uzluga.ru
добавить свой файл
Приложение 2


1 . Упражнение: «Передай своё настроение».

Передаём настроение друг другу выражением глаз, жестами, мимикой, позой, голосом.

2. Упражнение: «Угадай настроение».

Рассмотрите портрет. Угадайте настроение. Угадываем настроение друг друга.

3. Упражнение: «Переходы».

Посмотрите на своих одноклассников по полукругу. Обратите внимание на цвет волос каждого из них. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа стоял (сидел) ученик с самыми светлыми волосами, рядом с ним - потемнее, а крайним слева был бы самый чёрный. Ни каких шумных обсуждений. Стоя (сидя) на месте, молча, каждый ученик ориентируется, куда он должен перейти, и по хлопку педагога все одновременно меняются местами.

Примечание: переходы можно выполнить по росту; по алфавиту имён, фамилий; цвету глаз и т. п.

4. Упражнение: «Слепые фотографы».

На столике педагога разложено несколько мелких предметов. Вызываются три ученика. «Сфоторгафируйте» вещи. Закройте глаза. Педагог смещает, перемеши­вая, предметы рукой. Учащиеся должны, не открывая глаз, разложить их так, как они лежали вначале.

Примечание: для выполнения данного упражнения может вызываться один учащийся.

5. Упражнение: «Рисуем носом настроение».

Представить себе, что на кончике носа есть кисточка. Пробежать глазами линию, где стена сходится с потолком, очерчивая будущую «картину». «Нари­совать» кисточкой на потолке своё настроение или настроение дождя, солнца, цветка, бабочки и т. п. Учащимся, которые не могут передать настроение в ри­сунке, предложить нарисовать своё имя, фамилию, цифры.

6. Упражнение: «Физкультура сидя».

Сидя за партой, поднять одну ногу, вращать её в одну сторону, в другую. Под­нять другую ногу, вращать в одну сторону, в другую. Нога на пятке. Вращать но­сок в одну сторону, в другую. Повторение упражнения двумя ногами. Ногу под­нять на носок, опустить. Так же вторую. Потом обе.

7. Упражнение: «Капелька».

Встать. Руки свободно опущены, плечи расправлены. Выполнять наклоны голо­вой вниз, вверх.

8. Упражнение: «Память тела».

Встаньте у стены и плотно прикоснитесь к ней спиной. Ноги сомкнуты, живот слегка втянут, руки согните так, чтобы пальцы рук касались плечей, а локти-туло­вища. Дыхание свободное. Постоять 1-3 мин. Отойдите от стены и пройдитесь по комнате, сохраняя ощущения тела (как будто стоите у стены).

9. Упражнение: «Две фасолины».

Двумя руками одновременно рисуем на бумаге фасолины, которые вогнутыми частями прикасаются друг к другу. Отрабатывая это упражнение, начинаем рисо­вать от одной точки вверх или вниз. В более сложном варианте, начинаем рисовать фасолинки с разных точек.

10. Игра: «Что разрушает здоровье, что укрепляет?».

Педагог произносит названия продуктов полезных и вредных для здоровья челове­ка. Учащиеся, услышав названия полезных продуктов, хлопают в ладоши, вредных - топают ногой.

11. Упражнение: «Колечко».

Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем, последовательно указательный, средний и т. д. Выполнить в прямом и обратном порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

12. Упражнение: «Ухо-нос».

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Одно­временно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с то­чностью до наоборот».

13. Упражнение: «Часики».

Разнонаправленные движения: глаза - вправо, язык влево и наоборот. Глаза и руки вправо, язык влево и наоборот. Глаза и руки вправо, язык и нога (выпад) - влево и наоборот

14. Игра: «Плохо - хорошо» (по гигиене сна).

Учитель зачитывает предложения, а школьники определяют, хорошо это делать перед сном или плохо.

15. Упражнения на релаксацию глазных мышц:

- «Моргание глазами». Частое моргание глазами (без усилий, похожее на движение крыльев бабочки) на каждый удар пульса, сказанное (прочитанное) слово;

- «Пишем (рисуем) глазами». Учащиесяя пишут (рисуют) на потолке «глазами» бук­вы, цифры, геометрические фигуры, радугу, облако, пружину...;

- «Жмурки». Периодическое зажмуривание глаз (последовательно 6 раз) с последу­ющим частым морганием (12 раз);

- «Сосредоточенность взгляда». Не мигая, как можно дольше, сосредоточить взгляд на межбровном промежутке, кончике носа, одном, а потом другом плече или найти за окном какую-нибудь далёкую точку и задержать на ней взгляд в течение 1 минуты;

- Пальмиг (упражнение Бейтса). Наложить две руки ладошками вверх так, чтобы пер­вые фаланги мизинцев были соединены. Согнуть ладошки в пригоршни и наложить на глаза, опираясь на костную (не хрящевую ткань) часть носа. Глаза должны свободно открываться под ладонями. Света не должно быть видно. Представить себе чёрный бархатный цвет.

16. Упражнение: «Пишем носом».

Представить себе, что на кончике носа есть ручка. «Написать» ручкой на потолке своё имя (фамилию).

17. Упражнение: «Умные ушки».

Массаж ушных раковин: потереть возвышения за ушами вверх-вниз 5-6 раз;

помассажировать ладошками вверх-вниз 6-7 раз; осторожно загнуть ушные рако­вины вперёд-назад 4-5 раз; повращать передние выступы (козелок) по часовой стрелке; оттянуть вниз мочки 7-8 раз.

18. Упражнение: «Китайский массаж».

Приоткрыть рот. Сделать 18 медленных движений языка в одну сторону и столько же в другую.

19. Упражнение: «Пальцевый массаж дёсен».

После чистки зубов, делать массаж дёсен вращательными движениями пальцев.

20. Упражнение: «Вежливый поклон».

Поднимитесь на носки, руки в стороны (вдох). Медленно склоняйтесь вперёд, посте­лено сводя руки и прижимая их по-восточному к груди. При поклоне произносите рас­тянутое на звуке «с» слово здрасссссссте.

21 Упражнение: «Звукоподражание».

Вспомните и воспроизведите различные звуки природы и жизни: свист ветра (ссс...), шум леса (шшш...), тончайший звук комара (зьзьзь..., жжж..., жьжьжь...), крик и кар­канье вороны (кркркр..., крр! карр! Карр!...), трескотню сороки (трр! трр!...), рокот мо­тора (ррр..., ррр...), звук электрического звонка (рьрьрь...,), возгласы кучера (тпру! тпру! тпру! нно! нно!) и т.д.

22. Упражнение: «Воздушный поток».

Зажать одну ноздрю указательным пальцем - вдох. Выдох через другую ноздрю -закрыв предварительно первую (т.е. вдыхается в одну ноздрю, выдыхается в другую). Затем поменять: через которую ноздрю вдыхали - выдыхать, а через которую выдыха­ли - вдыхать.

23. Упражнение: «Паровоз».

Сжать пальцы рук в неплотный кулак. Плотно приложить руки, вторыми фалангами пальцев, по обе стороны носа на уровне ноздрей. Сделать глубокий вдох. При продол­жительном выдохе делать быстрые движения кулаками в стороны и обратно, периоди­чески зажимая и разжимая ноздри. Повторить 2-3 раза.

24. Упражнение: «Стон».

Сядьте на стул очень глубоко, не откидываясь на спинку стула, держа спину в привы­чно прямом положении. Вообразите, что у вас болит голова. Негромко стоните, произнося звук «м» с целью «успокоить боль, отвлечься от неё». Не кряхтите. Плечи опущены, шея настолько свободна, что голова слегка наклонилась вниз или в сторону. Медленно, проверяя свободу мышц, двигайте головой вниз, влево, вправо, продолжая в то же вре­мя «стонать». Стон свободный. Рот закрыт, но губы сомкнуты не плотно, а лишь слегка соединены.

Укрепите звук «м», постепенно присоединяя к нему гласные звуки: а-о-у-э-ы-и. За­тем медленно, без напряжения, опускайте слегка нижнюю челюсть «Мма» и сейчас же закрываете рот, продолжая «стонать»: ммаммаммаммамма... Гласный «а» произносит­ся мягко, без толчков, мышцы нижней челюсти и губ свободные. Выдох ровный, не ос­лабевающий в момент открытия рта на гласном «а». Проделайте несколько раз это уп­ражнение. Затем на «стоне» произнести фразу: «ммаммедуналем».

25. Упражнение: «Огонёк».

Поместить палочку между ладонями, быстро вращать палочку между ладонями («зажигаем огонёк»), переместить палочку на тыльную сторону ладони левой руки, затем правой руки и выполнить вращательные движения вверх - вниз.

26. Упражнение: «Ось».

Представить себе, что у вас через нос проходит ось. Закройте глаза. Руки опуще­ны. Выполняйте наклоны головой справа налево «по оси». Откройте глаза. Посмот­рите, не поворачивая головы, направо – прямо - налево и в обратном направлении. За­тем сделайте вращение глазами в разные стороны (пять круговых движений налево – вверх – направо - вниз и обратно).

27. Упражнение: «Этажи».

Учащиеся произносят звук на вдохе, направляя его вверх, как будто он «поднима­ется» по этажам: первый этаж, второй этаж, третий этаж и т. д. Затем делают выдох, начиная «спускаться», направляя звук вниз.

28. Упражнения на правильное дыхание:

- дыхание животом: сидя на стуле, согнуть ноги в коленях. Положить ладони на жи­вот. После полного выдоха сделать вдох через нос, медленно выпячивая живот. Внимание сосредоточить на области пупка. Затем, втягивая живот, сделать медлен­ный выдох через нос. Повторить 5-6 раз.

- грудное дыхание: исходное положение то же. Сосредоточить внимание на рёбрах. Ладони положить на рёбра с боков. После выдоха сделать медленный вдох через нос, расширяя грудную клетку, затем - выдох, сжимая грудную клетку. Повторить 5-6 раз.

- ключичное дыхание: исходное положение то же. Сосредоточить внимание на вер­хних отделах лёгких. После выдоха сделать медленный вдох через нос, разводя лок­ти в стороны и поднимая плечи, затем - выдох, возвращая руки и плечи в прежнее положение. Повторить 5-6 раз.

- полное дыхание: (лучше выполнять лёжа на спине). Левую ладонь положить на живот, а правую - на ребро. Всё внимание направить на лёгкие. Сделать полный выдох. Затем выполнить вдох, включая последовательно в работу живот, грудь и плечи. Наполнив, до отказа, лёгкие воздухом, сделать короткую паузу - задержать дыхание. После этого начать плавно выдыхать воздух: сначала втягивая живот, за­тем сжимая рёбра и опуская плечи. Повторить 3-4 раза. Полное дыхание следует выполнять утром, перед обедом и вечером.

Примечание: при любом типе дыхания надо стараться, чтобы продолжительность выдоха была в два раза больше, чем вдоха.

29. Упражнение: «Зарядка сидя».

Педагог читает текст. Учащиеся, услышав слова, которые «просят» их что-то вы­полнить - начинают медленно выполнять просьбу.

- Я проснулся, потянулся,

Раз нагнулся,,

Два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Полотенце не нашёл.

Чтобы мне его достать,

Нужно руки вверх поднять.

- Мы походим на носках,

Мы идем на пятках.

Вот проверили осанку и свели лопатки.

30. Упражнение: «Ноги - руки».

Педагог поочерёдно показывает две карточки со знаками « = » и « х » (выполненные чёрным на белом). Учащиеся, увидев карточку со знаком « = », поочерёдно, правой ру­кой касаются правой ноги, левой рукой - левой ноги. Увидев карточку со знаком « х », поочерёдно, правой рукой касаются левой ноги, а левой рукой - правой ноги, (т. е. параллельно и на перекрест.) Упражнение закончить режимом « х ».

31. Упражнение: «Физкультура на коврике».

Каждый ребёнок становится на индивидуальный коврик, сделанный из двух сло­ев: нижнего - клеёнки, верхнего - драпа с пришитыми пуговками для массажа стоп. Ноги вместе. По очереди, ритмично ноги сгибаются в коленях, сначала - без отрыва стоп от пола, потом с отрывом пяток. Постепенно в двигательный ритм подключа­ется движение кистей (вперёд - назад), потом - рук от локтей. Затем в общее движе­ние включаются плечи: на счёт 1-4 - круговое движение одного плеча спереди на­зад по кругу, потом на счёт 1-4 - аналогичное движение другого плеча. Все актив­ные движения занимают 2-3 мин. Потом - глубокое дыхание через обе ноздри, че­рез каждую ноздрю попеременно. Далее попеременное и синхронное переступание с носка на пятку и с пятки на носок. В заключении предлагается учащимся пройти по пуговицам коврика по часовой и против часовой стрелке.

32. Упражнение: «Цветовое настроение».

Педагог размещает на доске карточки разного цвета. Предлагает школьникам по­добрать карточки в соответствии со своим настроением. Затем показывает учащим­ся карточку и просит сказать, с чем у них этот цвет ассоциируется. Например, крас­ный: огонь, солнце, помидор, нос Деда Мороза и т.д. (Чёрный цвет не использовать). В конце - опять предложить подобрать карточку в соответствии со своим настрое­нием.

33. Упражнение: «Загадочная ниточка».

Смочить нитку (верёвочку) в цветной краске. Проложить её между двумя листами бумаги и слегка прижать. Убрать ниточку, рассмотреть получившийся рисунок. На что похож? Если до него дотронуться - то он колючий, шершавый или мягкий. Если бы рисунок зазвучал - звук был бы громким или тихим? На что бы он походил: на шёпот, шорох, крик, рычание...?

34. Звуковая гимнастика: «Колыбельная».

Мягко и свободно напевать знакомую фразу колыбельной мелодии на всех гласных, добиваясь мягкой «атаки» звука (Звук идёт вниз - вверх, вниз - вверх).

35. Упражнение: «Антистресс».

- одну руку (ладонь) положить на лоб, другую на затылок. Закрыть глаза. Подержать 1-3мин. Встряхнуть руки.

- вытянуть ноги, разогнуть позвоночник, отвести руки назад.

- помечтать о чём ни будь приятном.

36. Упражнение: «Потянулись - сломались».

Руки и всё тело ребёнка устремлено вверх (пятки от пола не отрываются). А теперь кисти как будто сломались. Потом - локти, плечи. Повисла голова Сломались в талии, в коленях.

37. Игра: «Можно или нельзя».

Педагог зачитывает предложения, а учащиеся определяют, можно это делать при больной коже или нельзя.

38. Упражнение: «Суставчики».

Массажируем каждый палец рук, начиная от кончиков.

39. Упражнение «Коромысло».

Встать. Ноги вместе, руки опущены. Одновременно поднять правое плечо - опустить левое (счёт раз), поменять положение плеч (счёт два). Повторить упражнение 8-10 раз.

40. Игра: «Волшебный мешочек».

Один ребёнок ощупывает предмет в непрозрачном мешочке. Описывает его. Дру­гой ребёнок узнаёт предмет по описанию.

41. Упражнение: «Мытьё головы».

Пальцы слегка расставить и согнуть немного в суставах. Кончиками пальцев мас­сажировать голову в направлении ото лба к макушке, ото лба до затылка, от ушей к шее.

42. Упражнение: «Гора».

Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно подни­мите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Сильно, сильно потяните вверх (гора растёт). Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!

43. Упражнение «Меткий стрелок».

Закрыть глаза. Вытянуть руки вперёд. Указательным пальцем правой руки, затем левой, дотронуться кончика носа.

44. Упражнение: «Держи осанку».

Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены. Заведите руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти поднимите, спину выпрямите, грудную клетку максимально разверните, плечи отведите назад. Дыхание спокойное (20-30 сек.). Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти.

45. Упражнение: «Надувная кукла».

Ребёнок расслабился, лежит на парте. Представляет, что он - резиновая сдувша­яся кукла. Её надувают. Сначала наполняются воздухом мизинцы, потом безымян­ные пальцы и т. д., предплечье, плечо, стопы, голени и т. д. Постепенно ребёнок встаёт. Потом кукла сдувается так же последовательно.

46. Упражнение: «Постукивание».

Палочкой (карандашом) легонько стучим по ладони правой руки, затем левой ру­ки, стучим по тыльной стороне руки, затем производим «сухое умывание рук». Рас­слабление, руки вниз, слегка потрясём руками.

47. Упражнение: «Сова».

Сжать правой рукой левое плечо. Голова опущена свободно вниз (счёт раз). Голо­ву повернуть влево (счёт два) и посмотреть как можно дальше назад вверх через плечо (счёт три). Глубокий вдох, задержка дыхания. Исходное положение, выдох (счёт четыре). Повторить, держа левой рукой правое плечо.

48. Упражнение: «Нарисуй своё настроение».

Школьник передаёт свои чувства и ощущения через цвет, линию, пятно, композицию.

49. Игра: «Вверх - вниз».

Педагог произносит слова связанные с хорошими и вредными привычками человека. Учащиеся, услышав «хорошие» слова - подпрыгивают на двух ногах (хорошие поступ­ки окрыляют человека). Услышав «плохое» слово - приседают (плохие поступки, при­вычки, способствуют нравственному падению человека).

50. Психоигра: «Прогулка».

Закройте глаза, прислушайтесь к себе и представьте поле. Вы проходите поле, вы подошли к реке, вы смотрите на берег реки. Вы переправились через реку. Вы на том берегу. Вы поднимаетесь в гору. Избушка, загляните в избушку. Там старик, задайте Ему вопрос, он вам ответил. Вы выходите из избушки, вы спускаетесь с горы, вы вышли на дорогу, останавливаете машину, садитесь. Открываете глаза.

1. Поле - состояние вашей души.

2. Река - отношение к жизни.

3. Переправа через реку - если лодка, значит, вам кто-то помогает.

4. Подъём в гору - как вы идёте по жизни.

5. Избушка - представление о доме.

6. Старик - отношение к другим.

7. Спуск - как бы вы хотели жизнь прожить.

8. Машина - партнёр, с кем бы вы хотели прожить свою жизнь. Закончить игру

на хорошей, радостной основе.