uzluga.ru
добавить свой файл
Оценочные средства по дисциплине

«История новейшего времени стран Европы и Америки»

  1. Текущий контроль успеваемости студента

1.1.1.Лекционные занятия

Вопросы для устного, письменного или тестового опроса (выборочная проверка)

  1. Какова современная интерпретация понятия «новейшая история»?

  2. Каковы причины, породившие дискуссию по периодизации и обновлению методологических подходов?
  3. В чем суть западных концепций индустриализма?

  4. Какие социально-экономические факторы содействовали «временной стабилизации капитализма»?

  5. Какие процессы были характерны в развитии партийно-политических систем стран Запада?

  6. Какими факторами можно объяснить формирование «неустойчивых демократий»?

  7. Что способствовало укреплению экономических и финансовых позиций США после первой мировой войны?

  8. Почему демократическая партия в 20-е годы находилась в кризисном состоянии?

  9. Назовите конструктивные и дестабилизирующие факторы, которые характеризуют «эру просперити» в США?

  10. Какие особенности экономического и политического развития Англии можно выделить после первой мировой войны?

  11. В чем суть мондизма? Чем объяснить его распространение в Англии?

  12. Какие варианты послевоенного развития Франции предлагались во французском обществе?

  13. В чем суть социальной философии солидаризма (А. Жид, Л. Буржуа)?

  14. В чем суть паневропейских идей Франции?

  15. Чем объяснить «крах либерального государства» в Италии?

  16. Назовите характерные черты «консолидации режима» и механизма

фашистской диктатуры в Италии.

  1. Назовите конструктивные и дестабилизирующие факторы в развитии

Веймарской республики и их последствия для нее.

  1. Характерные черты «Великой депрессии» 1929-1933 гг. в США.

  2. Почему «новый курс» характеризуют как классический вариант либерально-этатистской модели государственного регулирования?

  3. Каковы особенности экономического кризиса во Франции?

  4. Какие внутренние и внешние проблемы привели к распаду Народного фронта?

  5. Назовите характерные черты тоталитарного государства в Италии и причины его краха.

  6. Назовите характерные черты тоталитарного государства в Германии и причины его краха.

  7. Назовите причины прихода Франко к власти в Испании и характерные черты франкистского режима.

  8. Причины и характер нового глобального конфликта: второй мировой войны.

  9. Назовите факторы, обеспечившие победу союзников над странами фашистского блока.

  10. Назовите основные тенденции в развитии культуры стран Запада в межвоенный период.


8 семестр

1.1.2. Лекционные занятия

Вопросы для устного, письменного или тестового опроса (выборочная проверка)

  1. Какими факторами можно объяснить длительный подъем экономики стран Запада после войны?

  2. В чем суть неокейнсианства?

  3. Какие задачи призвана была решить западноевропейская интеграция?

  4. В чем проявились достижения и противоречия процесса демократизации после второй мировой войны?

  5. В чем суть «социальной доктрины костела»?

  6. В чем суть программы демократического социализма?

  7. С чем был связан рост массовых движений в странах Запада?

  8. Какие факторы содействовали превращению США в супердержаву?

  9. В чем суть теории «американской исключительности»?

  10. В чем суть маккартизма и какое влияние он оказал на американское общество?

  11. Назовите качественные изменения во внутренней политике Англии предпринятые кабинетом К. Эттли, каковы их результаты?

  12. Какие факторы способствовали оформлению Британского содружества наций?

  13. В чем причины краха режима Четвертой республики во Франции?

  14. С какими внутренними и внешними факторами связано «экономическое чудо» в Италии?

  15. В чем суть партийно-политической перестройки в Италии в условиях «холодной войны»?

  16. Какие разногласия существовали между союзниками по поводу будущего Германии?

  17. Какие этапы продвижения к расколу можно выделить, сообразуясь с политикой оккупационных властей?

  18. Каковы характерные черты постиндустриального общества с точки зрения основных концепций и практики?

  19. Какие новые тенденции появились в государственно-политическом развитии стран Запада?

  20. Основные направления трансформации социально-экономической политики США от Р.Рейгана до Б.Обамы.

  21. Как изменялась внешнеполитическая стратегия США от Рейгана до Б. Обамы?

  22. Тэтчеризм и особенности его реализации в Англии.

  23. В чем суть «нового лейборизма» Э. Блэра?

  24. Каковы общие черты и особенности французского варианта неоконсерватизма?

  25. Какие характерные черты политики Г.Коля, Г. Шредера и А. Меркель можно выделить?

  26. Каковы особенности итальянского неоконсерватизма?

  27. В чем суть испанского неоконсерватизма?


1.2. Практические (семинарские) занятия

Образцы тестовых заданий, контрольных работ (выборочная проверка)

7 семестр

Задание к теме «Характерные черты позднеиндустриальной цивилизации»

Цель: выявить наиболее важные качественные изменения, которые произошли в развитии западной цивилизации в 20-30- годы ХХ века в экономической, социальной, политической, духовной и культурной сферах, в менталитете западного общества.

№ 4

  1. Сформулируйте характерные черты тоталитаризма. Выделите наиболее существенные.

  2. Маргиналы, безработные, иммигранты: а) суть понятий; б) какие тенденции в западном обществе отражало их наличие.

  3. В чем суть европейского пессимизма по О. Шпенглеру. Разделяете ли Вы его оценку?

  4. Технократизм, технический прогресс, технологический прогресс: а) суть понятий; б) как они отражали суть прогресса в позднеиндустриальном обществе?

  5. Что означают понятия устойчивая и неустойчивая демократия: а) для каких стран они были характерны б) причины неустойчивости демократических режимов по Н. Бармео.

  6. Характерные черты массовой ментальности. З. Фрейд: « Так как масса в истинности или ложности чего-либо не сомневается и при этом сознает свою громадную силу, она столь же нетерпима, как и подвластна авторитету»: а) какие характерные черты массы здесь выделены; б) в чем суть данного высказывания? в) по З. Фрейду масса-«добро» или» зло»? Ваша точка зрения.

  7. Последствия первой мировой войны для западного общества.

Задание к теме «Ноябрьская революция в Германии 1918-1919 гг.»

Цель: рассмотреть один из вариантов развития революционного процесса в Европе на примере Германии и выявить его общие черты и особенности. Проанализировать вопрос о влиянии революции и поражения в войне на последующую трансформацию Веймарского режима к тоталитаризму.

Данная индивидуальная работа включает задания трех уровней. 1 и 2 вопросы – требуют найти правильный ответ или просто воспроизвести материал. 3 и 4 вопросы – предполагают знание определений, понятий, умение анализировать материал. 5 и 6 вопросы – ориентируют на аргументированное мини-исследование проблем, знание источников и литературы.

Вариант 9

  1. Революция в Германии по характеру была: а) социалистической; б) буржуазной; в) буржуазно-демократической; г) социал-демократической; д) буржуазно-демократической с элементами социалистической революции.

  2. Кому принадлежит данное высказывание, и при каких обстоятельствах оно было сделано: «Кто-нибудь из нас должен взять на себя роль кровавой собаки. Я не боюсь ответственности»?

  3. СДПГ рассматривалась правящими кругами в качестве политической силы, способной помешать и предотвратить углубление революции. Подтвердите или опровергните данное утверждение.

  4. Была ли в революции монархическая тенденция: кто ее представлял, перспективы ее реализации.

  5. К. Либкнехт требовал признания Германии социалистической республикой. Насколько реально было это требование? Какие точки зрения на будущее Германии высказывались различными политическими силами, и какой вариант был реализован?

  6. Известно, что праворадикальные, прежде всего националистические силы, проявились в Германии уже в 1918 году. Каковы причины их появления, оформились ли они организационно и какую роль играли в ходе революции?

Задания к теме «Италия в 20-30-е годы ХХ в.»

Цель: рассмотреть особенности развития итальянского государства после первой мировой войны, выявить причины прихода фашистов к власти, сформулировать общие черты и особенности итальянского фашизма


Тестовое задание:

1.Положение Италии после первой мировой войны:

А) страна переживала социально-экономический подъем как страна-победительница, укрепляются основы либерального государства, партийная система, позиции монархии

Б) правительство предъявляет претензии союзникам, разразился революционный кризис на севере страны, социально-экономические трудности, кризис либерального государства

В) межпартийные разногласия привели к социально-экономическому, политическому, революционному кризисам и кризису либерального государства

2. Каким было состояние государственных и партийно-политических структур?

А) правые и левые партии участвовали в формировании внутренней и внешней политики, конституционная монархия являлась силой, объединяющей страну, ведущая роль буржуазных партий, появление первых фашистских организаций, влияние Ватикана

Б) государственные структуры были ослаблены войной и кризисом, партийная структура существовала в рамках политического консенсуса, спонтанное появление право и леворадикальных партий без видимых причин, влияние Ватикана

В) наряду с монархией существовали и идеи республики, слабость буржуазных партий, раскол в лагере левых сил, привлечение государством к подавлению революционного движения фашистских организаций, влияние католических партий и Ватикана

3.Где и когда была создана первая фашистская организация?

А) в Риме, в ноябре 1918 г.

Б) в Милане, в марте 1919 г.

В) в Венеции, в апреле 1919 г.

4. Требования, с которыми выступила первая фашистская организация в Италии:

А) 8часовой рабочий день, аграрная реформа, ликвидация монархии, отмена титулов, введение налога на крупный капитал, упразднение обязательной воинской повинности, приход к власти

Б) усиление армии, создание «Священной Римской империи», борьба с безработицей, ликвидация буржуазных политических партий, помощь крупному капиталу

В) введение республики и упразднение монархии, сокращение рабочей недели до 36 часов, введение обязательной воинской повинности, отмена свобод, приход к власти

5. Характерные черты развития фашизма в 1919-1920 гг.:

А) введение особой атрибутики и организационной структуры, разжигание националистических настроений, поддержка агрессивной внешней политики, поиск поддержки среди влиятельных кругов и армии, участие в разгроме рабочего движения, отсутствие массового успеха, проигрыш выборов 1919 г.

Б) приход в партию Б. Муссолини, отказ от сотрудничества с другими политическими силами, рост рядов фашистских союзов, успехи на выборах 1919 г., введение собственной атрибутики и организации

В) активное влияние на политическую и экономическую жизнь, поддержка правительства в борьбе с революционным рабочим движением, организация пропаганды своих идей, рост движения, введение собственной атрибутики и организации

6. С какими факторами связано превращение фашизма в Италии в массовое движение?

А) сложные социально-экономические условия развития послевоенной Италии, удачно составленная программа партии, личные связи Муссолини в политических и финансовых кругах и среди военных

Б) кризис либерального государства, сложные социально-экономические условия, поддержка со стороны экономической элиты, правящих структур (королевский двор, Ватикан, армия), поражение рабочего движения и его разобщенность

В) личные связи Муссолини в политических и финансовых кругах и среди военных, поддержка Ватикана и социальных слоев, не интегрированных в итальянское общество


Примерные темы рефератов:

  1. Правый и левый радикализм и его видение путей развития западного общества.

  2. Капитаны американского бизнеса.

  3. Повседневная жизнь американцев в 20-е гг.

  4. Политические портреты: Р. Макдональд, С. Болдуин

  5. Повседневная жизнь англичан в 20-е гг.

  6. Политические портреты Бриана, Эррио, Лаваля

  7. Повседневная жизнь французов в 20-е гг.

  8. Политический портрет Б. Муссолини

  9. Повседневная жизнь итальянцев в 20-е гг.

  10. Политические портреты Эберта, Шейдемана, Штреземана

  11. Повседневная жизнь населения Веймарской республики

  12. Внешняя политика США в период «нового курса».

  13. Внешняя политика Англии при Н. Чемберлене и ее оценка.

  14. Ж. Варгас – политический и государственный деятель Бразилии.

  15. Кинематограф как феномен массовой культуры.


Примерные темы эссе:

  1. Внутренние и внешние причины падения Третьей республики во Франции .

  2. Внутренние и внешние причины падения Веймарской республики в Германии.

  3. Католическая церковь и фашистский (нацистский) режим.

  4. Интербригады: роль в гражданской войне 1936-1939 гг.

  5. Роль армии в странах Латинской Америки.

  6. Поставки по ленд-лизу: «реальная помощь или коммерция»?

  7. Движение Сопротивления и его роль в освобождении стран Европы от фашизма.


8 семестр

Примерные темы рефератов:

  1. Социалистический Интернационал: основные результаты деятельности.

  2. Социальная доктрина костела: вклад понтификов.

  3. Негритянская проблема в США и отношение к ней американского общества.

  4. Британское содружество наций: новые подходы к решению колониальной проблемы.

  5. Ш. де Голль и его роль в развитии послевоенной Франции.

  6. Христианские демократы в Италии: роль в послевоенном обществе.

  7. 11 сентября 2001 г. и его последствия для США и мирового сообщества.

  8. Глобализм и антиглобалисты.

  9. Ольстерская проблема: современные пути решения.

  10. Объединение Германии: что решено, какие проблемы остаются.

  11. Борьба с коррупцией, сепаратизмом, неонацизмом, политическим терроризмом.

  12. Страны Запада и поиск путей выхода из кризиса 2008-2009 гг.

Примерные темы эссе:

  1. Королева Елизавета II.

  2. Феномен Берлускони.

  3. Ф. Миттеран и его эпоха.

  4. А. Меркель – первая женщина-канцлер ФРГ.

  5. Дж. Буш – младший: что изменилось в Америке в период его президенств.

  6. Хуан Карлос I и его место в истории современной Испании.

  7. Современные лидеры стран Латинской Америки.




    1. Самостоятельная работа

      1. Примерные варианты самостоятельной работы:

Вариант 1.

Задание по теме «Вторая мировая война 01.09.1939-

02.09.1945 гг.»

Цель: иметь современное представление о причинах и характере второй мировой войны, целях сторон, основных этапах, их содержании и влиянии на ход войны различных театров военных действий. Уметь объективно оценивать вклад всех государств в разгром фашизма и японского милитаризма.

Индивидуальная самостоятельная работа.

Тестовое задание:

1.Какое патриотическое движение приобрело значительный размах в Югославии, Польше, Франции, Греции?

А) антифашистский народный фронт

Б) движение Сопротивления

В) национально-освободительные армии

2. Концлагерь в Баварии, один из первых, имел 130 филиалов. Через него прошли 250 тыс. узников из 24 стран, в т.ч. 12 тыс. из СССР

А) Майданек

Б) Треблинка

В) Дахау

3. Какой орган обеспечивал секретность военных приготовлений Германии и «блицкриг» против СССР в 1935-1944 гг.?

А) СД и гестапо

Б) абвер

В) имперское управление безопасности (РСХА)

4. На основе какой декларации Япония разоружилась, распускала армию и освобождала захваченные территории?

А) на основе Ялтинской декларации

Б) на основе Потсдамской декларации

В) на основе декларации в Сан-Франциско

5. К концу второй мировой войны с этим образованием сотрудничало свыше 50 государств

А) второй фронт

Б) антигитлеровская коалиция

В) Движение Сопротивления

6. «Оперативное объединение, состоящее из нескольких соединений и частей различных родов войск и специальных войск, предназначенных для выполнения оперативных задач». Какое понятие сформулировано?

А) армия

Б) дивизия

В) группа армий

7. Какие основные положения содержались в Атлантической хартии, подписанной США и Великобританией 14 августа 1941 г.?

А) безоговорочная капитуляция агрессоров, оказание помощи пострадавшим, распространение ленд-лиза на Англию, выжидательная позиция в отношении СССР

Б) определялись цели войны, рассматривались вопросы послевоенного устройства, уничтожения национальной тирании, разоружение агрессоров

В) Германия и Япония признавались агрессорами, разрывались дипломатические и экономические отношения, предлагалось отмобилизовать армии на борьбу с агрессорами

8. Какой пакт предусматривал раздел мира между Германией, Италией и Японией и установление «нового порядка» в Европе и Азии?

А) Римский пакт о создании оси Рим-Берлин - Токио

Б) Берлинский пакт 1940 г., Тройственный пакт

В) Токийский пакт на основе антикоминтерновского пакта


Тест для самостоятельной работы с понятиями

и терминами по курсу

Цель: овладение понятийным и терминологическим аппаратом дает возможность студентам более четко представлять суть событий, политических и государственных решений, особенности развития стран Европы и Америки, новые явления и процессы, происходящие во внутренней и внешней политике государств.

Индивидуальная самостоятельная работа.

Тестовое задание:

1.Уклонение избирателей от участия в выборах

А) аболиционизм

Б) абсентеизм

В) аброгация

2. Политика хозяйственного обособления страны

А) автономия

Б) сепаратизм

В) автаркия

3. Распространение идей для воздействия на сознание населения с целью убедить в чем-либо или склонить к определенным поступкам

А) пропаганда

Б) агитация

В) информирование

4. Применение вооруженной силы одного государства против суверенитета другого государства или иное посягательство

А) конфликт

Б) агрессия

В) война

5. Играть на бирже с целью вызова понижения или повышения ценных бумаг

А) спекулировать

Б) махинировать

В) ажиотировать

6. Союз, объединение на основе договорных обязательств

А) конфедерация

Б) альянс

В) блок

7. Политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и «безгосударственное» социальное устройство

А) синдикализм

Б) анархизм

В) корпоративизм

8. Насильственное присоединение или захват и удержание территории другого государства или народности в границах другого государства

А) плебисцит

Б) аншлюс

В) аннексия

Вариант 2

Контрольные вопросы для самостоятельной работы по темам 5 – 9 « Истории новейшего времени стран Европы и Америки 1945 – 2012 гг.» для студентов 4 курса:

  1. Составьте рейтинг стран Западной Европы после их выхода из послевоенного кризиса: 1…2…3…4…5… места;

  2. Какие проблемы после войны были общими для западных стран в сфере экономики: 1…2…3…4…5… (перечислить);

  3. Какие проблемы после войны были общими для западных стран в сфере социальной политики: 1…2…3…4…5… ( перечислить);

  4. С какой целью и кем было создано ЕОУС? 1..2..3..4..5.. (перечислить)

  5. Какие страны достигли довоенного уровня развития промышленности в 1948 г:1..2..3..

Какие страны это сделали ранее, а какие позднее? Какое значение имел этот факт для стран?

  1. Сопоставьте событие и дату:

А)образование ЕЭС - 1. 1949г.

Б)Выполнение программы демократического социализма – 2.1948г.

В)Образование Бреттон-Вудской системы – 3. 1951г.

Г) Создание НАТО - 4. 1958г.

Д) Денежная реформа Л. Эрхарда – 5.1944г.

  1. Найдите и исправьте ошибки, запишите правильный текст: «справедливый курс» Рузвельта был продолжен президентами- демократами Трумэном и Эйзенхауэром после войны. Он включал: политику дирижизма, социальные законы, закон Тафта – Хартли, маккартизм, войну в Корее, прямое госрегулирование и завершился к концу 60—х годов.

  2. Найдите и исправьте ошибки, запишите правильный текст: Во Франции, как и в Италии, главной задачей было добиться установления Республики, принятия конституции, создания содружества наций совместно с колониями, усиления роли президента, парламента, усиления левых сил и введения системы планирования в экономике.

  3. Какие последствия вызвали данные события:

А) Развал мировой валютно-финансовой системы…Б) Алжирская проблема … В) Принятие конституции 1946 г. во Франции … - … Г) Проблемы Англии со вступлением в ЕЭС… - … Д) Образование Тризонии… - … Ж) Сотрудничество короля Италии с фашистами… - … З) Национально-освободительное движение в колониях … - …

  1. Назовите не менее 2 причин, которые вызвали принятие данных решений:

А) принятие плана Маршалла - …Б) принятие Конституции 1947 г. в Италии - …В) создание «Объединения в поддержку республики» во Франции - … Г) образование ООН - …Д) реализация политики «сдерживания коммунизма» - …

11. Какие политические, социальные и экономические идеи были характерны для компартий, христианских демократов, лейбористов, консерваторов, социал - демократов:



Название партий

политические

социальные

экономические

Социал-демократы










  1. Какие партии возглавляли правительства или временную администрацию после войны, и какое название имел их политический курс:

США - ? Франция - ? Англия - ? Италия - ? ФРГ – ? Испания -?

13. Сформулируйте причины, вызвавшие в странах «экономическое чудо»:

14. Какие последствия имело «экономическое чудо» для стран. Сгруппируйте отдельно: экономические последствия - социальные последствия:

15. Сгруппируйте внешние и внутренние причины, которые, с вашей точки зрения, обеспечили лидерство США в западном мире.


Вариант 3.

Практическое задания для самостоятельной подготовки

  1. На основе документов составьте таблицу, отражающую идейно-политические платформы основных общественно-политических

течений:



Общественно-политическое течение

Цели и

задачи

Позиции

в сфере

политики


Позиции

в сфере

экономики


Позиции

в сфере

социальной

политики

Либерально-демократическое













консервативное













Социал-демократическое













коммунистическое













Христианско-демократическое














Примерная тематика презентаций:

  1. «Государство благосостояния» в странах Запада: общие черты и особенности.

  2. «Холодная война» и ее современная оценка.

  3. Австрия, Венгрия, ГДР: выбор пути развития.

  4. Куба, Мексика, Чили: революционный, реформистский, консервативный варианты развития.

  5. Постиндустриальное общество: достижения и проблемы.