uzluga.ru
добавить свой файл
1

Введение ФГОС в начальной школе


В 2011-2012 учебном году в числе 12 образовательных учреждениях города Краснодара гимназия продолжила участие в эксперименте по введению федерального государственного образовательного стандарта второго поколения во вторых классах. В первых классах новые образовательные стандарты были введены в обязательном порядке. Таким образом, в начальной школе 9 классов из 19 работали по новым стандартам.

Сделан анализ условий для реализации ФГОС, соответствия оснащенности учебных кабинетов начальной школы образовательным стандартам второго поколения. Анализ готовности учреждения к введению ФГОС показал, что гимназия имеет достаточно хорошую базу для реализации новых образовательных стандартов. В гимназии все учебные кабинеты начальной школы оснащены компьютерами, мультимедийными установками, есть интерактивная доска, созданы хорошие, комфортные условия для организации учебного процесса. Все учителя начальной школы имеют доступ к Интернет-ресурсам. Все учебные кабинеты начальной школы успешно прошли аттестацию. Разработан перспективный план переоснащения учебных кабинетов на 3 года.

В связи с введением ФГОС разработана основная образовательная программа начальной школы на 4 года обучения: разработан учебный план, рабочие программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности, программы духовно-нравственного воспитания, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, программа формирования универсальных учебных действий, разработана система оценки достижений планируемых результатов. Программа успешно прошла экспертизу и была утверждена департаментом образования администрации МО город Краснодар.

Проведена большая разъяснительная работа среди всех участников образовательного процесса: педагогического коллектива (педсовет, методическое объединение учителей), родителей будущих первоклассников, родительской общественности гимназии.

На родительских собрания будущих первоклассников познакомили родителей со стандартами второго поколения, с особенностями организации учебно-воспитательного процесса в 1 и 2-х классах в связи с введением ФГОС. Организация групп для занятий внеурочной деятельностью осуществлялась по результатам анкетирования родителей в начале учебного года.

В конце учебного года с целью мониторинга удовлетворенности родителей реализацией программ внеурочной деятельности провели анкетирование родителей 1-2 классов Анализ анкет показал, что основная масса родителей (82%) удовлетворена организацией внеурочной деятельности. Вместе с тем, ряд родителей не желают, чтобы их дети посещали эти занятия в связи с занятостью в учреждениях дополнительного образования детей. К сожалению, есть родители, которым безразлична занятость детей во внеурочное время.

В связи с невостребованностью данной деятельности у части родителей, внеурочная деятельность осуществляется очень сложно. Для решения данной проблемы при выборе курса внеурочной деятельности, учитывая интересы детей, было разрешено сохранить ранее выбранные занятия в МЭЦ, спортивных школах и других учреждениях дополнительного образования.

С целью контроля за посещением занятий внеурочной деятельностью были составлены маршрутные листы для каждого учащегося согласно заявлениям родителей. В процессе обучения интересы детей менялись, для сохранения свободы выбора в конце первого полугодия проводилось повторное анкетирование родителей и детей, по результатам анкетирования были произведены изменения в маршрутных листах

Трудности при проведении занятий внеурочной деятельностью возникали в связи с некоторым недопониманием у педагогов значимости данных занятий для гармоничного развития личности младших школьников и более успешного освоения ими образовательных программ.

В течение всего учебного года действовал обучающий семинар для учителей начальной школы «Введение ФГОС второго поколения в начальной школе». Учителя знакомились с нормативными документами, методическими рекомендациями.

Было организовано психолого-педагогическое сопровождение, которое позволило быстрее адаптироваться первоклассникам к школьным нагрузкам. Наблюдения за первоклассниками, своевременная индивидуальная помощь помогли скорректировать у ряда учащихся отставание в освоении образовательной программы. В течение всего учебного года проводил школьный педагог-психолог Безуглова О.П. проводила индивидуальные консультации для учителей и родителей учащихся 1,2-х классов, испытывающих затруднения в освоении образовательной программы.

Важным условием для успешного введения новых образовательных стандартов является контроль за освоением планируемых результатов обучения. В течение года осуществлялся постоянный мониторинг освоения личностных, надпредметных и предметных индивидуальных достижений учащихся 1-и 2 классов. В листе достижений учащихся (велся по всем темам основных предметов и надпредметным навыкам) учителем знаком плюс или минус отмечалась степень освоения планируемого результата (не освоил, освоил на базовом уровне, освоил на повышенном уровне).

По результатам мониторинга осуществлялась индивидуальная работа с учащимися, их родителями. Это позволяло вносить коррективы в планы освоения образовательной программы, выстраивать индивидуальную траекторию обучения отдельных учащихся.

По результатам мониторинга, проведенного краевым департаментом образования и науки в конце учебного года учащиеся 1и 2-х классов нашей гимназии показали высокую степень освоения образовательной программы в соответствии со стандартами второго поколения. На базовом уровне показатели сформированности отдельных универсальных учебных действий составили от 82 до 100%. На повышенном уровне показатели УУД составили 79 %. Все 1 и 2-х классов показали ровные результаты освоения учебных программ.

Открытая защита отчета гимназии по итогам эксперимента по введению ФГОС, проведенная в мае 2012 года в рамках муниципальной защиты инновационных проектов, получила хорошую оценку экспертной комиссии и вызвала интерес педагогической общественности.