uzluga.ru
добавить свой файл


УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


ДОКЛАД

2002 год


О соблюдении прав и свобод человека и гражданина

в Калининградской области за 2001 год


ВВЕДЕНИЕ


Калининградской областной Думой 13 апреля 2000 года был принят Закон Калининградской области "Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области".

Состоявшиеся выборы депутатов областной Думы и выборы главы администрации (губернатора) Калининградской области В. Егорова в 2000 году и завершившееся после них формирование вновь избранной законодательной и исполнительной власти Калининградской области позволили областной Думе 22 февраля 2001 года решить вопрос о назначении Уполномоченного по правам человека в Калининградской области.

Введение в действие в марте 2001 года института Уполномоченного по правам человека в Калининградской области стало прорывом новой законодательной и исполнительной власти Калининградской области в реализации обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области.

Уполномоченный осуществляет реализацию Закона Калининградской области "Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области", строго руководствуясь Конституцией Российской Федерации, международными договорами и соглашениями, участницей которых является Российская Федерация, федеральным законодательством и законодательством Калининградской области.

В соответствии со статьей 10 ч. 1 Закона Калининградской области "Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области" Уполномоченный по правам человека в Калининградской области составляет общий ежегодный доклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области, который направляется в комиссию по правам человека при Президенте РФ, Уполномоченному по правам человека в РФ, в областную Думу и главе администрации (губернатору) Калининградской области.

Доклад за 2001 год - это первый ежегодный доклад Уполномоченного о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области.

Доклад содержит информацию органов государственной власти о социально - экономической ситуации в Калининградской области по различным направлениям, данные о письменных и устных обращениях граждан к Уполномоченному и мерах, принятых по результатам их рассмотрения, о взаимодействии Уполномоченного с органами государственной власти, органами местного самоуправления Калининградской области и общественными объединениями.

В представленном докладе Уполномоченным освещается состояние проблем в сфере прав человека в Калининградской области, анализируются причины нарушения прав и основных свобод, делаются выводы и даются рекомендации органам государственной власти и местного самоуправления Калининградской области, их должностным лицам, а также руководителям предприятий и учреждений с целью улучшения ситуации с соблюдением прав человека.


^ 1. ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ЧЕЛОВЕКА


В целях реализации общепризнанных принципов и норм международного права в области прав человека Уполномоченный при осуществлении своей деятельности руководствуется международными документами, Конституцией Российской Федерации, Федеральным Конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", Уставом (Основным Законом) Калининградской области, Законом Калининградской области "Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области", федеральным и региональным законодательством.

Обеспечение прав человека и основных свобод - определяющий фактор устойчивого развития Калининградской области как единственного субъекта Российской Федерации, непосредственно граничащего со странами, входящими в Европейский Союз или готовящимися вступить в него.

Деятельность института Уполномоченного не ограничивает компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в Калининградской области, а эффективно дополняет и расширяет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает восполнение государственных гарантий их защиты и способствует улучшению взаимоотношений власти и человека.

Уполномоченный содействует соблюдению на территории Калининградской области единых стандартов в сфере прав человека с учетом ее социальных и экономических особенностей, исторических, национальных, религиозных и культурных традиций.

В целях эффективной реализации Закона Калининградской области "Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области" Уполномоченным определены следующие основные направления своей деятельности:

- содействие в изменении взаимоотношений власти и человека в Калининградской области;

- содействие в создании в Калининградской области эффективной системы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина;

- содействие в создании в Калининградской области условий, позволяющих каждому защищать свои права и свободы всеми доступными средствами, не запрещенными законом.

Для оказания консультативной и экспертной помощи при Уполномоченном создан Экспертный совет, в состав которого вошли квалифицированные юристы, признанные специалисты и общественные деятели, обладающие необходимыми знаниями в области прав и свобод человека и гражданина.

Сформированный Уполномоченным в короткие сроки аппарат, состоящий из трех специалистов, организовал ведение приема граждан, работу с обращениями (жалобами) граждан и работу по обеспечению всех видов деятельности Уполномоченного.

В целях создания условий для эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области Уполномоченный встретился с главой администрации (губернатором) Калининградской области В.Г. Егоровым, председателем Калининградской областной Думы А.В. Никитиным, председателем областного суда В.И. Фалеевым, прокурором Калининградской области В.Ф. Чулковым, начальником УВД Калининградской области С.А. Кириченко, заместителем начальника отдела виз и разрешений УВД Калининградской области Н.И. Емельяновым, начальником УИН МЮ РФ по Калининградской области В.А. Заборовским, командующим КРУ ФПС РФ В.И. Проходой, начальником управления ФСБ РФ по Калининградской области Г.В. Корниловым, а также с руководителями правозащитных общественных объединений, руководителями общественных объединений ветеранов, вынужденных беженцев и переселенцев, репрессированных по политическим мотивам, а также с членами Совета Федерации профсоюзов Калининградской области и руководителями независимых профсоюзов.

В соответствии с Законом Калининградской области "Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области" Уполномоченный рассматривает обращения (жалобы) граждан и содействует в восстановлении нарушенных прав граждан.

В 2001 году за 9 месяцев Уполномоченным и сотрудниками его аппарата было рассмотрено 543 обращения, из них 319 письменных обращений (жалоб) граждан, 167 устных обращений в дни приема, 57 обращений при посещении муниципальных образований. Уполномоченным было разрешено 105 обращений граждан, 217 обращений передано должностным лицам, к компетенции которых относилось их разрешение по существу, по 221 обращению даны разъяснения. С уголовно - правовой сферой связано 144 обращения, 204 - с вопросами гражданского права и жилищного законодательства, 11 - с вопросами трудового права, 83 - с социальными и пенсионными проблемами, 2 - с вопросами конституционных процедур и административного права, 15 - по проблемам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, 27 - с проблематикой беженцев и вынужденных переселенцев, 57 обращений поступило по другим вопросам.

В 2001 году Уполномоченный и его сотрудники выезжали в муниципальные образования: Черняховский район, Зеленоградский район, Светлогорский городской округ, город Мамоново и поселок Янтарный.

Обобщение итогов рассмотрения поступивших Уполномоченному обращений граждан на решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих свидетельствует о том, что в Калининградской области имеются случаи нарушения прав человека и пренебрежительного отношения отдельных должностных лиц и государственных служащих к гражданам, которые обратились к ним за защитой нарушенных прав и законных интересов.


^ 2. О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ЖИЗНЬ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ


В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность. Поэтому деятельность Уполномоченного по обеспечению государственной защиты конституционных прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность является приоритетной.

В Калининградской области сохраняется высокий уровень преступности.

По данным УВД Калининградской области, в 2001 году на территории Калининградской области зарегистрировано 24663 преступления.

В структуре преступности значительную часть продолжают занимать тяжкие и особо тяжкие преступления, общее количество которых достигло 15462 преступления. Правоохранительными органами Калининградской области возбуждено всего 1097 уголовных дел о преступлении против жизни и здоровья граждан.

В органы внутренних дел Калининградской области от граждан поступило 41962 заявления и сообщения о преступлениях. По всем поступившим от граждан заявлениям проведена проверка и принято решение в соответствии с уголовно - процессуальным законом. По заявлениям и сообщениям возбуждено 15952 уголовных дела. По 23444 заявлениям отказано в возбуждении уголовного дела, в том числе по 21706 в связи с отсутствием события или состава преступления. Для принятия решения по подследственности, в соответствии со ст. 126 УПК РСФСР, 3031 заявление передано в другие правоохранительные органы.

В подразделения западного УВД на транспорте поступило 796 заявлений о преступлениях.

Органами прокуратуры Калининградской области было рассмотрено и разрешено 2931 обращение граждан. Было выявлено и поставлено на учет 677 ранее незарегистрированных преступлений, по вопросам нарушения законов внесено 381 представление, по результатам рассмотрения которых 366 сотрудников милиции привлечены к дисциплинарной ответственности, в том числе 15 начальников городских и районных отделов внутренних дел.

Борьба с преступностью в Калининградской области должна стать одним из приоритетов государственной политики.

Основным содержанием отдельных обращений граждан, направленных в адрес Уполномоченного, являются жалобы на помещение без достаточных оснований их в изоляторы временного содержания и в следственный изолятор.

В 2001 году имелись 4 случая необоснованного доставления граждан в отделы внутренних дел. По всем имевшим место фактам необоснованного доставления граждан в ГОРОВД области были проведены служебные проверки, по результатам которых 4 сотрудника органов внутренних дел были привлечены к строгой дисциплинарной ответственности. Фактов ареста граждан без санкции прокурора, ограничения прав задержанных и арестованных на получение юридической помощи адвоката (защитника), предусмотренных ст. 46, 47 и 52 УПК РСФСР, и незаконного помещения граждан в вытрезвители и спецприемники не установлено.

Особую тревогу вызывает растущее количество без вести пропавших граждан.

В 2001 году в Калининградской области зарегистрировано 477 фактов без вести пропавших граждан. Разыскано за отчетный период 469. По всем заявлениям и сообщениям о пропавших без вести проводились проверки, в результате чего по 19 фактам возбуждены уголовные дела. Из них 17 возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ст. 105 ч. 1, 2 УК РФ (убийство).

В связи с наличием нарушений в органах внутренних дел Калининградской области при решении вопросов о соблюдении законности при разрешении заявлений и сообщений о безвестном исчезновении граждан в адрес руководителей УВД, городских и районных отделов милиции прокуратурой Калининградской области внесено 11 представлений, по результатам рассмотрения которых 12 виновных оперативных работников были привлечены к дисциплинарной ответственности.

Органы внутренних дел Калининградской области решают одну из главных задач по обеспечению безопасности граждан. И очень важно, чтобы усилиями всех изменилось отношение рядового гражданина к трудной и ответственной службе сотрудников органов внутренних дел. Средняя заработная плата сотрудников органов внутренних дел в 2001 году составила: по федеральному бюджету - 2475 рублей, по милиции общественной безопасности - 1975 рублей (без учета компенсации за продпаек). В области создалось критическое положение с обеспечением жильем сотрудников милиции. По сведениям жилищно - бытовой комиссии, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит 816 семей, в том числе 87 сотрудников и их семей, имеющих право на внеочередное и первоочередное выделение жилья.

Сегодня уже видно, что необходимо разработать и принять региональную Программу развития системы правоохранительных органов Калининградской области.

Работа Уполномоченного с обращениями (жалобами) граждан и ведение приема граждан выявляют тенденцию разочарованности граждан о результативности деятельности органов внутренних дел по обеспечению государственной защиты конституционных прав граждан на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Основной причиной такой разочарованности по-прежнему являются случаи нарушения прав человека сотрудниками органов внутренних дел.

В адрес Уполномоченного поступили 2 жалобы по вопросам нарушения конституционного права на жизнь.

Петровская А.А. обратилась по вопросу отказа Балтийской районной прокуратурой г. Калининграда в возбуждении уголовного дела по факту смерти ее внука Загороднего А.С. 1974 года рождения (предполагая, что ее внук скончался от нанесенных побоев). После обращения Уполномоченного к прокурору Калининградской области была проведена дополнительная проверка. Проведенная проверка подтвердила обоснованность выводов эксперта о причине смерти.

Радионова Р.И. обратилась с жалобой на постановление следователя Черняховской районной прокуратуры о приостановлении предварительного следствия по факту ДТП, в результате которого погиб ее внук В. Радионов 1986 года рождения. После обращения Уполномоченного к прокурору Калининградской области вышеуказанное постановление было отменено.

Создание условий для эффективной деятельности органов внутренних дел - одно из важных направлений государственной политики по обеспечению конституционных прав граждан на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.


^ 3. О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

И ОХРАНЕ ГОСУДАРСТВОМ ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ


В соответствии со статьей 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. В соответствии со статьей 22 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

По данным УВД Калининградской области, в 2001 году правоохранительными органами Калининградской области было возбуждено 32 уголовных дела о преступлении против свободы, чести и достоинства личности и 70 о преступлении против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Проблема недозволенных методов воздействия на задержанных, подозреваемых, обвиняемых и свидетелей остается одной из острейших, потому что в большинстве случаев это допускают сотрудники структур, которые созданы для того, чтобы защищать человека, его права и свободы.

В ходе борьбы с преступностью правоохранительные органы не должны вступать на путь беззакония. Поэтому произвол со стороны их работников в отношении граждан недопустим. Зачастую в органах внутренних дел не соблюдаются требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств при расследовании уголовных дел, допускаются незаконные методы в отношении задержанных и арестованных в период предварительного следствия.

Поэтому сегодня нарушения прав человека сотрудниками органов внутренних дел являются одной из серьезных проблем в Калининградской области.

По данным УВД Калининградской области, в 2001 году сотрудниками милиции было допущено 5 фактов необоснованного применения физической силы и спецсредств при доставлении граждан в ОВД г. Калининграда. По всем фактам виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Необоснованное применение физической силы и спецсредств допустили 3 участковых уполномоченных Ленинградского РОВД и 2 сотрудника УГИБДД.

По данным прокуратуры Калининградской области, из числа задержанных освобождены в связи с избранием меры пресечения, не связанной с лишением свободы, 1796 лиц. Было выявлено 12 фактов необоснованного привлечения к уголовной ответственности лиц, уголовные дела в отношении которых впоследствии прекращены по реабилитирующим основаниям. Из 275 задержанных в 2001 году несовершеннолетних 140 в дальнейшем освобождено в связи с избранием меры пресечения, не связанной с арестом. 32 несовершеннолетних задержанных были освобождены из под стражи в связи с неподтверждением подозрения, а 8 - в связи с истечением сроков задержания. По фактам противоправных действий, злоупотреблений, превышения служебных полномочий, применения незаконных методов дознания и следствия в отношении сотрудников органов внутренних дел области прокурорами возбуждено 45 уголовных дел, из них 5 дел направлено в суд, 4 приостановлено, 13 находится в производстве, 18 прекращено без состава преступления и 5 - с составом. Всего к уголовной ответственности привлечено 28 сотрудников милиции, из них 13 осуждены, в том числе 13 за должностные преступления.

Поэтому в различные федеральные и областные инстанции часто поступают жалобы на недозволенные методы воздействия и процессуальные нарушения при проведении дознания либо предварительного расследования сотрудниками правоохранительных органов.

В 2001 году в адрес Уполномоченного поступило 9 обращений (жалоб) по вопросам нарушения права на свободу и личную неприкосновенность, жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание.

Недосып В.Е. и Соловьев А.В. обратились с жалобой о применении к ним недозволенных методов дознания сотрудниками ОВД г. Советска. После вмешательства Уполномоченного по фактам, изложенным в жалобе Соловьева А.В., прокуратурой Калининградской области возбуждено уголовное дело по статье 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). В ходе расследования факты превышения должностных полномочий не нашли своего подтверждения. По жалобе Недосыпа В.Е. прокуратурой г. Советска принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. После обращения Уполномоченного к прокурору Калининградской области данное решение было отменено и материал возвращен прокурору г. Советска для организации дополнительной проверки.

Черкашина Л.В. обратилась с жалобой на действия сотрудников медицинского вытрезвителя N 1 ОВД Центрального района г. Калининграда, которые, по ее словам, силой посадили ее в машину и продержали там длительное время. По запросу Уполномоченного УВД Калининградской области провело проверку, и прокурор Центрального района г. Калининграда вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Черкашина Л.В. вывод прокурора оспаривать отказалась.

Ковальский В.В. обратился с жалобой на незаконные действия (угрозы физического воздействия) сотрудников УБОП МВД РФ по Калининградской области. Уполномоченным жалоба Ковальского В.В. была передана на разрешение начальнику УВД Калининградской области. В ходе проверки факты, изложенные в жалобе Ковальского В.В., не подтвердились.

Василюк Ю.Н. обратился с жалобой на действия сотрудников УБОП МВД РФ по Калининградской области, которые при доставлении его к следователю беспричинно выкручивали ему руки. После обращения Уполномоченного к прокурору Калининградской области прокурором Ленинградского района г. Калининграда внесено представление начальнику УВД о наказании виновных сотрудников милиции.

Стачев А.И. сообщил о грубом отношении (нецензурная брань) к нему во время написания объяснения сотрудников ЛОВД на морском транспорте. Проведенная по запросу Уполномоченного проверка данный факт не установила.

Соколов С.В. в своем обращении заявил о нарушении закона в ИВС г. Советска (прием передач, пользование туалетом, кормление задержанных). Уполномоченным обращение Соколова С.В. было передано на разрешение начальнику УВД Калининградской области. Проведенная УВД Калининградской области проверка установила некоторые нарушения, по которым были приняты меры.

Уполномоченным сделан вывод о том, что правоохранительным органам необходимо менять стиль и методы работы, больше опираться на общественную поддержку в борьбе с преступностью и активно реализовывать свои права по обеспечению защиты граждан, их прав и основных свобод.


^ 4. О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЩЕНИЕ В СУД ЗА СУДЕБНОЙ ЗАЩИТОЙ


В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В Калининградской области 23 федеральных суда общей юрисдикции и 42 судебных участка мировых судей. Численность судей составляла 125 единиц. Вакантными были 2 должности судей Калининградского областного суда и 5 должностей судей в районных и городских судах области. Прекращены полномочия в отношении 15 судей. Нуждаются в улучшении жилищных условий 27 федеральных судей, а 6 судей не имеют жилья.

Судами общей юрисдикции в Калининградской области выполняется огромный объем работы, связанной с осуществлением правосудия и все возрастающим количеством дел, жалоб и материалов, поступающих для судебного рассмотрения.

Важным событием в жизни Калининградской области явилось введение в действие института мировых судей. Немаловажно и то, что Калининградским областным судом уже ведется строительство здания, предназначенного для суда присяжных, введение которого на территории Калининградской области планируется в 2003 году.