uzluga.ru
добавить свой файл
  1 ... 6 7 8 9 10

Тема 6. Психология предпринимательства (Дейнека О.С. Экономическая психология: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2000. Модуль 2. Психология предпринимательства)


Порядок изучения темы:

Для изучения темы выделяется 2 часа лекций, 2 часа самостоятельной работы.

Предусмотрены:

1) лекция на тему: «Психология предпринимательства»;

2) самостоятельная работа студентов в формах:

- подготовка к лекциям;

- изучение дополнительной литературы.


Вопросы темы:


6.1. Психологические предпосылки предпринимательства

6.2. Предприниматель и государство

6.3. Этика и идеология предпринимательства

6.4. «Образ» предпринимателя

6.5. Автопортрет предпринимателя

6.6. Психологический портрет предпринимателя

6.7. Портрет молодого российского предпринимателя

6.8. Различия между предпринимателем и менеджером


Методические указания по изучению вопросов темы

Готовясь к лекции, прочитайте:

1. Малахов С.В. Основы экономической психологии: учеб. пособие / Под ред. Задорожнюка И.В. – М., 1992. Тема II. Психология занятости и предпринимательства.


Рост предпринимательской активности обычно характеризует оздоров­ление экономики и в особенности ее главного творческого начала – хозяйст­вующего субъекта. Способствовать пониманию и оценке важности предпри­нимательства в народно-хозяйственном и общественно-политическом кон­тексте – одна из актуальных задач экономической психологии.

В соответствии с законодательством предпринимательство определя­ется как инициативная самостоятельная деятельность граждан, осуществ­ляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответст­венность и направленная на получение прибыли или личного дохода.

Наиболее цельная концепция предпринимательства принадлежит ав­стрийскому экономисту Й. Шумпетеру35. Деятельность предпринимателя, по Й. Шумпетеру, заключается в осуществлении новых комбинаций, ос­новными видами которых являются: изготовление новых неизвестных потребителям благ; открытие новых способов производства и коммерче­ское использование уже существующих благ; освоение новых рынков сбыта и новых источников сырья; изменение структуры отрасли, напри­мер, создание своей или подрыв чужой отраслевой монополии.

Если Й. Шумпетер описывает деятельность предпринимателя с пози­ций "предложения", то представитель новой австрийской школы экономики И. Кирцнер делает это, отталкиваясь от "спроса": предприниматель, обла­дающий повышенной чуткостью к возможностям извлечения прибыли, за­ранее предвосхищает различные рыночные несовершенства (наличие не­удовлетворенных потребностей), которые позволяют ему заработать на спекулятивных сделках36. Оба подхода дополняют друг друга, указывая на роль предпринимателя в обществе и специфику его деятельности.


6.1. Психологические предпосылки предпринимательства


К условиям, способствующим развитию предпринимательства, отно­сятся как объективные возможности в обществе для предприниматель­ской деятельности, так и субъективные предпосылки в психологии людей.

Те и другие образуют три основные категории условий развития предпри­нимательства. Ими являются:

- политика государства в отношении частного бизнеса;

- культура, или система ценностей общества, которая психологиче­ски поощряет и поддерживает дух индивидуальной инициативы;

- склонности и способности людей к предпринимательству.

Они порождают три психологических проблемы предпринимательст­ва: политико-психологическую проблему взаимоотношений предприни­мательства с государством, проблему образа предпринимателя в массовом сознании и, наконец, проблему изучения психологического портрета предпринимателя.


6.2. Предприниматель и государство


Вопрос об отношениях государства и предпринимательства можно рассматривать с позиций системного подхода. Действуя в условиях неоп­ределенности, отсутствия гарантий, создавая новые, часто рискованные комбинации, позволяющие удовлетворить общественные потребности, предприниматель берет на себя функцию риска и прогресса в экономике. Функция контроля с тем, чтобы сохранить надежность и стабильность экономики, возлагается на государство. Именно так распределяются функции между этими необходимыми взаимодополняющими друг друга элементами хозяйственного организма.

Нарушение оптимального соотношения и функционирования компо­нентов единой системы приводит к экономическим кризисам. От государ­ства ожидается такая форма регулирования, которая, с одной стороны, давала бы достаточные возможности для проявления экономической ини­циативы и творчества, с другой – устанавливала бы в интересах общест­ва и потребителя барьеры против произвола.


6.3. Этика и идеология предпринимательства


Сверхконтроль экономики со стороны государства, приведший в на­шей стране к застою, сменился открытым противопоставлением бизнеса государству, крайним проявлением индивидуализма. Надежды населения связаны с тем, что отечественный бизнес пойдет по пути постепенной интеграции предпринимательства в систему жизни общества, при которой острые углы бизнеса смягчатся соответствующими законами и постанов­лениями.

Предпринимательство – сложная и неоднозначная сфера деятельно­сти. Итог этой деятельности, если рассматривать ее через призму народ­нохозяйственных целей, - это распределение ресурсов. В условиях ры­ночного хозяйства планирование как таковое имеет место, но разграничивается между многими субъектами. Решения отдельных экономических субъектов определяются не всеобъемлющим центральным планом, а це­нами на товары и услуги, диктуемые рынком. В этой системе предприни­мателю, который определяет судьбу инвестиций и производства на основе сигналов рынка, отводится центральная роль. На него ложится ответст­венность за экономическое благополучие страны. В связи с этим целесо­образно говорить об идеологии и этике предпринимательства.

Существуют различные мнения по поводу социальной направленно­сти предпринимательской идеологии. Одни считают, что она ориентиро­вана на подчинение общества интересам капитала. Другие полагают, что предпринимательская идеология направлена на самоизоляцию, своего рода отчуждение бизнеса от государства. Ближе к истине рассмотрение идеологии предпринимательства как системы представлений, отражаю­щей восприятие социальным классом собственных функций в обществе и включающей отношение его к другим классам, целью которого является поддержание или изменение материального институционального строя общества37.

В самой природе предпринимательства заложено противоречие: с од­ной стороны, стремление к максимальной прибыли и эгоистическая защи­та своих частнособственнических интересов, с другой – социальная роль, т.е. необходимость считаться с интересами и ценностями общества, испы­тывать чувство ответственности перед ним.

Концепция социальной ответственности в бизнесе получила наиболь­шее развитие в США в 70-80-х годах. Помимо первоначальных представ­лений, согласно которым она означала прежде всего соблюдение законов, регулирующих социальные функции предпринимателя, ее необходимыми признаками стали рассматриваться действия, удовлетворяющие социаль­ным ожиданиям и даже их предвосхищающие. Высшего уровня социальной и нравственной ответственности требует участие в формировании общест­венных ожиданий в процессе предпринимательской деятельности, когда нужно не просто реагировать на запросы, но и формировать их, заняв тем самым руководящую роль в социальной жизни общества.

Существует мнение, что лишь представители крупного и иногда среднего бизнеса обладают развитым чувством осознания принадлежно­сти к своему классу, и поэтому только они могут считаться носителями предпринимательской идеологии. Идеологические и этические системы крупного бизнеса и так называемого малого бизнеса различны. А вот раз­личия между идеологией и психологией предпринимателя и менеджера фирмы сглаживаются в последние годы: и предприниматели, и менедже­ры являются носителями предпринимательской идеологии, но ведущая роль все же и в том, и в другом случае принадлежит представителям крупного и среднего бизнеса.

Что касается фактора культуры и социальной атмосферы, то именно он и способствует процессу особого приспособления и отбора при формирова­нии и изменении предпринимательской психологии, в результате которого, как подчеркивает Г.К. Гинс, создаются господствующие в данной нации или стране тип предпринимателя и формы предпринимательства38.


6.4. «Образ» предпринимателя


В отличие от населения США и Японии, которое видит в предприни­мателе человека, обслуживающего его нужды и создающего источники дохода для множества рук, в Европе образ предпринимателя в целом не позитивен. Это связано и с некоторой загадочностью его деятельности, скрытой от глаз общественности; и с определенными стереотипами вос­приятия предпринимателя как спекулянта, дельца, эксплуататора (особен­но в условиях российской экономики, которая длительное время была идеологизированной); и с некоторой категоричностью поведения и обще­ния предпринимателей в интересах дела и в связи с экономической необ­ходимостью; а также с завистью по поводу его прибыли и доходов.

В исследованиях образа предпринимателя получила известность "дистанцированная гипотеза" Шмелъдерса, в которой проводится разли­чие между образом предпринимателя "на расстоянии" и "вблизи"39. В первом случае речь идет о более или менее неосознанном массово-психологическом стереотипе предпринимателя. Он закрепился у нас в понятии "новые русские". Во втором случае имеется в виду индивидуали­зированный образ, построенный с опорой на собственный опыт. Это впе­чатления о конкретных знакомых людях с их успехами и проблемами. "Дистанцированная гипотеза" Шмельдерса означает, что мнение "вблизи" сложнее и позитивнее, чем стереотипный образ предпринимателя "на рас­стоянии".

Данные социологических опросов в Германии показали, что чем крупнее фирма, тем больше негативных оценок давалось предпринимате­лю работниками фирмы. С позиции "дистанцированной гипотезы" это объясняется тем, что на крупном предприятии дистанция между наемным работником и его главным шефом, который считается предпринимателем, как правило, значительна, а отношения более анонимны, чем на малом и среднем предприятии. Чтобы сократить дистанцию, используются дос­тупные варианты формального и неформального общения, например, та­кой прием, как персональное поздравление предпринимателем своих работников с днем рождения, или, например, праздники фирмы или корпо­рации, на которых присутствуют родные и близкие предпринимателя, и он предстает в глазах работников в обычных для всех социальных ролях (от­ца, мужа, сына). Попытки создать более привлекательный образ предпри­нимателя на крупных предприятиях – составная часть современного управления на Западе.

Рейтинг предпринимателя повышается также с ростом благосостоя­ния населения. В этом случае у богатства больше возможностей легити­мизации, на предпринимателей не возлагается ответственность за бед­ность.


6.5. Автопортрет предпринимателя


Если образ предпринимателя в зеркале социологического анализа скорее негативен, то «автопортрет», или образ предпринимателя в собственных глазах получился у ученых со знаком плюс. Это свидетельствует о ярко выраженной профессиональной удовлетворенности предпринимателей.


Существуют два подхода к проблеме поиска субъективных психоло­гических предпосылок успешной предпринимательской деятельности: первый относит предпринимателей к особой категории людей, наделен­ных определенными психологическими качествами; согласно второму – предпринимательской активностью обладают все, но в разной степени. Поскольку круг состоявшихся предпринимателей невелик, то господству­ет первый подход.


6.6. Психологический портрет предпринимателя


К свойствам предпринимательства относят мобильность и динамич­ность экономической деятельности, свободу выбора и поиска способов экономических действий, тактические методы действий, их относитель­ную кратковременность, постоянный предпринимательский поиск, высо­кий уровень неопределенности, риск, угрозу потерь, ответственность. Все это выдвигает специфические психологические требования к предприни­мателю.

Многие западноевропейские и американские исследователи пытались составить психологический портрет предпринимателя, абстрагируясь от специфических черт и качеств, связанных, например, с формой предпри­нимательства (производственное, коммерческое, финансовое), или его уровнем (крупный, средний, малый бизнес), а также с тем, является ли предприниматель инноватором или нет и, наконец, сочетает ли он в себе функции собственника или владельца с функциями менеджера.

Важные для психологического портрета предпринимателя качества объединим в три блока. В интеллектуальный блок входят компетент­ность, комбинационный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление. В коммуникативный блок – талант координатора усилий сотрудников, способность и готов­ность к терпимости в общении с другими людьми и в то же время способ­ность идти против течения. В мотивационно-волевом блоке – это склон­ность к риску, ответственность, стремление бороться и побеждать, по­требность в самореализации и общественном признании, выраженность мотива достижения успеха. Учитывая, что предприниматель, образно го­воря, еще и самоэксплуататор, ему необходимы хорошее здоровье, неис­сякаемая энергия и оптимизм.

Полный перечень приведенных характеристик относится к портрету идеального, а не типичного предпринимателя. Какие необходимые соче­тания качеств должны обязательно присутствовать в портрете типичного предпринимателя для обеспечения его успешной деятельности?

Литературные данные и выполненные нами исследования доказыва­ют лишь обязательное наличие компонентов мотивационно-волевого бло­ка, ибо предприниматель прежде всего фигура действующая, активная, ищущая. Преобладание мотива достижения успеха над мотивом избегания неудачи, склонность к риску, потребность и умение брать на себя ответст­венность остаются необходимыми в психологическом портрете предпри­нимателя независимо от формы, уровня или других специфических черт предпринимательства. Остальные характеристики не всегда совпадают у разных исследователей.

Предприимчивость и парапредпринимательство

На базе качеств мотивационно-волевого блока построена и одна из мо­делей, безусловно заслуживающая внимания и представляющая иной, более демократичный подход к портрету предпринимателя. Так, по мнению К.Э. Варнерида, нет двух четко разграниченных групп людей: предприни­мателей и непредпринимателей40. Различия между людьми заключаются в том, как много предпринимательской активности они проявляют, и в том уровне предприимчивости, которая заключена в этой активности.

Предприимчивость – это комплекс качеств, обеспечивающих спо­собность достигать конкретных целей в хозяйственной, социальной или иных сферах общественной жизни за счет своей инициативы, изобретательности, самостоятельности, находчивости, нестандартных решений, готовности рисковать и нести ответственность за результаты.

Если занимать данную более демократичную (по сравнению с позицией психологической элитности предпринимательской деятельности) позицию, то правомерно говорить и о парапредпринимательстве как форме деятельности, которая осуществляется параллельно с бюджетной либо на ее базе. В настоящее время это явление достаточно распространено в нашей стране. С этой позиции объяснима и фигура интрапренера – чело­века, работающего в организации, но обладающего наклонностями и способностями предпринимателя.


6.7. Портрет молодого российского предпринимателя


Есть ли специфические особенности в портрете российского пред­принимателя? Определение предпринимательства, приведенное в начале темы, акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предпо­лагающей выбор, риск, ответственность. Выполненные нами исследова­ния представителей малого и среднего бизнеса показали, что у молодых российских предпринимателей симптомокомплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко41. Правда, высокие показатели са­мостоятельности нередко сочетаются с пониженной ответственностью.

Кросс-культурные исследования (т.е. сравнительные исследования какого-либо явления, проведенные в разных культурах, в частности, в разных странах) также показали, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психоло­гически защищены от социального неодобрения, чем немецкие. Это свя­зано с тем, что российское предпринимательство развивается в условиях несбалансированного рынка при отсутствии реальной и последовательной поддержки со стороны государства и в социо-культурной среде неодобрения, часто демонстрируя открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма.

Для каждого общества характерен свой психологический тип пред­принимателя, формирующийся и изменяющийся в результате приспособ­ления и отбора под воздействием факторов культуры и социальной атмо­сферы. Как подчеркивает Г.К. Гинс, этот процесс создает господствующие в данной нации или стране тип предпринимателя и формы предпринима­тельства42.


6.8. Различия между предпринимателем и менеджером

Основные различия между предпринимателем и менеджером по их ведущим психологическим качествам легко обозначить с помощью дву­мерной модели Дж.Ронена43, иллюстрация которой приводится на рис.4. В модели представлен континуум принятия решения в условиях неопреде­ленности. На его нижней точке (экстремуме) находится рабочий, задачи которого характеризуются минимальной неопределенностью. На другом конце – инновационный предприниматель. Вдоль континуума – наибо­лее изменяющаяся характеристика – поиск новизны (novelty seeking). Другую ось составляет целеустремленность (purposefulness) деятельности предпринимателя. Очень близкие позиции на диаграмме заняли предпри­ниматели и инвенторы. Иногда эти фигуры представлены в одном лице, но чаще инвентор проявляет креативность, упорство и настойчивость в решении какой-то своей новаторской проблемы, а предприниматель – в ее продвижении, в практической реализации открытия; он основывает дело и, таким образом, доводит задумку до конца. Все это требует особой активности и целеустремленности поведения.

Как видно из рис. 8, и предпринимателям, и менеджерам свойственна высокая целеустремленность деятельности, развитый мотив достижения.





Рис. 8. Двухмерная модель предпринимательства, предложенная Дж. Роненом.


Различия между предпринимателями и менеджерами могут быть ин­терпретированы следующим образом: менеджеры в большей степени опа­саются новизны, потому что их основная цель – сохранить организацию, коллектив, которым они управляют, и та предпринимательская актив­ность, которую они, несомненно, проявляют, во множестве ситуаций на­правлена на выживание кампании. Предприниматель, напротив, стремит­ся к переменам, развитию, риску. На протяжении жизненного цикла фир­мы нуждаются и в той, и в другой предпринимательской активности.

Диаграмма становится еще более приближенной к действительности с введением автором такого параметра, как принятие риска (risk taking), который возрастает с увеличением поиска новизны и с увеличением целе­устремленности деятельности.

С моделью Ронена согласуется мнение, что предприниматель – это своеобразная антитеза менеджеру, поскольку первый работает в неструкту­рированном окружении, где быстрые изменения происходят все время. Вто­рой действует в налаженной управленческой иерархии, законы функциони­рования которой всесторонне описаны в классическом менеджменте.

Согласно литературным данным, наиболее яркие различия в психо­логических портретах предпринимателя и менеджера касаются лидерства и потребности во власти. Например, Х. Хекхаузен44 считает, что и менед­жеры, и предприниматели проявляют выраженные лидерские качества, но менеджер — лидер иерархии, а предприниматель – лидер идей.

По мнению Д. Мак-Клеланда45, предприниматели, создающие фирмы, редко отличаются лидерскими качествами, потому что у них доминирует мотив достижения, который есть "игра одного человека", а для нее не требуется глубокого вовлечения других людей. Такая трактовка созвучна данным тех авторов, которые делают акцент на независимости личности предпринимателя.Так, например, Р. Хисрич выделяет в качестве ведущих мотивов предпринимателя стремление к независимости, свободу дейст­вий, творческой работы и создания капитала46. Как видно из табл. 8, у ме­неджера иная мотивация.


Таблица 8.

Сравнение личностных и поведенческих качеств у тради­ционных менеджеров, предпринимателей и интрапренеров




ТРАДИЦИОННЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ

ПРЕДПРИНИ­МАТЕЛИ

ИНТРАПРЕНЕРЫ

ВЕДУЩИЕ МОТИВЫ

Стремление полу­чить продвижение по службе и иметь другие признаки престижа в корпора­ции, такие как собст­венный кабинет, штат, власть

Стремление иметь независи­мость, свободу действий, твор­чески работать, создавать капи­тал

Стремление к неза­висимости действий, приобретению пози­ций в корпорации и соответствующих вознаграждений

ВОСПРИЯ­ТИЕ ВРЕ­МЕННОЙ ПЕРСПЕК­ТИВЫ

Ориентируются на короткие вре­менные горизонты: недельные, месяч­ные, квартальные и годовые планы

Ориентация на 5-10-летние периоды как вехи роста сво­его бизнеса

Ориентация зависит от сроков реализации поставленных перед собой задач с учетом сроков работ в корпо­рации. Обычно зани­мает среднее положе­ние между "традици­онным менеджером" и предпринимателем

ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬ­НОСТИ

Больше делеги­рует свои полномо­чия подчиненным и контролирует ис­полнение, чем сам напрямую включа­ется в дело

Прямая вклю­ченность в ра­боту

Больше выполняет работу сам, чем пере­поручает ее кому-то

ОТНОШЕ­НИЕ К РИС­КУ

Боязлив

Разумно идет на риск

Разумно идет на риск










Окончание табл. 8

ОТНОШЕ­НИЕ К СТА­ТУСУ

Озабочен сим­волами собствен­ного статуса

Нет озабочен­ности символами статуса

Не озабочен тради­ционными символами статуса в корпорации, хочет лишь независи­мости

ОТНОШЕ­НИЕ К НЕ­УДАЧАМ И ОШИБКАМ

Стремится вся­чески избегать ошибок и вообще неожиданностей

Не боится ошибок, исправ­ляет их и пре­одолевает неуда­чи

Стремится скрывать от окружения риско­ванные проекты, пока не готов их доказа­тельно обосновать

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

Обычно согла­шается с теми, кто выше по положе­нию

Своими реше­ниями реализует свою мечту

Способен убедить других помогать в реализации его мечты

КОМУ СЛУЖИТ

Служит другим

Служит себе и потребителю

Служит себе, потре­бителю и спонсорам

ХАРАКТЕР СЕМЬИ, ИЗ КОТОРОЙ ВЫШЕЛ

Старшие члены семьи работали на крупные организа­ции

Из семьи мел­ких предприни­мателей, предста­вителей свобод­ных профессий или фермеров

То же самое, что и у предпринимателей

ОТНОШЕ­НИЕ К ДРУ­ГИМ

В основном по нормам иерархи­ческих отношений

В основном де­ловые и договор­ные отношения

На основе догово­ренности с иерархиче­ской структурой


С позиций инновационного менеджмента предприниматель – пре­образующий лидер в отличие от лидера нормативного или администра­тивного менеджмента.

Четких границ между предпринимателями и менеджерами порой не существует. Две эти фигуры могут быть представлены в одном лице в малом бизнесе. Кроме того есть промежуточная фигура – интрапренер или «внутренний предприниматель» — обладающий тем же комплексом качеств (см. табл. 3), что и предприниматель.


Контрольные вопросы:


  1. Назовите психологические предпосылки развития предпринима­тельства.

  2. В чем состоит гипотеза Шмельдерса?

  3. Дайте характеристику понятия «предприимчивость».


<< предыдущая страница   следующая страница >>