности (директор, социальный педагог).

^ Молодые специалисты

В 2011/2012 учебном году в центре работали 10 молодых специалистов: 3 педагога-психолога, 2 педагога дополнительного образования, 3учителя-дефектолога, учитель-логопед 1, социальный педагог 1, что составляет 18% от числа педагогических кадров.

За каждым молодым специалистом закреплен наставник, в течение всего учебного года работа проводится по плану, включающему знакомство с нормативной документацией специалиста, образовательной программой центра, системой междисциплинарного взаимодействия специалистов, обучение планированию деятельности, постановке целей, задач, заполнение и ведение отчетной документации, посещение занятий наставника и наставником занятий молодого специалиста, индивидуальное консультирование и методическая помощь в течение года.

В обязательном порядке молодые специалисты посещают все окружные мероприятия психологической службы.

Педагог-психолог Маркова О.Г. и логопед Шишова С.Е. участвовали в проведении открытых занятий, которое посетили методисты Лаборатории молодого специалиста окружного методического центра. Занятия были проведены на высоком профессиональном уровне, молодые специалисты получили высокую положительную оценку.

^ Взаимодействие с родителями

Одной из задач повышения качества оказания услуг ребенку и его семье является организация новых форм взаимодействия с родителями на основе формирования родительской компетентности, создания и внедрения программ по развитию личности родителей.

Большой популярностью у родителей пользуются консультации семейных психологов (1473 родителя), занятия «Коррекция детско-родительских отношений» (7 групп, 89 детей и их родителей), индивидуальное консультирование психологами по вопросам развития и обучения их детей.

Организация психологической поддержки родителей в Центре с целью развития родительской компетентности основана на следующих принципах:

1. Обеспечение информационной поддержки, которая предполагает предоставление родителям необходимой информации как о самих родителях так и об их ребенке (в том числе, работа рубрики сайта ЦПМСС «Живые потоки» «Вопросы и ответы»).

2. Для развития родительской компетентности недостаточно простой передачи знаний от психолога к родителю – важно организовать поддержку родителей на основе деятельностной составляющей – включение родителей в процесс самостоятельного открытия знаний приводит к более эффективному их усвоению (проведение детско-родительских групп).

3. Создание консультационно-рефлексивной поддержки, предполагающей работу с опытом родителей, их переживаниями, проблемами (проведение консультативной работы с родителями по проблемам обучения, воспитания и развития детей).

В работе с родителями использовались такие формы как анкетирование, тематические родительские собрания «Основы диалога  с ребенком: безусловное принятие, активное слушание и Я-сообщения»; «Влияние детско-родительских отношений на взаимоотношение между сиблингами»; «От детства  к детству – использование личного опыта в диалоге с ребенком»; «Гиперактивный ребенок», «Психологическая подготовка к школе», выпуски информационных стендов (оформлено 5 стендов); проведение совместных праздников («Новый год», «Праздник мам», другие тематические выступления); участие родителей в субботниках (9 чел.); помощь в формировании развивающей среды.

Тесное сотрудничество педагогов с родителями в процессе коррекционно-развивающих занятий позволило сократить сроки оказания помощи, а также улучшить показатели результативности работы с детьми.

Установление взаимопонимания, тесного контакта специалиста с родителями является необходимым условием успешной коррекционной работы. Педагог проводит занятия в присутствии родителя, объясняет конкретную задачу, обучает родителя умению наблюдать за изменением в развитии своего ребёнка.

Содержание работы по повышению уровня компетентности родителей включает:

  • Знакомство с этапами и закономерностями психофизического развития здорового ребёнка.

  • Объяснение родителям значения режима дня и создания условий для организации деятельности ребёнка.

  • Обучение родителей приёмам формирования речевых навыков.

  • Знакомство родителей с всевозможными специальными игровыми методами.

Организовать психолого-педагогическую помощь родителям, повысить уровень их компетентности в области педагогических знаний о закономерностях развития ребёнка, а главное привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе помог «экран выполнения домашних заданий».

Для педагогов Центра и родителей организована «Логопедическая гостиная», которая может работать также в режиме «он-лайн». По желанию и предложению родителей специалисты отдела коррекционной педагогики освещают вопросы, связанные с медицинским, психологическим и другими аспектами развития детей. Для подобных лекций приглашаются соответствующие специалисты Центра. В ходе работы «гостиной» родители успешно вовлекаются в коррекционный процесс, получают ответы на возникающие вопросы, знакомятся с современной литературой, раскрывающей содержание той или иной проблемы. Здесь родители не только приобретают знания, но и знакомятся с другими родителями, перед которыми стоят похожие проблемы.

Благодаря тесному взаимодействию с родителями, а также высоким показателям коррекционно-развивающей помощи возросло количество положительных отзывов о работе специалистов в интернете, на сайте, а также благодарственных писем родителей в адрес педагогов и администрации центра.

^ Диагностическое направление деятельности центра.

Одним из основных видов деятельности специалистов центра является диагностика: психологическая, педагогическая, медицинская.

Диагностика состояния ребенка входит в единый коррекционно-развивающий, профилактически и оздоровительный комплекс.

Причины по которым обращаются родители с детьми или образовательные учреждения в центр самые разнообразные. Это школьная неуспешность, проблемы общения, поведения, готовность к школьному обучению, нарушения детско-родительских отношений, психотравмы и посттравматические состояния, кризисные ситуации в детском и педагогическом коллективе, нарушений речи, письма и чтения (дисграфии, дислексии), нарушений речи (ОНР), заикания и другие проблемы.

^ Анализ причин обращений (по коду обращений)

Поведенческие нарушения

54

6%

ЗПР

126

7%

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

109

8%

Общее недоразвитие речи

98

12%

Эмоциональные нарушения

81

9%

Проблемы детско-родительских отношений

140

6%

Нарушение письма и чтения

51

17%

Комплексное обследование

46

5%

Учебные трудности обусловленные в основном педагогической запущенностью или особенностями воспитания

30

3.3%

Специфические нейропсихологические нарушения

30

3.3%

Готовность к школе

27

3%

Учебные трудности обусловленные в основном патогенетическими факторами

24

2.7%

Невротические нарушения

18

2%

Асоциальное (девиантное) поведение

16

1.8%

Смерть родных

10

1.1%

Экзистенциальные проблемы

9

1%

Подготовка к школьному обучению

7

0.8%

Запинки в речи, заикание

5

0.6%

Профконсультация

3

0.3%

Последствия жестокого обращения, насилия

2

0.2%

Интеллектуальное недоразвитие

1

0.1%

ИТОГО

887

100%


Первичная диагностика проводится с помощью компьютерной экспресс-диагностики «Диакомс», что позволяет объективно определить психофизиологическое состояние здоровья и основной профиль помощи ребенку.

Алгоритм комплексного сопровождения ребенка


autoshape 4





autoshape 6





autoshape 10





autoshape 13





autoshape 15





autoshape 16





autoshape 17autoshape 18


Психолого-педагогическая диагностика осуществляется с использованием материалов Белопольской Н.Л. «Психодиагностический комплект методик для детей от 6 до 11 лет», а также с помощью комплекта диагностический методик Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Диагностический комплект по оценке психического развития ребенка». Учитель-дефектолог определяет уровень актуального развития познавательной деятельности по практическому материалу для проведения психолого-педагогического обследования детей Забрамная С.Д., Боровик О.В.. Учитель-логопед определяет уровень речевого развития детей дошкольного возраста по методике Безруковой О.А., Каленковой О.Н.. Диагностика письменной речи проводится по методикам: О.А. Ишимовой, О.Б.Иншаковой, А.Н.Корнева.

За 2011-2012 учебный год специалистами было обследовано 887 детей от 2-х до 18 лет, из них учителями-логопедами и учителями-дефектологами было обследовано 471 ребёнок, на базе ГОУ СОШ № 659 учителем-логопедом было обследовано 72 учащихся.

По запросам образовательных учреждений округа специалисты центра проводят экспресс-диагностику психофизиологического состояния здоровья детей «Диакомс».

За прошедший год на базе ОУ и ДОУ обследовано 2028 детей, из них первично 934, повторно 1094 ребенка (№ 714, № 713, № 1133, № 1659, детский сад-школа № 1659).

По результатам мониторинга выявлены дети группа риска по психофизиологическим и медицинским проблемам, даны рекомендации для психологов и педагогов школ.

^ Коррекционно-развивающая работа с детьми

Коррекционно-развивающая работа с детьми является ключевой в деятельности центра.

На протяжении многих лет специалисты работали над созданием организационных условий, обеспечивающих оптимальный по временным затратам и высокой результативности коррекционно-развивающий маршрут в центре.

В процессе экспериментальной деятельности были разработаны и внедрены организационные условия, которые стали основой алгоритма комплексного сопровождения ребенка в центре. Это включение диагностического комплекса «Диакомс», назначение ведущего специалиста каждому ребенку в соответствии с выявленным первичным дефектом, работа психолого-медико-педагогического консилиума мини-консилиума специалистов.

Таким образом, за счет усиления взаимодействия специалистов разного профиля в новых формах работы значительно повысились показатели результативности коррекции отклонений у детей. Повысился контроль, возросла ответственность каждого специалиста за конечный (общий) результат комплексного сопровождения,

В 2011-2012 учебном году коррекционно-развивающей помощью охвачены 630 детей в возрасте от 3-х до 18 лет.

Основные направления психолого-педагогической коррекции: эмоционально-волевая сфера, познавательная сфера, поведенческая сфера, личностная сфера, коммуникативная сфера, психомоторная сфера, коррекция детско-родительских отношения. Основные направления педагогической коррекции касались познавательной деятельности, речевой деятельности (устной, письменной, коррекция заикания).

Программы, направленные на коррекцию основных сфер развития ребенка, утверждаются Научно-методическим советом центра, согласованные со специалистами окружного Методическим центра.

Программное обеспечение ежегодно обновляется и модифицируется в соответствии с результатами проделанной коррекционно-развивающей работы, а также анализом причин обращения. Большинство программ носит комплексный характер, поскольку сопровождение ребенка осуществляется несколькими специалистами, а дети имеют сочетанные нарушения.

Первичная диагностика проводится с помощью компьютерной экспресс-диагностики психофизиологического состояния детей «Диакомс». Далее ребенок направляется на диагностику к специалистам в зависимости от выявленных нарушений. Таким образом, определяется «ведущий специалист», который представляет ребенка на Психолого-медико-педагогическом консилиуме центра.

В состав ПМПк входят специалисты разного профиля: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, врач-психиатр, врач-невролог, врач-педиатр, социальный педагог.

Основная задача ПМПк - определить индивидуальный коррекционный маршрут ребенка в Центре, а также обсудить сложные индивидуальные случаи, отследить промежуточную и итоговую динамику состояния ребенка в процессе коррекционной работы.

Заседания консилиума проводится 2 раза в неделю.

В прошедшем году коррекционную помощь на базе центра получили 630 детей. Из них 531 ребенок, что составляет 87,3%, завершили курс занятий с положительной динамикой.

Коррекционно-развивающие занятия проходят с использованием сенсорной комнаты, сухих бассейнов, комплекса «Пертра», мягких игровых модулей, наборов для ролевых игр («Семья», «Зоопарк», «Транспорт», «Магазин» и др.) и наглядных пособий по теме занятий.



следующая страница >>