uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 ... 18 19





Оглавление




Оглавление 2

1.Предисловие. 3

2. Вопросы учета трудовой миграции в фокусе национальных интересов стране СНГ 6

3. Общие вопросы статистики трудовой миграции: определения и источники данных. 8

3.1. Определения в статистике трудовой миграции 10

3.2. Потоки и контингенты в статистике трудовой миграции 15

3.3.Источники данных по трудовой миграции 18

4. Обзор ситуации по странам 38

4.1. Республика Армения 38

4.2. Республика Беларусь. 44

4.3. Республика Казахстан 51

4.4. Кыргызская Республика 57

4.4. Республика Молдова 65

4.5. Российская Федерация 73

4.6. Республика Таджикистан 93

4.7. Украина 102

5. Вопросы обмена данными 106

6. Заключение и рекомендации 113

7. Литература и источники 117



  1. Предисловие.


Вопросы статистики миграции в регионе стран Восточной Европы и Центральной Азии в последние года стали всё чаще привлекать внимание ведущих международных организаций и обсуждаться на национальном уровне. В эпоху глобализации и нарастания масштабов миграции между странами, недостаток адекватной статистики существенно ограничивает возможности правильно оценить последствия миграции. Нельзя регулировать миграцию или проводить меры социальной политики, связанной с миграцией, если данные о численности и составе этой части населения неточны или отсутствуют вовсе.


Настоящий проект, который осуществляется в рамках МИРПАЛ при поддержке Всемирного Банка, не является первым среди похожих по тематике исследований. В регионе СНГ в последние годы различными международными организациями было предпринято несколько инициатив, направленных на улучшение состояния статистики миграции. Только в 2010-1011 гг. Международная организация труда, (МОТ), Европейская экономическая Комиссия (ЕЭК ООН), Международная организация по миграции (МОМ) и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) практически одновременно начали проекты, полностью, или в том числе, направленные на изучение ситуации в этой области и подготовку рекомендаций для решения выявленных проблем.


В первой половине 2000-х годов, МОМ провела в нескольких странах нашего региона пилотный проект «Механизм обмена данными»1 , и проект «Трудовая миграция в Центральной Азии и России» (Central Asian Labour Migration - CALM)2 ( выполнялся с 2006 по 2009 гг, при финансовой поддержке со стороны Европейского Союза (ЕС)).

При поддержке МОМ был подготовлен обзор ситуации в области обмена статистическими данными по миграции в Таджикистане3


В настоящее время МОМ, совместно с ОБСЕ, при финансовой поддержке правительств Испании и Республики Казахстан заканчивает проект «Гармонизированный сбор данных по миграции как надежная основа для разработки политики (на примере Казахстана. Кыргызстана и Таджикистана)»4. Итогом работы должны стать рекомендации по совершенствованию статистики миграции в этих странах, а также создания в каждой стране централизованной системы межведомственного обмена статистикой, то есть - формирование национального ресурса с данными по миграции, и, впоследствии, обмен стандартным набором данных между государствами.


Международная организация труда (МОТ) не так давно завершила проект «Регулирование трудовой миграции как инструмент развития и регионального сотрудничества в Центральной Азии» – Казахстан, Кыргызская республика и Таджикистан (при участии в региональных консультациях Узбекистана и Туркменистана). Проект финансируется Европейской комиссией, партнерская организация – Учебный центр в Турине.5 Заметим, что МОТ давно производит сбор данных по трудовой миграции. Для этого используется специальный вопросник – серия стандартных таблиц, которые рассылаются в национальные статистические органы стран мира для заполнения. Собранные сведения переносятся в базу данных (Laborsta) и доступны он-лайн. К большому сожалению, эта база данных пополняется фрагментарно и не регулярно. По многим странам СНГ информация практически отсутствует6.

ЕЭК ООН на основе проведенных исследований, подготовила отчеты «Сопоставимость и обмен данными в странах СНГ» (2007)7 и “Обзор наличия, источников и качества статистики международной миграции в ряде стран Содружества независимых государств ” (2010-2011).8 В настоящее время идет подготовка к следующему этапу работы, связанному с регулярным сбором статистики и наполнением новой базы данных по миграции, которую планирует создать ЕЭК ООН.


Таким образом, практически в каждом проекте (которые готовились и осуществлялись независимо один от другого) прослеживаются два главных направления: первое предполагает сбор сведений для описания текущего состояния статистики международной миграции в каждой стране, т.е. своего рода инвентаризацию источников данных, собираемых в стране, их классификацию, определение пробелов и подготовку рекомендаций для улучшения ситуации (по наличию, разнообразию и качеству данных).


Вторым направлением является проработка вопроса обмена данными на национальном, региональном или международном уровне. Понятно, что миграционная политика (и в отдельной стране и в регионе – в рамках межгосударственных соглашений), нуждается в разнообразных статистических аргументах. Поэтому обмен данными между ведомствами и между странами дает им (точнее, лицам, принимающим решения) больше фактических сведений,, позволяет лучше понять ситуацию, а, значит, формирует основу для миграционной политики, основанной на фактах. В качестве инструмента для упрощения этих процессов, в трех проектах (МОМ/ОБСЕ, ЕЭК ООН и МИРПАЛ) предусмотрено создание централизованной платформы для сбора статистики из стран, вовлеченных в исследование посредством заполнения стандартных шаблонов таблиц.


Схожесть подходов, которые избрали разные международные организации (и эксперты, работающие в этом направлении) , выделение в качестве приоритетных одних и тех же вопросов, свидетельствует о том, что эти проблемы реальные, они давно назрели и требуют скорейшего разрешения. Отметим, что вопросам унификации сбора данных и «инвентаризации» существующих систем сбора статистики уделяется большое внимание (с соответствующим финансированием) Европейским Союзом. Учет миграции считается одной их важнейших проблем в странах Евросоюза, являющихся с одной стороны - миграционной системой, а с другой - зоной свободного передвижения для граждан этих государств. Изучению возможностей гармонизации статистики международной миграции был посвящен масштабный проект Евростата , осуществленный в 2006 году9 . В этом смысле, страны Восточной Европы и центральной Азии, входящие в единую миграционную систему, сталкиваются с похожей проблемой.


Отдельным, и чрезвычайно важным, вопросом является гармонизация определений, которые страны применяют при измерении миграции. Даже если удается собрать «зеркальную» статистику10 в нескольких странах, являющихся партнерами в миграционном обмене, сравнение зачастую оказывается формальным, поскольку при учете мигрантов использовались разные критерии определения мигранта. Если страна исхода считает мигрантами всех, кто пребывает за рубежом, без выделения когорт по годам выбытия, то сравнивать эти данные с отчетностью стран назначения о мигрантах, прибывших в течение только последнего года, можно очень условно. К сожалению, в большинстве случаев этого невозможно избежать, поскольку лучше иметь хотя бы какие-то данные, которые можно сравнивать с ограничениями и оговорками, чем не иметь их совсем.


Этот отчет содержит главы по общим вопросам статистики миграции и трудовой миграции в частности, обзор источников данных в ряде стран, входящих в сеть МИРПАЛ, и рекомендации по возможным путям улучшения наличия и качества данных. По объективным причинам обзор по Российской Федерации содержит более детальное описание источников, а также анализ качества данных.



следующая страница >>