uzluga.ru
добавить свой файл
1
ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН

ПО БИОЛОГИИ

Экзамен проводится в письменной форме, результат оценивается по стобалльной шкале. Продолжительность экзамена – 3 часа.


ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО БИОЛОГИИ


Раздел «Общая биология»


Биология как наука: задачи и методы исследования, связь с други­ми науками, ее достижения. Основные уровни организации живой при­роды: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный. Основные свойства живого.

Клетка как биологическая система

Цитология - наука о клетке. Основные положения клеточной тео­рии. Клеточное строение организмов - основа единства органического мира. Методы изучения строения и функций клетки.

Химическая организация клетки. Содержание химических эле­ментов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества. Взаимосвязь строения и функций белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.

Клетка - структурная и функциональная единица живого. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности. Строение и функции ядра, оболочки, цитоплазмы и ее основных органоидов. Особенности строения клеток прокариот, эукариот.

Клетка - единица жизнедеятельности организмов. Метаболизм. Ферменты, их химическая природа и роль в регуляции процессов жиз­недеятельности. Энергетический и пластический обмен.

Фотосинтез. Значение, уравнение. Роль хлоропластов и хлоро­филла в фотосинтезе. Химизм фотосинтеза. Световые и темновые реакции. Космическая роль растений. Хемосинтез.

Реализация наследственной информации. Самоудвоение ДНК. Транскрипция. Генетический код, его свойства. Биосинтез белков. Ре­акции матричного синтеза.

Энергетический обмен в клетке, его сущность, этапы. АТФ: строе­ние и значение в энергетическом обмене. Обмен веществ и превра­щение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Взаимосвязь про­цессов пластического и энергетического обмена.

Клетка - единица роста и развития организмов. Соматические и половые клетки, набор хромосом в них. Видовое постоянство числа, формы и размера хромосом. Деление клетки - основа размножения и индивидуального развития организмов. Клеточный цикл. Подготовка клетки к делению. Удвоение молекулы ДНК. Митоз. Фазы деления клетки. Мейоз. Их значение и биологическая сущность. Сходство и от­личия митоза и мейоза.

Организм как биологическая система

Одноклеточные и многоклеточные организмы; организмы разных царств живой природы. Вирусы - неклеточные формы, их открытие Т. И. Ивановским. Особенности строения и жизнедеятельности. Виру­сы - возбудители заболеваний.

Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь - основа целост­ности организма. Автотрофы, хемотрофы, гетеротрофы (сапрофиты, паразиты, симбионты).

Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения организмов. Гаметогенез. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Оп­лодотворение, его формы и значение. Мейоз и оплодотворение - ос­нова видового постоянства числа хромосом.

Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Этапы раз­вития зародыша (на примере животных). Биогенетический закон раз­вития зародышей как доказательство эволюции. Постэмбриональное развитие. Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организ­ма человека.

Основы генетики. Генетика - наука о наследственности и измен­чивости организмов. Основные методы генетики. Моногибридное скрещивание. Правила чистоты гамет и единообразия гибридов перво­го поколения. Аллельные гены. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Фенотип и генотип. Анали­зирующее скрещивание. Промежуточный характер наследования. Ци­тологические основы моногибридного скрещивания.

Дигибридное скрещивание. Цитологические основы и закономер­ности дигибридного скрещивания.

Сцепленное наследование генов. Группы сцепления. Закон Т. Мор­гана. Кроссинговер. Наследование, сцепленное с полом.

Генотип как целостная исторически сложившаяся система. Хромо­сомная теория наследственности. Генетика человека, значение гене­тики для медицины.

Изменчивость и ее формы. Модификационная изменчивость. Нор­ма реакции, ее генетические основы. Наследственная изменчивость.

Мутации, их причины. Геномные, хромосомные, генные мутации. Комбинативная изменчивость. Соотносительная изменчивость. Наследст­венная изменчивость как материал для искусственного и естественно­го отбора. Значение разных форм изменчивости для жизни организма и эволюции.

Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на ге­нетический аппарат клетки. Меры защиты среды от загрязнения мута­генами, предупреждение формирования у учащихся вредных привы­чек. Профилактика наследственных заболеваний у человека.

Основы селекции. Понятие о селекции, ее задачи. Понятие сорта, породы, штамма. Методы выведения новых сортов растений и пород животных, их генетические основы. Чистые линии. Гетерозис. Поли­плоидия и отделенная гибридизация. Экспериментальный мутагенез. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Селекция животных. Типы скрещиваний и методы разведения. От­даленная гибридизация домашних животных.

Биотехнология, ее основные направления: микробиологический син­тез, генная и клеточная инженерия. Клонирование. Значение биотехноло­гии для развития селекции, народного хозяйства, охраны природы.


Надорганизменные системы

Микроэволюция. Популяция как единица микроэволюции. Вид, его критерии и структура. Пути видообразования.

Учение Ч. Дарвина, его основные положения: факторы эволюции, наследственность, изменчивость и ее формы, борьба за существова­ние, ее формы. Принцип относительной целесообразности. Естест­венный отбор - движущая сила эволюции. Современные представле­ния о формах естественного отбора: движущий, стабилизирующий и дизруптивный. Приспособленность организмов как результат отбора, ее относительный характер.

Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные положения теории Опарина. Этапы развития органического мира. Геохронологи­ческая шкала. Эры и периоды в истории Земли. Архей как первый этап возникновения жизни. Протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Ос­новные события.

Синтетическая теория эволюции. Главные направления эволю­ции. Биологический прогресс и регресс. Основные ароморфозы и идиоадаптации в эволюции растительного и животного мира. Причины процветания одних видов и вымирания других в современную эпоху.

Происхождение человека. Ч. Дарвин о происхождении человека. Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа. Движу­щие силы антропогенеза: биологические и социальные факторы. Че­ловеческие расы, их происхождение и единство. Расизм и социал-дарвинизм.

Основы экологии. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Важнейшие абиотические факторы: свет, температура, влажность. Среды жизни и их специфические факторы. Время как фактор. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Закономерности воздействия факторов на организм. Законы оптимума, взаимодействия факторов, ограничивающего фак­тора.

Популяция. Ее основные характеристики. Экологическая ниша. Ре­гуляция численности популяции. Меры, обеспечивающие сохранение популяций.

Биотические взаимодействия. Антагонистические и мутуалистические отношения. Нейтрализм. Понятие о сообществе. Цепи и сети пи­тания. Экологические пирамиды.

Понятие о биогеоценозе. Основные звенья экосистемы. Круговорот веществ, поток энергии в экосистеме. Продуктивность экосистем. Раз­витие экосистем. Значение биологического разнообразия для устойчи­вости экосистем. Меры сохранения биологического разнообразия.

Искусственные экосистемы. Их разнообразие и основные отличия от естественных экосистем на примере агроэкосистем.

Основы учения о биосфере. Биосфера - глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере, живом веществе, его функциях, ноосфере. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере, роль жи­вого вещества. Космическая роль растений на земле. Глобальные из­менения в биосфере (парниковый эффект, кислотные дожди, расши­рение озоновых дыр и др.), вызванные деятельностью человека. Идея биоцентризма. Проблема сохранения биосферы.

Раздел «Человек и его здоровье»


Общий обзор организма человека

Организм - единое целое. Уровни организации: клеточный, ткане­вый, органный, системный, организменный.

Ткань. Виды тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Характеристика и классификация тканей человеческого орга­низма. Органы и системы органов. Их функции. Регуляторные системы организма. Нейро-гуморальная регуляция функций. Рефлекс. Рефлек­торная дуга и рефлекторное кольцо. Функциональная система.

Опорно-двигательный аппарат

Характеристика костной ткани. Кость как орган, ее строение, рост и развитие. Виды костей. Типы соединения костей. Скелет, его состав и функции. Отделы скелета.

Характеристика и классификация мышечной ткани. Мышца как ор­ган, ее строение. Виды мышц. Работа мышц. Основные группы мышц тела человека, их функции.

Осанка. Формирование осанки. Нарушения осанки, их профилакти­ка. Значение двигательной активности для формирования опорно-двигательного аппарата и общего развития организма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.


Кровь и кровообращение

Внутренняя среда организма. Гомеостаз. Функции крови. Состав крови (плазма, эритроциты, лейкоциты, кровяные пластинки), их ха­рактеристика. Защитные свойства крови (свертывание, иммунитет). Группы крови. Резус фактор. Переливание крови.

Система кровообращения, ее значение. Сердце, его строение и работа. Сердечный цикл. Автоматия сердца. Регуляция работы серд­ца. Сравнительная характеристика кровеносных сосудов (артерии, ка­пилляры, вены). Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс. Профилактика заболе­ваний сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотече­ниях.


Дыхательная система

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхательной сис­темы. Голосовой аппарат. Легкие, их макро- и микроскопическое

строение. Внешнее и внутреннее дыхание. Механизм дыхательных движений. Жизненная емкость легких Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена органов дыхания и профилактика про­студных заболеваний.


Пищеварительная система

Значение пищеварения. Отделы пищеварительного тракта, их строение и функции. Пищеварительные железы и их роль. Пищеваре­ние в ротовой полости, в желудке, кишечнике. Всасывание. Регуляция пищеварения. Барьерная функция печени.

Питание. Пищевые продукты и основные питательные вещества. Калорийность и питательность продуктов. Нормы питания. Принципы рационального питания. Витамины. Их роль в обмене веществ. Основ­ные гиповитаминозы.

Обмен веществ и энергии

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический, энергетический обмен и их взаимосвязь. Обмен белков, жиров, угле­водов, воды и минеральных солей. Регуляция обмена веществ.

Выделительная система

Значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ. Мочевыделительная система, ее значение. Строение орга­нов мочевыделительной системы, механизм мочеобразования и его регуляция. Мочевыведение. Гигиена мочеполовой системы.

Кожа

Значение, строение, функции кожи и ее производных. Гигиена ко­жи, гигиенические требования к одежде и обуви. Закаливание орга­низма, его виды и принципы. Первая помощь при обморожениях и ожогах.

Железы внутренней секреции

Понятие о секреции. Различие внешней и внутренней секреции. Значение гуморальной регуляции в организме. Гормоны, их свойства и функциональное значение. Щитовидная железа, надпочечники, гипо­физ, поджелудочная железа, половые железы: строение, гормоны, со­стояние организма при гипо- и гиперфункции. Профилактика болезней обмена веществ.

Половая система

Женская половая система. Значение, строение органов. Яичники, маточные трубы, матка. Наружные половые органы. Яйцеклетка. Мен­струальный цикл. Женские половые гормоны и их значение.

Мужская половая система, ее значение. Семенники. Спермато­зоиды. Семявыносящие пути. Наружные половые органы. Мужские половые гормоны, их значение.

Этапы онтогенеза человека. Эмбриональный период. Плацента, ее значение. Гормональный контроль во время развития плода. Ги­гиена беременности, профилактика врожденных заболеваний.

Нервная система

Значение нервной системы как ведущей регуляторной системы ор­ганизма.

Нервная ткань, ее свойства, элементы. Белое и серое вещество. Нейрон - высокоспециализированная клетка нервной ткани, его строе­ние, свойства, классификация. Нейроглия, ее виды и значение. Безмякотные и мякотные нервные волокна, их свойства.

Структурная и функциональная классификация нервной системы. Спинной мозг, его строение и функции. Строение и функции отделов головного мозга. Кора больших полушарий, ее макро- и микроскопиче­ское строение, функции отделов.

Вегетативная нервная система. Строение и функции симпатическо­го и парасимпатического отделов.


Органы чувств

Понятие об анализаторе. Виды анализаторов. Значение отделов анализатора.

Зрительный анализатор, его строение и функции. Гигиена зрения. Виды нарушений зрения и их профилактика.

Строение и функции слухового анализатора. Гигиена слуха.

Кожный анализатор, анализаторы вкуса и обоняния, вестибуляр­ный, мышечного чувства.


Высшая нервная деятельность

Понятие высшей нервной деятельности. Роль И. М. Сеченова и И. П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные рефлексы, их характеристика. Инстинкты. Условные рефлексы: значение, условия и механизм их формирования. Образо­вание динамического стереотипа. Торможение условных рефлексов, его значение. Сон, его значение и механизм. Эмоции, внимание, па­мять. Их значение.

Сигнальные системы действительности. Речь и мышление. Этапы развития речи.

Типы высшей нервной деятельности, лежащие в основе формиро­вания темперамента. Гигиена умственного труда.


Демонстрационный вариант экзаменационной работы по биологии


Уважаемые абитуриенты! Вам предлагается ответить на задания экзаменационного билета, включающего 3 части: А, В и С. Задания частей А и В тестового характера, при выполнении заданий части С необходимо дать развернутый ответ. Внимательно ознакомьтесь с вопросами каждой из частей и определите для себя последовательность выполнения работ. Выбранные варианты ответов

запишите в лист ответа.


Часть А. Задание включает 40 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответов. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.


А 1. Сходство растительных и животных клеток проявляется в том, что у них есть:

1) вакуоли с клеточным соком; 2) ядро и митохондрии;

3) оболочка из клетчатки; 4) разнообразные пластиды.

А 2. Органоид, представляющий собой множество связанных друг с другом полостей, в которых накапливаются синтезированные в клетке органические вещества, - это:

1) эндоплазматическая сеть; 2) лизосома; 3) рибосома; 4) аппарат Гольджи.

А 3. Первичная структура белка - это последовательность:

1) аминокислот; 2) нуклеотидов; 3) моносахаридов; 4) азотистых оснований.

А 4. Способность молекул белка образовывать соединения с другими веществами и перемещать их в клетке или организме лежит в основе ... функции

1) транспортной; 2) каталитической; 3) сигнальной; 4) энергетической.

А 5. К пластическому обмену относятся процессы:

1) транскрипции и трансляции; 2) репликации и гликолиза;

3) гликолиза и фотосинтеза; 4) биологического окисления и репликации.

А 6. Ген - это участок молекулы:

1) иРНК; 2) белка; 3) ДНК; 4) тРНК.

А 7. В какую фазу митоза происходит расхождение хромосом:

1) профаза; 2) метафаза; 3) анафаза; 4) телофаза.

А 8. Образование из одной материнской клетки четырех клеток с гаплоидным набором хромосом характерно для процесса:

1) митоза; 2) мейоза; 3) дробления; 4) оплодотворения.

А 9. Скелет позвоночных животных формируется из зародышевого листка:

1) мезодермы; 2) эктодермы; 3) энтодермы; 4) эпидермы.

А 10. «Гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются преимущественно вместе, не обнаруживая независимого распределения» - это формулировка закона:

1) единообразия гибридов; 2) расщепления признаков;

3) сцепленного наследования генов; 4) гомологических рядов.

All. Генетический код вырожден, так как:

  1. каждую аминокислоту кодирует только один триплет и-РНК;

  2. одну аминокислоту может кодировать несколько триплетов и-РНК;

  3. каждому триплету соответствует одна аминокислота;

  4. код един для всех организмов.

А 12. Нормой реакции признака называют:

1) изменение признаков в связи с генными мутациями; 2) реакцию организма на изменение среды

обитания; 3) пределы модификационной изменчивости признака;

4) изменение признаков в связи с изменениями структуры хромосом.

А 13. У каких людей возникли социальные (общественные) отношения:

1) неандертальцы; 2) кроманьонцы; 3) синантропы; 4) питекантропы.

А 14. К эмбриологическим доказательствам эволюции относятся:

1) наличие рудиментарных органов; 2) атавизмы, проявляющиеся у разных групп организмов;

3) сходство зародышей у организмов; 4) явление гомологии органов.

А 15. Борьба за существование - это:

  1. конкуренция организмов между собой;

  2. взаимоотношения хищник-жертва;

  3. битва самцов за самку в брачный период, за пищу и воду;

  4. все взаимоотношения организма с биотическими и абиотическими факторами внешней среды.

А 16. Действие искусственного отбора приводит к формированию признаков, полезных для: 1) человека; 2) растений и животных;

3) человека, растений и животных; 4) животных, но вредных для растений.

А 17. Сходство процессов жизнедеятельности и возможность размножения относятся к критерию:

1) морфологическому; 2) физиологическому; 3) экологическому; 4) биохимическому.

А 18. Примером дегенерации у животных является:

1) вымирание динозавров; 2) редукция конечностей у змеи; 3) преобразование конечностей кита в

плавники; 4) исчезновение пищеварительной системы у ленточных червей.

А 19. Что является для животных и растений сигналом к сезонным изменениям:

1) температура; 2) длина светового дня; 3) количество пищи; 4) взаимоотношения.

А20. Примером смены экосистемы служит:

1) отмирание зимой надземных частей растений на лугу; 2) изменение внешнего облика лесного

сообщества по сезонам года; 3) зарастание водоема; 4) сокращение численности хищников в лесу.
А 21. Отсутствие межклеточного вещества, клетки образуют пласт - это характеристика ткани:

1) эпителиальной; 2) мышечной; 3) соединительной; 4) нервной.

А 22. К костям пояса нижних конечностей относит(ят)ся:

1) большая берцовая кость; 2) малая берцовая кость; 3) тазовые кости; 4) бедренная кость.

А 23. Какая болезнь развивается при недостатке гормона щитовидной железы:

1) микседема; 2) базедова болезнь; 3) гигантизм; 4) бронзовая болезнь.

А 24. Какого типа сочленение у плечевого сустава:

1) шаровое; 2) шарнирное; 3) цилиндрическое; 4) эллиптическое.

А 25. Из поперечнополосатой мышечной ткани состоит мышца(ы):

1) стенок кровеносных сосудов; 2) кишечника; 3) желудка; 4) сердца.

А 26. Эритроциты в организме человека образуются в:

1) лимфатических узлах; 2) селезенке; 3) печени; 4) красном костном мозге.

А 27. Тромбоциты - это:

1) безъядерные кровяные пластинки; 2) ядерные клетки, имеющие неправильную форму,

способные к самостоятельному передвижению; 3) безъядерные кровяные пластинки, содержащие

гемоглобин; 4) двояковогнутые клетки без ядер.

А 28. Артерии - это сосуды, несущие:

1) только венозную кровь; 2) только артериальную кровь;

3) кровь от сердца к органам и тканям; 4) кровь к сердцу от органов и тканей.

А 29. В каком отделе пищеварительного тракта всасывается основная масса воды:

1) желудок; 2) тонкие кишки; 3) толстый кишечник; 4) прямая кишка.

А 30. Структурно-функциональной единицей печени является:

1) доля; 2) долька; 3) сегмент; 4) печеночная клетка.

А 31. При выдохе воздух из гортани попадает в:

1) глотку; 2) бронхи; 3) трахею; 4)легкие.

А 32. Где происходит фильтрация крови:

1) пирамидки; 2) лоханка; 3) почечные капсулы; 4) мочеточник.

А 33. При недостатке витамина Д в организме человека наблюдается:

  1. кровоточивость десен;

  2. поражение центральной нервной системы, атрофия мышц;

  3. ночная слепота;

  4. уменьшение содержания кальция в костях.

А 34. В какой оболочке глаза находятся рецепторы в виде палочек и колбочек:

1) белочная; 2) сосудистая; 3) радужная; 4) сетчатка.

А 35. Барабанная перепонка обеспечивает:

1) звуковосприятие; 2) проведение звука по наружному слуховому проходу;

3) передачу слуховых волн на слуховые косточки; 4) вестибулярную чувствительность.

А 36. Серое вещество мозга располагается снаружи в:

1) промежуточном мозге; 2) больших полушариях головного мозга;

3) продолговатом мозге; 4) среднем мозге.

А 37. К условным рефлексам относят:

1) навыки чтения и письма; 2) выработка желудочного сока на раздражение рецепторов полости

рта; 3) сосательный рефлекс у новорожденного; 4) отдергивание руки от горячего предмета.

А 38. Белое вещество спинного мозга у человека состоит из:

1) аксонов нейронов; 2) аксонов и тел нейронов; 3) аксонов и дендритов нейронов; 4) аксонов,

дендритов и тел нейронов.

А 39. Гипоталамус представляет собой:

1) отдел продолговатого мозга; 2) отдел промежуточного мозга; 3) отдел среднего мозга; 4) железу

внутренней секреции.

А 40. При введении препаратов из готовых антител в кровь у человека вырабатывается иммунитет:

1) естественный приобретенный; 2) естественный врожденный; 3) искусственный активный; 4) искусственный пассивный.


Часть В.


В 1 - В 8. При выполнении задания подберите нужное слово:


В1. Часть организма, имеющая определенную форму и выполняющая определенные функции -
это

В2. Структурно-функциональной единицей нервной системы является

В3. Совокупность врожденных запрограммированных реакций, лежащих в основе автоматизированного
поведения - это

В4. Динамическое постоянство химического состава внутренней среды организма - это

В5. Свойство организма передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям -

это

В6. Элементарная единица эволюции, часть вида, относительно обособленно обитающая на части
ареала - это

В 7. Индивидуальное развитие организма -

В8. Органы, выполняющие одинаковые функции, но имеющие разное происхождение и строение
называются


В 9 - В 10. Установите соответствие между левым и правым столбцами.





В 9. Установите соответствие между железами внутренней секреции и гормонами, в них вырабатываемыми:



Железы внутренней секреции

Гормоны

1. Поджелудочная железа

А. Тироксин.

2. Щитовидная железа.

Б. Адреналин.

3. Надпочечники.

В. Инсулин.

4. Эпифиз.

Г. Мелатонин.




Д. Глюкагон.



В 11 - В 12. Выберите цифры только трех правильных ответов.

В 11. Выберите признаки, характеризующие соматическую нервную систему в сравнении с вегетативной:

  1. иннервирует поперечнополосатую мышечную ткань;

  2. иннервирует гладкую мускулатуру;

  3. управляющие центры расположены в спинном мозге и стволе головного мозга;

  4. высшие центры контроля расположены в коре больших полушарий;

  5. подконтрольна сознанию;

  6. неподконтрольна сознанию.


В 12. Выберите характерные признаки движущей формы естественного отбора:

  1. действует при резких изменениях условий существования;

  2. действует при постепенном и нерезком изменении условий существования организмов;

  3. направлен в пользу особей, имеющих отклонения от средней нормы признака;

  4. результатом является возникновение новой средней нормы признака, более соответствующей изменившимся условиям;

  5. результатом является возникновение двух новых средних норм вместо одной;

  6. направлен против особей со средними значениями признака.

Часть С. Включает два вопроса, на которые требуется дать развернутый ответ.

С 1. Перечислите пищеварительные железы, дайте их функциональную характеристику.

С 2. Мутации, их характеристика, биологическое значение и классификация.