uzluga.ru
добавить свой файл
Содержание


1. Понятие и порядок формирования правительства

3

2. Структура правительства

6

3. Правительство в системе органов государственной власти

8

4. Компетенция правительства

9

5.Глава правительства

12

6. Порядок отставки правительства

13







Список использованных источников

15



1. Понятие и порядок формирования правительства


Правительство – это коллегиальный орган исполнительной власти. Конституция и текущее законодательство, как правило, сравнительно детально регулируют порядок формирования, состав и структуру правительства.

Можно выделить две главные наиболее распространенные модели преобладающей процедуры образования правительства. Одна – формирование правительства на парламентской основе исходя из расстановки сил в парламенте (нижней палате). Такая процедура характерна для парламентских монархий и республик. Другая модель – внепарламентский способ образования высшего органа государственного управления. Он типичен для президентских республик, стран с монократическими режимами и дуалистических монархий.

Каждая из моделей имеет значительное число разновидностей. В большинстве парламентских монархий и республик премьер-министр формально назначается главой государства. Он формирует состав правительства и представляет его, а равно программу правительственной деятельности, на утверждение парламента. Парламентская инвеститура (утверждение) дается либо нижней палатой (Великобритания), либо обеими платами (Италия). Только после получения инвеституры производится окончательное назначение правительства актом главы государства, и оно считается приступившим к исполнению своих обязанностей. Решающее значение при применении данной процедуры имеет расстановка политических сил в парламенте. В случае, если какая-либо партия или блок партий располагает абсолютным большинством депутатских мандатов на пост премьер-министра автоматически назначается лидер победившей партии (коалиции). Подобная практика характера для Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и ряда других государств.

В случае, когда ни одна партия не располагает большинством в парламенте, глава государства проводит консультации с лидерами партий, представленных в парламенте (нижней палате), пытаясь выяснить возможности и шансы того или иного политического деятеля. В некоторых странах (Бельгия, Нидерланды и др.) в этом случае назначается не премьер-министр, а форматор правительства, который проводит закулисные переговоры с руководством партий, представленных в парламенте (нижней палате). В случае неудачи переговоров форматором назначается новое лицо. В результате правительственный кризис нередко затягивается на весьма длительный срок. Известны случаи, когда (например, в Нидерландах) правительственные кризисы длятся месяцами. В случае, если прийти к соглашению не удается, назначаются досрочные парламентские выборы. Однако, поскольку политические партии обычно опасаются слишком частого голосования, на практике путем различного рода сделок достигаются компромиссные решения.

В ряде стран (ФРГ, Япония, Швеция и др.) применяется процедура, при которой глава правительства формально избирается парламентом или нижней палатой. В ФРГ кандидат на пост канцлера предлагается президентом и считается избранным, если получил абсолютное большинство голосов. В Японии в случае разногласий между палатами окончательное решение принадлежит палате представителей. В Швеции избранным считается кандидат, против которого не проголосовало большинство депутатов Риксдага. (Подобное правило привело к тому, что в октябре 1978 года в стране было сформировано правительство, располагавшее поддержкой лишь 10 % депутатов).

Сравнительно редко встречается практика, когда все члены правительства избираются парламентом. Один из немногих примеров такого рода – Швейцария, где Федеральный совет (Правительство) в составе 7 человек избирается на совместном заседании обеих палат федерального собрания на срок полномочий нижней палаты.

На практике процедурные различия в порядке формирования правительства в парламентарных монархиях и республиках хоть и имеют юридическое значение, не предопределяют ни его состав, ни программу. Решающая роль в формировании правительства и назначении его главы принадлежит руководству политических партий, располагающих парламентским большинством. Это приводит к тому, что вопрос о кандидате на пост главы правительства предрешается заранее, если только одной из партий или ранее образованному блоку партий удастся захватить большинство мест в законодательством органе. Нередко партия, находящаяся в оппозиции, уже заранее создает так называемый «теневой кабинет», который превращается в правительство, если партия добивается успеха на парламентских выборах. Подобная практика с некоторыми нюансами существует в Великобритании, Канаде, Австралии, ФРГ и ряде других стран.

Также решается проблема формирования правительства победившей партией в тех освободившихся странах, где восприняты в той или иной мере принципы парламентаризма (Индия, Малайзия, Сингапур).

Определенной спецификой отличается процедура формирования правительства в республиках со смешанной формой правления. Во Франции, согласно Конституции 1958 года, премьер-министр и члены правительства по его представлению назначаются президентом республики. В условиях совпадения президентского и парламентского большинства вопрос о назначении правительства решается главой государства самостоятельно. Иначе обстоит дело, когда поддержка президента парламентским большинством отсутствует (Такие ситуации складывались в 5 республике уже трижды). В этом случае президент вынужден поручать формирование правительства лидеру победившей партии.

В президентских республиках глава государства сам является носителем правительственной власти. Он подбирает, назначает и увольняет членов кабинета. В США они назначаются президентом формально «по совету и с согласия Сената». Однако на практике случаи негативной реакции Сената чрезвычайно редки. Гораздо больше возникает проблем с отысканием таких кандидатов, которые бы в последующем не были уличены в различного рода махинациях и злоупотреблениях.

2. Структура правительства

В состав правительства помимо его главы входят обычно государственные министры, министры, министры без портфеля, статс-секретари, а также младшие министры и парламентские секретари. В одних странах ранг государственного министра выше обычного (Франция, Португалия), в других – считается более низким (Великобритании); в Японии государственными министрами именуются все члены правительства. Очень редко во главе министерства стоят сразу два и более министров (случай, известный в практике Финляндии). Значительно чаще наряду с министром для руководства департаментом назначается статс-секретарь, который либо выполняет функции заместителя министра, либо ведает определенным участком работы внутри данного ведомства. Иногда назначаются министры или статс-секретари при президенте либо при премьер-министре, особенно если последние возглавляют одновременно определенные департаменты. Парламентские секретари включаются в состав правительства в сравнительно небольшом числе государств (Великобритания и некоторые другие). Их основное назначение – поддержание контактов и связей с парламентом и оказание давления на парламентариев.

В подавляющем большинстве зарубежных стран жестко фиксированные структура и численный состав правительства отсутствуют. Они определяются при создании нового правительства или его реорганизации. Преобладающей тенденцией остается рост числа министерств и ведомств, связанный с усложнением функций государства. Определенное влияние оказывают национальные традиции, соглашения между различными политическими силами, особенно при формировании коалиционных правительств. Во многих развивающихся странах принимается во внимание также необходимость обеспечения представительства различных этнорегиональных или этнонациональных групп. Иногда распределение мест и постов в правительстве между группами фиксируется в официальном акте, как это имело место, например, в Ливане. В соответствии с так называемым Национальным пактом 1946 года они были распределены между основными политико-религиозными общинами.

В отдельных странах, например, в США, Швейцарии, законодательство устанавливает строго лимитированное число министров – членов кабинета. В США за более чем 200-летний период количество министерств выросло с 3 до 13. Кроме того, имеются три военных департамента (армии, военно-морского флота, военно-воздушных сил). Последние министерства по времени создания – министерство транспорта, министерство энергетики и министерство образования. Министры официально называются в США секретарями (кроме министра юстиции, именуемого «генеральный атторней» и министра связи, именуемого «генеральный почтмейстер»). Министерства носят официальное наименование департаментов. Многочисленные попытки осуществить реформу кабинета и увеличить численность министерств за счет их рузукрупнения успеха не имели. В результате в США до сих пор сохраняются министерства, ведающие весьма разнородными областями, а некоторые министерства вынуждены осуществлять далеко не свойственные им функции. Выход из подобного положения вашингтонская администрация нашла в создании помимо кабинета двух других разновидностей центральных административных органов – исполнительного управления президента и системы «независимых» агентств (учреждений).

Законодательство ряда стран устанавливает некоторые формальные требования, предъявляемые к членам правительства. Наиболее важные из них связаны с осуществлением депутатского мандата. В США, Франции, Норвегии и некоторых других странах установлено, что участие в правительстве несовместимо с осуществлением парламентского мандата. Подобное правило способствует усилению независимости правительства от парламента. В странах, где решающую роль в формировании правительства играет руководство партии, контролирующей большинство мест в парламенте, применяется обычно прямо противоположное правило. В Великобритании, например, премьер-министр и большинство ведущих министров должны быть депутатами Палаты общин.

Сравнительно редко встречаются возрастные ограничения. В Габоне, в частности, действовало правило, согласно которому членом правительства не может быть назначено лицо моложе 28 и старше 55 лет.

Персональный отбор членов правительства законодательство большинства стран относит к ведению главы исполнительной власти. На практике подбор членов правительств в решающей степени связан с тем, какая политическая партия или блок партий являются в данный момент правящими. Так, в Великобритании и других странах, где существует двухпартийная система, лидер партии, победившей на выборах, занимая пост премьер-министра, назначает членами правительства представителей руководства своей партии. Аналогично положение в тех странах, где полностью доминирует в парламенте одна партия. Более сложен партийный состав при создании коалиционных правительств. Во многих зарубежных странах заметно возрастает участие в правительстве представителей профессиональной бюрократии и технократии. Они полностью доминируют в аппарате премьер-министра и министров.

3. Правительство в системе органов государственной власти


Правительство и руководящий им аппарат управления – важнейшая составная часть и центральное звено всего государственного механизма. В различных странах высший орган правительственной власти может иметь различные наименования. Наиболее распространенное из них – совет министров, государственный совет, федеральный совет и т.п. В качестве собирательного используется термин «правительство».

Правительство в большинстве зарубежных стран осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами государства. В деятельности правительства находят свое выражение и практически реализуются общие и наиболее существенные общественные интересы. Оно выступает как основной государственный орган, обеспечивающий проведение внутренней и внешней политики государства, охрану и защиту конституционного строя. Правительство играет главную роль в разработке и формировании основных целей политики государства, определении путей и средств их достижения и осуществления.

Обоснованию растущей роли и самостоятельности правительства служит сформулированная в Великобритании получившая сравнительно широкое распространение теория «самостоятельного мандата». Согласно этой теории, избиратели на всеобщих выборах высказываются не столько за того или иного кандидата в депутаты, сколько за правительственную политику или против нее. Тем самым они дают определенный мандат правительству, которое действует по воле избирателей и не должно зависеть от капризов парламентской борьбы. Голосованию на парламентских выборах придается значение плебисцита по вопросу о доверии определенному лицу (президенту, премьеру) или правительству в целом.

Органы правительственной власти в развивающихся странах занимают доминирующие позиции. В определенной мере это связано с необходимостью максимальной концентрации усилий в целях преодоления отсталости, унаследованной от эпохи колониализма. Важную роль играет также узость социальной базы и опоры правящего режима. В большинстве этих стран носителем исполнительной власти является глава государства, а роль правительства как коллегиального органа сравнительно невелика. Главное звено государственного механизма в данном случае – единоличный держатель правительственной власти.


4. Компетенция правительства

Органы правительственной власти наделены широкой предметной и функциональной компетенцией. Согласно современной государственно-правовой доктрине, правительство призвано обеспечить охрану существующего публичного порядка, гарантировать права и свободы человека, защиту внешних интересов государства. На него возложено осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Правительство наделено необходимыми властными правами и прерогативами, располагает материальными и финансовыми ресурсами, в его распоряжении находятся разветвленные административный и военно-полицейский аппараты.

Конституции зарубежных стран очень редко содержат развернутые постановления, излагающие компетенцию правительства. Чем выше значимость государственного органа, призванного проводить в жизнь политику и обеспечивать защиту интересов государства, тем шире его дискреционные полномочия и уже конституционное регулирование. Тем не менее в большинстве новейших конституций явно прослеживается тенденция к расширению полномочий правительства. Это находит свое проявление в использовании формулы, согласно которой на правительство или его главу возлагаются выработка и проведение национальной политики.

Правительство согласовывает, координирует и направляет деятельность всех центральных министерств и ведомств. Эта функция осуществляется как при помощи периодических заседаний кабинета, так и посредством комитетской системы. Особо важную роль в руководстве деятельностью правительства играет премьер-министр, дающий необходимые директивы и указания членам правительства. Конституции некоторых стран прямо относят обеспечение единства действий правительства к компетенции его главы. Так, согласно Конституции Италии, председатель совета министров «поддерживает единство политического и административного управления, поощряя и согласуя деятельность министров» (ст. 95).

В ведении правительства находится административный аппарат, что закреплено в ряде стран основным законом (ст. 20 Конституции Франции, ст. 73 Конституции Японии, ст. 97 Конституции Испании и др). В некоторых освободившихся странах в текст конституции включен так называемый моральный кодекс государственных служащих (Танзания).

Правительство назначает на высшие гражданские и военные должности. В президентских республиках это право осуществляет глава государства. В республиках смешанной формы правления данная функция поделена между президентом и премьер-министром. Наиболее важные назначения решаются однако, в совете министров, что требует согласия между главой государства и правительства.

Правительство большинства стран обладает право законодательной инициативы. В парламентарных монархиях и республиках правительство обладает обычно правом созыва чрезвычайных сессий и досрочного роспуска парламента (нижней палаты).

К числу юридически закрепленных полномочий правительства в сфере внешних сношений относятся определение их общих целей, путей и средств реализации, а также дача указаний и директив, проводимых в жизнь дипломатическим аппаратом. Правительство дает указание о проведении международных переговоров, в большинстве стран не испрашивая предварительного согласия парламента. Глава правительства или иной носитель исполнительной власти вправе вести переговоры и подписывать международные договоры в силу занимаемый должности без наличия специальных полномочий.

Правительство участвует в ратификационном процессе, обладая обычно исключительным правом внесения в парламент законопроекта о ратификации. Во многих странах (исключение – США) внесение поправок и оговорок в правительственный закон запрещено.

В странах с парламентарными формами правления правительству в случае внутренних волнений или внешней угрозы принадлежит право принятия чрезвычайных мер. Формально таким правом наделяется обычно глава государства, однако реально он осуществляет эти полномочия только в президентских и смешанных республиках, а также в странах с монократическим режимом правления.

5.Глава правительства


В большинстве парламентских монархий и республик премьер-министр формально назначается главой государства. Он формирует состав правительства и представляет его, а равно программу правительственной деятельности, на утверждение парламента. В ряде стран (ФРГ, Япония, Швеция и др.) применяется процедура, при которой глава правительства формально избирается парламентом или нижней палатой. В ФРГ кандидат на пост канцлера предлагается президентом и считается избранным, если получил абсолютное большинство голосов. В Японии в случае разногласий между палатами окончательное решение принадлежит палате представителей. В Швеции избранным считается кандидат, против которого не проголосовало большинство депутатов Риксдага. (Подобное правило привело к тому, что в октябре 1978 года в стране было сформировано правительство, располагавшее поддержкой лишь 10 % депутатов).

Решающая роль в формировании правительства и назначении его главы принадлежит руководству политических партий, располагающих парламентским большинством. Это приводит к тому, что вопрос о кандидате на пост главы правительства предрешается заранее, если только одной из партий или ранее образованному блоку партий удастся захватить большинство мест в законодательством органе. Нередко партия, находящаяся в оппозиции, уже заранее создает так называемый «теневой кабинет», который превращается в правительство, если партия добивается успеха на парламентских выборах. Во Франции, согласно Конституции 1958 года, премьер-министр и члены правительства по его представлению назначаются президентом республики. В условиях совпадения президентского и парламентского большинства вопрос о назначении правительства решается главой государства самостоятельно В президентских республиках глава государства сам является носителем правительственной власти. Он подбирает, назначает и увольняет членов кабинета. В США они назначаются президентом формально «по совету и с согласия Сената». Однако на практике случаи негативной реакции Сената чрезвычайно редки. Гораздо больше возникает проблем с отысканием таких кандидатов, которые бы в последующем не были уличены в различного рода махинациях и злоупотреблениях.


6. Порядок отставки правительства


Парламентская ответственность правительства характеризуется обычно как политическая ответственность. В этом ее главное отличие от судебной ответственности, привлечение к которой связано с совершением уголовно наказуемого или иного противоправного деяния. Парламентская ответственность предполагает солидарную ответственность правительства за проводимый им политический курс и осуществляемую деятельность.

В странах с парламентарной формой правления правительство остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства в высшем представительном учреждении. Отказ в доверии должен быть выражен в строгой юридической форме и в большинстве случаев – путем применения специальной парламентской процедуры.

Вотум недоверия или принятие резолюции порицания правительства влекут за собой лишь политические последствия и сами по себе не могут служить основанием для судебного преследования носителей исполнительной власти. Правительство, оказавшееся в меньшинстве, как правило, заменяется новым. Однако потерпевшее поражение правительство (формально – в целях уравновешивания властей) может, не выходя в отставку, прибегнуть к досрочному роспуску парламента (нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выборов. Исключения из этого правила, установленные в отдельных странах, могут быть связаны с определенными временными рамками или элементами процедурного характера. Так, во Франции Национальное Собрание не может быть распущено в течение года после внеочередных выборов; лицом, исполняющим обязанности президента, а равно в случае применения чрезвычайных полномочий по ст. 16. Но и Национальное собрание в последнем случае не вправе вотировать резолюцию порицания. В ФРГ не подлежит роспуску потерпевшим поражение правительством, если одновременно с выражением недоверия избран новый федеральный канцлер.

Министры несут коллективную ответственность за политику и решения правительства, даже если тот или иной министр был против этого решения либо вообще отсутствовал на заседании правительства, и индивидуальную ответственность – за дела своего департамента. Однако случаи индивидуальной ответственности членов правительства становятся все более редким явлением и связаны главным образом со скандальными злоупотреблениями или проступками.


Список использованных источников


  1. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учеб. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М., 1998. – 488 с.

  2. Иностранное государственное право / Под ред. В.В. Маклакова. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.

  3. Конституции зарубежных стран: Сб. – М.: ООО Изд-во Юрлитинформ, 2000. – 366 с.

  4. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. В 4 т. Т. 1-2: Общая часть / Отв. ред. Б.А. Страшун. – М.: БЕК, 1998. – 764 с.

  5. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. – М.: Норма-ИНФРА*М, 2000. – 832 с.

  6. Конституционное право: Учеб. / Отв. ред. В.В. Лазарев. – М.: Юристъ, 1999. – 592 с.

  7. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Белые альвы, 1999. – 456 с.

  8. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1997. – 568 с.

  9. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 600 с.

  10. Якушев А.В. Конституционное право зарубежных стран: Курс лекций. – М., 2000. 365 с.