uzluga.ru
добавить свой файл

Сводная таблица

концептуальных предложений "ЯБЛОКА" по проектам ФЗ по реформе электроэнергетики




ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Предмет регулирования

  • Требуется разработка специального закона по тепловой энергии в пакете законопроектов по электроэнергетике.

законодательство РФ об электроэнергетике

  • В перечень законодательства РФ об электроэнергетике добавить акты субъектов РФ и акты органов местного самоуправления, принимаемые в соответствии с федеральным законодательством.

основные понятия

  • добавить отсутствующие основные понятия, использующиеся в тексте закона, привести в соответствие с законодательством РФ

  • определить понятия конкуренции и естественной монополии на рынках электроэнергии, как определяющие характер регулирования этих рынков



ГЛАВА II. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Экономическая основа функционирования электроэнергетики

  • Экономической основой функционирования электроэнергетики является рыночная конкуренция на тех рынках электроэнергии и в тех сферах электроэнергетики, где она экономически возможна и обоснована, и общественный контроль за теми сферами электроэнергетики, которые находятся в состоянии естественной монополии.

Федеральная сетевая компания (ФСК)

  • преобразовать ФСК из 100% дочки РАО «ЕЭС» в ОАО со 100% участием государства с дальнейшим преобразованием в казенное предприятие.

  • ФСК должна иметь на праве собственности магистральные сети, которые должны быть признаны «федеральными энергетическими системами», необходимо ввести запрет на их отчуждение, и ограничить имущество ФСК в обороте.

  • Порядок передачи имущества ФСК из РАО «ЕЭС» урегулировать в законе.

  • ограничить влияние собственников генерации на работу сетей.

  • ФСК обязана предоставлять доступ к своим передающим электроэнергию мощностям всем субъектам оптового рынка электроэнергии, принимающим на себя в установленном законом порядке обязательство оплатить услуги по передаче электроэнергии.

Системный оператор (СО)

  • Необходимо объединение ФСК и СО в единую организацию. Этот вариант предусматривается директивой ЕС №92/96 о реформе электроэнергетики. Преимущество их объединения также состоит в лучшей управляемости и снижении соответствующих издержек.

  • В соответствии с Указом Президента №923 ЦДУ РАО «ЕЭС», ОДУ, подлежат преобразованию в АО без их приватизации. Законопроект не должен легализовать незаконную приватизацию диспетчерского управления.

Сетевые компании

  • В законопроекте отсутствуют понятие «региональные сетевые компании», необходимо включить в закон в качестве субъектов рынка «региональных (межрегиональных) сетевых компаний, не входящих в РАО «ЕЭС» (ФСК)».

  • В целях обеспечения устойчивости работы региональных сетевых компаний, необходимо закрепить их структуру собственности следующим образом: 34% принадлежит ФСК, 33% – субъектам Федерации, 33% – органам местного самоуправления.

  • тарифы на передачу электроэнергии региональных сетевых компаний должны регулировать РЭКи.

  • Необходимо обеспечить недискриминационный доступ к сетям региональных сетевых компаний.

  • Более четко урегулировать вопрос о диспетчеризации в региональных системах, обеспечив вертикальную подчиненность диспетчерского управления.

Организации электро-энергетики

  • Записать в редакции: «генерирующие компании».

  • обеспечить максимальное использование механизма концессий для генерирующих компаний, в т.ч. с последующей приватизацией.

  • зафиксировать недопустимость разделения каскадов ГЭС с точки зрения их воздействия на соответствующие водные бассейны; при этом следует обеспечить возможность конкуренции между входящими в каскад ГЭС по линии снижения тарифов на предлагаемую ими электроэнергию.

  • ввести запрет на приватизацию АЭС.

  • Возможно: разделить крупнейшего монопольного игрока на ФОРЭМ – Росэнергоатом на 2 компании по типу реакторов – РБМК и ВВР.

  • прописать отдельной статьей закона основные права и обязанности генерирующих компаний.

  • указать порядок и критерии лицензирования генерирующих мощностей.

Холдинг, владеющий акциями АО-энерго

  • Предлагается разделить генерирующие мощности РАО «ЕЭС» между несколькими холдингами. С целью демонополизации РАО «ЕЭС» и развития внутрирегиональной конкуренции между холдингами в их состав следует включать мощности разных типов из каждого энергетического региона - по типу «слоеного пирога».

  • Ввести законодательный запрет на создание монопольных региональных холдингов, объединяющих мощности исключительно в пределах одного региона.

Независимые сбытовые компании

  • создаются в каждом регионе, как минимум одна сбытовая компания создается с участием региональной администрации и становится гарантирующим поставщиком.

  • в наблюдательный совет сбытовых компаний должны входить представители потребителей электроэнергии в т.ч. потребителей - физ. лиц.

  • установить лицензирование сбытовых компаний.

  • обеспечить свободный доступ сбытовых компаний к сетям.

  • законодательно обеспечить реальную конкуренцию между сбытовыми компаниями в пределах региональных сетей.

  • законодательно прописать допустимые сферы посредничества в электроэнергетике, сведя их к действительно необходимому минимуму.

Гарантирующий поставщик (ГП)

  • сбытовая компания, с контрольным пакетом, принадлежащим региональной администрации.

  • имеет право обслуживать только граждан, бюджетные организации (однако граждане могут обслуживаться не только гарантирующим поставщиком).

  • федеральный Центр может заключать с гарантирующим поставщиком договоры на обслуживание федеральных объектов, находящихся в данном регионе.

  • сбытовые надбавки гарантирующего поставщика подлежат регулированию РЭК.

  • прописать в законе ситуации, в которых гарантирующий поставщик имеет право на отключение потребителя (несоблюдение технических норм, отсутствие или недопустимая оплата услуг по поставке электроэнергии и т.д.). В остальных ситуациях гарантирующий поставщик не имеет право на отключение потребителя. Законодательно утвердить закрытый перечень объектов особой социальной или государственной значимости (больницы, стратегические объекты и т.д.), отключение которых невозможно ни при каких обстоятельствах.

Изолированные энергетические системы (ИЭС)

  • дать четкое определение ИЭС – это система, не находящаяся в параллельной работе с единой энергетической системой.

  • установить порядок приватизации или сохранения генерирующих мощностей ИЭС в государственной собственности в зависимости от условий и возможностей развития конкуренции между входящими в ИЭС генерирующими предприятиями.

  • предусмотреть особый порядок диспетчеризации в ИЭС.

  • тарифы на производство электроэнергии подлежат регулированию ФЭК.

Автономные энергетические системы

  • В законе дать четкое определение таких систем, как не работающих в параллельном режиме с единой энергетической системой, и производящих не менее 90% электроэнергии для собственного потребления. По правительственному проекту все у кого мощность выше определенного порога, должны идти на оптовый рынок, даже если производят для только себя. Это приведет лишь к созданию ненужных посредников и повышению цены электроэнергии.

  • Отношения, возникающие в рамках автономных систем, если она не присоединена к единой энергетической системе – не предмет регулирования данного закона. Если объекты автономной системы присоединяются – то необходимо обеспечить свободный доступ при соблюдении технических условий, получение статуса генерирующей компании.


ГЛАВА III. ЕДИНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СЕТЬ

критерии отнесения объектов к ЕНЭС

  • критерии определить в законе, а не решением Правительства.

ограничения прав собственников объектов ЕНЭС

  • все объекты ЕНЭС должны перейти в собственность ФСК.

  • передачу управления объектами ЕНЭС, находящимися в государственной собственности, частным предприятиям, считать недопустимой.

Величина тарифов на передачу электроэнергии

  • тарифы на услуги ФСК регулируются ФЭК путем установления предельного темпа роста тарифов, отказаться от формулировки «возврат доходов» для собственников сетей

Развитие единой национальной электрической сети

  • вместо указания на привлеченные средства организации по управлению ЕНЭС (т.е. займы) прописать механизм концессий.

  • убрать отсылку на ст. 40, ограничивающую экспертизу проектов, ввести разрешительный порядок на основе конкурса.


ГЛАВА IV. ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Система ОДУ

  • В соответствии с Указом Президента №923 ЦДУ РАО «ЕЭС», ОДУ, подлежат преобразованию в АО без их приватизации. Законопроект не должен легализовать их незаконную передачу РАО

ограничение гражданско-правовой ответственности

  • Ограничения недопустимы, если незаконное отключение электроэнергии причинило убытки, или нанесло вред здоровью граждан, должна наступать ответственность субъектов ОДУ


ГЛАВА V. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ

Регулирующие органы

  • ФЭК и РЭКи.

Сфера регулирования ФЭК

  • тариф на передачу электроэнергии по сетям ФСК,

  • плата за диспетчерское управление,

  • цены (тарифы) на производство электроэнергии в условиях отсутствия конкуренции,

  • минимальный срок действия цены на оптовом рынке,

  • ценовой коридор на оптовом рынке.

Сфера регулирования РЭК

  • регулирование тарифов на передачу по сетям региональных сетевых компаний,

  • сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков и сбытовых компаний,

  • плата за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Принципы регулирования

  • Принципы гласности, прозрачности, публичности. Коммерческая тайна в условиях естественной монополии в электроэнергетике ограничивается незначительным числом оговоренных в законе ситуаций. .

Механизм регулирования

  • Тарифы на услуги ФСК и региональных сетевых компаний регулируются путем установления предельного темпа роста тарифов, равного инфляции. Предлагаемое в правительственном проекте установление нормы рентабельности ведет к раздуванию издержек, неэффективно в условиях непрозрачной информации. Темп роста тарифов, превышающий уровень инфляции, заложенный в бюджете, может быть установлен исключительно по результатам экспертизы экономического обоснования тарифов.

  • Цены на производство электроэнергии – свободные при установлении ценового коридора и минимального срока действия цены на оптовом рынке.

  • Цены на производство электроэнергии в изолированных системах регулировать ФЭК по принципу тарифов на передачу энергии.

  • Сбытовые надбавки – установление предельной величины сбытовых надбавок

Инвестиционная составляющая

  • Инвестиционные программы естественных монополий в электроэнергетике подлежат экспертизе федерального регулирующего органа.

Инвестиционная политика государства в электроэнергетике

  • отказаться от формулировки «обеспечение экономически обоснованного уровня доходности капитала».

  • гарантирование нормы прибыли возможны лишь как исключительная мера под жестким контролем государства за хозяйственной деятельностью такого инвестора.

  • сформировать механизм изъятия сверхприбыли ГЭС – путем введения рентных платежей, натуральных поставок электроэнергии, перераспределения сверхприбыли внутри холдингов, объединяющих генерирующие мощности.

  • для активов находящихся в собственности государства возможно применение концессионных механизмов.

  • указать механизмы привлечения капитала (помимо привлечения долгосрочного заемного капитала): - дополнительной эмиссии акций, облигация, финансирования капвложений за счет внутренних накоплений.



ГЛАВА VI. ОПТОВЫЙ РЫНОК ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

Понятие (определение) оптового рынка и его субъектов

  • оптовый рынок - это рынок прямых поставок выше предельного объема, указанного в данном законе, рынок биржевой /внебиржевой торговли, действующий по правилам, установленным настоящим Федеральным законом

Правовые основы функционирования оптового рынка

  • устанавливаются настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Федеральных и региональных органов государственной власти в соответствии с полномочиями, установленными в настоящем Федеральном законе. Данные документы не могут противоречить настоящему Федеральному закону.

Субъекты оптового рынка

  • Необходимо указать полный перечень субъектов оптового рынка с указанием их функций

Основные правила функционирования оптового рынка

  • права и обязанности субъектов оптового рынка

  • ограничения прав субъектов оптового рынка, причина этих ограничений, механизм использования, в т.ч. невозможность совмещения функций передачи и купли-продажи электроэнергии

  • система типовых договоров между субъектами оптового рынка

  • защита прав субъектов оптового рынка в судах, в т.ч. в Третейском суде АТС.

администратор торговой системы (АТС) – энергетическая биржа

  • организационно-правовая форма АТС - ОАО с контрольным пакетом у государства.

  • четко прописать права и обязанности АТС по отношению к государству и субъектам оптового/розничного рынков

  • организацию торгов проводить через: а) систему прямых договоров с обязательной регистрацией в АТС; б) биржу; в) внебиржевой рынок, в т.ч. с использованием производных инструментов.

  • АТС не должен брать на себя государственные функции, (подготовка проекта акта Правительства РФ, контроль за его соблюдением).

  • АТС не должен проводить контроль за диспетчером.

Органы АТС

  • состав, права и обязанности членов наблюдательного Совета АТС (производители электроэнергии - 20%, потребители –80%).

  • Третейский суд АТС

Антимонопольная политика на оптовом рынке

  • Прописать особенности антимонопольной политики для рынка электроэнергии вместо отсылки к «антимонопольному законодательству», которое ориентировано на розничные товарные рынки.

  • Исключить возможности ценового демпинга на оптовом рынке, направленного на разорение конкурентов и последующее установление монопольно высокой цены.



ГЛАВА VII. РОЗНИЧНЫЕ РЫНКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

Понятие (определение) розничного рынка и его субъектов

  • розничный рынок - это рынок прямых поставок ниже предельного объема, указанного в данном законе

Правовые основы функционирования розничного рынка

  • основные правила розничного рынка установить настоящим Федеральным законом.

  • нормативно-правовые акты федеральных и региональных органов власти не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

Субъекты розничного рынка

  • указать полный перечень субъектов розничного рынка с указанием их функций

Основные правила функционирования розничного рынка

  • четко определить права и обязанности субъектов розничного рынка, в частности право на свободное подключение к электросетям при соблюдении необходимых технических условий.

  • определить закрытый перечень ограничений прав субъектов розничного рынка, с обоснованием его введения, в т.ч. запрет на совмещение функций передачи и купли-продажи электроэнергии

  • указать, что договорные отношения строятся на основе системы типовых договоров между субъектами розничного рынка

  • регулирование РЭКами пределов сбытовых надбавок к цене приобретаемой электроэнергии.

Защита прав потребителей на розничном рынке

  • раскрытие информации, ее доступность и достоверность.

  • требование к уставному капиталу субъектов розничного рынка

  • возможности судебной защиты.

  • потребители – физические лица имеют право на компенсацию оплаты стоимости электроэнергии в соответствии со стандартом предельной оплаты стоимости электроэнергии как доли от семейного дохода (т.е. введение субсидий на оплату электроэнергии по типу жилищных субсидий).



ГЛАВА VIII. ОТДЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Ограничения, связанные со строительством новых объектов

  • отказаться от запрета на экспертизу инвестиционных проектов.

  • ввести разрешительный порядок на основе конкурса.

  • указать концессионные механизмы.

вывод энергетических мощностей из эксплуатации

  • согласовывается не только с системным оператором, а с государственным регулирующим органом.

внешнеторговая деятельность в сфере оборота электрической энергии

  • отказаться от экспорта через единую организацию-экспортера, определяемую Правительством (как в правительственном законопроекте).

  • ввести механизм экспортных квот для холдингов, в зависимости от объемов поставки на внутренний рынок.

  • ввести пошлины на экспорт электроэнергии.


ГЛАВА IХ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Вместо законопроекта «О введении в действие ФЗ «Об электроэнергетике» создать новую главу.

этапы реформирования

  • четко прописать этапы и их последовательность.

прекращение действия нормативных актов

  • не снимать ограничение на отчуждение акций РАО «ЕЭС» из федеральной собственности, на то, что иностранцы могут владеть не более 25% акций, на то, что субъектам РФ передается 33 % голосов по акциям РАО, находящимся в федеральной собственности до утверждения законом последовательности и этапов реформ.

  • не отменять особенности банкротства электростанций.

  • не разрешать банкротство АЭС.