uzluga.ru
добавить свой файл
  1 ... 2 3 4 5 ... 9 10

2.1.7. Выбор и атрибуция

Кроме общепсихологических компонентов принятия экономического решения (восприятие и оценка, сравнение и понимание), на него оказыва­ют влияние еще и социально-психологические (т.е. связанные с взаимо­действием между людьми и группами) механизмы. Например, в процессе объяснения поведения других людей – партнеров, конкурентов включа­ются различные механизмы атрибутирована. Атрибуция – это приписы­вание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и ха­рактеристик другим людям на основе обыденного анализа их действий и поступков, своего опыта и представлений. Такое приписывание часто бы­вает неточным и ошибочным.

Наиболее типичной ошибкой атрибуции является приписывание субъекту характеристик, которыми обладает не он, а ситуация, в которой он находится. Допустим, ваш потенциальный партнер временно отказыва­ется от сотрудничества, а вы приписывает ему своекорыстие, эгоистиче­ский интерес. На самом деле его поведение продиктовано исключительно ситуацией (допустим, временным отсутствием денежных ресурсов), и он действительно склонен к сотрудничеству в более поздний период. Если вы оказались в плену атрибуции и повели себя жестко и своекорыстно в от­вет, то вы рискуете потерять возможность дальнейшего сотрудничества. Или, например, вам отказали уступить в цене товара, а вы связали отказ с жадностью продавца, тогда как отказ объясняется обязательствами перед организацией, и обида на конкретного человека неуместна.

Итак, экономическое поведение обусловлено многими причинами. Принцип максимизации выгоды в последние десятилетия опровергается и в исследованиях экономистов институционального направления, и в ис­следованиях психологов. Если раньше нерациональное поведение рас­сматривалось экономикой как артефакт, исключение, аномалия, то теперь психологи и экономисты знают, что рациональное решение – это только один из вариантов принятия решения.


Контрольное задание

1. Вам дали 1000 долл. Теперь сделайте выбор между 50% шансом выиграть еще 1000 долл. или определенной 100% возможностью получить 500 долл.

2. Вам дали 2000 долл. Теперь сделайте выбор между 50% шансом проиграть 1000 долл. и 100% потерей 500 долл.

Являются ли две предложенные проблемы математически идентич­ными? Сделайте расчет.

Какой ответ предпочтет большинство людей в первом случае? Какое предпочтение более типично для второго случая? Объясните различия между выборами и их механизм


2.2. Аффективные факторы


К аффективным факторам экономического поведения относятся эмо­ции, чувства, переживания.


2.2.1. Эмоции

Эмоции – это психофизиологический процесс, целостная реакция организма, отражающая отношение субъекта к объекту (другому субъек­ту) в ситуации неопределенности. Эмоции окрашивают и таким образом закрепляют индивидуальный опыт в экономической сфере, влияют на эко­номическое поведение. Благодаря эмоциональной памяти полезные фор­мы поведения закрепляются, а неудачные отвергаются.

Модальность (знак) эмоций

Положительные эмоции, хорошее настроение стимулируют большую потребительскую активность, поэтому используются различные факторы (зрительные, слуховые, обонятельные и др.), поднимающие настроение в магазинах, супермаркетах, в местах развлечений. Положительные эмоции усиливают оптимистические ожидания, которые увеличивают незаплани­рованные траты и снижают стремление потребителя сэкономить. Действие отрицательных эмоций противоположно. Те же закономерности срабаты­вает у биржевых игроков: на фоне положительных эмоций они питают больше надежд по отношению к продукции, ее эксплуатации или ситуации на бирже, что стимулирует больший риск.

Интенсивность эмоций

Благодаря эмоции активизируются энергетические резервные воз­можности в ситуации неопределенности. Однако для разных ситуаций, видов деятельности необходим различный уровень активации.




Уровень активации


Рис 3. Проявление закона Йеркса-Додсона в сложной и простой деятельности.


Согласно закону Йеркса-Додсона, существует оптимальный уровень возбуждения, желания, эмоционально-мотивационного обеспечения дея­тельности. Как видно из рис. 3, взаимосвязь успешности деятельности и интенсивности желания нелинейна, она имеет вид U-образной инвертиро­ванной кривой. При слишком высоком уровне возбуждения от желания когнитивные компоненты деятельности разрушаются, происходит смеще­ние цели на результат (энергия уходит на представление результата, на страх его не получить).

Фактор сложности задачи, ответственности деятельности вносит в модель активности экономического поведения свои коррективы. Выясни­лось, что при простых заданиях следует поддерживать высокий уровень возбуждения во избежание вялости. Сложные задания требуют невысоко­го уровня возбуждения, а средние по сложности — среднего уровня акти­вации, стресса. На рис.3 изображены три кривые: U-образная инвертиро­ванная кривая и ее модификации для простых и сложных задач9.

В состоянии повышенного возбуждения люди скорее займутся более легкими видами деятельности (наведение порядка в бумагах), а в состоя­нии низкого возбуждения – более сложными (заполнение декларации о доходах, составление производственного или бухгалтерского отчета).

Если в ситуации повышенной ответственности в трудовой и учебной деятельности перевозбуждение, перемотивация ухудшают результат рабо­ты, значит, нагнетание напряжения и тревоги в таких ситуациях будет управленческой ошибкой. Подобные ошибки иногда допускают начальни­ки, учителя, родители.

Закон Йеркса-Додсона проявляется и в потребительском поведении. Чем важнее покупка, привлекательней продукт (повышен уровень возбуж­дения), тем больше вероятность в ситуации информационной перегрузки (сложность выбора) допустить ошибки. Информационная перегрузка мо­жет быть спровоцирована разнообразием товаров и услуг, необходимо­стью учета многих факторов выбора (цена, надежность, престиж, новизна и пр.), противоречивыми источниками информации о продукте, дефици­том времени выбора.

Содержание эмоций

Влияет на экономическое поведение в целом и личный эмоциональ­ный профиль, а именно содержание, характер преобладающих эмоций и чувств, тех высших эмоций, которые конкретному человеку особенно же­ланны.

Начнем с тех, которые в большей степени окрашивают экономическое поведение.

Акизитивные эмоции (от франц. acquisition – приобретение) – это эмоции, окрашивающие процесс приобретения, коллекционирования, за­готовок и т.д. Они тесно связанны со сферами потребления и накопления. Насыщение потребностей накопления дает человеку ощущение матери­альной свободы и безопасности от черного дня. Когда же оно переходит границы, человек превращается в скупого рыцаря. Характерным проявле­нием сверхвыраженности акизитивных эмоций является избыточное стремление делать запасы, которые потом портятся, выбрасываются, ока­завшись невостребованными.

Следующие четыре чувства окрашивают сферу деятельности.

Праксические эмоции и чувства возникают, когда есть желание добиться успеха в работе, когда захвачен делом, испытыва­ешь усталость вместе с чувством удовлетворения и любуешься результа­том. У трудоголиков имеет место слабое насыщение потребности в труде.

Гностические (от греч. gnosis – знание) эмоции связаны с желанием проникнуть в суть явления, радость открытия истины, стремление преодо­леть противоречия, разложить все по полочкам.

Глорические (от лат. gloria – слава) эмоции связаны с желанием са­моутверждения, признания и почета. Они подталкивают человека к само­совершенствованию, саморазвитию. С ними неразрывно связаны чувство уязвленного самолюбия, желание взять реванш. Крайняя выраженность глорических эмоций проявляется в виде неуемной жажды славы, наград, почестей, что связано с нарушением моральных запретов.

Пугнические (от лат. pugna – борьба) эмоции базируются на потреб­ности в борьбе, желании преодолеть опасность, испытать азарт, риск. Их сопровождает чувство эмоционального и волевого напряжения, предель­ной мобилизации своих физических и умственных способностей. Если они захлестывают человека, он теряет голову.

Альтруистические (связанны с обменом и распределением) – это бескорыстное желание приносить другим радость и счастье, чувство бес­покойства и заботы от ком-то, сопереживание, нежность, преданность. Крайняя степень опасна выгоранием до бездушия. Встречается и альтру­изм со знаком минус, когда человек ждет беды других, чтобы продемон­стрировать свои таланты.

В классификацию включены также эстетические, гедонистические, коммуникативные и романтические переживания. Эстетические эмоции обслуживают потребность в прекрасном, наслаждении красотой, гармони­ей. Они обеспечивают радость жизни, полноценность бытия, но осознают­ся как ценность далеко не всеми.

Гедонистические эмоции выражают потребность в телесном и ду­шевном комфорте. Их приносит наслаждение от вкусной пищи, солнца, тепла, приятной обстановки и прочие. Желание испытывать гедонистиче­ские эмоции зависит от желаний работать и приобретать. Умеющим хо­рошо отдыхать организм отплатит здоровьем и лучшей работой. Но если гедонизм становится смыслом жизни, быстро наступает скука, пресыще­ние и непреходящая усталость.

Коммуникативные эмоции и чувства — желание общаться, делиться своими мыслями и переживаниями, находить им отклик. Эти эмоции час­то занимают первое место у женщин, а у мужчин — третье.

Романтические эмоции — это ожидание необыкновенного, чуда, ма­нящее чувство дали, стремление к неизведанному и таинственному. Это притяжение зловещего, магического. Они стимулируют создание нового, открытие неизвестного, но при слишком большой затянутости в мир ска­зок есть опасность уйти от реального мира совсем.

Полученный с помощью данной анкеты эмоциональный профиль личности и группы может быть использован при решении маркетинговых задач. Так, рекламе следует опираться на эмоции, предпочтительные для группы, которой она адресована. Знание о доминирующих высших эмоци­ях коллектива или группы целесообразно применять также в целях эффек­тивного управления ими.


2.2.2. Эмоциональный потребительский выбор

Эмоция или рациональный расчет играет ведущую роль при покупке? Это зависит от характера товаров и услуг и от личности покупателя.

Чем экспрессивней товар (вызывает сильные яркие эмоции, "заража­ет", притягивает), тем в большей степени подавляются когнитивные ком­поненты оценивания и выбора товара, т.е. выбор становится менее обду­манным. Экспрессивность продукта скорее связана с престижем, вырази­тельностью, "модностью", чувственной привлекательностью, чем с его функциональным и утилитарным назначениями. Например, экспрессив­ность одежды служит ее психосоциальным целям, тогда как ее защитные свойства – функциональным.

Эмоциональному выбору свойственны внутренняя целостность и не­расчлененность, самосфокусированность и необъяснимость. Экспрессив­ный товар порождает эмоциональные суждения, которые тесно связаны с образом "Я" и плохо оречевляются. "Это мое", "мне это нравится", "это не для меня", "именно это мне подходит" – примеры личных эмоциональ­ных суждений в отличие от когнитивных "эта вещь дешевая и добротная", "в машине много места", "натуральные ткани здоровее".

Часто эмоциональный выбор становится ведущим при отборе из не­скольких альтернатив (направляет и удерживает внимание). Выделяет что-то из окружающего и создает первое впечатление эмоциональный выбор, а при окончательном выборе осуществляется информационный поиск и рациональный расчет. Чем выше заинтересованность в результате, важнее правильный выбор, тем скорее обдумывание будет доминировать над эмоциями.


Контрольные вопросы:

1. Объясните на конкретном примере деятельности, как связаны па­раметры: сложность задания (деятельности) и уровень возбуждения (вы­раженность эмоций, степень значимости и желанности результата).

2. Обозначьте кривые на рис.4.



Уровень активации

Рис. 4. Проявление закона Йеркса-Додсона в сложной и простой деятельности (без обозначения кривых).

3. Вспомните виды эмоций по Б.И. Додонову. Обращением к какому виду эмоций в настоящее время злоупотребляет реклама?


2.3. Мотивационно-волевые компоненты


Экономические мотивы

Экономические мотивы представляют собой особую категорию мо­тивов. Мотивы, относящиеся к накоплению богатства, конкуренции, эго­изму и альтруизму, погоне за прибылями, склонности к риску и сделкам, имеют экономическую направленность.

Исследование экономических мотивов помогает в объяснении эконо­мического поведения как сравнительно автономного, целостного участка поведения.


2.3.1. Мотивы накопления

Автор "основного психологического закона" Дж. Кейнс, сопоставляя побудительные силы мотивов потребления и мотивов сбережения, отме­чает, что обычно побуждение к удовлетворению неотложных нужд чело­века и его семьи по силе воздействия на поведение превосходит побужде­ние к накоплению.10 Им выделяются следующие мотивы сбережения или в его терминологии "воздержания от расходов":

осторожность (создание резерва на случай непредвиденных об­стоятельств в условиях конкуренции);

предусмотрительность (учет того, что в будущем соотношение между доходами и расходами изменится в худшую сторону из-за потребности обеспечить старость, дать членам семьи образование, содержать иждивенцев);

расчетливость (стремление обеспечить себе доход в форме про­цента или предполагаемого увеличения ценности имущества в будущем, так как люди часто отдают предпочтение большему потреблению в буду­щем по сравнению с меньшим потреблением в настоящем);

стремление к лучшему (мотив, основанный на широко распро­страненном подсознательном желании видеть в будущем постепенное повышение своего жизненного уровня, возможности увеличения своих будущих расходов, даже в том случае, когда сама возможность пользо­ваться благами может убывать);

стремление к независимости (финансовая независимость пре­доставляет человеку больше личностной свободы);

предприимчивость, как обеспечение свободы для спекулятивных и коммерческих операций, как желание обеспечить ресурсы для осущест­вления дальнейших капиталовложений, не прибегая при этом к долгам или к помощи рынка капиталов;

желание оставить наследникам состояние;

чувство скупости как таковое, когда человеком движет ни на чем не основанное стойкое предубеждение против самого акта расходования.


2.3.2. Мотивы инвестирования

Это чрезвычайно сложные и противоречивые, по мнению Кейнса, мотивы. Они претерпели существенные изменения после отделения управленческих функций от собственности на капитал. Если до этого в основе иерархии мотивов лежало отношение к бизнесу как к жизненному призванию, творческой самореализации, то после отделения управления от собственности коммерческие сделки через фондовые и валютные бир­жи создают почву для очень динамичной, противоречивой и неоднознач­ной мотивации (получение дохода, азарт, риск).

Ведущим мотивом становится игровой мотив "опередить пулю", "пе­рехитрить толпу и сплавить поддельную или истертую монету ближне­му". В ходе своей рефлексивной игры каждый стремиться раньше угадать не действительную цену будущих доходов (это невозможно на бирже), не мнение других об этом, а "среднее мнение относительно того, каково бу­дет среднее мнение".

Когда же речь идет о частном инвестировании населения, на первый план выступает фактор доверия. "В экономической жизни, - писал В.М. Бехтерев (ссылаясь на Н.Н. Головина), - закон спроса и предложе­ния не является единственным ее руководителем. Наряду с ним во всех случаях имеет силу и фактор доверия, значение которого с особенной силой выдвигается в период экономических потрясений. В этих случаях до­верие играет даже большую роль, нежели экономические факторы".11

Проблема перспектив частного инвестирования в нашей стране исклю­чительно актуальна, поскольку сбережения населения являются одним из важных факторов экономического роста. Однако частные инвестиции сдерживаются недоверием к финансовым институтам, и население в основ­ном использует неинвестиционные модели сберегательного поведения.

Современная макроэкономическая теория констатирует тот факт, что в рамках рыночной экономики решение о сбережениях и инвестициях принимаются, по существу, различными группами людей. Приведение к соответствию различий между субъектами сбережений и инвесторами — серьезная проблема макроэкономической оптимизации экономики. Одним из основных инструментов совмещения целей сберегателей и инвесторов является ставка процента по вкладам и кредитам, но это не единственно значимый фактор. Социально-экономические исследования показали, что некоторые семьи сберегают, чтобы сделать крупные покупки, превы­шающие по стоимости размер мобильного дохода. Сбережения также осуществляются в целях будущих потребностей домохозяйства и как за­пас на непредвиденный случай. Ни один из рассмотренных выше мотивов не является особенно чувствительным к процентной ставке по вкладам.

С учетом этих обстоятельств Е.М. Абраамовой и Л.Н. Овчаровой была предложена следующая типология сберегательных мотиваций населения.12

1. Ориентирование сбережений только на текущее потребление.

2. Создание сбережений с целью резерва на непредвиденный случай.

3. Формирование сбережений с целью приобретения дорогих предме­тов (покупка товаров длительного пользования: строительство, ремонт или покупка жилья, дачи, гаража; покупка транспортных средств и их ре­монт).

4. Мотивы сбережений, ориентированных на будущие потребности семьи и расходы, связанные со здоровьем и проведением досуга (образо­вание, отдых, спорт, оздоровление, лечение, помощь детям).

5. Комбинация из сберегательных ориентации третьей и четвертой групп, стремление иметь запас денежных средств, чтобы израсходовать их по мере необходимости.

6. Мотивы накапливать и использовать сбережения с инвестицион­ными целями (для предпринимательской деятельности, приобретения ак­ций и ценных бумаг, как источник дополнительного дохода).

Сбережения, обслуживающие последнюю группу мотивов, характе­ризуются более высокой эластичностью относительно инструментов инвестиционного регулирования; обслуживающие третью, четвертую и пя­тую группы достаточно чувствительны к изменениям в инвестиционной сфере, а сбережения двух первых групп практически не реагируют на ин­вестиционную политику. В последние годы склонность к сбережению становится все более выраженной, а в регионах-донорах значительному числу семей (свыше 30%) присущи инвестиционные предпочтения в ис­пользовании сбережений.

Однако склонность к сбережению не ведет к автоматическому росту организованных сбережений, которые являются инвестиционным ресур­сом. Пока доверие населения к власти и финансовым институтам не будет восстановлено, население предпочтет держать значительную часть сбере­жений в наличной форме и воздерживаться от их размещения, либо их предпочтения, связанные с размещением, будут отличными от ожиданий государства. Как показало проведенное нами исследование установок и мотивов инвестирования в страховые фонды, инвесторы предпочитают иностранные страховые компании отечественным (так же, как частные – государственным фондам) на фоне постоянной озабоченности государст­ва по поводу отсутствия инвестиционной активности населения.


2.3.3. Мотивы труда и потребления

По мнению А. Маршалла, самым устойчивым мотивом трудовой дея­тельности человека является желание получить материальное вознаграж­дение за работу13. Полученная плата может расходоваться на самые раз­нообразные цели в зависимости от того, каков сам человек (потребле­ние – исключительно психологизированный аспект экономического по­ведения). Цели расходов могут быть возвышенными и эгоистичными, но побудительным мотивом, считает А.Маршалл, всегда будут деньги. Это соз­дает предпосылки для того, чтобы стремления, склонности, мотивы или по­будительные силы человека, недоступные непосредственному измерению, измерить косвенно, через внешние их проявления, выступающие в денежной форме. Сумма денег, ради которой человек готов выполнять утомительную работу, как-то характеризует меру готовности преодолеть тяготы труда. Сумма денег, которую человек готов отдать за вещь или услугу, соотносима с силой побудительных сил, толкающих на их утрату.

Не отвергая полимотивированность трудовой деятельности, упоми­ная также чувство наслаждения самим процессом хорошего выполнения работы, готовность принести себя в жертву ради семьи, соседей и своей страны, тщеславие и беспечность, тягу к добродетельному образу жизни ради собственных достоинств последнего, А. Маршалл настаивает на важнейшей роли мотива материального вознаграждения за труд.

Одна из современных классификаций мотивов труда14 включает три вида побуждений заниматься трудом:

- побуждения общественного порядка (осознание необходимости приносить пользу обществу, оказывать помощь другим, нежелание про­слыть тунеядцем);

- получение материальных благ для удовлетворения материальных и духовных потребностей;

- удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации.

Описывая мотивацию потребителя, А.Маршалл выделял три основ­ных потребности: стремление к разнообразию, стремление привлечь к себе внимание и жажда признания как такового. Более подробной, при­знанной психологами и широко применяемой на практике является клас­сификация потребностей Абрахама Маслоу15.


2.3.4. Неэффективность "экономического эгоизма"

Мотивы экономического эгоизма и альтруизма представляют особый интерес для теории и практики управления социально-экономической стороной жизни. А. Смит ориентировал хозяйствующих субъектов на "эгоизм другого". Всегда ли выгоднее быть эгоистом?

Для иллюстрации неэффективности экономического эгоизма, прежде всего, обращаются к классической схеме, взятой из теории игр. Она назы­вается "дилемма узника". Рассмотрим схему для двух участников. Два заключенных подозреваются в участии в некотором преступлении, в со­вершении которого они не признаются. Судебный исполнитель разгова­ривает с ними по отдельности. Если они оба сознаются, то получат по 3 года тюрьмы. Если никто из них не признается, они попадут в тюрьму на 1 год. Но если один из них признается, а другой утаит свою вину, то пер­вый выйдет на свободу, а второй окажется в тюрьме сроком на десять лет. Взаимодействие между узниками запрещается. Каждый узник поймет, что признание ведет к менее суровому наказанию независимо от поведения другого участника. Если они оба будут так думать, то в итоге и тот, и дру­гой признаются, что и ожидают служители закона.


Таблица 1.

Матрица исходов дилеммы узника








Узник I










не призн.

призн.

Узник II

не призн.

-1,-1

-10,0




призн.

0, -10

-3, -3


Очевидно, что вариант кооперации приносит не максимальный выиг­рыш, но если каждый из преступников действует как "экономический че­ловек", страдают оба.

На основе дилеммы узника разработаны матрицы принятия экономи­ческих решений относительно поведения другой действующей сторо­ны – конкурентов, партнеров и т.д. Например, выход на рынок с новым продуктом предполагает учет возможных действий конкурентов. Прибыль будет больше, если конкурирующая сторона не выйдет на рынок одно­временно с Вашей фирмой с аналогичным продуктом, так как перепол­ненный рынок приведет к потерям.

Применительно к проблемам оплаты в общественном транспорте, поддержания чистоты, экономии ресурсов и экологии дилемму узника чаще называют дилеммой дорожного зайца. Право выбора вносить свой вклад или нет в структуры общественного пользования, разделять или нет издержки, например, за общественный транспорт, остается за пользовате­лем. Он выиграет, если кто-то другой оплатит за него, но проиграет не только, если он заплатит за кого-то, но и прежде всего тогда, когда никто не станет платить. В данном случае противостоят индивидуальный ра­ционализм и общественное здравомыслие.

Дилемма узника или транспортного зайца может быть рассмотрена для ситуации нескольких участников. Остановимся на следующем примере.

Жильцы многоквартирного дома хотят укрепить главную дверь с це­лью безопасности. На собрании обсуждаются детали. Предположим, подъезд включает 20 квартир, а система безопасности стоит 120 долл. Ес­ли все жильцы скооперируются, то на каждую квартиру придется по 6 долл. Выгода для каждого жильца составит 120 долл., это, по крайней мере, 114 долл. чистого дохода (см. табл. 2). Если никто из жильцов не скоопе­рируется, то они упустят возможность получения выгоды от совместной деятельности.


Таблица 2

Исходы пожертвований на фиксированные общественные нужды


Количество вкладчиков

Размер взноса на челове­ка (в долл.)

Чистая прибыль на чело­века (в долл.)

20

6,00

114,00

19

6,32

113,68

15

8,00

112,00

'10

12,00

108,00

5

24,00

96,00

1

120,00

0,00

0

0,00

0,00


Задание

Проанализируйте табл. 2. Представьте графически зависимость выго­ды от количества участников в коллективном мероприятии и сравните с выгодой уклонившихся.

Общая выгода на человека увеличивается с увеличением числа вкладчиков. Это касается вкладчиков так же, как и дорожных зайцев. Раз­личия между результатами уклонившихся и сотрудничающих уменьшает­ся с увеличением числа сотрудничающих. И хотя уклонение — более эко­номически рациональное решение, вероятность уклонения будет тем меньше, чем больше людей поймут необходимость сотрудничать.


2.3.5. Альтруизм и кооперативное поведение

С точки зрения экономической психологии, альтруизм выражается в поведении-помощи, в подарках, благотворительных пожертвованиях, по­ведении в условиях социальных дилемм и переговоров. От альтруистиче­ских мотивов зависят предпочтения в области распределения денег (или прибыли).

Существуют различные попытки объяснения альтруистического по­ведения. Можно рассматривать альтруизм как вариант эгоизма. Для чело­века актуально одновременно большое количество целей («выгод»), и ир­рациональность в отношении одной оборачивается рациональностью в отношении другой. Альтруистическое поведение (отсутствие видимой выгоды какого-либо типа) означает только нацеленность на другие ценно­сти, в достижении которых поведение рационально, т.е. учитывает баланс «затраты – результат».

В экономической деятельности широко проявляется и чисто альтруи­стическое поведение. Оно, во-первых, функционально зависит от величины дохода субъекта. От того, у кого есть материальная возможность быть бо­лее щедрым, следует скорее ожидать пожертвований, благотворительности.

Во-вторых, индивидуально-психологические особенности этической мотивации являются важным фактором поведения. Попытка измерения степени альтруизма на основе того, как человек разделит зарплату между собой и другими или как оценит себя и других по вкладу в деятельность, дала возможность выделить следующие типы16:

кооперативный тип представили испытуемые, отдавшие пред­почтение равной зарплате для себя и других;

состязательный тип характеризовался предпочтением разных зарплат в свою пользу;

индивидуалистический тип дистанцировался от пожеланий по поводу зарплат остальных.

Оказалось, что студенты гуманитарной сферы демонстрируют более альтруистическое поведение, а изучающих бизнес больше волнует собст­венная выгода.

Поскольку выгода для других людей часто связана с выгодой отдель­но взятого человека, человек придает какое-то значение тому, какими окажутся результаты дела для других. Чтобы передать эту идею в простой форме, результат дела для себя обозначили как Р и результат дела для другого как О. Альтруистическая мотивация по отношению к другому передается значением а, придаваемым О и изменяется от -1 до +1. Стрем­ление отдельно взятого человека к общему результату обозначается как Р+аО. Если допустить, что Р тоже варьирует, и эти изменения передаются значением в, которое тоже изменяется от -1 до +1, то станет понятна при­веденная на рис 5. классификация форм соотношения результата для себя и результата для другого.


РЕЗУЛЬТАТ ДЛЯ ДРУГОГО




Рис 5. Классификация предпочтений относительно результата для себя и результата для другого.


Зрелость экономического сознания предполагает доминирование со­трудничества среди многочисленных форм проявления соотношения "вы­года для себя – выгода для других". Сотрудничество (выгодно обоим партнерам) эффективнее, созидательнее, чем состязательность (выгодно себе в ущерб другому), индивидуализм (выгодно только себе), альтруизм (выгодно только другому) и тем более мученичество (выгодно другому в ущерб себе), мазохизм (только ущерб себе), садизм (ущерб другому) и садомазохизм (ущерб себе и другому). Во многих экономических ситуа­циях требуется скорее совместное, кооперативное поведение, нежели дей­ствия, направленные на немедленную личную выгоду. Даже в условиях активной конкуренции договор, чаще выгоднее, чем борьба. В области экономики максимизация КПД достигается путем включения результатов дела для других в собственные интересы, а экономический эгоизм в ко­нечном итоге оказывается неэффективным.


2.3.6. Волевые компоненты экономического поведения

К волевым компонентам экономического сознания и поведения отно­сятся экономические нормы, экономический интерес, экономический по­ступок, деятельность.

Экономические нормы не выделялись до недавнего времени в само­стоятельный вид социальных норм (стандартов поведения, регламенти­рующих отношения людей, "правил игры"). Однако в этом возникла необ­ходимость, потому что они могут и стимулировать, и тормозить активное экономическое поведение, предприимчивость.

Одна из особенностей экономических норм заключается в том, что они, как правило, закрепляются юридически, приобретая статус правовых, и наделяются соответствующими средствами контроля (санкциями) за их соблюдением17.

Экономический интерес развивается на основе мотива, но под регуляторным воздействием норм. Если рассматривать собственность как оп­ределенную форму власти экономических благ над человеком, то эконо­мический интерес — это форма действия власти собственности на волю субъекта хозяйствования и источник хозяйственной активности18. Еще Адам Смит подчеркивал разницу трудовой активности на своем и на ничьем поле.

Поскольку изменения в экономике на макроуровне происходят по­средством политической воли, ее изучение представляет важнейшую про­блему на стыке с политической психологией.


Задание

1. Какие мотивы относятся к экономическим?

2. Какие мотивы накопления (сбережения) Вы знаете?

3. Назовите причины альтруистических мотиваций в экономическом поведении.


Контрольное задание

1. Всегда ли человек поступает рационально? Различается ли рацио­нальность с экономической и психологической точки зрения?

2. В чем сущность закона Йеркса-Додсона и как он может быть при­меним в Вашей деятельности?

3. Приведите примеры ситуаций, в которых экономический эгоизм неэффективен.


Контрольные вопросы:


  1. Дайте определение экономического поведения.

  2. Каковы экономические и психологические детерминанты экономического поведения?

  3. В чем состоит отличие экономического и психологического подходов к изучению экономического поведения?

  4. Каковы составляющие научного знания об экономическом поведении?

  5. В чем смысл аксиомы «транзитивности»?

  6. В чем смысл аксиомы «замещения»?

  7. Проиллюстрируйте примерами несостоятельность аксиомы «жадности»?

  8. Перечислите и дайте характеристику основных видов систематических ошибок, допускаемых при оценке вероятностей.

  9. Объясните на конкретном примере, как связаны параметры: сложность задания и уровень возбуждения?





<< предыдущая страница   следующая страница >>