uzluga.ru
добавить свой файл

экология

ЧИСТАЯ ВОДА – НОВОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ



По данным Международной Ассоциации Бутилированной Воды (IBWA) за год мировым сообществом выпивается 11 млрд. бутилированной воды (рис.1). Эти данные говорят о многом: о высоком уровне доходов населения, о заботе о здоровье наций и вообще, если хотите о прогрессе, достигнутом человечеством за счет технического развития. Весьма прискорбно, но Россия не входит в число стран активно потребляющих бутилированную очищенную воду. У нас и производство бутилированной воды, и ее потребление находятся пока в зачаточном состоянии. В то время, как качество потребляемой населением воды не только оставляет желать лучшего, но нередко становится проблемой в связи с вредностью ее потребления. Это наглядно подтверждают исследования, Госкомэкологии РФ, который проводил опрос населения оценки им качества питьевой воды. Большинство признали качество водопроводной воды неудовлетворительным, а потребление сырой воды из под крана вредным для здоровья.

Чтобы сохранить здоровье нации необходимо потреблять, как это делается во всех развитых странах, бутилированную воду. Тем более что по запасам превосходного качества природной воды с Россией не сравниться ни одна страна мира. По данным Министерства Геологии РФ 20% всех запасов воды на земном шаре находятся в подземных кладовых России. Это наше национальное богатство, распорядится которым рачительно и умело –насущная необходимость.

ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ


По данным Национального Фонда Защиты Потребителей, вода обозначена в России как товар начиная с 1990 года, когда в стране начал формироваться рынок, и на сегодня бизнес воды – один из самых прибыльных. Все дело в приоритетах, сложившихся за последнее десятилетие в технологии розлива и укупорки воды на российских предприятиях. И тут наблюдается интересная закономерность. Если во всем мире питьевую воду принято упаковывать в тару, в том числе и из ПЭТ, емкостью пять литров и более, то в России длительное время сохраняется стандарт полутора и двух литровых бутылок. Одна из основополагающих причин такого положения дел в том, что поначалу не обладая собственной технической базой, производители воды вынуждены были оснащать предприятия зарубежной техникой и полностью зависеть от импорта ПЭТ-преформ. Удивительное однообразие ПЭТ–тары под питьевую воду, емкостью, в основном 1,5 – 2 литра объясняется в первую очередь недостатком легко перестраивающегося оборудования для выдува ПЭТ-преформ и перестраивающихся блоков розлива. Приобретя такое оборудование, производители воды вынуждены были «зацикливаться» на ограниченном ассортименте Пэт-тары.

После 1997 года, когда на рынке появились отечественные полуавтоматы для выдува, а конструкторы начали активно работать над усовершенствованием процесса с учетом конкретных запросов производителей товаров, положение начало постепенно выравниваться. Этому во многом способствовало освоение отечественным производителем всего процесса произвоства ПЭТ-тары, включая сюда и производство преформ. Одной из первых организаций, начавших выпуск отечественных преформ, является производственное объединение «ЕВРОПЛАСТ». Оснастив свое производство высокопроизводительной машиной канадской фирмы NUSKY (Канада), производительностью 3,5млн. преформ вмесяц, Солнечногорский завод фирмы «ЕВРОПЛАСТ» сумел обеспечить индустрию воды ПЭТ-преформами 94 гр. для розлива питьевой воды в пятилитровые бутыли. Уже начиная с 1998 года воду в этих емкостях начали выпускать такие известные производители питьевой воды, как «Шишкин лес», «Ост-Аква», «Меркурий», «Вотерхауз», «Клинские напитки», «Святой источник» Сегодня эти компании являются отечественными флагманами на рынке воды и составляют успешную конкуренцию таким корпорациям как «Coca-Col» и «Pepsico». Эти корпорации сконцентрировали свои усилия на традиционных для них 0,33; 1,5 и 2-х литровых емкостях и имеют явно выраженную молодежную ориентацию (нелишне заметить, что этот сектор рынка перенасыщен, он характерен высокой конкурентной борьбой, сопровождающейся огромными рекламными затратами).

На текущий момент сформировался рынок питьевой воды, который имеет совершенно иную мотивацию, чем в 1990 году. Тогда чистую воду пить было модно и престижно. Питьевая вода предлагалась в качестве неотъемлемого атрибута преуспевания. Большинству населения все это казалось не более, чем причудой состоятельной молодежи. Но прошло десять лет. Молодежь повзрослела, обзавелась семьями и потомством. В результате появились совершенно новые слои населения, для которых питьевая вода стала жизненной необходимостью. Двухлитровой бутылки воды для семьи, состав которой, как правило, не ограничивается мужем и женой, где есть и маленькие дети, явно недостаточно. Это с одной стороны.

С другой – страна пережила социальные, техногенные и социальные потрясения. Экологическая ситуация за это время отнюдь не улучшилась. Повзрослевшая молодежь, на личном опыте убедившаяся в преимуществах чистой питьевой воды перед водой из под крана, готова полностью перейти на исключительно чистую воду, лишь бы цена на нее была умеренной и не надо было переплачивать лишнего. Поняв, что лучше платить за чистую воду, чем за лечение болезней, одной из причин которых является некачественная вода, чистую питьевую воду готовы потреблять и пенсионеры, и дачники. И этим слоям населения потребны куда большие емкости, чем литр-полтора-два.

В силу этих причин рынок питьевой воды в пятилитровой таре к 2002 году приобрел общие очертания. Он стремительно набирает обороты График потребления воды в пятилитровых бутылях в период с 1998 по 2002 годы, представленный маркетинговой службой «ЕВРОПЛАСТ» наглядно демонстрирует уверенный рост потребления питьевой воды в пятилитровой таре.

ЛУЧШАЯ ЕМКОСТЬ ДЛЯ ЧИСТОЙ ВОДЫ

Но возникает резонный вопрос – почему именно тара, емкостью 5 литров?

И чем она лучше тех же полуторалитровых или двухлитровых бутылок? Прежде всего подобная тара является оптимальной в российских условиях для розлива в нее питьевой воды. Но любой серьезный предприниматель придает значение прежде всего цифрам и конкретным фактам. А они таковы.

  1. Потребность российского рынка в пятилитровых ПЭТ-бутылях

в 2002 г. оценивается приблизительно в 5 млн.шт./мес. Это в 8 раз больше, чем потребность в 1998 году, когда она составляла 600-700 тыс. шт./мес.

  1. Снижение себестоимости продукции. 5-ти литровая ПЭТ-бутылка

дороже полуторалитровой бутылки из того же материала в 2-2,5 раза. Но пятилитровая бутылка по объему больше, чем полуторалитровая в 3,3 раза. Таким образом, удельный вес затрат на бутылку уменьшается в 1,46 раза. Прибавьте сюда снижение затрат на изготовление крышек, этикеток и групповой упаковки на поддонах и выгода от использования пятилитровой бутылки очевидна.

  1. Повышенная покупательная способность. Вода в пятилитровых

бутылках обходится потребителю дешевле, чем в емкостях 1,5 – 2 литра в среднем на 5-10%. А это уже стимуляция спроса!

  1. Привлекательность бизнеса

для новичков и уже работающих на рынке питьевой воды. Относительно невысокие инвестиции в новое оборудование, компактность оборудования, возможность оснащения работающего оборудования пресс-формой под преформу 94 гр. позволяют сократить сроки окупаемости бизнеса до полугода.

  1. Наличие отечественных производителей Пэт-преформ 94 гр.

и укупорочных компонентов для бутилированной воды создают реальные предпосылки для развития бизнеса питьевой воды. Среди крупных производителей такие, как ОП «ЕВРОПЛАСТ» (Москва), ООО «Бутлас» (Московская обл.), Юнайтед Пластик (Санкт-Петербург), Пэтмен (Новосибирск), РОСЛЭНД ГРУПП (Владивосток), Ада-Урал-Пласт (Екатерибург. Кроме того преформу 94 гр. изготовляют множество мелких производителей с объемом производства до 2 тыс.шт./мес.


  1. Чистый бизнес.

Снабжение населения чистой, экологически безопасной водой. Сохранение здоровья нации. Содействие государственных программ. Эти возможности дополняют коммерческий успех бутилирования питьевой воды, открывают путь к конструктивному сотрудничеству с органами государственного управления и коммерческими банками.

7. Долгосрочная позиция ОП «ЕВРОПЛАСТ»

Рыночная доля «ЕВРОПЛАСТ» на рынке преформ 94 гр. по разным оценкам составляет от 70 до 75%. В настоящее время на Солнечногорском заводе «ЕВРОПЛАСТ» установлены две высокопроизводительные машины NUSKY и NETSTAL. Суммарная производительность их составляет 7 миллионов преформ 94 гр. в месяц. Это более 72 млн преформ в год, в то время как рыночный спрос в 2002 году колеблется в пределах 5-5,5 млн./мес. Однако, проводя долгосрочную политику развития рынка бутилированной воды, компания планирует достичь к концу 2003 года полной загрузки производственных мощностей.

По признанию большинства компаний, разливающих питьевую воду в ПЭТ-тару, преформа, укупорочная крышка и ручка для переноса пятилитровой бутылки производства «ЕВРОПЛАСТ» является одной из лучших по соотношению цены качества и удобства. Подобная позиция одного из ведущих производителей ПЭТ-преформ 94 гр. создала выгодные условия для бизнеса питьевой воды в целом.

8. Перспективы на будущее. По данным TBWA, потребность в воде по всему миру не только не падает, но растет из года в год, следовательно прогноз на будущее весьма оптимистичен. Особенно если учесть, что Россия относиться к развивающимся странам с рыночной экономикой.

Запас разведанных подземных вод вдали от промышленно развитых (экологически благополучных) регионов России таков, что он позволяет в несколько раз увеличить производство питьевой воды.

Одним словом, все факты свидетельствуют об одном: в самом скором времени предприятия России, специализирующиеся на выпуске чистой, безопасной и даже лечебной воды смогут не только удовлетворить потребность в бутилированной воде жителей нашей страны, но и выйти на международный рынок. Поскольку без воды на нашей планете жизнь, как известно, невозможна.