uzluga.ru
добавить свой файл
1

СЛАЙД №1 Заставка


Уважаемый Александр Александрович, уважаемые члены консультативного совета!


Представляю Вашему вниманию доклад на тему «О ситуации, сложившейся в регионе деятельности Самарской таможни в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом в целом и 27 группы товаров в частности».

СЛАЙД №2 Статистика


В начале своего выступления я хотел бы познакомить Вас с некоторыми статистическими данными, приведенными на слайде. Как видно из представленных слайдов, около трети декларируемых на вывоз товаров перемещаются железнодорожным транспортом. Причем номенклатура перемещаемых товаров достаточно разнообразна. То есть железнодорожные перевозки играют важнейшую роль во внешней торговле предприятий Самарской области. А раз так, то следует с особым вниманием рассмотреть вопрос о сложившейся ситуации при совершении таможенных операций в отношении товаров, вывозимых железнодорожным транспортом.

В конце 2012 года к нам поступила информация о том, что ряд предприятий несут серьезные убытки при экспорте товаров железнодорожным транспортом. Причем эти убытки вызваны длительностью совершения таможенных операций, и как следствие - необходимостью оплачивать участниками ВЭД дорогостоящего простоя вагонов.

Несмотря на то, что данная информация об издержках официально к нам не поступала, тем не менее для нас это стало сигналом пристально посмотреть на данный вопрос.

Цифры - вещь упрямая, поэтому самый очевидный и наглядный вариант исследования - это статистические данные. Мы произвели расчет среднего времени совершения таможенных операций в отношении товаров, вывозимых железнодорожным транспортом. На слайде Вы видите полученные результаты.


^ СЛАЙД №3 Средние сроки совершения таможенных операций в отношении товаров, вывозимых железнодорожным транспортом.


Данный слайд со всей очевидностью показывает что средний срок совершения таможенных операций - а в качестве такового мы брали время от регистрации декларации до ее выпуска - существенно ниже срока, установленного статьей 196 Таможенного Кодекса Таможенного союза. Тогда возникает вопрос, откуда появилось такое мнение, что процесс помещения вагона под таможенную процедуру несет в себе необходимость оплачивать длительный простой. Совместно с Куйбышевской РЖД мы провели анализ сроков от подачи вагона под погрузку до его возврата (уже загруженного) на станцию отправления.

Посмотрите на слайд.


^ СЛАЙД №4 Сроки загрузки вагона № 57031346


На нем приведена реальная история в отношении одного вагона, помещаемого под таможенную процедуру экспорта. Здесь четко прослеживается, что само декларирование заняло весьма небольшой промежуток времени, а все остальное время - это время его нахождения на предприятии при подаче под загрузку. И данный пример не еденичен.

Нет, я вовсе не утверждаю что процесс совершения таможенных операций не оказывает негативного влияния на издержки предприятия. Случается, что сроки выпуска товара затягиваются на достаточно длительный период времени. И причины здесь могут быть как объективными (например при взятии проб и образцов либо при проведении фактического контроля) так и субъективными. В последнем случае (то есть в случае задержки выпуска декларации по вине инспектора) к виновным должностным лицам нами принимаются самые серьезные меры.

Но сегодняшнее мое выступление направлено не на то чтобы выяснять кто прав кто виноват. Цель выступления - показать (а я думаю что данный слайд наглядно это показывает) что минимизировать издержки одним лишь сокращением срока выпуска нельзя. Необходимо более комплексно подходить к проблеме. Руководители предприятий должны задуматься не только о том, сколько времени тратиться на помещение товара под выбранную процедуру, но и пристально посмотреть на то что происходит на самом предприятии, определить области для улучшения в работе своих подразделений и служб.

В своем докладе Виктор Васильевич говорил о том, что на таможенный орган возложены серьезные задачи, и в первую очередь - это полнота взимания таможенных платежей и соблюдение мер нетарифно-экспортного контроля. Поэтому сроки выпуска до бесконечности снижаться не могут, есть определенный предел, перешагнув который мы просто потеряем в качестве таможенного контроля, что как Вы понимаете - для нас не приемлемо.

Поэтому надо активно использовать те технологии, те виды декларирования, которые позволяют сделать процесс таможенного контроля менее обременительным для участника ВЭД.


^ СЛАЙД №5 Упрощения, допускаемые при декларировании товаров, вывозимых железнодорожным транспортом.


На слайде Вы можете увидеть перечень таких технологий. Это в первую очередь - периодическое, временно-периодическое декларирование, неполное декларирование а также использование неполных железнодорожных накладных.

В той или иной мере указанные технологии активно Вами используются, здесь я просто напоминаю о таких возможностях и призываю использовать их как можно более активно. Это позволит как Вам сократить сроки прохождения таможенных операций, так и нам, в условиях идущей реорганизации таможенных органов, осуществлять свои функции без потери качества таможенного контроля.

И в заключение выступления я хочу немного рассказать о перспективах, связанных с внедрением электронного декларирования и электронного документооборота.

В 2010 году в Приволжском таможенном управлении (и в том числе в Самарской таможне) совместно с Куйбышевкской железной дорогой началась работа по организации электронного документооборота между железной дорогой и таможенными органами. Была создана совместная рабочая группа, которая разработала пакет документов, направленный в дальнейшем в ФТС России и ОАО РЖД.


^ СЛАЙД №6 Пример электронного документооборота при вывозе товаров железнодорожным транспортом.


Сейчас проект перешел на этап опробирования в условиях, приближенных к реальным. С конца 2012 года происходит "обкатка" электронного документооборота при вывозе товаров. С мая 2013 в отношении товаров, ввозимых железнодорожным транспортом в адрес ЗАО Таркетт, будет запущен эксперимент по организации электронного взаимодействия с железной дорогой при ввозе товаров. И в том и в другом случае Самарская таможня попала в зону действия пилотного проекта, уже наработаны первые результаты, уже можно сделать первый но зато самый главный вывод - организация электронного документооборота между предприятиями железной дороги и таможенными органами является вполне выполнимой задачей. Так что, уверен, со временем эксперимент перестанет быть экспериментом и станет обыденностью. Но для того чтобы получить максимальную отдачу, необходимо налаживать электронное взаимодействие на всех уровнях, в том числе и при электронном декларировании, при электронном взаимодействии со складами временного хранения и так далее. А это уже зависит не только от таможенных органов, но и от Вас, уважаемые участники внешнеэкономической деятельности, от Вашей готовности участвовать во внедрении перспективных технологий несмотря на те трудности, которые всегда имеются в начале пути.

СЛАЙД №7 Заставка


На этом разрешите считать свой доклад законченным, спасибо за внимание.