uzluga.ru
добавить свой файл
1

Детская школа искусств «Юбилейная»


ДОКЛАД

преподавателя теоретических дисциплин

Ясинской Валерии Эдуардовны

Тема: «Выразительность и изобразительность - два способа отражения действительности в музыке»


Краснодар

Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заряжает эмоциями». Язык души – так принято говорить о музыке. Она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека.

Материалом музыки является звук, который возникает из колебания струны, столба воздуха (у духовых инструментов), мембраны-кожи, пузыря, металла, дерева. Звуки (как и ритмы) – явление самой природы: пение птиц и голоса животных и людей, журчание воды и т.д. Таким образом устанавливается связь со звуковой природой речи человека, с эмоциональным миром его.

Звуки природного происхождения не есть музыкальное искусство. Они должны обладать определенной высотой, длительностью, громкостью и тембром.

Процесс формирования художественного мышления ученика осуществляется на уровне обобщения музыкальных явлений. На основе ассоциаций с настроением человека, характером движения, зрительными и слуховыми впечатлениями от различных картин природы выявляются в доступной для детского восприятия форме средства музыкальной выразительности и изобразительности. Пониманию и развитию художественного воображения ребенка соответствуют: расширение круга переживаний и эмоций, нахождение ассоциативных параллелей между произведениями живописи и музыки. Для этого ребенок должен осознать свои переживания и уметь подобрать им адекватные определения.

Форма музыки – это организация отдельных звуков, звучаний, интонаций (интервалов) или музыкальных тем во времени. Музыка – искусство временное, разворачивающееся во времени, и ритм есть основной принцип её временной организации.

Характер интонаций, мотивов, контрастные сопоставления составляют драматургию музыкального процесса, придают ему особое художественное содержание и художественную целостность. В этом смысле музыка (её форма) всегда есть процесс (Б. Асафьев).

Звуковая изобразительность (звукоподражание) – наиболее простой путь воссоздания звуками образа внешнего мира, в том числе мира природы. При интонировании в младших классах можно ориентировать учеников на знакомые элементарные примеры: нисходящая терция – пение кукушки, восходящая кварта – сигнал трубы и т.д.

Привлекая внимание детей к отдельным элементам, имеющим звукоподражательный характер, целесообразно связывать их с определенными интонационными оборотами, направлять внимание учеников на их запоминание.

Воспроизведение различных комбинаций освоенных двухтактовых ритмических рисунков может усложняться требованием исполнить их в разнообразных темпах динамики. Например, воспроизведение небольших ритмических построений, основанных на повторении фраз в контрастной динамике и разных регистрах, напоминает перекличку в горах или ауканье в лесу.

Используя для диктанта элементарное мелодическое движение (например, нисходящее или восходящее движение по звукам тетрахорда) целесообразно включить две одинаковые фразы, вторая из которых может быть исполнена в другой динамике. После записи мелодии следует исполнить её в соответствующем характере и динамике. Это важно для воспитания у детей правильного отношения к записи диктанта как к записи мелодии, которую можно разучить потом по нотам, подобрать с аккомпанементом, с импровизированным ритмическим сопровождением.

В работе над слуховым анализом ученик должен прийти к выводу о том что в любом программном произведении с элементами изобразительности главным является передача отношений человека к отражаемым явлениям. Их передача связывается с образами движения, с речевыми интонациями, которым подражает композитор.

Определяя средства достижения выразительности, необходимо обратить внимание на соответствие характера речевой и музыкальной интонации создаваемого образа. Например, в пьесе Чайковского "Новая кукла" в числе иных средств выразительности следует отметить преобладание восходящего движения, создающего радостное возбуждённое состояние девочки.

Для пьесы "Болезнь куклы", напротив более характерна нисходящая направленность мелодического движения. Сравнивая эти произведения ученики должны отметить и другие средства выразительности показывающие настроение пьесы: темп, динамику, выбор композитором лада. Следует выявить их значение для создания образов.

Один из изобразительных приёмов музыки - это передача характера движения: приближение или удаление зрительных образов. Учащиеся младших классов хорошо воспринимают такие пьесы как "Утро" Грига, "Баба Яга" из "Детского альбома" Чайковского.

Анализ произведений должен быть направлен на формирование музыкально-образных ассоциаций, связанных с движением. В первой пьесе перенесение мелодии в более низкий регистр способствует возникновению ассоциаций со взглядом пастуха с горы, наблюдающим всё новые изменения в просыпающейся природе. Во второй пьесе завершающее построение в более высоком регистре создаёт ощущение того как Баба Яга улетает в ступе.

Звукоизобразительность в музыке больше всего другого приближает её к природному миру. Эту способность имитировать явления природы использовали многие композиторы. Например, пение птиц изучал и записывал в нотах О. Мессиан, изображал в пьесах "Петухи и куры", "Птичник", "Кукушка в глубине леса" К. Сен-Санс в "Карнавале животных", Н. Римский-Корсаков в опере "Снегурочка"; плеск волн, журчание ручья можно услышать в произведениях Н. Римского-Корсакова (изумительное изображение шума волн набегающих на берег в произведении "Океан -море синее"), в произведениях К. Дебюсси, М. Равеля; бурю, раскаты грома, порывы ветра (Бетховен "Пасторальная симфония"). Музыка может подражать и иным проявлениям жизни, передавать с помощью музыкальных инструментов звуковые реалии окружающей нас жизни: выстрелы, бой часов, колокольный звон, и многое другое.

В основе восприятия контрастных образов в одном произведении могут лежать аналогии с развёртыванием сюжета. В ряде случаев образный контраст может соответствовать членению произведения на части. В доступной форме необходимо разъяснить ученикам возможность различных вариантов этого контраста: в одних случаях изменение материала связано с появлением нового оттенка в настроении, в другом - со сменой характера персонажа.

В процессе анализа ученики должны определить, какие из средств выразительности подверглись изменению при переходе к контрастной части. Различие может быть выражено в динамике, регистре, изменении лада, характере изложения музыкального материала. Важно при этом подчеркнуть, что разные образы имеют и общие черты, которые в музыке реализуются в единстве темпа.

В творческих заданиях рекомендуется активизировать самостоятельность учеников в выборе средств музыкальной выразительности.

В соответствии с заданным настроением, характером ученики должны варьировать динамику, темп, штрихи в разученных ранее мелодиях. Аналогичное задание может быть выполнено и в письменном варианте.

Восприятие элементов изобразительности в музыке связано с расширением представления ученика о том многообразии явлений, которые могут быть отражены при помощи музыкального искусства. Можно провести параллель между изобразительным творчеством художника, который пишет красками, и творчеством композитора, отражающего мир с помощью звуков.