uzluga.ru
добавить свой файл



Анализ работы начальной школы за 2011-2012уч. год

и задачи на новый учебный год


Начальная школа обязана научить детей осознанному чтению, письму и счету, правильной и полноценной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.


В течение года учителя начальных классов были ориентированы на решение следующих задач:

  1. Изучить новые стандарты начального общего образования ( ФГОС);

  2. Разработать рабочие программы, программно- методические материалы для реализации и изучения новых федеральных стандартов начального образования ( ФГОС);

  3. Разработать и апробировать модель организации образовательного процесса, обеспечивающего реализацию различных видов деятельности школьника ( игровой, учебной, проектной, исследовательской) в рамках ФГОС;

  4. Предоставить полноценное, развивающее базовое образование;

  5. Оптимизировать процесс развития личности ребёнка на основе

педагогической поддержки его индивидуальности ( возраста,

способностей, интереса, склонностей, развития) в условиях учебной

деятельности и внеклассной работы через систему олимпиадной и

конкурсной деятельности;

5.Соблюдать условия, необходимые для продолжения обучения

выпускников начальных классов в гимназических классах среднего

звена ЦО;

6.Продолжить работу по предупреждению неуспеваемости учащихся

через индивидуализацию и дифференциацию обучения, вовлечение

учащихся во внеурочную деятельность;

7. Повысить квалификацию учителей по курсам ФГОС нового

поколения;

8. Использовать здоровьесберегающие технологии в учебном процессе

с целью сохранения физического и психологического здоровья

младших школьников.


Основные направления деятельности начальных классов.


1.Учебный план школы на 2011-12 год был составлен на основании базисного учебного плана. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметами. Уровень недельной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого. Школьный компонент был распределён на изучение предметов по базисному учебному плану, на индивидуальные и групповые занятия во второй половине дня с целью углубления и коррекции знаний учащихся, на курсы по выбору учащихся.


2.Образовательная программа школы и учебный план предусматривают выполнение государственной функции школы - обеспечение базового общего среднего образования и развитие ребёнка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребёнка на каждом учебном занятии в деятельность с учётом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени обучения. В 2011-12уч.году учащиеся 1-х классов начали обучение по новым ФГОС. Вариативное пространство классов начальной школы было представлено традиционной системой. Учителя работали по следующим моделям:

  • «Школа России» - (Ширяева И.И.– 1 «б» (по новым ФГОС), Тунгузова Л.В. – 2 «В», Петухова Е.В. – 3 «в», Александрова Н.В.- 4 «в» );

  • «Начальная школа ХХ1 века» ( 1 «а»- Прусакова В.И, 1 «в» - Мохова Ю.В. ( по новым ФГОС); Юрикова И.В.- «3а», Кошкина Л.Л. – 3 «б», Завитаева Т.В. - 2 «а», Парамонычева М. В. - 2 «б», 4 «А» -Меринова С.В, 4 «Б» -Кирщеня Е.И).

(2 а, 2б, 3б, 4а, 4б, ) занимаются по учебникам «Математика» автор: Петерсон Л.Г.);


3.В 2011-12 учебном году начальная школа работала в режиме 5-ти дневной недели, насчитывалось 12 классов-комплектов и 5 групп продлённого дня .

На конец учебного года обучались 311 учащихся ( в 2010-11уч.г. – 301 уч). из них 2 ученика обучались индивидуально ( Рожнов Георгий — 4«Б» класс, Толстых Дарья – 4 «А»).


4.Учебный план за прошедший год выполнен, учебные программы пройдены. Все учащиеся, обучающиеся на индивидуальной форме по состоянию здоровья, успешно прошли курс за соответствующий класс, программы и учебные планы обучения выполнены.


5.Крайне важной особенностью является деятельность школы по вооружению учащихся базовыми знаниями, по предупреждению неуспеваемости. Можно сделать вывод о положительной динамике в решении вопроса о предупреждении неуспеваемости и второгодничества. На протяжении последних 5-ти лет все учащиеся переводятся в следующие классы.


6.Вариативные часы в начальной школе используются для расширенного изучения предметов, для подготовки учащихся к олимпиадам, а также работе со слабыми учащимися. В 2011-12 уч. году во второй половине дня часы школьного компонента использовались для внеурочной деятельности, курсов по выбору учащихся , индивидуальных и групповых занятий с учащимися.


  • Школа развития речи

  • Курс «Умники и умницы»

  • Проектная деятельность

  • Умелые руки

  • Школа здоровья

  • Информатика



7.Успеваемость в 2011-12 учебном году составила 100%, УУУМ- 72%

( в 2009-10 уч. году - 69%).

Самая высокая успеваемость: в 4 «А» -89% ( кл.рук-ль — Меринова С.В.), во 2 «А» - 78% (кл.рук-ль Завитаева Т.В.), во 2 «Б» - 78% -(кл. рук-ль Парамонычева М.В.).

На «5» закончили -39 уч-ся (17%).

На «4» и «5» - 128 уч-ся (55%).


8. В 2011-12учебном году среди выпускников 4-х классов ( 80 человек) окончили начальную школу на отлично — 22 человека; на «4» и «5» - 39 человек. Поэтому учителям- предметникам и классным руководителям будущих 5-х классов, необходимо уделять внимание учащимся в проведении различных мероприятий как внутри школы, так и за её пределами (участие в олимпиадах, марафонах, соревнованиях), а также продолжить работу по преемственности для сохранения контингента учащихся .


  1. В 2011-12учебном году учащиеся начальной школы активно принимали участие во всех школьных и окружных предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах. Среди учащихся школы были призовые места:

-муниципальные результаты ( олимпиады по русскому языку и математике) - 1-е место – 3 чел, 2-е место – 3 чел, 3место – 3чел;

- окружные результаты- 1-е место – 1чел, 3-е место -3 чел;


- В окружном фестивале «Юные таланты Московии» награждены дипломами 2-3 степени - 5 чел;

-в окружном конкурсе «Организация работы по профессиональной ориентации школьников» - 4кл «А» - 9 чел;

- в окружном конкурсе рисунков «Моя будущая профессия» -3чел ( 4 «Б» кл)

- в окружном фотоконкурсе: «Безопасность детей в транспортном

мире»- 5чел ( 2 «б»);

- в окружном фестивале военно- патриотической песни «Пролог Победы» - лауреат 2-ой степени – 2 «Б» класс ( руковод. Парамонычева М.В.)

- в окружном смотре- конкурсе : «Лучший классный час по безопасности движения» - награждены классные руководители и учащиеся 2 «А»кл ( Завитаева Т.В.), 2 «Б» класса ( Парамонычева М.В.);

- в окружном конкурсе « Древо профессий» - лауреат Оськин Михаил – 2 «А» кл;

- в окружном конкурсе проектных работ : «Здоров сегодня- успешен в будущем» - участвовали – 12 чел; 1-е место - Маркин Н. ( 4 «В»класс)

Активное участие учащиеся начальной школы принимали в международных конкурсах –играх: «Русский Медвежонок» - 123 человек ( 2-4кл); и «Кенгуру» - 68 человека ( 3-4 кл).

Большинство учащихся начальной школы приняли участие в школьной неделе «Ломоносовские чтения». Из общего числа -26 учащихся из 1-4 классов выступили со своими проектами на школьном туре, где были высоко оценены членами жюри ,все учащиеся получили сертификаты и награждены дипломами в различных номинациях.

В 2012-13 учебном году учителям начальных классов необходимо спланировать работу с мотивированными детьми для подготовки их к различным учебно-развивающим мероприятиям. Проводить по графику олимпиады, предметные недели в школе, выявлять своевременно лучших учеников для участия в окружных и муниципальных олимпиадах, а также в различных конкурсах федерального и международного уровней.


10. В 2011-12 уч. году на должном уровне велась работа по преемственности как со средним звеном, так и с дошкольными учреждениями, в частности с ДОУ №167, №216. Учащиеся начальных и старших классов посещали ДОУ с праздничными концертами, спектаклями, проводились круглые столы, семинары, конкурсы. Дети дошкольных учреждений посещали ЦО , побывали в музеях, в классах, на празднике « Дня открытых дверей». В течение учебного года было проведено три «Дня открытых дверей» для родителей будущих первоклассников и жителей микрорайона.

Учителями среднего звена были посещены уроки русского языка, математики в выпускных классах.

Проводились круглые столы по адаптационному периоду уч-ся 1-х классов, 5-х классов.

11.Внутришкольный контроль (ВШК) проводился по следующим направлениям:


  • график по персональному контролю выполнялся в течение года;

  • классно-обобщающий контроль проводился регулярно по плану во всех классах;

  • состояние ЗУН учащихся;

  • ведение школьной документации;

  • выполнение всеобуча;

  • состояние преподавания учебных предметов;

  • работа с кадрами.


По посещённым урокам можно сделать следующие выводы:


-Уроки в целом построены методически верно.

-Учителя начальных классов владеют методикой преподавания, ежегодно совершенствуют своё педагогическое мастерство, посещают различные курсы повышения квалификации : в 2011-12 уч. году посещали курсы при МИОО –

6 чел. (по новым стандартам ФГОС) «ИКТ- компетентность учителя начальных классов»; курсы по «Духовно – нравственному развитию» - 2 чел ( так как в 2012-13 уч. году в 4-х классах вводится новый курс для учащихся «Духовно- нравственная культура» и «Основы религиозных культур и светской этики».

-На уроках используют различные приёмы: беседы, рассказ, используют дидактический материал, руководят самостоятельной работой учащихся.

Большинство учителей используют в своей работе мультимедийные

установки, с помощью которых проходят презентации учебного материала, исследовательской и поисковой работы учащихся. По новым ФГОС в 1-х классах используется оборудование , которое было получено в течение учебного года: «MAК» -буки, Лего- оборудование, естественно- научные лаборатории .

-Учителя в своей работе используют педагогическую диагностику, проводят мониторинги по предметам, отслеживают контроль результатов обучения через компьютерные приложения по программам «ХХ1 век». В 2011-12 учебном году велась работа с электронными журналами, где учителя систематически отслеживали заполнение оценочной системы , записи домашних заданий, отвечали на вопросы родителей, вели оформление личного сайта и информационного пространства;


-На уроках уровень усвоения знаний учащихся проходит на уровне восприятия, осмысления, запоминания, применяются знания в аналогичной или исходной ситуации. Учащиеся увлечены процессом деятельности на уроках, стремятся принять участие в обсуждении вопросов.

-Основные требования к урокам в целом соответствуют содержанию принципам. На уроках сочетается принцип доступности, наглядности.

-Целевые установки уроков и его структурных частей соответствуют

развитию умственной деятельности учащихся.

-Учителя психологически готовы вести уроки;


-Наблюдались различные типы уроков:

  • урок передачи готовых знаний;

  • урок получения практических навыков;

  • урок, в основе которого лежит самостоятельная умственная деятельность

учащихся;


Однако, по посещённым урокам были даны некоторые замечания:

-Больше уделять внимания созданию проблемных ситуаций на уроках;

- Смелее внедрять групповые формы работы, сочетать их

с коллективными и индивидуальными формами;

- Уделять должное внимание оценке знаний и поощрений на уроке;

- Воспитывать интерес к предмету через творческие домашние задания

по выбору ученика.


В течение 2011-12 учебного года было дано:

  • 20 открытых уроков;

  • «Мастер- класс» - 5;

  • При ежегодном проведении недели «Ломоносовские чтения»,

все учителя представили проектные работы с учащимися своих

классов по различным темам.



  1. Учителя, имеющие высшую категорию, находятся на сервисном контроле, их уроки являются открытыми для всех учителей. В 2011-12учебном году учителя Парамонычева М.В., Завитаева Т.В, Тунгузова Л.В, Кирщеня Е.И, Меринова С.В, Александрова Н.В, Ширяева И.И, Мохова Ю.В, Прусакова В.И, давали открытые уроки, куда приглашались не только молодые педагоги, но и все желающие , в том числе и администрация ЦО.

13. Можно отметить и внеклассные мероприятия, которые проводились не только на базе ЦО, но и в округе.

Посещённые мероприятия показали высокий уровень подготовки, ответственное отношение к делу, вовлечение во внеклассные мероприятия

всех учащихся, умение найти каждому дело по интересам.

Перед каждым мероприятием учителями проделана большая

подготовительная работа ( написание сценариев, изготовление

костюмов, вовлечение в работу родителей классов , репетиции ,

создание презентаций). Учащиеся школы приняли участие:

  • В школьном и окружном конкурсе: «Фестиваль Победы», посвящённом 67-ти летию Победы в Великой Отечественной войне;

  • Приняли участие в смотре строя и песни, посвящённом 67-ти летию Победы ;

  • В защите проектных работ к 67-ти летию Победы перед

Советом ветеранов района «Проспект Вернадского»;

  • В создании методических папок по исследовательской и поисковой

работе;

Создали презентаций классов по воспитательной работе за 2011-12 учебный год;

  • Приняли участие в проведении школьного и окружного смотра- конкурса « Юные таланты Московии».

  • Неоднократно принимали участие в окружных конкурсах по профориентационной работе, по безопасности движения , в экологическом воспитании.




  • На должном уровне в 2011-12 уч. году велась экскурсионная работа. Были проведены следующие экскурсии:




Класс


Экскурсия




Мемориальный музей Космонавтики




Музей занимательных наук «Экспериментаниум»




Музей –заповедник «Коломенское»




Дарвиновский музей


2а,2б

Великий Устюг




Музей деревянной игрушки «Климо» (Климовск)


2а,2б

Музей декоративно-прикладного искусства


2а, 2б

Углич-Мышкино






Планетарий




Дом-музей М. Васнецова




Музей А.С. Пушкина «Здесь чудеса»




Музей занимательных наук «Экспериментаниум»




Коломенский хлебозавод «Хлебное путешествие»




Политехнический музей




Исторический музей




Музей «Обороны Москвы»




Музей «Обороны Москвы»




Музей Васнецова




Музей «Матрёшки», «Богородская игрушка»


3б,3в

Гжель


4а,б,в

Дмитров ( Купеческая ярмарка, мастер-класс: роспись фарфора)

4а,б,в


Фабрика «Мороженого» (Ногинск)

4а,б,в


Планетарий



Музей Вооружённых сил



14.В течение года регулярно проверялись классные журналы, журналы второй половины дня. Проверка показала, что правильно и своевременно оформляют журналы практически все учителя. Были даны замечания учителям – предметникам по своевременному заполнению ( английский язык, музыка, изо, физическая культура );


Рекомендации:

  • Всем учителям выполнять строго инструкцию по заполнению журналов, вести записи чётко, разборчиво, без помарок, записи оформлять вовремя.


15.Проверка состояния тетрадей показала, что во всех классах и по всем предметам ведутся тетради, орфографический режим не всегда соблюдается, домашние работы не всегда проверяются, объём домашних заданий иногда не соответствует нормам. Количество контрольных работ и диктантов соответствует календарно-тематическому планированию. Хорошее состояние тетрадей можно отметить у учащихся 4 «а» - учитель Меринова С.В, 4 «б»- учит. Кирщеня Е.И, 4 «в»– Александрова Н.В, 2« Б»

- Парамонычева М.В, 2 «А» - Завитаева Т.В, 2 «В» - Тунгузова Л.В. Небрежно ведутся тетради среди учащихся 3 «в» - учит. Петухова Е.В,

3 «б» - учит. Кошкина Л.Л., 3а – Юрикова И.В.

Рекомендации:

- Председателю МО провести разъяснительную работу по

соблюдению орфографического режима;

- Всем учителя ежедневно осуществляют проверку домашних

и классных заданий в рабочих тетрадях, в тетрадях на печатной основе;

- Регулярно проводить минутки чистописания, словарную работу;

- Учителям проводить работу над ошибками после каждого вида работы, давать учащимся дифференцированные задания.

- Следить за ведением тетрадей ( аккуратность, чёткость записей).


16.При проверках по ведению дневников учащихся были выявлены недочёты: не заполнены титульные листы дневника, отсутствовало расписание уроков, нет записей дом. заданий, нет подписей родителей.


Даны рекомендации :

  • С самого начала учебного года следует взять работу с дневниками учащихся 2-3-х классов под контроль.

  • Кл. руководителям регулярно проводить проверку дневников, тетрадей, учебников уч-ся.



16. Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связывающим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы в школе значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приёмы и формы обучения и воспитания. При планировании методической работы начальной школы педколлектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой. В 2011-12уч. году методическая работа была направлена на особенности работы в условиях внедрения новых ФГОС. Главным вопросом являлось написание новой программы НОО в условиях перехода на ФГОС. Программа была обсуждена на МО 31 мая 2011года и утверждена на педагогическом совете в августе 2011года.

В течение года также решались общие вопросы на заседаниях при завуче, тематических пед. советах, в индивидуальном порядке по организации и проведению предметных недель, открытых уроков, научных конференций с целью углубления исследовательской деятельности учащихся. К концу учебного года каждому учителю необходимо было предоставить «Портфолио» о своей педагогической и методической работе.

17.Очень важной является работа с родителями учащихся. Основными формами работы за прошедший учебный год были: родительские собрания, дни открытых дверей, индивидуальные беседы с родителями. Учащиеся начальных классов выступали на родительских собраниях с отчётными мероприятиями по внеклассной работе.

Родительские собрания проводились в течение учебного года ежемесячно, где обсуждались текущие вопросы, вопросы физического и психического здоровья учащихся. На собраниях уделялось пристальное внимание семье, в которой воспитывается ученик, вырабатывалась вместе с семьёй единая тактика в развитии умений ученика, его познавательной активности. На собраниях активно привлекались школьный психолог, логопед, медицинская сестра.


В 2011-12 уч.году были проведены:


  • Совместные родительские собрания вместе с учащимися

  • Праздничные выступления перед родителями

  • Дни открытых дверей

  • Творческие отчёты классных руководителей перед родителями :


- «Посвящение в первоклассники»;


- «Прощание с букварём»;

- «Прощай начальная школа»;

- « Города Золотого кольца» ;

- Классные часы по ПДД;

- По классам отмечаются праздники Дней Красного календаря.

- Линейки по окончанию учебных четвертей, учебного года.


17. В течение года совершенствовалась работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, а именно:

  • Соблюдены все требования к режиму образовательного процесса;

  • Обеспечение учащихся двухразовым питанием;

  • С целью профилактики нарушений осанки, зрения проведение физминуток, гимнастики для глаз;

  • Расписание построено с учётом работоспособности учащихся;

  • Объём двигательной активности в текущем году слагался из 2- часов уроков физической культуры , 1 часа ритмики, физминуток, подвижных игр на переменах, динамических пауз;

  • Обеспечены горячими завтраками все учащиеся начальной школы,

обедами все учащиеся , посещающие ГПД и дети из социально незащищённых семей.


Общие выводы:

1.Учебный план в основном выполнен. Программа пройдена, практическая и теоретическая части по предметам выполнены. Наблюдается положительная динамика в решении вопросов успеваемости.

2. Практически все намеченные мероприятия выполнены. Формы и методы контроля соответствуют задачам, которые ставил педагогический коллектив школы на учебный год.

3.Методическая тема школы, соответствует основным задачам, стоящим перед школой.

4.Учителя проявили организаторские способности в ходе проведений предметных недель. Увеличилось число учащихся, которые участвовали в мероприятиях школы, требующих определённого интеллектуального уровня.


Недостатки:

  • Методическое объединение мало уделяет внимания изучению новых технологий. Слабо ведётся работа в рамках МО по проведению семинаров- практикумов, открытых мероприятий для округа.

Рекомендации:

  1. Продолжить работу по учебно - методическому и нормативно-правовому обеспечению введения ФГОС начального общего образования. Председателю МО спланировать методическую работу, обеспечивающую сопровождение ФГОС. Это могут быть заседания МО учителей начальных классов и учителей, задействованных в реализации ФГОС круглые столы, семинары по системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООПНОО, а также по вопросам реализации ООПНОО. Привести в соответствие нормативно-правовое обеспечение введение ФГОС;

  2. Продолжить работу по внесению изменений и дополнений в ООПНОО по результатам внедрения ФГОС и апробации программ. Особое внимание уделить оптимизации процесса развития личности одарённого ребёнка в условиях не только учебной, но и внеурочной деятельности;

  3. Продолжить систему работы по предупреждению неуспеваемости учащихся через индивидуализацию и дифференциацию обучения, вовлечение учащихся во внеурочную деятельность;

  4. Работу по организации учебно-воспитательного процесса строить на диагностической основе.

  5. В целях изучения новых стандартов образования шире использовать передовой педагогический опыт, новые технологии.

  6. Реализовать личностно ориентированный подход в обучении и воспитании.

  7. Продолжить работу по формированию преемственных связей между дошкольным учреждение и начальной школой в условиях внедрения ФГОС;

  8. В конце года проводить научные конференции с целью углубления проектной и исследовательской деятельности учащихся.

  9. Совершенствовать профориентационную работу среди учащихся.

  10. Принять участие в окружных мероприятиях: семинарах, «Мастер-классах», конференциях.

  11. Готовить к печати материал по темам самообразования, интересным формам, методам работы.

  12. Всем учителям продолжить работу по заполнению личного сайта и информационного пространства учителя. Вести регулярно записи в электронный журнал.


13.Спланировать посещение уроков с учётом индивидуальных потребностей

учителей.

14 .В плане ВШК сделать акцент на 1-е и 2-е классы ( обучение по новым ФГОС), 4-е классы, выходящие на итоговую аттестацию.


Задачи на новый 2012-2013 учебный год:

  1. Организационные:

  • Обеспечить регулярный мониторинг выполнения нормативных требований к содержанию, технологиям и результативности образовательного процесса при переходе на новые ФГОС;

  • Определить систему мер, обеспечивающих динамический контроль и диагностику состояния образовательного процесса в условиях внедрения новых ФГОС;

2. Мотивационные:

  • Обеспечить информационно-коммуникативные условия выполнения нормативных требований к содержанию, технологиям и результативности образовательного процесса, в связи с переходом на новые ФГОС;

  • Разработать подходы к оценке и самооценке предполагаемых и достигнутых результатов выполнения нормативных требований к содержанию, технологиям и результативности образовательного образования в условиях внедрения новых ФГОС;



3. Образовательные:

  • Обеспечить дальнейшее формирование структуры классов, создающей условия выполнения нормативных требований к содержанию, технологиям и результативности образовательного процесса.

  • Установить циклограммность ВШК за состоянием текущей, периодической и годовой аттестации учащихся, в связи с переходом на новые ФГОС;

  • Совершенствовать систему олимпиадной и конкурсной форм внеурочной деятельности как условие, способствующее мотивации учащихся;


^ 4.Программно — методические:

  • Обеспечить необходимый и опережающий уровень курсовой подготовки педагогов для повышения квалификации в условиях внедрения новых ФГОС;

  • Обеспечить начальную школу учебными пособиями по выбранным системам ( «Школа России», «Начальная школа 21 века»), учитывающих базовые нормативные требования к содержанию и вариативные возможности использования различных программ и методик;

  • Обеспечить регулярный мониторинг выполнения требований учебного плана и образовательной программы с переходом на новые стандарты ФГОС.