uzluga.ru
добавить свой файл
1
Владимир Захаров


ЯНВАРСКАЯ РЕКА, КОТОРОЙ НЕ ОКАЗАЛОСЬ


-…Вы, конечно, не знаете о существовании этого города, - Балаганов скорбно покачал головой… Остап бросил на стол лист, вырезанный из книги.

- Это вырезка из «Малой Советской энциклопедии». Вот, что тут написано про Рио-де-Жанейро… «… значительное число мулатов… у обширной бухты Атлантического океана…» Вот, вот! «Главные улицы города по богатству магазинов и великолепию зданий не уступают первым городам мира». Представляете себе, Шура? Не уступают!.. Польора миллиона человек, и все поголовно в белых штанах…


И. Ильф, Е. Петров. «Золотой телёнок»


Если белоснежное кавказское высокогорье сравнивают с измятой постелью (Б. Пастернак), то залив Гуанабара можно сравнивать с грудой разновеликих камней, брошенных в лужу, только что образовавшуюся после свежего дождя и залитую до краёв весенним солнцем…

Когда португальцы в январе 1502 года (через полтора года после открытия Бразилии их же соотечественником капитаном Алваресом Кабралом) направились в те края исследовать новые заморские территории, то приняли этот залив за реку: сильное подводное течение и гидрография местности обманули опытных португальцев, так рассчитывавших пополнить запасы пресной воды. То, что они приняли за устье реки, которую тут же назвали рекой января («Рио-де-Жанейро»), оказалось большим морским заливом. Это было принято к сведению, но вскоре забыто: в других районах страны колонизаторами было найдено самое главное природное богатство – сандаловое дерево (пау-бразил), из древесины которого добывали красно-фиолетовую краску. От его названия и происходит слово «Бразилия».

В 1532 году на карте Бразилии у побережья Атлантики появляется первый город – Сан-Висенте, практически поглощённый сегодня огромным соседом - городом Сантосом. В 1549 г. возникает Сан-Салвадор де Баия (сейчас просто Салвадор), ставший столицей страны. И только в 1567 г. был основан город Рио-де-Жанейро, красота которого на нашей родине была впервые адекватно оценена О. Бендером. Город быстро рос и развивался. Исключительная красота природного пейзажа и выгодное географическое расположение приводят к тому, что через 200 лет город становится столицей страны до конца 1950-х, когда президент Кубичек решает построить новую столицу – Бразилиа – в самой глубинке.

В 1808 г., когда Наполеон начинает кампанию против Португалии, португальский королевский двор принимает смелое решение – переехать в Рио-де-Жанейро, чтобы форсировать развитие новых территорий. Король Дон Жоао VI пробыл там аж до 1821 года и затем вернулся в Лиссабон.. Сынок же его под каким-то благовидным предлогом с отъездом задержался, а на следующий год провозгласил независимость от Португалии, став первым бразильским королём – Доном Педро I (т.е. бразильским Петром Первым). Темпераментный и пылкий, имевший помимо законных детей десятки детей от местных рабынь, их Петр I очень напоминает (судя по музейным картинам) лицеиста Пушкина, выступающего на экзамене в Царскосельском лицее перед стариком Державиным. Его законный сын Пётр II тоже удивительно похож на наших соотечественников, но уже другого типа. Похож он на степенного русского мужика с большой окладистой бородой – как на этикетке Очаковского пива времён перестройки. В Бразилии, как и у нас на Руси, в отсутствии кого-то что-то да происходит! Уехал Дон Жоао VI на историческую родину – тут же его сынок объявляет независимость! Уехал Пётр II в Европу поразвеяться – как тут же дочка его Изабелла объявляет в 1888 г. отмену рабства! (Вот так запросто: ни войн, ни конфликтов – Соединённые Штаты отдыхают!) Папе же, вернувшемуся в Бпазилию на следующий год, настоятельно посоветовали позаботиться о здоровье и отправиться полечиться во Францию, что он благоразумно и сделал.

Однако, давайте и мы немного расслабимся и отдохнём от истории. Ну её!

Рецепт 1: Кайпиринья. Широкий стакан до половины заполните бразильской водкой «Кашаса». В остальной объём выдавите сок дикого зелёного лимона (лайм), остатки которого мелко нарежьте и также бросьте в стакан. Добавьте четверть чайной ложки сахара и мелко колотого льда. Если нет «Кашасы», то пойдёт и водка Долгопрудненского завода. Если нет дикого лимона, сгодится и обычный. А если нет широкого стаканЮ то можно воспользоваться обычным гранёным. (Если нет ни сахара, ни лимона, ни льда, то вполне можно обойтись и без них).

Оказавшись вдруг ни с того, ни с сего в Рио-де-Жанейро, никак не можешь отделаться от чувства чего-то нереального… Будто всё это происходит не с тобой, а с кем-то другим. Как провинциальные театральные декорации, выглядят роскошные пальмы, огромные небоскрёбы, вписавшиеся между гор, и маленькие уютные дома колониальных времён, украшенные бело-голубыми изразцами, напоминающими гжельские изделия. На самом-то деле исконно португальская культура керамических плиток азулежу восходит к XIV-XV вв. Из Португалии через Испанию азулежу проникло в Голландию, находившуюся тогда под гнётом испанской короны. И сейчас бело-голубые плитки из Голландии с новым местным сюжетом - мельницами и местной архитектурой – украшают сувенирные магазины Амстердама. Оттуда, благодаря судостроительным и промышленным контактам петровских времён, азулежу в XIII веке проникли в Россию.

Обычные тротуары в Рио – тоже произведения искусства – серо-чёрная мозаика с волнистым орнаментом и рисунками. И это тоже португальское наследие: кроме Рио это есть в Лиссабоне и прежних колониальных столицах Африки – Луанде и Мапуту, а также в Китае – Макао, который тоже был португальским.

Жители Москвы – москвичи, Одессы – одесситы, жители Осло – наверное, ословцы. Житель Рио-де-Жанейро – кариока. И хотя в корне слова присутствует «рио», название имеет другое происхождение. На языке местных индейцев, которые жили ещё и до прихода португальцев в Нитерое, что через залив напротив Рио, «Кариока» означает «жилище белых, которые напротив».

В 1931 г. на красивой горе Корковадо («Горбатая» по-португальски) французский скульптор Поль Ландовски воздвиг огромную тридцативосьмиметровую статую Христа с распростёртыми руками, ставшую очень быстро символом Рио. Она одновременно и символизирует мученичество на кресте, и благословляет этот город и его людей, и приглашает всех этот гостеприимный город посетить. Панорама с площадки у подножия монумента незабываема, как первая любовь. Стоят на рейде огромные океанские корабли; огромным металлическим кольцом, похожим на НЛО, блестит вдали самый большой стадион мира Маракана на 150000 зрителей (этот современный южноамериканский Колизей), чуть ближе – огромные небоскрёбы на авениде президента Варгаса; длинной четырнадцатикилометровой цепочкой вытянулся Нитеройский мост, ближе к югу – пляжи Копакабыны, Ипанемы, Леблона и Тижуки, а прямо там, куда смотрит Христос, - огромный морской валун высотой 385 метров: знаменитая гора Сахарная Голова. Туда тоже можно подняться и посмотреть на Рио. Но если на Корковадо ходит фуникулёр с зубчатым рельсом, то на Сахарную Голову поднимаются на подвесной канатной дороге.

Янки здесь не в почёте. Когда здесь говорят «американец», то имеют в виду представителя какой-нибудь латиноамериканской страны.. А если имеют в виду жителя США или Канады, то говорят «североамериканец». Избегают и проникновения в португальский язык словечек типа дилер, менеджер, эксклюзивный дистрибьютер и прочей гадости в этом духе. Уважение к своей стране и своим порядкам очень велико. Надел я однажды, не подумав, майку с какой-то североамериканской символикой и сразу же почувствовал холодок.

Есть в Рио и трамвай (кроме прекрасного метро и автобусов). Ему более ста лет, и за это время он совсем не менялся и не ремонтировался. Прогулка на этом трамвае – занятие не для слабонервных людей, а катание на горках в московском ЦПКиО по сравнению с путешествием на рио-де-жанейрском трамвае – просто детская забава.

Нет у трамвая ни окон, ни дверей (жарко в Рио, к чему эти излишества?). В центре города вы садитесь на конечной станции, ничего особенного не подозревая. От первого же рывка вы чуть не вываливаетесь наружу, а потом – как в сказке: чем дальше, тем страшнее. Быстро набирая страшную скорость (чтобы въехать в ужасающую гору), трамвай с невыносимым грохотом вкатывается на длинный римского типа акведук. Этот акведук высотой с пятиэтажный дом, шириной – метра полтора, амплитуда боковых колебаний – сантиметров тридцать, вниз лучше не смотреть. Далее – всё выше и выше: в горы к святой Терезе (название района города). Выйдя на конечной остановке, радуешься, как ребёнок. Что всё обошлось.

Однако перекусим.

Рецепт 2: Фейжоада. Название блюда происходит от слова «фейжао» - фасоль. Сварите красную фасоль (или разогрейте готовую консервированную), добавьте кусочки варёного мяса (можно сосиски или колбасу, но это дурной тон), свинины, пряностей и зелени. И всё. Первоначально фейжоада считалась едой рабов и босяков. Фасоль они могли себе позволить, а остальные ингредиенты брали прямо из мусорных контейнеров при ресторанах и пивных. Теперь иные времена. Фейжоада чрезвычайно популярна во всех слоях бразильского общества.

Сейчас в Рио более пяти миллионов человек. В белых штанах не ходят. В основном, в джинсах. Румбу тоже не танцуют (и никогда не танцевали). Румба – атрибут испаноязычной Латинской Америки – Куба, Мексика, Аргентина, Уругвай. В Бразилии танцуют самбу. Это любимый танец карнавала и не только. Чтобы научиться её танцевать, нужно следовать совету Евгения Моргунова, который в «Кавказской пленнице» учил танцевать твист – надо бросить на землю два окурка и затаптывать их обеими ногами… Самба – это сумасшествие. Улиц города для самбы стало мало и построили самбодром. Он совсем недалеко от стадиона Маракана. И если стадион физик может сравнить с синхрофазотроном – циклическим ускорителем частиц – то самбодром можно сравнить с линейным ускорителем. Если взять стадион, разрезать его кольцо и развернуть в длину, то получится самбодром. Там на трибунах размещаются зрители, а перед ними парадом следуют так называемые школы самб, где к карнавалу готовятся целый год, начиная сразу после предыдущего карнавала.

Однако карнавал – это конец февраля, а иностранцам хочется видеть его круглый год. Ну и пожалуйста – есть в Рио кабаре «Платаформа 1» с красотками, разодетым по февральским карнавальным стандартам: почти что без ничего и с обилием перьев сзади. (Непонятно, на чём же весь этот тяжёлый плюмаж крепится). Пляшут красавицы так, что дух захватывает с непривычки. Пляшут сперва сами по себе, а потом выходят в зал и тащат за собой всех, кто под руку попадётся. В кабаре можно заказать пиво, ватапу, и каруру.

Рецепт 3. Ватапа. Моллюски режутся или перемалываются с кусочками рыбы, варятся в масле «денде» с добавлением сока кокосов и кусочков хлеба. Блюдо подаётся с белым твёрдым рисом.

Рецепт 4. Каруру. Солёные креветки подаются вместе с острым соусом, приготовленным из красного перца и бразильского растения киабу.

Распространённое заблуждение считать, что кроме самбы в Бразилии ничего не танцуют. Танцуют! Да еще как.

В начале ХХ века, то есть в разгар каучукового бума, в Бразилии строятся три великолепных оперных театра: в Рио, Сан-Паулу и Манаусе – что в самом центре Амазонии! Здесь пел Карузо и танцевала Анна Павлова. Здесь и сейчас за билетами – очередь, а уровень балетной труппы не уступает (представьте себе: не уступает!) уровню лучших европейских театров. Заглянув в музей изящных искусств в Рио, я попал на выставку картин из Прадо и других лучших испанских музеев, а музей искусств в Сан-Паулу имеет в постоянной экс Дон Жоао VI позиции полотна от Эль Греко и Рембрандта до Мане и Пикассо. Жизнь культурная, как и гастрономическая, бьёт ключом.

Однако пора и поужинать.

Рецепт 5. Шуррашко (в российском простонародье «Шарашка»). Это кусочки говядины, нанизанные на металлический стержень, которые жарятся на углях (как наш шашлык). Едят с томатным соусом, луком и перцем.Хорошо идёт с кайпириньей (см. выше Рецепт 1).

Заведение, где подают шуррашко, называется шуррашкария. При входе платишь около 10 долларов и затем мясо, креветки и овощи валятся на тебя, как из рога изобилия в немеренном количестве. За спиртное надо платить отдельно. Заняв столик, вы идёте к огромному столу с овощами, дарами моря, фруктами и зеленью. Вернувшись с полной тарелкой к своему столу, и слегка подкрепившись, ставите индикатор в рабочее зелёное положение. Индикатор стоит на каждом столе и представляет собой цилиндр с двумя головками – зелёной и красной – напоминая обоюдоострый белый гриб (или что-то другое похожее). Цилиндр можно повернуть вокруг горизонтальной оси любой головкой кверху. Если красной – то к вам официанты не подойдут, а если зелёной, то начнётся неописуемое. Сбивая друг друга с ног к вам ринутся официанты с вертелами, уткнутыми в маленький деревянный поднос. Вертел удерживается правой рукой, в которой также зажат огромный нож, висящей во время диалога с вами прямо над вашей шеей. Один вам предложит вырезку, другой рёбрышко, третий грудинку, четвёртый шашлык из молодого петушка, пятый… и т.д. Выбрав что-нибудь наугад, переворачиваешь индикатор, чтобы прожевать и поговорить с друзьями. Но стоит его повернуть в другое положение, как вакханалия возобновится.

Это странное усердие, казалось бы, ничем не мотивировано. Мясо уже оплачено при входе, зачем же стараться? А затем, что у заведения должен быть престиж. Не будет его – не будет и заведения. А больше, чем позволяет желудок, всё равно не съешь. И природа, и заведение всё заранее продумали.

Далеко за Ипанемой садится луна, в сумерки погружается прекрасный Рио. На пляжах города допоздна играют в футбол юные Пеле и Гаринчи. Сидят у моря влюблённые. Прежде, чем уснуть, можно выйти на берег океана у Копакабаны и заказать кокосовый орех. На ваших глазах дюжий молодец возьмёт орех в левую руку, а в правую возьмёт огромный нож и ловким ударом рассечёт верхушку ореха. Заием вставит в орех соломинку, через которую вы будуту цедить приятное кокосовое молочко. Ну а если оно вам не по вкусу, то попробуйте фруктовый салат:

Рецепт 6. Фруктовый салат. Мелка нарежьте папайю и добавьте кусочки ананаса, вымоченные предварительно в соке асеролы. Добавьте большие ломтики кажу, всё как следует перемешайте с мелко нарезанной гуайявой. Залейте соком маракуйи и дайте салату немного отстояться. Только после этого добавьте чуть-чуть макужи.