uzluga.ru
добавить свой файл
Этапы эволюции древнего человека

1 класс. Урок-путешествие.

Цель:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме;

  2. Развивать умения анализировать, делать выводы, сравнивать; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; осуществлять исследовательскую деятельность; получать умения и навыки здорового образа жизни.

  3. Воспитывать интерес к предметам естественно-научного цикла.

Оборудование:

- учебник «Окружающий мир», 1 класс, автор Н.Я. Дмитриева;

- бюсты первобытных людей;

- диск «История древнего мира»;

- компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Тип урока: обобщающий.

Метод: беседа.

Приемы работы: опрос, работа с картой, работа с учебником (иллюстрация), интерактивная игра «Стань собой», работа с текстом.


Ход урока


  1. Оргмомент

Учитель:

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Встаньте правильно. Тихо садитесь.

Из открытого колодца

Солнце медленно встает.

Свет его на нас прольется,

Луч его нам улыбнется,

Новый день оно начнет.

- С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу! С отличным настроением начинаем наш урок.

II. Актуализация опорных знаний

Учитель: А урок у нас сегодня необычный. Мы совершим путешествие в прошлое к нашим предкам. А вы как думаете, зачем?

Вывод: мы проследим этапы развития древнего человека.

Учитель: Наше путешествие начинается. Закройте глаза, пофантазируйте и попытайтесь мысленно перенестись в прошлое.

  1. Обобщение опорных знаний

а) работа по картине

На экране изображение человекообразной обезьяны.

- Кто изображен на экране?

- Назовите признаки обезьяны.

- Назовите признаки человека.

- Почему это все-таки человек?

- Почему этого человека назвали древним?

Ученики отвечают на вопросы, в случае затруднения учитель им помогает.

Открытие: обратите внимание на кисти его передних конечностей. Большой палец противопоставлен всем остальным, что дало человеку совершать хватательные движения. Еще один признак человека: наличие ногтевой пластинки.

б) Работа по карте

На экране карта расселения древних людей.

Учитель: Посмотрите на экран. Перед вами карта расселения первобытных людей.

- Где жили первые предки человека?

- Покажите на карте.

- Почему они здесь жили?

- Древние люди жили в жаркой Африке, а красные точки на карте обозначают стоянки древнего человека и его предков.

- На карте вы видите стрелочки – это пути расселения древнего человека.

- Почему же первобытные люди стали уходить из теплого климатического пояса в более холодные?

Открытие: человек стал жить в холодных климатических поясах. Прошли миллионы лет. В жизни и поведении древнего человека произошли большие изменения: он овладел речью, научился добывать огонь. Изменился и облик человека: он стал ходить прямо. Исчез волосяной покров с его тела, изменилось и строение его лица. Посмотрите на копии работ известного ученого Герасимова, который по осколкам найденных костей черепа вылепил лица первобытного человека.

- Вы меня внимательно слушали, хорошо работали, а сейчас давайте отдохнем.

IV. Физминутка

Учитель:

А сейчас мы на полянке,

Как наши предки – обезьянки.

Дружно встали, пошагали,

И бананы мы сорвали,

Покривлялись, повертелись,

И кокосами объелись.

И с веселым настроеньем

Начинаем обученье.

в) Работа с книгой

Учитель: Наше путешествие продолжается. Мы вспоминаем образ жизни первобытного человека. Откройте учебник на стр. 15 и рассмотрите иллюстрацию.

- Что изображено на рисунке?

- Смог бы человек один выйти на работу?

- Почему?

- Какие орудия труда использовал человек на охоте, расскажите, пользуясь иллюстрацией.

- А какие еще орудия труда использовал человек? Назовите их.

- А как изготавливал человек орудия труда: в одиночку или сообща?

- А животные могли изготавливать орудия труда?

- Какое важное открытие о жизни первобытных людей мы сделали.

Открытие: древний человек понял, что одному, без сородичей, жить намного труднее. Поэтому древние люди объединялись в племена, где существовали определенные правила и законы, которым все должны были подчиняться. А поговорим мы об этом более подробно на следующих уроках окружающего мира.

  1. Интерактивная игра «Стань собой»

Учитель: Ребята, мы уже долго путешествуем в прошлом, и нам пора возвращаться в современный мир. Я приглашаю вас в институт времени, в котором нам помогут вернуться из нашего путешествия. (Игра).

  1. Рефлексия

- Наше путешествие закончилось. Вам понравилось?

- С каким настроением заканчиваем урок?

- Что нового узнали?

  • Поделитесь с близкими и друзьями открытиями, а я благодарю вас за урок, за вашу активную работу. Вы молодцы, у вас все получилось.



Открытый урок

по окружающему миру

по теме «Этапы эволюции древнего человека»


1 класс


Составил

учитель начальных классов

высшей категории

Гунбина В. Н.


Монино


2009