uzluga.ru
добавить свой файл


Влияние движений пальцев на развитие речи

«Таланты детей находятся на кончиках пальцев»

М.Монтессори

Исследованиями института физиологии детей установлено, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Если движения развиты и соответствуют возрастной норме, то и речь будет в норме, поэтому важно уделять большое внимание занятиям, стимулирующим развитие тонкой моторики рук, координации движений. Это всевозможные игры с пальчиками, с речевым сопровождением.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Сначала, объясняя, как выполняется то или иное упражнение, надо показать позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Уважаемые родители, предлагаем Вам методичку-раскраску. В ней Вы найдете полезную информацию и практические рекомендации, а малыша заинтересуют картинки, которые можно раскрасить. Все изображения в раскраске крупные, без мелких деталей, а широкая контурная линия скроет естественные погрешности неумелой руки малыша. Картинки легко узнаваемы, симпатичные, добрые, интересные, каждый рисунок ребёнок может дополнить по своему желанию.

^ Расслабление пальцев и кистей рук

Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом.

"Красим забор" движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.

"Погладим котенка" плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.

"Курочка пьет водичку" локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.

"Музыканты" движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.

"Солим суп" локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.

^ Игры в стихах с предметами

для развития мелкой моторики





Карандаш

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.





Орехи

Научился два ореха

между пальцами держать

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.





Помощник

Я крупу перебираю,

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу.





Бусинки-горошки

Покатаю я в руках

Бусинки-горошки.

Станьте ловкими скорей

Пальчика, ладошки.





Дорожка

Я взяла чуть-чуть горошку

Выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчики и кошка.








^ Игра с горошком

Дома я одна скучаю,

Горсть горошинок достала.

Прежде, чем игру начать,

Надо пальчику сказать:

- Пальчик, пальчик,

мой хороший,

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай

И другому передай.





Орех

^ Ребенок катает грецкий орех

между ладонями (по кругу),

приговаривая:


Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.




МДОУ «Детский сад № 94»

г. Краснодар


Игры в стихах с предметами

для развития мелкой моторики


Памятка для родителей.


Материал подготовила: Учитель-логопед

Куниченко О.А.




Материал подготовил:

Психолог

Н. А. Цирульникова

\