uzluga.ru
добавить свой файл
Уральский Центр Поддержки НГО

Пермский Центр Против Насилия и Торговли Людьми

­­­­


Ф. Л. Синицын



MЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


ПО ПРОБЛЕМЕ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ


Пермь


2000


Ф. Л. Синицын. Международное законодательство по проблеме торговли людьми. - Пермь, 2000. - 94 стр.




Настоящее издание посвящено исследованию документов Организации Объединенных Наций, Совета Европы, законодательства Итальянской Республики, Королевства Бельгии, Королевства Нидерландов, Королевства Таиланд, Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки, Украины, Федеративной Республики Германии, касающихся проблемы международной торговли людьми. Многие документы публикуются на русском языке впервые.

Для широкого круга юристов, работников правоохранительных органов, специалистов правозащитных организаций и всех, кто интересуется проблемой международной торговли людьми.


Данное издание защищено законодательством по авторским правам Российской Федерации. Ни одна часть данного издания, ни издание полностью не могут быть скопированы и/или изданы без письменного разрешения автора. Цитирование данного издания должно осуществляться со ссылкой на автора.


Компьютерная верстка. Гарнитура Таймс. Печать офсетная. Тираж 200 экз. Отпечатано в типографии УМТиХО ГУВД Пермской области. Подписано в печать 2 февраля 2000 г. Издано на средства автора.


© Ф. Л. Синицын, 2000.


Oглавление




стр.


Введение 4



  1. Общие принципы подхода к проблеме торговли людьми 10



  1. Международные акты против торговли людьми 21



3. Законодательство Итальянской Республики 49


4. Законодательство Королевства Бельгии 52


5. Законодательство Королевства Нидерландов 56


6. Законодательство Королевства Таиланд 58


7. Законодательство Российской Федерации 62


8. Законодательство Соединенных Штатов Америки 65


9. Законодательство Украины 76


10. Законодательство Федеративной Республики Германии 81


Заключение 86

Библиография 90




Summary 94




ВВЕДЕНИЕ




Каждый год в мире 4.000.000 человек становятся жертвами торговли людьми1, что приносит преступным синдикатам до 7 миллиардов долларов ежегодной незаконной прибыли.2

По данным Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в 1997 году из стран СНГ, Центральной и Восточной Европы в страны Западной Европы и Северной Америки было вывезено 750 000 женщин и несовершеннолетних девушек. Страны Западной Европы и Северной Америки являются также основным местом назначения для потоков торговли людьми из развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.3 По другим данным, предоставленным Международной Организацией Миграции (МОМ), к 1998 году в Западную Европу было ввезено контрабандой до 500.000 женщин.4 Вообще, во всем мире с начала 1970-х годов около 30 миллионов человек стали жертвами торговли людьми.5

Торговля людьми - одна из современных форм рабства, к которым также относятся т. н. "потогонные работы", домашнее рабство, принудительные браки и др. В настоящее время более 200 миллионов человек являются жертвами современных форм рабства. (Для сравнения - в течение 400 лет из Африки в Америку было вывезено "всего" 12 миллионов рабов.6)

Большинство жертв торговли людьми - женщины и несовершеннолетние девушки,7 которые принуждаются к оказанию сексуальных услуг. Мужчины также являются объектом торговли людьми, хотя и составляют в ее обороте небольшую часть: по данным Центрального разведывательного управления США, в странах-членах ОБСЕ число лиц мужского пола, ставших жертвами торговли людьми, составляет около 2% от всего числа жертв.8

В последние годы у торговцев людьми одним из самых высоких остается "спрос" на российских женщин из-за их "экзотической" натуры и относительной новизны на рынке секс-услуг. Россия и бывшие республики СССР стали ведущими странами-"экспортерами" живого товара, соперничая с традиционными "экспортерами" женщин - странами Азии и Латинской Америки - и зачастую опережая их. Также одной из наиболее опасных тенденций является рост торговли детьми и девушками в возрасте до 18 лет.9

Таким образом, сегодня в мире существует хорошо налаженная система торговли людьми, которая имеет своей целью принуждение завербованных обманным путем, а затем проданных и купленных, людей к бесплатной работе в сфере секс-услуг, "потогонном производстве", сельском хозяйстве.10 Распространена также и торговля людьми с целью использования жертв торговли людьми как доноров для трансплантации органов и тканей, а также для некоммерческого рабства в таких формах, как принудительное замужество, принудительная беременность, фиктивное усыновление (удочерение).

Торговля людьми, особенно женщинами и детьми, запрещена международным сообществом как абсолютное нарушение прав человека, современная форма рабства и, в части женщин, - как насилие против них. Многие исследователи оценивают торговлю людьми как гораздо более тяжелый порок современности, чем торговля наркотиками, которые "можно продать только однажды, тогда как услуги женщины - много раз еще и еще".11

Однако, несмотря на растущие усилия по борьбе с торговлей людьми, она продолжает разрастаться и расширяться.12

Такой "успешный" рост торговли людьми объясняется несколькими факторами, среди которых - глобализация торгово-экономических связей, ухудшение социально-экономического положения женщин, колоссальная доходность этого вида бизнеса, бездействие правительств, и, в самых вопиющих случаях, соучастие должностных лиц.13

Практически отсутствует специальное законодательство против торговли людьми. Те же законы, которые есть, являются нечеткими или неадекватными, и в большинстве своем карают жертв, а не преступников. В отдельных странах торговля людьми даже не считается уголовным преступлением.14 Таким образом, современное законодательство и государственная политика доказали свою несостоятельность в решении этой транснациональной проблемы, и сотрудничество в этой области, как на внутригосударственном, так и на межгосударственном уровне, является скорее исключением, чем правилом.15

Феномен торговли людьми связан и с ростом международной организованной преступности, которая за несколько лет выросла из небольших и разобщенных групп в хорошо организованную международную сеть.16 Обычно торговцы людьми прикрываются вывеской фирмы по найму рабочей силы для работы за границей. Также ничего еще не подозревающие жертвы вывозятся за границу в качестве студентов, туристов, "невест по переписке" и т. д. Например, для женщин, собирающихся поехать в Германию, "посреднические брачные конторы обещают подыскать мужа,.. агентства по найму на работу и объявления предлагают серьезную работу в качестве кельнерши, продавщицы, танцовщицы, фотомодели или барменши. В действительности же они ищут новых девушек и женщин для немецких борделей".17 По словам сотрудника Российского Национального Бюро Интерпола П. Городова, "тут действует целая сеть вербовщиков, которые отбирают девушек, заманивая их перспективной работой за рубежом и пользуясь их неосведомленностью. Подчас среди преступников фигурируют иностранные граждане и фирмы. Они появляются как бы с благовидными намерениями и предлагают девушкам быстренько оформить визы, оказать всяческую помощь при пересечении границы, размещении, трудоустройстве официантками и продавцами, а заканчивается это, как правило, одним и тем же".18

В основном преступные сети, связанные с торговлей людьми, действуют по следующей схеме:

- Между торговцем в стране исхода и торговцем в стране назначения заключается устный или письменный контракт, по которому второй выплачивает первому сумму за продажу или "аренду" женщины в зависимости от времени, в течение которого она оказывает сексуальные услуги. Однако все же предпочтение отдается полному контролю над операциями по отправке и получению "товара", когда одна преступная группа держит в своих руках оба конца маршрута.

- Между торговцем и жертвой заключается устный или письменный контракт, куда включаются данные об обещанной жертве заработной плате и предупреждение о финансовых и иных штрафах. Первая договоренность не выполняется никогда, вторая - всегда.

- Многие жертвы перевозятся в страну назначения легальным образом, путем получения законной визы. Торговцы легко могут оформить приглашение на работу, учебу, турпоездку. Однако часто при переправке людей через границу используются подложные документы. По данным "Всемирной сети за выживание", В России фальшивый паспорт для девушки, не достигшей возраста 14 лет, можно оформить за взятку в размере 800 долларов США.

  • Доставив жертву к месту назначения, торговцы забирают ее паспорт, контролируют ее свободу передвижения и заработок.19

По данным Интерпола, одной из причин торговли людьми является проблема так называемого "секс-туризма", которая тесно связана с "растущим числом педофилов, притворяющихся туристами, которые путешествуют из западных стран в развивающиеся страны с целью вступить в незаконную сексуальную связь с дешевыми проститутками-детьми,"20 которые вовлечены в этот бизнес преступным путем торговли людьми.

К сожалению, в большинстве стран мира пока нет достаточного внимания к проблеме торговли людьми со стороны государства и общественности, нет выработанного механизма защиты жертв. Мало того, в большинстве случаев при раскрытии правоохранительными органами факта нелегального пребывания жертв торговли людьми на территории государства, жертвы немедленно арестуются и высылаются из страны. И лишь очень немногие получают помощь.

Законодательство, направленное против торговли людьми, часто более связано с нелегальной миграцией, чем с правами и нуждами жертв торговли людьми, и часто используется правительствами как инструмент репрессий, направленных на наказание, криминализацию и маргинализацию жертв торговли людьми и отрицание их основных прав. Например, такие законы могут запрещать женщинам мигрировать в поисках работы, что еще более толкает их в лапы торговцев людьми.21

Кроме того, много женщин удерживается от обращения в государственные органы из-за дискриминационного отношения к женщинам-мигранткам, особенно к тем, которые работают в секс-индустрии. Полиция и прокуратура во многих странах мира показали тенденцию к подрыву репутации женщин - жертв торговли людьми, называя их "падшими" или "безнравственными" и поэтому не заслуживающими уважения к их правам.22 Торговцы людьми пока что выигрывают от большинства существующих законов многих стран, по которым власти обязаны арестовывать и депортировать иностранцев, если обнаружено, что они работают незаконно, даже если это происходит под принуждением.23

Целью данного исследования является изучение законодательства, как международного, так и внутригосударственного, относящегося к проблеме торговли людьми с целью выявить основные тенденции, положительные и отрицательные стороны современного мирового процесса выработки и принятия законов, направленных на борьбу с торговлей людьми, что позволит в будущем принять рекомендации для создания российского закона по проблеме торговли людьми, который, к сожалению, пока отсутствует.

При работе над данным исследованием использованы источники различного вида. Среди них – международные конвенции, пакты, декларации, доклады и отчеты международных организаций и государственных объединений, в частности, ООН, ОБСЕ и Европейского Союза, законодательные нормативные акты (включая проекты таких актов) Итальянской Республики, Королевства Бельгии, Королевства Нидерландов, Королевства Таиланд, Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки, Украины и Федеративной Республики Германии, а также материалы прессы и статьи исследователей.



  1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОДХОДА

К ПРОБЛЕМЕ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ


В международных документах для определения торговли людьми используется англоязычный термин "trafficking", который означает торговлю рабами, наркотиками и незаконную торговлю вообще.24 Однако, самая большая проблема на пути к выработке надлежащей законодательной базы для борьбы с торговлей людьми состоит в том, что международное право до настоящего времени не выработало единого подхода к дефиниции этого термина, поэтому он четко не определен пока ни в одном международном документе.25 Также нет единого мнения по этому вопросу ни у юристов, ни и у специалистов и активистов общественных организаций, работающих в сфере предотвращения торговли людьми.

Большинство экспертов придерживаются точки зрения, что торговля людьми обязательно должна быть определена, как акт, в котором есть наличие обмана и принуждения любого рода.26 В январе 1999 года эксперты «Всемирного Альянса против торговли женщинами» (Таиланд), «Фонда против торговли женщинами» (Нидерланды), «Международной Группы по праву в области прав человека» (США) и других организаций, входящих в коалицию "Human Rights Caucus", опубликовали "Стандарты по правам человека в отношении лиц, пострадавших от торговли людьми".27

"Стандарты" дают следующие определения и нормы, которые по мнению их авторов должны быть заложены в законодательство каждого государства:

Торговля людьми: Акты или попытки актов, содержащие вербовку, перевозку внутри страны или через границы, продажу, покупку, прием и укрытие лица, включающие использование обмана и насилия (включая использование угрозы применения силы или злоупотребление властью) или долговое рабство с целью удержания лица, за плату или нет, в принудительном труде (домашнем, сексуальном или репродуктивном), или в условиях, подобных рабству.

В процесс торговли людьми может быть вовлечено как одно лицо, так и цепь лиц, начиная с вербовщика и заканчивая лицом, которое покупает или получает жертву, или лицом, которое содержит жертву в условиях рабства, принудительного труда, долговой кабалы или других условиях, подобных рабству.

Лицо, пострадавшее от торговли людьми: Лицо, которое завербовано, перевезено, продано, получено или спрятано таким образом, как описано в приведенном выше определении торговли людьми, включая ребенка (по определению, данном в "Конвенции ООН по правам ребенка" и согласно ее принципам), независимо от того, есть на это согласие ребенка или нет.

Это определение проводит разделение между совершеннолетними лицами, которые добровольно согласились на переезд (внутри границ или через них) и которые полно информированы о типе и условиях работы или услуг, которые они будут выполнять, и совершеннолетними лицами, которые не согласны на переезд и выполнение таких работ, или видимое, подразумевающееся или выраженное согласие которых на самом деле является недействительным, так как было получено путем обмана, насилия или долгового рабства.

Данное определение также принимает во внимание, что дети нуждаются в особой защите и поэтому их "согласие" не может быть защитой для торговцев людьми.

Торговец людьми: Физическое или юридическое лицо, которое намеревается совершить, причастно к совершению или способствует совершению любого акта, описанного в определении торговли людьми, данном выше.

Такое определение торговца людьми ведет к наказанию за данное преступление только лиц, имеющих умысел, включая лиц, которые намеренно остаются неосведомленными о том, какое место в цепи торговли людьми занимает их деятельность.

Данное определение исключает ответственность лиц, которые неумышленно (и не имея никакой причины подозревать о существовании торговли людьми) стали звеном в цепи торговли людьми (например, водитель такси или владелец гостиницы).

Принцип недискриминации:

1. Государства не дискриминируют лиц пострадавших от торговли людьми, в процессуальном праве, в политике и на практике.

2. Государства перестают усиливать и прекращают предпринимать любые меры, нацеленные на предотвращение и препятствование добровольному передвижению их граждан или лиц, законно находящихся на их территории внутри государства, в страну или из страны, на том основании, что гражданин страны или легально находящееся на территории страны лицо может стать, может быть или было лицом, пострадавшим от торговли людьми.

Режим безопасности и справедливости: Государства рассматривают лиц, пострадавших от торговли людьми, как жертв серьезного нарушения прав человека, защищают их права, несмотря на их иммиграционный статус, и защищают их от репрессалий и нанесения ущерба.

Доступ к правосудию: Полиция, прокуратура и суды подтверждают, что их усилия по наказанию торговцев людьми будут выполняться в рамках уважения и охраны права лиц, пострадавших от торговли людьми, на частную жизнь, достоинство и безопасность. Адекватное преследование торговцев людьми включает, где необходимо, преследование за изнасилование и другие формы насилия (включая, без ограничения, убийство, насильственные беременность и аборт), похищение, пытки, жестокое, негуманное и ведущее к деградации обращение, обращение в рабство или его подобие, принудительный труд, долговое рабство или принудительный брак.

Таким образом, "Стандарты" пытаются нацелить борьбу с торговлей людьми на торговцев людьми, но не на лиц, пострадавших от этой торговли, как это практикуется многими государствами сейчас.

Доступ к частным искам и компенсациям: Государства должны гарантировать лицам, пострадавшим от торговли людьми, право обратиться в судебном порядке с иском к торговцам людьми, а также оказывать помощь в подаче таких исков.

Государства должны конфисковывать всю прибыль осужденных торговцев людьми и направлять эти средства на выплату таких компенсаций в судебном порядке.

Статус пребывания: Государства должны предоставлять лицам, пострадавшим от торговли людьми, временные визы на пребывание (включая право на работу) во время нахождения уголовных, гражданских и прочих дел в рассмотрении и предоставить лицам, пострадавшим от торговли людьми, право искать убежище.

Государства не должны депортировать лиц, пострадавших от торговли людьми. Иначе лицо, пострадавшее от торговли людьми, останется без компенсаций, может снова попасть к торговцам людьми и может не получить достаточной реабилитации у себя на родине.

Здравоохранение и другие службы социального обеспечения: Государства предоставляют лицам, пострадавшим от торговли людьми, необходимую социальную помощь в течение периода их временного пребывания.

Репатриация и реинтеграция: Государства гарантируют, что лицам, пострадавшие от торговли людьми, могут возвратиться к себе на родину в безопасности, если они пожелают, и тогда, когда они в состоянии сделать это.

Сотрудничество государств: Государства должны работать в сотрудничестве для полного выполнения настоящих Стандартов.28

Таких же определений придерживаются многие другие международные, государственные и негосударственные организации.

 Эксперты нидерландской правозащитной организации "Фонд против торговли женщинами", входящей в "Human Rights Caucus", в своих работах также дали исчерпывающее определение торговли женщинами с  целью принуждения к проституции, которое имеет следующие характеристики:

- до отъезда за границу женщина не знала о том, что она  будет работать в проституции или была обманута  относительно условий, в которых она будет работать,

- женщина несвободна принять личное решение о  том, хочет ли она работать проституткой,

- женщину принуждают отдавать заработанные ей  деньги третьим лицам,

- женщина связана долгами, с которыми она должна  расплатиться, прежде чем сама сможет распоряжаться  своими доходами, получить назад свои документы и решить, может ли она прекратить эту работу,

- женщина постоянно находится под контролем других лиц,

- женщина ущемлена в свободе передвижения и общения с другими людьми,

- женщина несвободна отказать отдельным клиентам  или протестовать против отдельных видов сексуального  контакта.29

Стивен Галстер, директор "Всемирной сети за выживание", дает такое определение торговли людьми: "Оно включает в себя использование обмана, принуждения (включая применение силы, или ее угрозу, или злоупотребление властью), долговой зависимости, или все вышеперечисленное". Он же дает пример, когда при отсутствии вышеуказанных признаков акт, внешне могущий показаться схожим с торговлей людьми, таковой не является: "когда независимая женщина платит кому-либо за то, чтобы ей помогли переехать из одной страны в другую, где она сможет найти себе работу в области оказания секс-услуг, причем она сама распоряжается своими передвижениями и заработками. Это, по нашему мнению, не является незаконной торговлей; это миграция с внутренней помощью".

То же говорится и в "Сообщении Комиссии Европейских сообществ Совету Европы и Европейскому Парламенту о торговле женщинами с целью сексуальной эксплуатации" (ноябрь 1996 г.): совершеннолетняя женщина, согласная мигрировать в другую страну для работы в секс-индустрии и сохраняющая свободу передвижения и контроля за своим заработком, не может быть определена как "жертва торговли людьми".30

С. Галстер выделил три типа женщин и девушек, ставших лицами, пострадавшими от торговли людьми с целью принуждения к проституции:

1. Те, кого вынудили работать в области оказания секс-услуг обманом или принуждением. Они ожидали получить совсем другую работу.

2. Те, кому вербовщики сказали не всю правду о роде их деятельности. Они ожидали, что им придется работать в подобной сфере, но совсем в других условиях.

3. Те, кого верно информировали о роде их деятельности, но которые предоставили контроль за ситуацией иному лицу (торговцу), который использовал их экономическое и юридическое положение для получения своей выгоды, в то время, как жертвы находились в долговой зависимости от него.31

18 января 1996 года Европейский Парламент издал отчет, в котором определил торговлю людьми как "незаконный акт, совершенный лицом, которое, направленно или ненаправленно, склоняет гражданина третьей страны выехать в другую страну или остаться в ней с целью эксплуатации этого гражданина, путем использования обмана или другой формы насилия или путем злоупотребления уязвимым положением этого гражданина или своим административным статусом".32 Такое определение торговли людьми нам кажется в принципе верным, но не совсем точно определяющим лицо, пострадавшее от людьми, которое необязательно должно являться гражданином третьей страны.

Однако среди экспертов по проблеме торговли людьми есть и иная точка зрения.

Например, определение, которое дается торговле женщинами Международной организацией по миграции (МОМ), совершенно не требует наличия в акте торговли обмана и принуждения, но включает наличие "незаконной транспортировки мигрирующих женщин и/или торговлю ими для получения наживы".33

По нашему мнению, в данном определении есть некоторая неточность в части "торговли" - получается, что, так как наличие обмана и принуждения не требуется, значит, жертва сама согласна на то, чтобы ее продали? Такие случаи, конечно, могут быть, но это скорее исключение, чем правило.

Также в данном определении есть путаница в части "незаконной транспортировки". Незаконная транспортировка - это контрабанда, в данном случае - контрабанда людей. А контрабанда людей и торговля людьми - это два разных явления, хотя и в чем-то схожих.

Контрабанда людей, называемая также термином "облегчаемая миграция" - это перевозка кого-либо нелегальным образом через границу за плату, что является следствием желания лица, которое не может получить визу в данную страну для работы или проживания и поэтому платит контрабандисту для транспортировки его через одну или несколько границ до желаемого места назначения. После прибытия лицо или просто оставляется на границе или доставляется до нужного места, например, места работы. Лицо, которое перевозится контрабандой, может прибыть без каких-либо проблем, но может перенести страдания или даже умереть, если транспорт, на котором перевозится данное лицо, является опасным для жизни, например, если это грузовой отсек трюма или контейнер фургона, где мало воздуха и нет пресной воды или пищи.

Таким образом, контрабанда людей является преступлением, нарушающим суверенитет государства.

Торговля людьми всегда включает использование обмана, насилия или долгового рабства, в начале ли пути, когда лицо соблазняется или принуждается мигрировать, в середине ли или конце пути. Цель торговца людьми заключается в получении работы или услуг от кого-либо путем использования обмана, насилия или угрозы насилия, или долгового рабства. Для достижения этой цели не является необходимым пересечение границы вообще или пересечение ее нелегально. Торговля людьми происходит также внутри государств и многие лица, которые становятся ее жертвами, въезжают в страну назначения легально. Лицо, которое нанимает "контрабандиста" или путешествует в поисках работы, обещанной "вербовщиком", не знает, что "контрабандист" или "вербовщик" на самом деле является торговцем людьми, который намеревается задержать это лицо или ввергнуть его в принудительный труд, рабство или условия, подобные рабству.

Таким образом, торговля людьми является преступлением против физического лица и только во вторую очередь - нарушением суверенитета государства.34 В этом и состоит различие контрабанды людей и торговли людьми.

Однако, не только МОМ, но и эксперты некоторых негосударственных организаций, работающих в сфере противодействия торговле людьми, также считают, что определение торговли людьми не должно требовать наличия принуждения и несогласия жертвы из-за особенностей секс-индустрии, в которой они видят главную причину существования торговли людьми. Их основной аргумент состоит в том, что секс-работе якобы изначально присуща эксплуатация. Таким образом, добровольное согласие работать проституткой и контроль женщины, работающей в этой сфере, над ситуацией, в которой она находится, якобы в принципе невозможен.35

Отсюда идет разговор о запрещении проституции - т. н. "аболиционистский подход" к решению проблемы торговли людьми. "Преследование секс-работниц безжалостно связано с идеей, что секс-услуги не должны продаваться. К церкви и другим консервативным институтам, которые всегда придерживались такой точки зрения, в последние годы добавились феминистки, которые считают, что проституция должна быть запрещена потому, что ей присуща эксплуатация. Секс-работницы рассматриваются как жертвы, которые принуждены к проституции насилием или экономическими условиями".36

Например, «Коалиция против торговли женщинами» (КАТВ), базирующаяся в США, имеет своей целью сделать мир таким, где "не будет существовать проституция и секс-торговля, а женщина не будет эксплуатироваться в сексе".37 Торговлю людьми данная организация рассматривает только в контексте проституции, приравнивая одно к другому. "Секс-торговля, проституция и другие формы сексуальной эксплуатации влекут грубейшие формы насилия и сексуальной дискриминации."38 Остальные многочисленные и не менее страшные формы торговли людьми КАТВ словно не замечает, сводя все свои усилия к запрещению проституции, которую эта организация именует "сексуальной эксплуатацией".

По определению, данному КАТВ, "сексуальная эксплуатация - это деятельность, от которой лицо получает сексуальное удовлетворение или финансовую прибыль путем злоупотребления сексуальностью лица, уничтожением прав лица на достоинство, равенство, автономию и физическое и психическое здоровье. Сексуальная эксплуатация включает в себя сексуальные домогательства, изнасилование, инцест, избиение, порнографию и проституцию. Проституция включает в себя случайную, бордельную или военную проституцию, секс-туризм, поиск "невест по переписке" и торговлю женщинами".39

Изучение и определение проституции не являются задачей данного исследования, однако, очевидно, что вышеприведенные определения, данные КАТВ, с юридической точки зрения сформулированы неверно. Не говоря уже о торговле людьми, которую, как мы уже выяснили, КАТВ определяет ненадлежащим образом, стоит заметить, что поиск "невест по переписке" сам по себе не может быть преступлением и никак не связан с проституцией. Термин "избиение" также не может быть определен как "сексуальная эксплуатация". Таким образом и становится очевидно, что вся деятельность КАТВ направлена на запрещение проституции, а не торговли людьми, как эта организация заявляет.

Итак, определение торговли женщинами с целью принуждения их к проституции как проблемы нарушения прав человека имеет два пути. Первое базируется на том, что проституция сама по себе является нарушением прав человека и должна быть запрещена. Второе - на том, что проституция не нарушает прав женщин; права женщин нарушают условия, в которых они содержатся - насилие, обман, долговое рабство, шантаж, лишение свободы передвижения и т. д.40

По нашему мнению, аболиционистский подход является слишком узким и негодным для решения проблемы торговли людьми. Аболиционисты видят как цель торговли людьми только проституцию, забывая о "потогонных" работах, домашнем рабстве, принуждении к вынашиванию детей, использовании жертв торговли людьми как доноров органов и тканей и т. д., то есть об огромной массе других проблем, которые несет с собой торговля людьми.

В данном случае стоит процитировать итоговый документ состоявшейся в ноябре 1994 года в Утрехте и Маастрихте (Нидерланды) конференции по торговле людьми, который говорит о том, что торговля людьми существует не только для целей проституции, но также и для другой деятельности. "Любая работа в условиях, подобных рабству,... должна быть искоренена... Важно акцентировать внимание на том, что элемент, который описывает торговлю людьми - это принуждение,... а не суть работы, которая должна выполняться жертвами торговли людьми, или их работа в настоящем или прошлом или характеристики личности самой жертвы... Хотя определенные случаи насилия и обмана связаны с проституцией, не все лица, которые работают как проститутки, делают это в результате акта торговли людьми. Когда такой акт совершен, совершившие его лица должны преследоваться по всей строгости закона. Однако, индивидуальное право на самоопределение включает возможность и право лица на решение работать в качестве проститутки. В порядке снижения уязвимости проституток и других лиц к торговле людьми, проституция и другая деятельность в неформальной сфере должна рассматриваться как форма работы".41

Приведем и мнение исследовательницы К. Лей, которая, очевидно, стоит на аболиционистских позициях и не согласна с мнением документа Утрехтской конференции:

"Такое определение может показаться шагом вперед в направлении признания прав тех, кто захотел "гастролировать" для занятий проституцией. Однако... стратегия Утрехтской конференции пересмотреть определение торговли людьми как принудительное занятие проституцией опасна и изначально является неработающей. Хотя и возможно дать другое определение торговли людьми, включая только насилие, но это не общее определение этого термина. Торговля людьми, по определению, включает в себя нелегальную перевозку. Добровольное путешествие попадет под категорию торговли людьми, если проституция иммигрантов является незаконной (которая, я верю, всегда такова). Тем, кто ищет возможность найти новое определение торговле людьми, следовало бы найти иные термины для разделения принудительной и добровольной вербовки для занятий проституцией".42

Автор выражает свое несогласие с данной позицией и определением торговли людьми. Получается, что иммигрантка, приехавшая в другую страну и незаконно работающая там проституткой, совершает акт торговли людьми? По нашему мнению, К. Лей путает понятия "торговля своим телом", т. е. проституция, и "торговля человеком", т. е. покупка или продажа другого лица.

Таким образом, точка зрения аболиционистов кажется нам неверной. Идея, которая заключается в том, что проблему торговли людьми возможно решить путем уничтожения проституции - утопия.43

Автор согласен с антиаболиционистской позицией "Human Rights Caucus", а также авторов доклада "Торговля людьми: отношение ОБСЕ". На этой же позиции стоят Управление Верховного Комиссара ООН по правам человека, Специальный докладчик ООН по насилию против женщин, Международная Организация Труда, Межотраслевой совет по женщинам при Президенте США и многие другие организации.44

Итак мы постарались внести ясность в определение торговли людьми, рассмотрели отличие торговли людьми от контрабанды людей, проституции и других понятий и выяснили, что самый главный критерий отличия акта торговли людьми и других смежных сданным явлением актов - применение насилия и/или обмана со стороны торговца людьми и отсутствие свободы передвижения и/или распоряжения собой у жертвы.