uzluga.ru
добавить свой файл
1


Обобщение и анализ практики взаимодействия Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми

с компетентными органами республики в сфере оказания международной правовой помощи

за 6 месяцев 2012 года


За 6 месяцев 2012 года в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми (далее – Управление) поступил и обработан 441 комплект документов об оказании международной правовой помощи (АППГ - 442), в том числе, 179 комплектов документов – поручения и ходатайства российских и иностранных судов (АППГ – 153), 142 комплекта документов – ходатайства об истребовании документов о государственной регистрации актов гражданского состояния (АППГ – 155), 71 комплект документов – по истребованию копий наследственных дел и материалов по ним (АППГ – 65), 49 комплектов – запросы компетентных органов и иные документы (АППГ – 69).

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем документооборота по оказанию международной правовой помощи уменьшился на 0,23 %.


Истребование документов о государственной регистрации актов гражданского состояния.


При истребовании документов о государственной регистрации актов гражданского состояния Управление взаимодействует с территориальными отделами Управления ЗАГС Республики Коми в целях:

истребования документов об актах гражданского состояния (повторных свидетельств, архивных справок, копий актовых записей);

внесения изменений, дополнений, исправлений в записи актов гражданского состояния, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния;

исполнения решений компетентных органов (судов, органов юстиции, органов опеки и попечительства), касающихся записей актов гражданского состояния.

Органы ЗАГС Республики Коми рассматривают документы в установленные законодательством сроки.

За 6 месяцев 2012 года органами ЗАГС Республики Коми в Управление направлено 29 запросов об истребовании документов о регистрации актов гражданского состояния, из которых 5 возвращены в связи с их несоответствием установленным требованиям (17,24 %).

В качестве причин возврата можно отметить следующие.

1. Анкеты по истребованию документов о регистрации актов гражданского состояния направляются без запроса органа ЗАГС.

В соответствии с п. 32 Методических рекомендаций об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 24.12.2007 г. № 249 (далее – Методические рекомендации) обращения граждан (в виде анкет) по истребованию документов о регистрации актов гражданского состояния необходимо направлять (в зависимости от условий международных договоров непосредственно в иностранные государства, в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации либо в МИД Российской Федерации) с запросом органа ЗАГС о правовой помощи.

2. Запросы органов ЗАГС о правовой помощи по вопросам актов гражданского состояния оформляются без учета требований пунктов 37, 38, 39 и не соответствуют приложению № 3 Методических рекомендаций.

В соответствии с п. 37 Методических рекомендаций запрос о правовой помощи должен быть подписан руководителем.

В соответствии с п. 38 Методических рекомендаций в запросе о правовой помощи по вопросам актов гражданского состояния, направляемом на территорию иностранного государства, указывается наименование и полный почтовый адрес компетентного органа ЗАГС, которому адресован запрос.

В соответствии с п. 39 Методических рекомендаций с поручением органа ЗАГС направляется ксерокопия квитанции об уплате государственной пошлины.

3. В запросе отсутствует информация в отношении кого запрашиваются документы.

В соответствии с приложением № 11 к Административному регламенту предоставления государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденному приказами Министерства юстиции Российской Федерации и МИД Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 311, № 20086 необходимо указывать фамилию, имя, отчество лица (лиц), на которое (которых) истребуется документ.

4. При направлении запроса органом ЗАГС нарушены требования Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года (далее – Конвенция 1993 года).

В частности, возвращены запрос и два экземпляра анкеты по истребованию повторного свидетельства о рождении умершего гражданина, поступившие из органа ЗАГС по следующему основанию.

В соответствии с требованиями ст. 8 Конвенции 1993 года при исполнении поручений об оказании правовой помощи иностранное государство применяет законодательство своей страны.

Согласно статье 205 Правил регистрации актов гражданского состояния, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан 12.04.1999 г. № 171, повторные свидетельства о рождении выдаются самому лицу, в отношении которого была зарегистрирована запись акта гражданского состояния, его родителям или другим лицам, имеющим заверенные в законном порядке доверенности.

Таким образом, выдача повторного свидетельства о рождении в отношении умершего гражданина, законодательством Республики Узбекистан не представляется возможным.

Инициатору запроса разъяснен порядок повторного направления запроса и указано на необходимость приложения к запросу документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния относительно родственников, копий документов, подтверждающих родственные отношения, а в случае смерти родственника – документов, подтверждающих факт смерти указанного гражданина.

В отчетном периоде возвращены документы Главного управления юстиции в Запорожской области Украины об оказании правовой помощи по истребованию копии записи акта о расторжении брака без исполнения в связи с нарушением порядка сношений, предусмотренного международным договором.


При возврате документов разъяснены требования международного и российского законодательства, регламентирующие порядок направления запросов об оказании правовой помощи.

Одновременно, указано, что на основании пп. 31 п. 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции России от 21.05.2009 г. № 146 (далее – приказ Минюста России от 21.05.2009 г. № 146), главные управления Министерства юстиции Российской Федерации вправе осуществлять непосредственные сношения с компетентными органами Украины (и ряда других государств, ратифицировавших Протокол 1997 года), минуя центральный аппарат Министерства юстиции Российской Федерации.

Впоследствии указанное поручение поступило через Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу (далее – Главное управление) и было направлено на исполнение в орган ЗАГС Республики Коми.


Истребование копий наследственных дел и материалов по ним


При поступлении запросов об оказании правовой помощи по истребованию копий наследственных дел и материалов по ним, а также сведений об удостоверении завещаний Управление взаимодействует непосредственно с нотариусами республики.

Необходимо отметить, что нотариусами Республики Коми данные запросы и поручения выполняются в срок, не превышающий одного месяца.

За 6 месяцев 2012 года из 31 поступившего материала имел место 1 случай возврата ответа на запрос об оказании правовой помощи (3,23 %) в связи с тем, что в ответе на просьбу об оказании правовой помощи нотариусом ошибочно указано приложение.

В 5 поручениях, исходящих от нотариусов Республики Коми, за первое полугодие 2012 года нарушений не выявлено.

В первом полугодии 2012 года из 28 поступивших международных запросов имел место 1 случай возврата без исполнения поручения об оказании правовой помощи Червоноградской государственной нотариальной конторы Львовской области Украины по истребованию наследственного дела, а также завещания от имени умершего, проживавшего на территории Республики Коми, поступившего из Главного управления юстиции во Львовской области Украины непосредственно в Управление в нарушение порядка сношений, предусмотренного международным договором.

При возврате документов разъяснены требования международного и российского законодательства, регламентирующие порядок направления запросов об оказании правовой помощи.

Так, в соответствии со ст. 5 Конвенции 1993 года (в ред. Протокола 1997 года) при выполнении настоящей Конвенции компетентные учреждения юстиции Договаривающихся Сторон сносятся друг с другом через свои центральные, территориальные и другие органы, если только настоящей Конвенцией не установлен иной порядок сношений.

Одновременно, указано, что на основании пп. 31 п. 6 приказа Минюста России от 21.05.2009 № 146, главные управления Министерства юстиции Российской Федерации вправе осуществлять непосредственные сношения с компетентными органами Украины (и ряда других государств, ратифицировавших Протокол 1997 года), минуя центральный аппарат Министерства юстиции Российской Федерации.

Впоследствии указанный запрос поступил через Главное управление и был направлен на исполнение нотариусу Воркутинского нотариального округа Республики Коми.


Исполнение поручений о производстве отдельных процессуальных действий и вручении документов


Все поручения компетентных судов иностранных государств о производстве отдельных процессуальных действий и о вручении документов Управлением направляются в городские и районные суды Республики Коми.

В ходе исполнения данных поручений суды учитывают требования, установленные Информационным письмом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу «О порядке оформления и направления запросов об оказании международной правовой помощи, а также исполнения запросов о правовой помощи российскими судами» 2006 года (далее – Письмо 2006 года).

Суды Республики Коми осуществляют вручение документов в рамках Конвенции 1993 года, Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года (далее – Конвенция 1965 года), Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года, Договора между СССР и Народной Республикой Болгария о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1975 года и т.д.

При исполнении документов по Конвенции 1965 года суды заполняют свидетельство о вручении за границей судебных или внесудебных документов; при исполнении Конвенции 1993 года, Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года, Договора между СССР и Народной Республикой Болгария о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1975 года – подтверждение о вручении документов, а также составляют протоколы.

Количество возвращаемых документов, связанных с исполнением иностранных поручений, по причинам несоответствия их установленным требованиям в первом полугодии 2012 года составило 15 из 41, то есть 36,59 % документов об исполнении имеют недостатки, препятствующие их дальнейшему направлению.

При оформлении документов судами Республики Коми допускаются следующие ошибки:

1. При исполнении поручений о вручении документов не заполняются подтверждения о вручении документов или заполняются ненадлежащим образом (в формулярах подтверждения о вручении документов не заполняются либо неправильно заполняются отдельные графы, отсутствует гербовая печать суда, документы оформляются неаккуратно, вносятся исправления при помощи корректирующей жидкости).

2. При оформлении протоколов судебных заседаний не ставятся печати либо оттиск проставленной печати не читаем.

3. При исполнении поручений о вручении документов судом вручаются не все документы. В нарушение требования ст. 5 Конвенции 1965 года получатель не расписался на документе в получении второго экземпляра, при этом его подпись должна была быть заверена подписью вручавшего (судьи) и скреплена печатью с указанием места и времени вручения.

4. При исполнении судебных поручений о выполнении отдельных процессуальных действий в нарушение требований ст. 407 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) не заполняется протокол судебного заседания с отражением результатов исследования документов.

5. Не представляются документы по принятию мер, необходимых для установления местожительства гражданина. В соответствии с рекомендациями Письма 2006 года, если получатель не проживает по адресу, указанному в запросе, то компетентный суд в соответствии с международным договором принимает меры, необходимые для установления его местожительства. В случае, если установление адреса окажется невозможным, документы, подлежащие вручению, с приложением подтверждения о принятии мер к установлению адреса, возвращаются.

Указанные недостатки увеличивают срок движения документов, что негативно отражается на международном престиже Российской Федерации.

В каждом конкретном случае возврата документов федеральному или мировому судье подробно разъясняются причины возврата со ссылкой на международные и российские акты, указываются недостатки, которые следует устранить.


Направление поручений о производстве отдельных процессуальных действий и вручении документов


Судами и мировыми судьями Республики Коми направляются поручения о производстве отдельных процессуальных действий, адресованные компетентным органам стран-участниц СНГ, стран Балтии, иных государств.

За рассматриваемый период из 24 направленных поручений судов иностранных государств с нарушением порядка сношений, предусмотренного международным договором, в Управление поступил 1 комплект документов.

Постановление Черниговского районного суда Запорожской области Украины об истребовании доказательств, поступившее непосредственно нотариусу Печорского нотариального округа Республики Коми возвращено без исполнения с разъяснением порядка истребования документов.

В первом полугодии 2012 года в Управление поступило 18 комплектов документов – поручений федеральных судов и мировых судей Республики Коми в иностранные государства. Из них 7 комплектов (38,89 %) возвращены по причинам неправильного оформления документов или несоблюдения порядка направления документов.

При оформлении поручений о производстве отдельных процессуальных действий и вручении документов суды допускают следующие нарушения:

1. В нарушение требований пп. «г», «е» п.1 ст. 7 Конвенции 1993 года в редакции Протокола 1997 года («Содержание и форма поручения об оказании правовой помощи») в поручениях отсутствуют подробные сведения, необходимые для исполнения поручения, о запрашиваемой организации – юридическом лице (полное наименование, организационно-правовая форма, юридический адрес, сведения о правопреемниках).

2. Поручения, объем которых превышает один лист, не прошиты, не пронумерованы и не скреплены печатью. Копии документов, прилагаемые к поручениям, не заверены должным образом (отсутствует гербовая печать суда и подпись судьи).

3. Не соблюдаются сроки, предусмотренные п. 5.11 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29.04.2003 № 36 (документы в порядке оказания правовой помощи должны высылаться судами не позднее, чем за 6 месяцев до дня рассмотрения дела).

4. Не соблюдаются рекомендации, предусмотренные Письмом 2006 года (не указывается вторая резервная дата рассмотрения судебного разбирательства с интервалом не менее одного месяца).

5. Не соблюдаются требования ст. 51 Конвенции 1993 года (направлен комплект документов в части взыскания штрафа и расходов на оплату труда адвоката).


Признание и исполнение судебных решений


В первом полугодии 2012 года в Управление поступило 10 комплектов документов – ходатайств о признании и исполнении решений судов Республики Коми на территории иностранного государства. Из них 4 комплекта (40 %) возвращены по причинам неправильного оформления документов.

Направление документов о признании и исполнении на территории иностранных государств решений судов Российской Федерации (и наоборот) осуществляется через Управление.

Процедуру признания и исполнения на территории Российской Федерации по Республике Коми осуществляет Верховный Суд Республики Коми.

Документы рассматриваются Верховным судом Республики Коми в среднем 1-3 месяца. Длительность рассмотрения связана с обязанностью суда уведомлять стороны по делу о дате и месте судебного заседания, установления места проживания лица, в отношении которого рассматривается ходатайство.

При направлении ходатайств граждан, проживающих на территории Республики Коми и судов Республики Коми, документы рассматриваются компетентными органами государств в течение 7 месяцев и более.

В качестве причин возврата документов можно указать следующие:

1. Ходатайства о признании и исполнении на территории иностранного государства решения мирового судьи Республики Коми оформлены и направлены с нарушением требований Конвенции 1993 года, а также приложены исполнительные листы российских судов.

2. Отсутствие справки о надлежащем уведомлении ответчика о времени и месте судебного заседания, либо документов, подтверждающих принятие судом мер по его уведомлению.

В соответствии с требованиями п. 2 ст. 53 Конвенции 1993 года к ходатайству прилагается документ, из которого следует, что сторона, против которой было вынесено решение, не принявшая участия в процессе, была в надлежащем порядке и своевременно вызвана в суд.

В соответствии со ст. 120 Кодекса при неизвестности места пребывания ответчика по требованиям о взыскании алиментов судья обязан вынести определение об объявлении розыска ответчика.


Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми