uzluga.ru
добавить свой файл

ДИАГНОСТИКА ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ
И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ



Проявление отклонений

Нарушения
поведения

Проявления

Нарушения отношения к учебной деятельности

Рассеянность, невнимательность на уроках, невыполнение домашнего задания, отказы отвечать на уроках, неуспеваемость, недисциплинированность на уроках, опоздания, пропуски занятий, постоянное списывание, плохое состояние книг, тетрадей, других учебных пособий

Нарушения отношений с учителем

Конфликтность, грубость, агрессивность, невыполнение требований, нарушение дисциплины, угодливость, вранье, игнорирование обращения, несдержанность, избегание контакта, демонстративность

Нарушения отношений с товарищами по учебе

Враждебность, мрачность, некоммуникабельность, обидчивость, демонстративность поведения, отказ участвовать в делах, неестественная веселость, отстраненность

Нарушение отношений в семье

Нежелание идти домой, побеги из дома, нежелание говорить о родителях, пренебрежительные или злые высказывания о семье или о ком-то из близких, семейные конфликты, отказ в помощи

Нарушение отношения к общественно-полезной деятельности

Равнодушие к мнению и делам коллектива, демонстративное отсутствие на мероприятиях класса, полная пассивность, безынициативность, отказ выполнять поручения, робость, растерянность перед любым поручением

Включенность в дезадаптированную неформальную группу

Хвастовство своими друзьями вне школы, побеги из дома, наличие вредных привычек, нехарактерных для семьи и школьных друзей, внешний вид, соответствующий определенным неформальным объединениям, увлечение делами, нехарактерными для школьной группы (футбольный фанатизм, музыкальные фанаты, религиозные секты и др.)

Нарушение отношений с окружающими

Неумение найти контакт с людьми, постоянные отрицательные поступки в отношении окружающих (стремление обидеть малышей, слабых животных), отказ сделать что-либо полезное для других, циничные высказывания, разговоры о ненужности жизни

Нарушение отношения к себе

При заниженной самооценке – робость, скованность, некоммуникабельность, молчаливость, отказ участвовать в делах класса, боязнь отвечать на уроках, излишняя робость при обращении. При завышенной самооценке – наглое поведение, выпячивание своего «Я» по любому поводу, недовольство оценкой знаний, стремление быть замеченным, подстрекательство к отрицательным поступкам


Возрастные особенности и трудновоспитуемость

Возрастные особенности
подростков

Ошибки и недостатки воспитания, искажающие возрастные особенности

Какие отрицательные качества могут при этом возникнуть

Социализация подростка, расширение сферы общения и изменение характера взаимоотношений. Чувство потребности в общении

Несформированность первичного коллектива, узость сферы общения, излишняя педагогическая опека или бесконтрольность поведения

Индивидуализм, эгоизм, недисциплинированность, зависть, черствость, невнимание к людям, неуважение к старшим

Интенсивное развитие самосознания

Отсутствие возможности применить в общих интересах свои силы и способности; пренебрежение индивидуальными особенностями, своеобразием подростка, отсутствие обучения методике самопознания и самовоспитания

Неадекватная самооценка, низкая требовательность к себе и завышенная к другим, неуверенность или самоуверенность

Рост физических сил, развитие трудового опыта

Нерегулярность труда и общественных поручений, нетребовательность к результатам работы

Трудовая и общественная пассивность, лень, иждивенчество, безответственность

Обостренная потребность в самовыражении и самоутверждении

Сковывание детской инициативы, самостоятельность, бедность духовной жизни классного коллектива

Стремление к уходу из поля педагогического контроля, безнадзорность, своеволие


Методы диагностики дезадаптации

Метод

Качество

Вопросник А. Басса и А. Дарк

Агрессия: физическая, косвенная, раздражение, негативизм, обидчивость, подозрительность, чувство ненависти

Модификация теста Розенцвейга

Фрустрация

Тест «Конфликтная ли Вы личность?»

Конфликтность

Патохарактерологический диагностический опросник

Акцентуация

Тест-опросник Шмишека

Акцентуация

Личностная шкала проявления тревожности

Тревожность

Тест школьной тревожности

Тревожность

Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник Спилбергера)

Тревожность

Опросник определения уровня невротизации и психопатизации (УНП)

Невротизация, психопатизация

Психодиагностический тест В. Мельникова и Л. Ямпольского

Невротизм, психопатизм, расторможенность, робость

Тест на определение чувства неуверенности в себе

Неуверенность в себе

Шкала одиночества (Д. Рассе, Л. Пепо, М. Фергюсон)

Одиночество: тревожность, социальная изоляция, депрессия, скука

Шкала депрессии (модификация Т. Балашевой)

Депрессия



^ Метод комплексной экспресс-диагностики особенностей семейной

атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям

(МЭДОР)


Часть I. Самодиагностика типового семейного состояния.

Инструкция, прочтите утверждения опросника. Если вы в общем с ним согласны, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если ваш выбор затруднен, поставьте на номере вопросительный знак. Помните, что вы характеризуете свое самочувствие в семье, и старайтесь отвечать искренне.

1. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мной.

2. Чувствую, как бы я ни поступил(а), все равно будет не так.

3. Я многое не успеваю сделать.

4. Так получается, что именно я оказываюсь виноват(а) во всем, что случается в моей семье.

5. Часто я чувствую себя беспомощным (беспомощной).

6. Дома мне часто приходится нервничать.

7. Когда я попадаю домой, я чувствую себя неуклюжим (неуклюжей) и неловким (неловкой).

8. Некоторое члены моей семьи считают меня бестолковым (бестолковой).

9. Когда я ________ ее время из-за чего-нибудь ___сживаю.

10. Часто я чувствую на себе критические взгляды членов моей семьи.

11. Иду домой и с тревогой думаю, что еще случилось в мое отсутствие.

12. Дома у меня постоянное ощущение, что надо еще многое сделать.

13. Нередко чувствую себя лишним (лишней).

14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.

15. Дома мне постоянно приходится сдерживаться.

16. Мне кажется, что если бы вдруг я исчез(ла), то никто бы этого не заметил.

17. Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, а приходится делать совсем другое.

18. Как подумаю о семейных делах, начинаю волноваться.

19. Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями и знакомыми.

20. Часто бывает: хочу сделать хорошо, но, оказывается, что вышло плохо.

21. Многое у нас в семье мне не нравится, но я стараюсь этого не показывать.


^ Обработка результатов

Обозначения: 1 ответ, обведенный кружком, равен 1 баллу , «Т» – тревога, «В» – чувство вины, «Н» – нервно-психическое напряжение, «С» – общая семейная тревога, «Д/з» – значение, при котором состояние диагностируется.


Бланк для ответов


Утверждения

Сумма баллов

Шкалы

Д/з

1

4

7

10

13

16

19




В

5

2

5

8

11

14

17

20




Т

5

3

6

9

12

15

13

21




Н

6







С

14



АЛГОРИТМ

работы социального педагога с неблагополучной семьей


1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);

2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;

3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;

4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;

5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации;

6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;

7-й этап: составление карты семьи;

8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения. Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.),

9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;

10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;

11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

Социальный педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию членов семьи.

Социальному педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.


^ Социально-педагогическая работа с различными типами семей


Семьи, в которых находятся опекаемые дети:

– выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения родителей;

– участие в обследовании условий жизни и воспитания детей;

– контроль за здоровьем и оздоровлением детей;

– поддержка семьи опекунов;

– работа с учителями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям;

– защита интересов опекаемых; законодательное просвещение.


^ Многодетные семьи:


– оказание необходимой помощи в получении пособий;

– психолого-педагогическое консультирование;

– профилактика асоциально-аморального поведения,

– организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (ГПД, благотворительная помощь и др.);

– законодательное просвещение.


^ Алгоритм изучения семьи

Приступая к работе с семьёй, социальный педагог должен предварительно изучить её по следующим параметрам:

– состав семьи, её структура (полная, неполная, с одним ребенком, многодетная, родители разведены и т. д.);

– жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность;

– воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный).


^ Характер взаимоотношений в семье:


– между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.);

– между другими членами семьи и ребёнком (слепое обожание, заботливость, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность),

– позиция ребенка в семье (педагогически оправданная; «кумир семьи», объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону; предоставлен самому себе, никто им не интересуется; запуган авторитарным отношением, не уверен в себе, избегает общения с родителями; находится на положении «Золушки»).


^ Положение ребёнка в семье:

– Я нужен и любим и люблю вас тоже;

– Я нужен и любим, вы существуете ради меня;

– Я нужен, но не любим и я от всей души хочу приблизиться к вам;

– Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.

Первые две позиции оптимальны для развития ребёнка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, признанием его права на свои вкусы, мысли, чувства.


^ Отношение ребёнка к родителям:


– дорожит семейными отношениями;

– родители авторитетны;

– относится пренебрежительно;

– остро переживает драму;

– тяготеет к одному из членов семьи.

Рекомендуется выделить те проблемы семьи, которые оказывают негативное воздействие на ребёнка, могут приводить его в состояние скрытых и явных конфликтов (отклонения в поведении членов семьи: алкоголизм, наркомания и т. д., низкий достаток, слабый воспитательный потенциал и т. д.).

Эти рекомендации носят достаточно общий характер, служат лишь канвой деятельности социального педагога. У каждой школы, семьи, окружающего ей социума - свои особенности, свои проблемы. А значит, у социальных педагогов есть поле для творчества, для обогащения этих рекомендаций.


^ ТИПЫ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ

Материалы к педагогическому совету


Отклоняющееся поведение подростков в социальном плане сопряжено с понятием «трудный подросток». Характеристики трудных подростков отличаются по возрастным условиям развития, видам и характеру отклонений в поведении, по их личностным качествам, интересам, склонностям, потребностям. В отечественной педагогической науке проблема типизации трудных подростков одна из самых актуальных. Рассмотрим характерные черты трудных подростков, то есть подростков с отклоняющимся поведением, опираясь на различные их классификации.

В основу первой квалификации положены типичные положительные и отрицательные нравственные и психологические качества и свойства изучаемых подростков.

С точки зрения данного подхода, первую группу составили учащиеся с пассивной жизненной позицией, замкнутые, угрюмые, недоверчивые, безвольные. В острых ситуациях они занимают позицию невмешательства, периодически вступают в конфликт с преподавателями и отдельными учащимися. Успевают они посредственно, пропускают уроки, домашних заданий не готовят, равнодушно относятся к труду. Могут поддаваться дурному влиянию и совершать дисциплинарные проступки, но могут и воздерживаться от них при наличии отвлекающих факторов. Охотно поддаются влиянию авторитетов как в отрицательном, так и в положительном отношении.

Ко второй группе были отнесены эгоисты, упрямые учащиеся, у которых полный разрыв между словом и делом, склонные скорее поддержать любой ценой дисциплинарный проступок, чем противодействовать ему. Учатся они плохо, грубо нарушают порядок. Они вспыльчивы, невоспитанны, грубы, часто проявляют неадекватную реакцию на замечания, курят, пьют, сквернословят, находятся в подчинении у учащихся, относящихся к третьей группе, раболепствуют перед ними и действуют по их указке, нарушают дисциплину, когда чувствуют поддержку. При этом они любознательны в отдельных областях знаний, положительно реагируют на поощрения, могут проявить творческое отношение к заинтересовавшему их виду деятельности, способны пересмотреть свои взгляды и убеждения под воздействием систематического и длительного влияния на них в нужном направлении.

К третьей группе были отнесены лживые, драчливые, наглые, систематически вступающие в конфликты с окружающими, совершающие антиобщественные поступки и правонарушения, пытающиеся отрицательно воздействовать на других учеников, употребляющие спиртные напитки, признающие и уважающие только авторитет физической силы. Со сверстниками эти подростки агрессивны и жестоки. По отношению к родителям, преподавателям они занимают антагонистическую позицию. У них сложилось устойчивое агрессивное отношение к явлениям общественной жизни, к мнениям и суждениям, не совпадающим с их собственными; они не признают морали и не считаются с ее нормами.

Иной принцип различия подростков с отклоняющимся поведением предлагает А. Кочетов. Он опирается на разработанную в нашей психологической науке ориентировочную классификацию подростков-правонарушителей, исходя из потребностей структуры их личности.

^ Первую группу трудных подростков характеризуют устойчивый комплекс общественно-аномальных, отрицательных, аморальных, примитивных потребностей, система откровенно антиобщественных взглядов. У подростков этой группы извращены представления о товариществе, смелости, чувство стыда ослабело. Они циничны, грубы, озлоблены, агрессивны. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, отсутствие трудолюбия и стремление к потребительскому времяпровождению, иждивенчество и стяжательство являются их типичными особенностями.

^ Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, стремлением подражать тем несовершеннолетним правонарушителям, которые отличаются устойчивым комплексом аморальных потребностей и откровенно антиобщественной направленностью отношений и взглядов. Отличаясь обостренным индивидуализмом, неуживчивостью, эти подростки стремятся к привилегированному положению, притесняя слабых, младших.

Для третьей группы трудных подростков характерен конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отношениями, интересами, взглядами. Подростки этой группы осознают недостойность совершаемых ими поступков. Однако имеющиеся у них правильные нравственные взгляды не становятся их убеждениями. Нередко проявляется борьба мотивов: либо эгоистические стремления к получению удовольствий, либо угрызения совести и нежелание стать предметом осуждения в глазах авторитетных лиц.

^ Четвертую группу составляют подростки со слабодеформированными потребностями. Их характеризует безволие, легкая внушаемость, легкомысленность, неустойчивость, неверие в свои силы, заискивание перед волевыми товарищами. В пятую группу входят подростки, ставшие на путь правонарушения случайно. Они пассивны и поддаются различным влияниям.

Типизацию по степени проявления у трудных подростков отклонений от нормы предлагает Л. Зюбин:


Ведущие
недостатки личности

Преобладающие причины соответствующего поведения
и способы их преодоления

1. Грубость

а) аффективность, невыдержанность, недостатки нервной системы: главное направление работы – создание спокойной обстановки, помощь врача и психолога

б) самоуверенные, заносчивые: необходим постоянный анализ их поведения, включение в коллективную деятельность, воспитание умения подчиняться

в) в свое время несправедливо обиженные и поддержанные плохими людьми: решающее значение имеет чуткий подход к учащимся, убеждение их на конкретных примерах в том, что плохие люди составляют ничтожно малую долю; обучение подростков умению понимать людей

2. Лень

а) безвольные, неприученные к преодолению трудностей: требуется создание для них таких условий, где постепенно все более будет нарастать напряжение, требующее волевых усилий; развенчание ложных авторитетов

б) полное безразличие к учебе: использование всего арсенала педагогических средств, чтобы разбудить любознательность

в) переоценка собственных способностей: показ на конкретных примерах собственной переоценки

3. Замкнутость, стремление находиться вне коллектива

а) самоуверенность, противопоставление себя коллективу: развенчивание завышенной самооценки

б) кем-то несправедливо обиженные или кем-то третируемые в группе: необходимо выявление причин и лиц, плохо относящихся к данному ученику, преодоление причин

в) какие-то недостатки (маленький рост, особенности внешности): тактичные беседы, убеждение, предъявление категорических требований к другим подросткам не обращать на это внимания

4. Склонность к правонарушениям

а) инициаторы, организаторы, способствующие правонарушениям: использовать их энергию в различных поручениях

б) исполнители, легко поддающиеся дурному влиянию: включить в положительную деятельность, способствующую исправлению

в) действующий в одиночку: включить в коллективную захватывающую деятельность



Социально-психологический аспект отклоняющегося поведения нашел отражение в классификации И. Невского. Им выделены следующие группы подростков:

• 1-я группа – положительно ориентированные, но неустойчивые, легко подпадающие под то или иное отрицательное влияние;

• 2-я группа – старательные, но не развитые дети, хронически отстающие от сверстников в учебе;

• 3-я группа – пассивные, безынициативные, ленивые;

• 4-я группа – неорганизованные, несобранные, с неустойчивым вниманием, двигательно расторможенные;

• 5-я группа – недисциплинированные, непослушные, грубые, активные дезорганизаторы, нарушители дисциплины, отрицательно влияющие на сверстников;

• 6-я группа – испорченные неправильным воспитанием и отрицательным примером родителей, с трудным неуживчивым характером;

• 7-я группа – импульсивные, с неустойчивым, часто меняющимся настроением, дисгармоничные.


Интересную классификацию подростков с отклоняющимся поведением дает Т. Молодцова. Она выделяет 10 типов дезадаптированных подростков.

«Саморазрушители» – подростки, незаметно для окружающих истязающие себя. В результате развивается тревожность, страх, отчуждение, приводящие к депривации, аутизму, иногда суициду. Такие подростки просто не умеют что-либо менять ни в себе, ни в других. Они пассивны, тревожны, одиноки, робки, разочарованы в себе и в людях.

«Неумеющие» – подростки, которые не могут повлиять на окружающих и изменить что-то в себе в силу потери каких-либо ориентиров или их отсутствия – навыков труда, умения сдерживаться, поддержки извне и т. д. Такие подростки нередко правильно сознают свои трудности (неуспеваемость, недисциплинированность, оторванность от коллектива), но не знающие, как это исправить.

«Инертные» подростки – те, кто не хочет что-либо менять из-за элементарной лени, пассивности, равнодушия.

«Конформисты» – подростки, которые по самой своей натуре как бы предрасположены излишне легко ко всему адаптироваться. Это происходит бездумно или специально, что становится отрицательной чертой приспособленца или конформиста. Данная привычка особенно опасна тогда, когда подросток попадает в отрицательные условия.

«Разрушители» – подростки, которые, имея определенные отрицательные свойства (лживость, агрессивность, властность, грубость, нигилизм и т. д.), обращают их на окружающих. Они не испытывают угрызений совести, ничего не хотят в себе менять, стараются мир переделать под себя и при этом достаточно отрицательно.

«Смирившиеся» подростки – те, которых жизненные обстоятельства или они сами поставили в невыгодные, сложные, невыносимые условия. Они это понимают, но ничего с этим сделать не могут. Это дети, живущие в семьях, где пьют родители, пребывающие в коллективах, где их игнорируют, терпящие от кого-либо унижения, но ничего не предпринимающие, чтобы изменить ситуацию.

«Себялюбящие» – упрямые подростки. Они самоуверенны, эгоистичны, не видят своих недостатков и считают себя верхом совершенства. Всякие замечания в свой адрес они воспринимают «в штыки» и не хотят ничего в себе менять.

«Демонстративные» – категория подростков, которая проявляет себя отрицательно в силу вынужденных обстоятельств (стремление к самоутверждению среди товарищей, желание «отомстить» несправедливому учителю или привлечь внимание родителей). Такие подростки не изменяются, пока не наступают перемены в провоцирующих обстоятельствах.

«Заблуждающиеся» подростки – не понимают, что ведут себя отрицательно, и не стремятся исправиться, не осознают, что своим поведением, характером и действиями они причиняют вред или неудобства окружающим. Они могут проявлять бестактность, нечуткость, Невнимательность, равнодушие и т. д., делают это не специально, не по злому умыслу.

«Стремящиеся» – подростки, которые, попав в этот разряд, активно стремятся исправиться.


^ Диагностика характера педагогического общения

(на основе методики В. А. Кан-Калика)


1. Доброжелателен, держится ободряюще

5

4

3

2

1

Недоброжелателен

2. Специально планирует

коммуникативные задачи

5

4

3

2

1

Задачи общения в ходе урока не планирует, полагаясь на стихийно возникающие ситуации

3. Создает в классе обстановку доверия, психологической

безопасности: дети открыты для общения и развития

5

4

3

2

1

В общении использует жесткие меры, исходит из непререкаемого авторитета учителя; дети напряжены

4. Открыт, не боится открыто выразить свои чувства

5

4

3

2

1

Думает только о престиже, старается во чтобы то ни стало держаться за свою социальную роль

5. Динамичен, гибок в общении, легко разрешает возникающие проблемы, тушит возможные конфликты

5

4

3

2

1

Не гибок, не видит проблем и не умеет замечать намечающиеся конфликты

6. Индивидуализирует общение с различными учащимися.

5

4

3

2

1

Общается, только сверху вниз, одинаково со всеми, не дифференцируя своего общения.

7. Стимулирует инициативу.

5

4

3

2

1

Авторитарен, не терпит возражений.



^ СЕМЬЯ


Методы изучения семьи

• Наблюдение

• Беседа

• Тестирование

• Анкетирование

• Деловые игры

• Анализ детских рассказов, рисунков о семье

^ Данные о семье

• Общие сведения о родителях, других членах семьи

• Жилищные условия, материальная обеспеченность

• Интересы к делам школы

• Общие сведения о детях (возраст, интересы, уровень воспитанности)

• Уровень педагогической культуры родителей. Семейные традиции. Микроклимат в семье

^ Практическая работа с родителями

• Родительский лекторий

• Индивидуальные беседы, консультации

• Посещение семей

Формы работы педагога с родителями

Повышение психолого-педагогических знаний

• Лекции, семинары, практикумы

• Конференции

^ Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

• Открытые уроки и классные мероприятия

• Индивидуальные консультации

• Творческие группы

^ Участие родителей в управлении школой

• Родительские собрания

• Организация кружков, секций, клубов

• Совместные творческие дела

• Помощь в укреплении материально-технической базы

• Родительский патруль

• Шефская помощь трудным подросткам

• Совет школы

• Комитет школы

• Классные советы, классные родительские комитеты

• Попечительский совет

Профилактическая работа с родителями

• Родительский лекторий

• Индивидуальные беседы

• Посещение семей


Справка

Минобразование России приоритетными направлениями и составными частями воспитательного процесса признает гражданско-правовое, экологическое, художественно-эстетическое воспитание и образование. Главным направлением воспитания – движение от ближайших интересов детей к развитию высоких духовных потребностей.