uzluga.ru
добавить свой файл
7-го октября 1959 года с помощью АМС «Луна-3» были получены снимки обратной стороны Луны.

С одним из разработчиков этой станции мне повезло познакомиться. Ефимов Виктор Арсеньевич, малоизвестен, но дядька замечательный. Не так давно вышла книга его воспоминаний. Поскольку он немолод и с компьютерной техникой освоился не вполне, печатать рукописи в электронном виде ему помогает молодежь, приложил и я к этому свою руку, ибо после диссертации набирать научился довольно быстро.

Об этой программе написано немало книг и статей. Не буду вдаваться в технические тонкости, скажу лишь, гениальных решений в «Луне» множество. В те года электроника была много массивнее и потребляла больше энергии, слово компьютер ассоциировалось с громадным цехом, наполненным серыми шкафами и жгутами проводов. А станцию сделали очень компактно и она прекрасно работала.

Королев сформулировал задание на разработку космической фото-установки, когда еще не был запущен Спутник. Поручено этим заняться было НИИ Телевидения в Ленинграде. Фотоустановка должна была сделать снимки, затем, находясь за Луной, проявить пленку, высушить, перемотать и передать радиосигналом на Землю.

Есть несколько интересных фактов, которые почему-то не получили огласки. Один из них: пленка, на которую делались снимки, была трофейной, американской. Так уж получилось. Высококачественненную фотопленку изготавливать тогда еще не умели, разработать ее специально для «Луны» было поручено целому институту. Задание было выполнено в срок. Однако, на одном из заседаний генеральный конструктор «Енисея» - фотографической установки для «Луны-3» и приемного комплекса на Земле - Петр Федорович Брацлавец предложил Королеву альтернативный вариант... В США с целью наблюдения за СССР запускались воздушные шары со фото-оборудованием, они летели и делали снимки через определенные интервалы времени. Стартуя в Америке, шары на высоте 25-30 км попадали в пассат и проносились надо всей Евразией, в Японии их снижали и смотрели, что удалось сфотографировать. Иногда удавалось их сбивать (но это очень сложно), иногда такой шар из-за дефекта в оболочке аккуратно опускался, не долетев до цели. И вот в них-то пленка была превосходного качества, для спецслужб США делалось. Ее и предложил Брацлавец Королеву. Покупную зарубежную заправлять бы не стали, - хотелось своими средствами все сделать, но трофейная – совсем иное дело, ... к тому же, качество! Королев одобрил, но только после тщательнейшей проверки.

Проверяли в лаборатории, фотографировали при разных условиях, и кадры получались прекрасные. Сам Королев относился к этой технике недоверчиво, окрестил ее «банно-прачечным комбинатом» и говорил, что если она «сработает», он будет сильно удивлен.

Но станция взлетела, обошла Луну, вернулась на орбиту Земли, передала кадры, они были приняты северными полигонами. Все удалось, всеобщему ликованию не было предела. Снимки, напечатанные в журналах, появились по всему миру...

И был еще один красивый эпизод. В советское посольство во Франции пришло письмо интересного содержания. Автор его открывал, что он является хозяином виноградных плантаций в Шампани, что всегда он утверждал об ограниченности человеческих возможностей, и как пример готов был спорить на 1000 бутылок своего самого дорогого Шампанского «Брют», что человек никогда не увидит Луну с обратной стороны. Спрашивал, куда можно прислать проигрыш.

В ответе ему указали адрес АН СССР в Москве. Делил вино лично Королев. 300 бутылок (а это тоже очень много) было отправлено в НИИТВ, в Ленинград, их делил Брацлавец. Сотрудники получили по бутылке к Новому году. Мой знакомый Виктор Арсеньевич Новый 1960-й год встречал в командировке на севере, ему шампанского не досталось. Когда же вернулся, сотрудники рассказали, знаменитый напиток оказался кислым, сухим и вообще «в рот не возьмешь».

Комплексы «Селигер» и «Енисей» стали праобразами установок космического телевидения. Дубликатный образец «Луны-3» и многие агрегаты программы по сей день хранятся в том самом НИИТВ.