uzluga.ru
добавить свой файл

Министерство образования Республики Башкортостан

МУ «Отдел образования администрации МР Краснокамский район»


«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ с.Куяново»

И.Н. Хайдарова

_______





Обсуждена

на педагогическом

совете 31.08.07г.

протокол №1


2007г.

Программа «АБВГДейка».

Подготовка детей к школе.  

Пояснительная записка.

   Воспитательные цели и задачи:

-подготовка детей к школе в режиме субботней школы для дошкольников, их общее развитие.

-развитие познавательной, коммуникативной, нравственной, физической, эстетической культуры детей, их творческих способностей,

-расширение их кругозора, знакомство со школой,

-воспитание любви к книге, развитие желания и умения работать с книгой.

 

^ Предмет изучения:

   Выбор тем обусловлен и определен целями программы.

Развитие речи:

-жанры устного народного творчества,

-произведения устного народного творчества,

-развитие памяти.

Математика и  развитие интеллектуальных способностей:

-развитие логического, пространственного, творческого мышления, внимания, волевой сферы,

-знакомство с основными понятиями, необходимыми для дальнейшего изучения предмета.

Обучение грамоте:

-работа над звуком, выработка умения различать, выделять звуки в словах и давать их краткую характеристику,

-знакомство с основными понятиями, необходимыми для дальнейшего изучения предмета.

 

Структура:

Общее развитие ребенка тесно связано с развитием познавательной, коммуникативной, нравственной, физической, эстетической культуры, развитием творческих способностей.

Программа рассчитана на один год.

В течение этого времени дети на занятиях по развитию речи  познакомятся с жанрами и небольшими произведениями устного народного творчества.

На занятиях по математике познакомятся с основными понятиями, необходимыми для дальнейшего изучения предмета.

На занятиях по развитию интеллектуальных способностей научатся решать логические задачи, направленные на развитие мыслительных и творческих способностей детей.

На занятиях по обучению грамоте научатся работать со звуком, различать букву и звук, сделают первые шаги в чтении.

Начинать эту работу нужно как можно раньше, уже в дошкольный период. На это и направлены занятия школы «АБВГДейка», которые проходят в течение целого учебного года по одному разу в неделю и занимают  35 минут каждое.


^ Список занятий субботней школы:

Математика и

развитие интеллектуальных способностей.

 

Источниками полноценного развития ребенка младшего школьного возраста выступают два вида деятельности.

 

Во-первых, ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества, за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

Во-вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, воплощению его собственных идей, направленных на создание нового.

Осуществляя эти виды деятельности, дети решают разные задачи с разной целью. Так, в учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково–творческие задачи с целью развития способностей ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

И если дети привыкают решать задачи, которые имеют готовое решение, то они  теряются в случаях, когда задача не имеет решений или, наоборот, имеет множество решений, они не в состоянии действовать самостоятельно, чтобы найти какой-то новый способ. Поэтому, для того, чтобы изменить соотношение деятельности по усвоению знаний, умений и поисковой деятельности, проводятся регулярные занятия, на которых дети с разной интеллектуальной подготовкой могли бы решать нетиповые, поисково-творческие задачи.

Именно на это и направлена работа по данной программе - на развитие логического мышления, внимания, памяти, волевой сферы детей, необходимых как для обучения, так и для дальнейшей жизни.

 

Кроме того, на протяжении 24 занятий дети познакомятся и с основными понятиями, необходимыми для обучения в школе.


^ Обучение грамоте


Основная ответственность в достижении единой цели всего обучения – общего развития учащихся – лежит на периоде обучения грамоте, когда ребенок начинает осваивать новую ситуацию, новые отношения, виды деятельности. В ходе работы ребенок сам открывает правила, сам устанавливает существующие взаимосвязи, используя их на практике. 

Большое внимание в курсе подготовки детей уделяется работе над звуком. Обучение начинается именно с того, что каждому ребенку знакомо с раннего детства, с того, чем ребенок привык пользоваться с рождения. Он еще не знает букв, но уже умеет произносить звуки, которые в свою очередь может складывать в слова, понятные всем, кто его окружает. Первые шаги в обучении грамоте ребенок делает, осознав, что он умеет и всегда умел делить слова на слоги, которые в свою очередь состоят из звуков. Здесь на примере простых односложных слов ребенок учиться выделять звуки в словах и определять их сходство и различие, а затем и давать им краткую характеристику. И только потом, когда ребенок научился ориентироваться в мире звуков, он обращается к ранее неизвестному – буквам, как графическому изображению звуков. Он знакомится с тем, что звуки человеческой речи можно изобразить на бумаге, обозначив каждый из них каким-нибудь произвольным знаком. Но как оказывается впоследствии, это неудобно, потому что понятно только тому, кто ввел эти знаки. Поэтому лучше пользоваться теми знаками, которые люди придумали еще в древности и понятны всем - буквами. 

Обучение грамоте предполагает последовательное озвучивание каждой буквы с учетом ее позиции в слове. Порядок знакомства с буквами ориентирован на осознание детьми позиционных мен звуков - основы чтения письма. Вначале вводятся однозвучные гласные и сонорные согласные. Затем идет знакомство со всеми парными по звонкости – глухости согласными. В этот период дети на коротких , простых по составу словах  осваивают способы чтения и письма , наблюдают букву И, как показатель мягкости согласных. И, наконец, когда у детей появляется достаточный опыт чтения, вводятся наиболее трудные случаи – двузвучные гласные буквы, непарные согласные буквы, мягкий и твердый знаки. В зависимости от уровня развития детей и количества состоявшихся в году занятий, последние темы можно опустить или провести лишь первичное знакомство с оставшимися буквами.

Итак, программа подготовки дошкольников по обучению грамоте направлена на  работу со звуком и осознание детьми позиционных мен звуков, как основу чтения и письма, необходимую при изучении данного предмета в школе.

^ Развитие речи

Развитие речи в самом общем виде можно определить как длительный процесс постепенного расширения возможностей использования человеком языка, как орудия познания и отражения действительности, орудия общения и мышления.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами; языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст - его дошкольный и школьный периоды. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средства общения. Несколько позднее речь становится еще и средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает основами словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности. Существуют два основных пути развития речи.

Первый - развитие речи осуществляется в процессе применения языка в практической деятельности. При этом мы не только пользуемся уже имеющимися знаниями, умениями и навыками языка, но и расширяем свои речевые возможности: узнаем новые слова, уточняем и расширяем свои знания о значениях слов, нормах их сочетания, учимся узнавать, понимать, употреблять новые грамматические формы и синтаксические конструкции, овладеваем новыми закономерностями построения связных высказываний. Поэтому развитие речи - длинный и непрерывный процесс самообучения, сопутствующий всей сознательной жизни человека.

Второй путь - развитие речи может осуществляться в ходе специально организованного обучения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Развитие речи ребенка не стихийный процесс, оно требует постоянного педагогического руководства.

Какие же условия необходимы для успешного развития- речи? Какие условия необходимы для формирования речевых умений и навыков у детей?

Первое условие - это потребность общения, поэтому в работе по развитию речи должны быть предусмотрены ситуации, ставящие ребенка перед необходимостью речевых высказываний.

Но общение возможно только с помощью общепонятных слов, их сочетаний, оборотов речи, значит необходимо создать речевую среду. Это второе условие развития речи детей. Речевая среда - это речь взрослых, друзей, художественной и научной литературы, радио, телевидения.

Речь, развиваясь, нуждается не только в языковом материале, но и в фактическом. Значит, ребенка должен быть запас знаний и этот материал для него должен быть значимым. Это третье необходимое условие речевого развития.

Хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Вот почему дети с плохо развитой речью часто оказываются неуспевающими по разным предметам.

Но если в дошкольном возрасте язык усваивается ребенком стихийно в ре­чевой деятельности, то некоторые важные стороны языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы. Это усвоение литературного языка (художественного, научного, разговорного). Это овладение чтением и письмом. Это совершенствование речи, ее культуры.

Речь-это широкое поле деятельности человека. В работе по ее развитию можно выделить следующие этапы: работа над словом, словосочетанием, предложением, над связной речью.

В связи с этим необходимо сформулировать основные задачи, которые приходится решать учителю, работающему над развитием речи детей:

- обеспечение хорошей речевой среды для учащихся (речь взрослых, чтение книг, прослушивание аудиозаписей).

- обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного словарного запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций.

- обеспечение создания речевых ситуаций потребности и возможности самостоятельной речи (произносительный, словарный, морфологический, синтаксический уровни, уровень связной речи, текста).

- создание атмосферы борьбы за высокую культуру речи.

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями, видение мира. Все многообразие мира дети младшего школьного возраста воспринимают не так, как взрослые. Особенностями детской психики и определяется материал предлагаемый детям, посещающим подготовительные к школе курсы. Это детский фольклор, поэтические произведения, многие годы передававшиеся из поколения в поколение, постепенно приобретавшие содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики.

На протяжении первых 12 занятий дошкольники знакомятся с жанрами и произведениями устного народного творчества: дразнилки, скороговорки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Они говорят, повторяют, вспоминают, сочиняют, разучивают; изготавливают разнообразные книжки-малышки с вклеенными в них произведениями устного народного творчества в виде записей и рисунков. Во второй половине года развитие речи проходит на материале тем окружающего мира.

Подобные занятия ценны тем, что вызывают в детях потребность в общении, что является первым условием успешного речевого развития. Кроме того языковой материал занятий развития речи дошкольников подобран так, что вызывает живой интересе, положительные эмоции и желание дальше посещать подобные занятия.