uzluga.ru
добавить свой файл
1

Манузина Е.Б., доцент

Вопросы к экзамену по педагогике

раздел «Теория и методика воспитания», для студентов 2 курс, ФИиП

2004-2005 уч.г.


  1. Развитие личности как педагогическая проблема.

  2. Сущность социализации, ее стадии и факторы.

  3. Воспитание и формирование личности.

  4. Самовоспитание в структуре формирования личности.

  5. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования.

  6. Различные модели воспитания.

  7. Цели и задачи гуманистического воспитания.

  8. Принципы и тенденции гуманистического воспитания.

  9. Современные концепции воспитания и их характеристики: (концепция Е.В. Бондаревской; З.Э. Мальковой, Л.Н. Новиковой, В.А. Караковского; Сазонова; О.С. Газмана).

  10. Воспитательная система школы как педагогическое понятие. Основные функции воспитательной системы школы.

  11. Характеристика компонентов воспитательной системы.

  12. Становление и развитие воспитательной системы школы.

  13. Становление и развитие педагогической концепции детского коллектива.

  14. Понятие коллектива, его признаки и структура.

  15. Этапы развития детского коллектива.

  16. Условия развития детского коллектива.

  17. Основные задачи классного руководителя.

  18. Функции классного руководителя.

  19. Деятельность классного руководителя.

  20. Понятие закономерности и принципы воспитания.

  21. Характеристика закономерностей воспитания.

  22. Коллектив и личность. Проблемы межличностных отношений в классе.

  23. Сущность понятия «метод», «прием» воспитания.

  24. Выбор методов воспитания.

  25. Различные подходы к классификации методов воспитания.

  26. Характеристика методов воспитания.

  27. Сущность понятия «формы» воспитания.

  28. Классификация форм организации воспитания.

  29. Выбор форм воспитания.

  30. Характеристика форм организации воспитания (традиционные, нетрадиционные).

  31. Действия педагога при организации воспитательных мероприятий. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия.

  32. Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества.

  33. Правовые основы семейного воспитания.

  34. Роль семьи в воспитании личности, ее функции.

  35. Задачи и содержание семейного воспитания.

  36. Формы работы с родителями.

  37. Особенности работы педагога с различными типами семей.

  38. Психолого-педагогическая диагностика как необходимый этап в деятельности классного руководителя.

  39. Методы изучения личности и классного коллектива.

  40. Технология изучения уровня воспитанности учащихся.

  41. Понятие планирование. Требования к планам воспитательной работы.

  42. Технология составления плана.

  43. Виды планирования.

  44. Структура плана работы классного руководителя.



Манузина Е.Б., доцент

Вопросы к экзамену по педагогике

раздел «Теория и методика воспитания», для студентов 2 курс, ФИиП (ОЗО)

2004-2005 уч.гг.


  1. Сущность социализации, ее стадии и факторы.

  2. Воспитание и формирование личности.

  3. Самовоспитание в структуре формирования личности.

  4. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования.

  5. Различные модели воспитания.

  6. Цели и задачи гуманистического воспитания.

  7. Принципы и тенденции гуманистического воспитания.

  8. Современные концепции воспитания и их характеристики: (концепция Е.В. Бондаревской; З.Э. Мальковой, Л.Н. Новиковой, В.А. Караковского; Сазонова; О.С. Газмана).

  9. Воспитательная система школы как педагогическое понятие. Основные функции воспитательной системы школы.

  10. Характеристика компонентов воспитательной системы.

  11. Становление и развитие воспитательной системы школы.

  12. Понятие коллектива, его признаки и структура.

  13. Этапы развития детского коллектива.

  14. Условия развития детского коллектива.

  15. Основные задачи классного руководителя.

  16. Функции классного руководителя.

  17. Деятельность классного руководителя.

  18. Характеристика принципов воспитания.

  19. Коллектив и личность. Проблемы межличностных отношений в классе.

  20. Сущность понятия «метод», «прием» воспитания.

  21. Выбор методов воспитания.

  22. Различные подходы к классификации методов воспитания.

  23. Характеристика методов воспитания.

  24. Сущность понятия «формы» воспитания. Классификация форм организации воспитания.

  25. Выбор форм воспитания.

  26. Характеристика форм организации воспитания (традиционные, нетрадиционные).

  27. Действия педагога при организации воспитательных мероприятий. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия.

  28. Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества.

  29. Роль семьи в воспитании личности, ее функции.

  30. Задачи и содержание семейного воспитания.

  31. Формы работы с родителями.

  32. Особенности работы педагога с различными типами семей.

  33. Психолого-педагогическая диагностика как необходимый этап в деятельности классного руководителя.

  34. Методы изучения личности и классного коллектива.

  35. Технология изучения уровня воспитанности учащихся.

  36. Понятие планирование. Требования к планам воспитательной работы.

  37. Технология составления плана.

  38. Виды планирования. Структура плана работы классного руководителя.


Манузина Е.Б., к.п.н., доцент


Вопросы к экзамену «Общая педагогика»

для студентов 1 курса, ДФ (стационар, ОЗО)

2004-2005 уч. г.


  1. Объект, предмет, функции педагогики.

  2. Общее представление о педагогике как науке.

  3. Категориальный аппарат педагогики: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогический процесс.

  4. Связь педагогики с другими науками и ее структура.

  5. Воспитание как социально организованная деятельность по достижению целей. Виды воспитания.

  6. Цели, задачи гуманистического воспитания.

  7. Сущность личности в гуманистической концепции воспитания.

  8. Тенденции и принципы гуманистического воспитания.

  9. Понятие методы воспитания. Различные подходы к их классификации.

  10. Методы формирования понятий, взглядов, убеждений и их характеристика.

  11. Методы организации деятельности и их характеристика.

  12. Методы стимулирования деятельности (поощрение, наказание и т.д.) и их характеристика.

  13. Закономерности целостного педагогического процесса, их характеристика.

  14. Принципы целостного педагогического процесса, их характеристика.

  15. Понятие о воспитательных системах. Компоненты воспитательной системы.

  16. Особенности развития воспитательных систем.

  17. Становление и развитие концепции детского коллектива.

  18. Понятие о коллективе. Его признаки, структура.

  19. Этапы развития коллектива.

  20. Сущность понятия «формы» воспитания.

  21. Классификация форм организации воспитания. Выбор форм воспитания.

  22. Характеристика форм организации воспитания (традиционные, нетрадиционные).

  23. Действия педагога при организации воспитательных мероприятий.

  24. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия.

  25. Задачи и содержание семейного воспитания.

  26. Формы работы с родителями.

  27. Особенности работы педагога с различными типами семей.

  28. Понятие проектировочная деятельность, прогнозирование, планирование.

  29. Требования к планам воспитательной работы.

  30. Технология составления плана.

  31. Виды планирования.

  32. Структура плана работы классного руководителя.

  33. Обучение в структуре целостного педагогического процесса.

  34. Функции процесса обучения.

  35. Двусторонний характер обучения.

  36. Роль образования в обществе и развитии личности. Виды образования.

  37. Элементы содержания образования. Источники и факторы формирования содержания образования.

  38. Принципы построения содержания образования, критерии отбора.

  39. Учебные планы.

  40. Учебные программы.

  41. Учебники. Учебные пособия.

  42. Государственный образовательный стандарт.

  43. Методы обучения. Различные подходы к классификации методов обучения.

  44. Словесные методы, их характеристика.

  45. Наглядные методы, их характеристика.

  46. Практические методы, их характеристика.

  47. Средства обучения.

  48. Базовые дидактические теории.

Манузина Е.Б.,

доцент

ВОПРОСЫ

к зачету по курсу

«Управление образовательными системами»

ФИиП, 4 курс


  1. Сущность понятия «управления», «внутришкольное управление», функции управления.

  2. Основные признаки государственного управления.

  3. Основные признаки общественного управления.

  4. Эволюция управленческой мысли, различные подходы к управлению.

  5. Организационные принципы управления.

  6. Общие требования теории оптимального управления.

  7. Роль педагогического анализа в управлении.

  8. Виды и содержание педагогического анализа.

  9. Основные объекты педагогического анализа.

  10. Целеполагание и планирование как функции управления. Виды планов и требование к ним.

  11. Функция организации в управлении. Организационные формы управленческой деятельности.

  12. Контроль как функция управления.

  13. Виды, формы и методы внутришкольного контроля.

  14. Общие положения аттестации педагогических работников системы образования.

  15. Аттестационная комиссия, ее состав.

  16. Порядок проведения аттестации педагогических работников.

  17. Понятие управленческой культуры руководителя школы. Основные компоненты управления культуры.

  18. Функциональные обязанности должностных лиц образовательных учреждений.

  19. Основные понятия педагогической инноватики. Инновации в образовании.

  20. Структура инновационного процесса. Типы нововведений в школе.

  21. Источники идей развития школы. Оценка идей развития в школе.

  22. Технология разработки и освоения новшеств. Нормативно-правовое обеспечение инновации в школе.

  23. Понятие педагогического коллектива, его особенности.

  24. Пути развития педагогического коллектива. Структура коллектива.

  25. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе.

  26. Конфликты в педагогическом коллективе.

  27. Молодой педагог и педагогический коллектив.

  28. Назначение методической работы.

  29. Функции методической работы.

  30. Содержание и формы методической работы.


Манузина Е.Б.,

доцент

ВОПРОСЫ

к экзамену по дисциплине

«Технологии профессионального образования»

  1. Понятие профессионального образования.

  2. Многоступенчатость профессиональной подготовки.

  3. Непрерывное образование, понятие сущности, цель.

  4. Сущность педагогической технологии.

  5. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса.

  6. Структура организаторской деятельности и ее особенности в педагогическом процессе.

  7. Виды деятельности, организуемые в педагогическом колледже, и общие технологические требования к их организации.

  8. Особенности содержания образования в средней специальной школе.

  9. Документы, отражающие содержание образования в средней специальной школе (стандарт профессионального образования; учебный план; учебная программа).

  10. Характеристика учебно-познавательной деятельности.

  11. Познавательная активность студентов.

  12. Приемы активизации познавательной деятельности студентов.

  13. Понятие методы, приемы обучения. Отчего зависит выбор методов?

  14. Различные подходы к классификации методов обучения.

  15. Характеристика методов обучения.

  16. Понятие активного обучения, его задачи.

  17. Противоречия педагогического процесса в средней специальной школе.

  18. Сущность знаково-контекстного обучения (базовые формы деятельности студентов; требования к учебному предмету; характеристика обучающих моделей).

  19. Сущность семинарской формы проведения занятий, ее цель. Семинар как взаимодействие и общение участников.

  20. Виды семинарских занятий (семинар-дискуссия; семинар-исследование).

  21. Типы лекций, их характеристика (информационная, проблемная, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-прессконференция).

  22. Содержание лекции. Дидактические требования к организации лекции.

  23. Сущность самостоятельной работы учащихся.

  24. Требования к организации самостоятельной работы учащихся.

  25. Виды самостоятельной работы.

  26. Руководство самостоятельной работой учащихся.

  27. Проблемы проверки и оценки знаний, умений и навыков у студентов в современных условиях.

  28. Требования к контролю, его результат.

  29. Виды, формы, методы контроля.

  30. Оценка знаний, умений и навыков студентов в пед. колледже.

  31. Рейтинговая система оценки знаний студентов.

  32. Сущность понятия неуспеваемость и отставание у студентов. Причины неуспеваемости.

  33. Пути преодоления неуспеваемости студентов.

  34. Сущность деловой игры.

  35. Принципы деловой игры. Функции деловой игры.

  36. Структура деловой игры. Система оценивания в деловой игре.

  37. Методическое обеспечение деловой игры. Организация и самоорганизация деятельности участников деловой игры.

  38. Работа с книгой как средство обучения в педагогическом колледже.

  39. Технология конструирования педагогической деятельности в пед. колледже.

  40. Сущность лекционной формы обучения в пед. колледже. Функции лекции.

  41. Нетрадиционные учебные задания.

  42. Проблемное обучение - современная технология профессиональной подготовки педагога.

  43. Проблемная ситуация, приемы создания проблемных ситуаций.

  44. Компьютерные (информационные) технологии обучения.



Манузина Е.Б.

К.п.н., доцент


Вопросы по курсу

«Педагогика межнационального общения»


  1. Сущность понятия общения.

  2. Формы общения.

  3. Функции общения.

  4. Принципы диалогового общения.

  5. Рекомендации для участников общения.

  6. Особенности педагогического общения.

  7. Стили педагогического общения.

  8. Стадии педагогического общения и технология их реализации.

  9. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений.

  10. Техника речи. Дыхание.

  11. Техника речи. Голос, дикция.

  12. Пути совершенствования речи будущего учителя.

  13. Сущность понятия коммуникативная задача.

  14. Этапы решения коммуникативной задачи.


Манузина Е.Б., к.п.н., доцент

Вопросы к зачету

«Педагогические технологии» для студентов 3 курса ФИиП 2003-2004 уч. г.


  1. Тенденции совершенствования образовательных технологий.

  2. Понятие педагогическая технология.

  3. Классификация педагогических технологий.

  4. Основные качества современных педагогических технологий.

  5. Источники и составные части новых педагогических технологий.

  6. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса.

  7. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза.

  8. Прогнозирование и проектирование педагогического процесса.

  9. Планирование как результат конструктивной деятельности преподавателя педагогического колледжа.

  10. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса.

  11. Структура организаторской деятельности и ее особенности в педагогическом процессе.

  12. Виды деятельности и общие технологические требования к их организации.

  13. Сущность понятия информационные (компьютерные) технологии, варианты.

  14. Цели и концептуальные положения технологии.

  15. Особенности содержания (информационная среда, базы данных).

  16. Особенности методики технологии.

  17. Сущность понятия дифференциация.

  18. иды дифференциации.

  19. Особенности дифференциации по уровню.

  20. Сущность понятия альтернативные технологии.

  21. Сущность понятия игровая деятельность и педагогическая игра.

  22. Виды педагогических игр.

  23. Концептуальные основы игровых технологий.

  24. Игровые технологии на разных возрастных этапах ребенка (дошкольный, младший, средний и старший школьные возрасты).

  25. Деловая игра, ее виды, этапы подготовки и проведения.

  26. Понятие общение, его функции.

  27. Виды общения.

  28. Особенности педагогического общения.

  29. Стили педагогического общения.

  30. Стадии педагогического общения и технология их реализации.

  31. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений.

  32. Понятие «социально-психологический климат», «отношение».

  33. Характеристика благоприятного и неблагоприятного климата.

  34. Механизм формирования благоприятного климата.

  35. Понятие «ситуации успеха», ее назначение.

  36. Технология создания «ситуации успеха».

  37. Культурологическое содержание педагогического требования.

  38. Формы предъявления требования.

  39. Технология предъявления педагогического требования.

  40. Педагогическая техника как форма организации поведения педагога.

  41. Педагогическая целенаправленность и внешний вид педагога.

  42. Мастерство педагога в управлении собой (саморегуляция педагога).

  43. Техника речи и ее роль в деятельности педагога.

  44. Типы дыхания, основы нарушения речевого дыхания, их причины.

  45. Дикция, ее значение в педагогической деятельности, основные недостатки дикции педагога и пути их устранения.

  46. Выразительность речи педагога.

  47. Педагогический конфликт, причины, виды.

  48. Технология разрешения конфликта.

Манузина Е.Б., к.п.н., доцент


Вопросы к экзамену «ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ»

ФИиП, 2 курс

(2004-2005 уч. г.г.)


  1. Понятийный аппарат дидактики.

  2. Понятие «дидактика», объект, предмет и задачи дидактики.

  3. Философские концепции (Дж. Дьюи, Гербарт).

  4. Целостность процесса обучения.

  5. Функции процесса обучения.

  6. Понятие «содержание образования», необходимость разработки научных основ. Виды содержания образования.

  7. Факторы, влияющие на отбор и формирование содержания школьного образования.

  8. Принципы построения содержания образования. Критерии отбора.

  9. Учебные планы.

  10. Учебные программы.

  11. Учебные пособия и учебники.

  12. Понятие «стандарт образования». Требования, предъявляемые к стандарту. Общая структура стандарта образования, его функции.

  13. Понятие «форма организации обучения». Классификация организационных форм.

  14. Развитие форм организации обучения в истории педагогической мысли.

  15. Индивидуальная форма обучения.

  16. Фронтальная форма обучения.

  17. Групповая форма обучения.

  18. Многообразие форм организации обучения в современной школе.

  19. Урок – как целостная система.

  20. Типология и структура уроков.

  21. Требования к современному уроку.

  22. Понятия «метод», «прием» обучения. Выбор методов.

  23. Классификация методов.

  24. Характеристика словесных методов.

  25. Характеристика наглядных методов.

  26. Характеристика практических методов.

  27. Сущность контроля обучения как дидактическое понятие.

  28. Структура контроля, требования к его организации. Функции контроля.

  29. Виды, формы и методы контроля результатов обучения.

  30. Оценка знаний учащихся.

  31. Проблемное обучение и его характеристика.

  32. Программированное обучение и его характеристика.

  33. Сущность самостоятельной работы учащихся, требования к организации.

  34. Виды самостоятельной работы.

  35. Руководство самостоятельной работой учащихся.

  36. Сущность понятия закономерности обучения. Характеристика закономерностей.

  37. Сущность понятия принципы обучения. Характеристика принципов.

  38. Средства обучения.

  39. Развивающее обучение, его характеристика



Манузина Е.Б., к.п.н., доцент

Вопросы к экзамену «Теория обучения»

для студентов 2 курса ФИиП (ОЗО) 2003-2004 уч. г.


  1. Понятийный аппарат дидактики.

  2. Понятие «дидактика», объект, предмет и задачи дидактики.

  3. Философские концепции (Дж. Дьюи, Гербарт).

  4. Целостность процесса обучения.

  5. Функции процесса обучения.

  6. Понятие «содержание образования», необходимость разработки научных основ. Виды содержания образования.

  7. Факторы, влияющие на отбор и формирование содержания школьного образования.

  8. Принципы построения содержания образования. Критерии отбора.

  9. Учебные планы.

  10. Учебные программы.

  11. Учебные пособия и учебники.

  12. Понятие «стандарт образования». Требования, предъявляемые к стандарту. Общая структура стандарта образования, его функции.

  13. Понятие «форма организации обучения». Классификация организационных форм.

  14. Развитие форм организации обучения в истории педагогической мысли.

  15. Индивидуальная форма обучения.

  16. Фронтальная форма обучения.

  17. Групповая форма обучения.

  18. Многообразие форм организации обучения в современной школе.

  19. Урок – как целостная система.

  20. Типология и структура уроков.

  21. Требования к современному уроку.

  22. Понятия «метод», «прием» обучения. Выбор методов.

  23. Классификация методов.

  24. Характеристика словесных методов.

  25. Характеристика наглядных методов.

  26. Характеристика практических методов.

  27. Сущность контроля обучения как дидактическое понятие.

  28. Структура контроля, требования к его организации. Функции контроля.

  29. Виды, формы и методы контроля результатов обучения.

  30. Оценка знаний учащихся.

  31. Проблемное обучение и его характеристика.

  32. Программированное обучение и его характеристика.

  33. Сущность самостоятельной работы учащихся, требования к организации.

  34. Виды самостоятельной работы.

  35. Руководство самостоятельной работой учащихся.


^ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

  1. Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Обучение как дидактическая система.

  2. Функции учебного процесса, их взаимосвязь.

  3. Содержание образования.

  4. Гуманизация образования – ведущая тенденция современной школы.

  5. Гуманитаризация образования как условие его гуманизации.

  6. Перспективы развития форм организации обучения.

  7. Урок как ведущая форма организации учебного процесса.

  8. Нетрадиционные уроки.

  9. Методы обучения.

  10. Средства обучения.

  11. Проблемное обучение.

  12. Информационные технологии обучения.

  13. Домашняя самостоятельная работа учащихся как форма организации обучения.