uzluga.ru
добавить свой файл
1

Приложение № 1

к письму Управления Росреестра

по Республике Коми

от______________№_________


Доклад об осуществлении государственного земельного контроля и эффективности такого контроля Управлением Росреестра по Республике Коми

в 2011 году



  1. Состояние нормативно-правового регулирования в сфере государственного земельного контроля



Главной задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения требований земельного законодательства в целях рационального использования и охраны земельных ресурсов, защиты государственных и общественных интересов, а также граждан и юридических лиц в сфере земельных отношений.

Правовую основу осуществления государственного земельного контроля составляют:

Конституция Российской Федерации;

Земельный Кодекс Российской Федерации;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;

Федеральный закон Российской Федерации от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»;

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»; 

постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле»; 

постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». 

приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; 

приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; 

приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 02.10.2009 № 319 «О порядке формирования ежегодного сводного плана проведения органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Ответы на вопросы о практике применения судами кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жилищного и земельного законодательства, иных федеральных законов (утверждены Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2005 года).

Нормы Федерального закона № 294-ФЗ регулируют отношения по организации осуществления государственного контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и не регулируют отношения о проведении контрольно-инспекционных мероприятий в отношении граждан.

Новый Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный приказом Министерства экономического развития от 30.06.2011 № 318, также не регулирует проверки в отношении физических лиц. Кроме того некоторые положения регламента уже не соответствуют положениям Федерального закона № 294-ФЗ.


2. Организация государственного земельного контроля


Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и Федеральное агентство геодезии и картографии были упразднены с 1 марта 2009г. и функции данных упраздненных федеральных агентств переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 было утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, которое введено в действие с 30 июня 2009 года.

Государственные инспекторы по использованию и охране земель Управления Росреестра по Республике Коми были назначены по приказу руководителя Управления от 14.05.2010 № 25-од и впоследствии в данный приказ вносились соответствующие дополнения и изменения по причине изменения кадрового состава гражданских служащих. Количественный состав государственных инспекторов по использованию и охране земель Управления Росреестра по Республике Коми составляет 40 человек, в том числе: 12 - главных государственных инспекторов, 18 - заместителей главных государственных инспекторов.

Мероприятия по государственному земельному контролю осуществлялись в соответствии с планом проведения проверок соблюдения земельного законодательства на 2011 год, утвержденным руководителем Управления, на основании распоряжений о проведении проверки.

Основные и вспомогательные функции:

составление планов проверок;

прием и анализ документов о наличии признаков нарушений земельного законодательства;

оформление распоряжения о проведении проверки;

направление уведомления о предстоящей проверке;

обследование земельного участка (при выездной проверке);

составление акта проверки;

составление предписания об устранении нарушения;

возбуждение дела об административном правонарушении;

формирование материалов административного дела;

подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении;

рассмотрение дела об административном правонарушении;

вынесение постановления по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении и предписания об устранении нарушения земельного законодательства;

рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и вынесение решения по жалобе (в случае ее поступления);

контроль исполнения постановления о назначении административного наказания (контроль за уплатой административного штрафа);

контроль исполнения предписания об устранении нарушения (проведение внеплановой проверки исполнения предписания);

составление акта проверки с указанием сведений об устранении нарушения (в случае устранения нарушения);

составление акта проверки с указанием сведений о неустранении нарушения и возбуждение дела об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, направление протокола в составе административного дела на рассмотрение в суд.

Государственный земельный контроль осуществляется государственными инспекторами по использованию и охране земель в соответствии со ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном Положением о государственном земельном контроле, утвержденным Постановлением Правительством РФ от 15.11.2006 № 689, в соответствии с Положением об Управлении Росреестра по Республике Коми, Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю, утвержденным приказом Министерства юстиции РФ от 27.12.2007 № 254 и новым Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным приказом Министерства экономического развития от 30.06.2011 № 318, должностными регламентами руководителей и специалистов отделов и структурных подразделений.

В целях улучшения взаимодействия с природоохранными, сельскохозяйственными и иными заинтересованными органами в 2011 году проводились комплексные проверки использования и охраны отдельных категорий земель.

Инспекционные проверки осуществлялись во взаимодействии с органами сельского хозяйства, архитектуры, комитетами по охране природы, администрациями муниципальных образований, Управлением Росприроднадзора по Республике Коми, Управлением Россельхознадзора по Республике Коми.


3. Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора)


Финансирование расходов на оплату труда государственных гражданских служащих Управления Росреестра по Республике Коми (далее – Управление) осуществляется из средств федерального бюджета в пределах установленного Росреестром фонда оплаты труда гражданских служащих.

Финансирование из средств бюджета для осуществления непосредственно контрольных функций не предусмотрено.

Финансовое обеспечение государственного земельного контроля (как на проведение проверок и закупку оборудования, так и на денежное содержание сотрудников Управления) не разделяется в зависимости от субъекта проверки, в связи с чем, выделить количество денежных средств, затраченных на осуществление функции по государственному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и граждан в 2011 году не представляется возможным.

В центральном аппарате Управления полномочиями по государственному земельному контролю в рамках структурного подразделения – отдела государственного земельного контроля, землеустройства им мониторинга земель, наделены 6 работников (фактическая численность работников составляет 7 единиц).

Штатная численность государственных инспекторов по использованию и охране земель составляет – 40 гражданских госслужащих, из них в центральном аппарате Управления – 7.

В 2011 году обучение по теме государственного земельного контроля не проводилось.

По фактическому выполненному объему функций по осуществлению государственного земельного контроля средняя нагрузка на одного госземинспектора составила 3 проверки в месяц. Главный государственный инспектор района, являясь одновременного по должности и регистратором, не проводит проверки соблюдения требований земельного законодательства. На территории муниципальных образований проверки осуществляет 1 госземинспектор, который также является не освобожденным от исполнения иных функций.

Эксперты и экспертные организации к проведению мероприятий по государственному земельному контролю в 2011 году не привлекались.


4. Проведение государственного земельного контроля


За 2011 год проведена 861 проверка соблюдения требований земельного законодательства на площади 346 га, из них 336 проверок соблюдения требований земельного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в т. ч. 277 плановых проверок, 59 внеплановых, из них 43 проверки по исполнению предписаний, 1 при возникновении угрозы причинения вреда окружающей среде, 13 проверок осуществлено прокуратурой с привлечением специалистов Управления, 1 по требованию прокуратуры, 525 проверок проведено в отношении физических лиц.

Выявлено 258 нарушений земельного законодательства на площади 41 га, в том числе 51 по юридическим лицам на площади 22,6 га, из них 41 по индивидуальным предпринимателям и коммерческим структурам, по гражданам – 145 на площади 9,2 га, по должностным лицам – 62 на площади 9,2 га.


5. Действия государственных инспекторов по использованию и охране земель по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений.


По фактам выявленных нарушений оформлено и передано на рассмотрение материалов по нарушениям земельного законодательства – 165 административных дел.

Выдано 185 предписаний по устранению нарушений земельного законодательства.

Вынесено 3 предупреждения о возможном прекращении прав на землю и представления об устранении причин и условий совершения правонарушений.

Представления об устранении причин и условий совершения правонарушений не выдавались.

Количество лиц (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), в отношении которых возбуждены дела об административных правонарушениях – 41.

Устранено нарушений земельного законодательства 136 на площади 274,9 га.

Количество исполненных представлений об устранении причин и условий совершения правонарушений – 0.

Количество исполненных предупреждений о возможном прекращении прав на землю – 0.

Прекращено прав на землю – 0.


6. Анализ и оценка эффективности государственного земельного контроля.


Раздел содержит показатели эффективности государственного земельного контроля, рассчитанные на основании сведений, содержащихся в форме федерального статистического наблюдения № 1-контроль, а также данные анализа и оценки указанных показателей.

Для анализа и оценки эффективности государственного земельного контроля используются следующие показатели:

выполнение утвержденного плана проведения плановых проверок (в процентах от общего количества запланированных проверок) – 97;

доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых государственными инспекторами по использованию и охране земель были проведены проверки (в процентах от общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Коми) – 1;

доля проведенных внеплановых проверок (в процентах от общего количества проведенных проверок) – 18;

доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда, жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда (в процентах от общего количества проведенных внеплановых проверок) – 2;

доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах от общего числа проверенных лиц) – 0;

доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений (в процентах от общего количества проведенных внеплановых проверок) – 0;

доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах от общего числа проверенных лиц) – 0;

доля выявленных при проведении внеплановых проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний (в процентах от общего числа выявленных правонарушений) – 11;

доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях (в процентах от общего числа проверок, в результате которых выявлены правонарушения) – 53;

доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные взыскания, в том числе по видам наказаний (в процентах от общего числа проверок, в результате которых выявлены правонарушения) – 53;

доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений материалы переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел (в процентах от общего числа проверок, в результате которых выявлены правонарушения) – 0;

доля заявлений органов государственного контроля (надзора), направленных в органы прокуратуры, о согласовании проведения внеплановых проверок, в согласовании которых было отказано в связи с нарушением порядка и отсутствием оснований для проведения таких проверок (в процентах от общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений) – 0;

доля проверок, проведенных государственными инспекторами по использованию и охране земель с нарушением требований законодательства о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания (в процентах от общего числа проведенных проверок) – 0;

доля проверок, по итогам которых результаты признаны недействительными (процент от общего количества проведенных проверок) – 1;

доля уплаченных (взысканных) административных штрафов к наложенным (в процентах от общей суммы наложенных штрафов) – 55.

В 2010 году показатели деятельности Управления Росреестра по Республике Коми по исполнению государственной функции по государственному земельному контролю рассчитывались в соответствии с приказом Росреестра от 06.07.2010 № П/0344/10 «О показателях деятельности Управлений Росреестра по субъектам Российской Федерации по исполнению государственной функции по государственному земельному контролю».

В соответствии с данной отчетностью за 2011 год общие показатели деятельности Управления по осуществлению государственного земельного контроля составили:

1. Устраняемость выявленных правонарушений – 81% (2010 - 157%).

2. Исполняемость вынесенных предписаний об устранении нарушений земельного законодательства – 121% (2010 - 197%).

3. Полнота взыскания административных штрафов – 83% (2010 - 85,5%).

4. Выполняемость планов проверок земельного законодательства – 86% (2010 - 90%).

Основной причиной не проведения плановых проверок является неявка проверяемых лиц на проверку, случаи отсутствия надлежащего уведомления лица о проведении проверки (заказное письмо вернулось без вручения за истечением срока хранения, выбытие адресата).

5. Обоснованность вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях – 95% (2010 – 100%). Отменены два постановления о наложении административного штрафа.

6. Показатель занятости госземинспекторов в среднем составил - 42% (2010 – 41%)

Данный показатель не является объективным, в расчет введен коэффициент 26 (количество проверок на одного госземинспектора в квартал), который применяется не только для рядовых госземинспекторов, но и для главных госземинспекторов и их заместителей, являющимися начальниками территориальных отделов и их заместителями. При этом главные госземинспекторы не проводят проверки в силу своей загруженности другими обязанностями, в том числе не связанными с осуществлением государственного земельного контроля. Следует отметить, что и рядовые госземинспекторы также выполняют обязанности, отличные от обязанностей госземинспекторов.

7. Обоснованность сведений – 87% (2010 - 56,2%).

8. Состояние законности на земельных участках, включенных в ежегодный план проверок – 22% (2010 - 15,7%).


7. Выводы и предложения по результатам государственного

земельного контроля


В 2011 году Управлением осуществлен ряд мероприятий, нацеленных на совершенствование осуществления функции государственного земельного контроля.

На 2011 год был утвержден План-график проверок и оказание помощи специалистам территориальных отделов, осуществляющим функции по государственному земельному контролю.

По результатам проверок обобщены выявленные недостатки и направлены для руководства в работе в территориальные отделы Управления.

Во исполнение решения коллегии Росреестра от 17.05.2011 проведено оперативное совещание о состоянии работы по осуществлению государственного земельного контроля и мерах по повышению его эффективности. По решению оперативного совещания подготовлено информационное письмо в органы местного самоуправления о порядке взаимодействия в целях пресечения и профилактики земельных правонарушений.

В 2012 году в целях повышения эффективности государственного земельного контроля необходимо укреплять взаимодействие с органами местного самоуправления и другими контролирующими органами, обеспечить государственных инспекторов по использованию и охране земель техническими средствами; освободить их от исполнения иных обязанностей; установить на уровне федерального закона статус государственного инспектора по использованию и охране земель; обеспечить их государственную и социальную защиту.

По совершенствованию нормативно-правового регулирования необходимо:

- привести новый Административный регламент и Положение о государственном земельном контроле в соответствие с действующим законодательством;

- утвердить образцы документов, необходимых для осуществления государственного земельного контроля;

- разработать регламент взаимодействия с органами местного самоуправления;

- разработать порядок осуществления государственного земельного контроля в отношении физических лиц;

- наделить должностных лиц Росреестра возможностью самостоятельно обращаться в суд с заявлением о принудительном прекращении права на земельный участок (или его часть) при выявленных земельных правонарушениях;

- регламентировать порядок направления извещений и уведомлений в рамках административного производства, а также понятие надлежащего уведомления.

Кроме того, необходимо обратить внимание на органы местного самоуправления и органы власти в части соблюдения требований действующего законодательства при принятии данными органами незаконных актов в сфере земельных отношений. Следует установить обязанность органов, издающих акты по вопросам земельных отношений, незамедлительно представлять такие акты госземинспекторам для проверки их законности. Возможно, надо ужесточить норму Положения о госземконтроле и направлять в эти органы не предложения об устранении выявленных нарушений, а обязательные к исполнению требования. Нужно также наделить госземинспекторов правом обращения в суд с заявлением о признании таких актов незаконными, и не только когда речь идет о предпринимательских или иных экономических отношениях.


И.о. руководителя В.М. Фролов