uzluga.ru
добавить свой файл

Ходова Тамара Алексеевна

PR в музыкальном бизнесе: сравнение деятельности главных и независимых музыкальных лейблов

(2011)

Содержание


Ходова Тамара Алексеевна 1

PR в музыкальном бизнесе: сравнение деятельности главных и независимых музыкальных лейблов 1

(2011) 1

Содержание 2

Введение 3

Определение понятий 4

История 5

Новые технологии звукозаписывающих компаний 8

Идея Интернет 10

Молва или Сарафанное Радио 12

Сравнение PR технологий независимых и главных лейблов на примере группы Radiohead 16

Заключение 21

Список Литературы 22

Введение


На протяжении более полу века сложно было представить себе музыкальную индустрию без музыкальных лейблов. Именно они в свое время совершили музыкальную революцию и довели музыку до массового слушателя. С течением времени их организация и стратегии менялись, появлялись совершенно новые направления развития, которые конкурировали друг с другом и рано или поздно становившиеся массовыми явлениями. В данной работе Я бы хотела рассмотреть зависимость практикуемых PR технологий в зависимости от специфики музыкального лейбла. Сначала я дам определение главным и независимым лейблам, далее обозначу их главные различия и кратко опишу историю их создания. После этого я проанализирую деятельность нескольких главных и независимых компаний. И в последней части своей творческой работы я проанализирую различные PR техники, применяемые как независимыми, так и главными лейблами на примере группы Radiohead.

Определение понятий


В современной музыкальной индустрии со сменой стратегической парадигмы применение тех или иных инструментов PR разнятся от компании к компании в зависимости от их принадлежности к определенному типу рекорд лейбла. Рекорд – лейбл – это бренд и торговая марка, который ассоциируется с маркетингом музыкальных записей и музыкальных видео. В наиболее общем смысле, рекорд – лейбл – это компания, которая управляет брендами и торговыми марками, координирует производство, распространение, маркетинг и продвижение музыкальной продукции, а также защищает авторские права на музыкальную продукцию и занимается поиском талантом и продвижением новых артистов. Главные лейблы (мейджоры), в свою очередь, это звукозаписывающие компании, которым принадлежит большая часть музыкальной индустрии. Согласно данным на 2008 год, мейджор лейблам, так называемой “Большой четверке”, принадлежит более 80 процентов музыкального рынка:

В свою очередь, оставшаяся часть рынка распределена между многочисленными независимыми лейблами, то есть независимыми от большой четверки. Независимый лейбл может предоставить распространение записанных композиций музыкальному коллективу, в то время как мейджор-лейблы имеют свою сеть продаж композиций для извлечения максимальной прибыли. Традиционно считается, что независимые лейблы дают артистам больше творческой свободы.

История


В начале двадцатого века музыкальная индустрия претерпела значительные изменения. С изобретением граммофона Томасом Эдисоном в 1877 году и развитие сети радиокоммуникаций привело к переосмысливанию того, как музыка должна преподноситься и доходить до массового слушателя. Концертные залы, клубы и живые выступления продолжали существовать, однако при помощи новых радио технологий даже самая неизвестная группа могла стать популярном в национальном и даже мировом масштабе.

Ко второй половине 20го века звукозаписывающая индустрия оттеснила в сторону производителей небольших, отдельно изданных произведений, а новые технологии изготовления пластинок, поставившие производство на поток, породили рост числа звукозаписывающих компаний. Самые известные из них -  Columbia Records, Crystalate, Decca Records, Edison Bell, The Gramophone Company, Invicta, Kalliope, PathéVictor Talking Machine Company и многие другие.

Многие компании исчезли, даже не успев толком сформироваться, однако к концу восьмидесятых годов в музыкальной индустрии доминировала Большая Шестерка – EMI, CBS, BMG, PolyGram, WEA, MCA. В 1987 году компания Sony купила CBS Records и поменяла имя на Sony Music в 1991. В 1998 PolyGram объединилось с Universal Music Group (бывшими MCA), сокращая группу лидеров до Большой Пятерки. И в 2004 году BMG объединилось с Sony, сформировав Большую Четверку.

Независимые звукозаписывающие компании, в свою очередь, начали появляться на горизонте музыкальной индустрии после Второй Мировой Войны в США. Они в основном специализировались на каком – либо из специфических музыкальных стилей, не гнались за прибылью и не выдвигали никаких особых требований к артистам. С мейджорами было не так легко договориться, поэтому многие артисты, специализирующиеся на создании музыки ad hoc, стремящиеся довести свои произведения до определенной специфической аудитории, предпочитали заключать контракты с независимыми компаниями. Зачастую, эти контракты имели форму устных соглашений. Независимые компании сыграли большую роль и сделали популярными таких известных артистов как Элвис Пресли, Карл Перкинс, Джонни Кэш, Джерри Ли Льюис, Рой Орбисон и Чарли Рич. Релизи независимых компаний обычно были направлены на небольшую просвещенную аудиторию и не имели своей целью массовые продажи и успех, предоставляя артистам широкое поле для экспериментов и творческую свободу.

В Великобритании в течение 50х – 60х годов двадцатого века главные лейблы такие так EMI, Philips и Decca практически полностью захватили рынок, так что независимым лейблам было очень сложно пробиться на рынок. Некоторые музыкальные продюсеры создавали собственные лейблы, чтобы на них заниматься продвижением своих проектов. Среди них: Джо Мик (Triumph), Эндрю Олдхем (Immediate), Лари Пейдж (Page One). Некоторые популярные музыкальные исполнители, рок – звезды, организовывали свои независимые звукозаписывающие компании – The Beatles и Apple Records, The Rolling Stones и Rolling Stones Records, Элтон Джон и Rocket, - но в основной своей массе они проваливались как коммерческие проекты или были поглощены мейджорами.

Эра панк – рока стала поворотной точкой в развитии независимой музыкальной индустрии, а этика Do It Yourself (сделай сам) стала одной из главных идей независимых компаний. Именно в это время у независимых лейблов формируются каналы распространения продукции, независимые от главных лейблов. Более того из –за их спецификации на гораздо большем количестве музыкальных жанров, дух свободы и меньше издержки привели к тому, что они стали известны в национальном масштабе. В конце восьмидесятых некоторые из них объединились в “Картель”, ассоциацию компаний, которая помогала совсем маленьким лейблам продвигать и распространять свою музыку.

На протяжении девяностых годов мейджоры значительно понизили успех независимых лейблов, однако с появлением новых информационных технологий этим большим компаниям стало все сложнее бороться с более подвижными и приспособленными к изменениям независимыми компаниями. В конце 90х годов с появлением доступных массовых Интернет технологий главные лейблы потеряли часть рынка, музыкальные исполнители стали распространять свои альбомы в обход звукозаписывающих компаний, а продажи физических музыкальных носителей упали. Однако говорить о несостоятельности главных лейблов приспособиться к подобным переменам, как и об исчезновении рекорд лейблов вообще, говорить еще очень рано.

Новые технологии звукозаписывающих компаний


По вполне понятным организационным, технологическим и экономическим причинам технологии продвижения продукции на независимых и главных лейблах разнятся, однако часто похожи по сути. Каждый из них по – своему приспособился к новым обстоятельствам окружающей действительности. Так, подражая модным тенденциям свободы творческого поиска, мейджоры стали создавать якобы независимые компании, которые получили название “тщеславные лейблы”.

“Тщеславный лейбл” – это организация, создающаяся от имени какого – либо известного музыкального исполнителя. Фактически компания ему не принадлежит и его отношения с лейблом формируются в рамках традиционных отношений артист - компания, создается лишь впечатление его причастия к деятельности лейбла. Примером такого лейбла является компания Neutral, принадлежащий компании Phonogram в Великобритании. Так в свое время артист Лизи Тиар, заключивший контракт с Phonogram, выпустил пластинку со своими песнями, в которой отдельными бонус – треками содержались новые исполнители, продвигаемые компанией. Так же подобные лейблы выпускают пластинки исполнителей, якобы поддерживаемые артистом, чье имя носит “тщеславный лейбл”. Однако на самом деле артист может и не иметь никакого отношения к этим пластинке, он просто позволяет использовать свое имя в релизах. Тем не менее, не все лейблы, посвященные отдельным артистам ненастоящие. Многие музыкальные исполнители, в особенности в начале музыкальной карьеры создавали свои собственные лейблы, которые потом были куплены крупными компаниями. Иногда это дает исполнителю больше свободы, нежели если бы он просто подписал контракт с крупной компанией. Есть много примеров подобных лейблов, к примеру Nothing Records, которая принадлежит Тренту Резнору из Nine Inch Nails или Morning Records под руководством The Cooper Temple Clause.

Другой разновидностью лейблов, которые можно причислить к рангу независимых, являются интернет – лейблы. Как видно из названия, эти лейблы специализируются на распространение музыкальной продукции через Интернет. Они не выпускают никаких физических носителей, поэтому их издержки очень малы. Более того их работы абсолютно легальна, они распространяют музыку при наличии специальных соглашений с артистом, который сохраняет свои авторские права на произведения. Часто запуск такого лейбла – это даже не профессиональная деятельность, а просто хобби.

Однако как показала практика и при подобном нематериальном раскладе дел лейблы могут по – прежнему зарабатывают много денег. Чаще всего это происходит при применении новых стратегических тактик и непосредственно изменения отношений с самими артистами.

Как уже говорилось ранее, продажи физических музыкальных носителей за последнее десятилетие значительно упали. 2



Если раньше музыкальные исполнители заключали контракт со звукозаписывающей компанией, лейбл получал доход с продаж альбомов, а артист авторский гонорар и процент с продаж. Однако как показала практика, сейчас подобный традиционный тип соглашения уже не актуален. Поэтому большинство главных лейблов и независимых лейблов, переключалось на практику заключения соглашения “360 градусов”. Данное соглашение подразумевает, что компания со своей стороны соглашается оказывать финансовую поддержку артисту, включая расходы на маркетинг, PR, организацию туров и концертов, а артист со своей стороны соглашается отдать компании процент не только с продажи альбомов, но и доходов от живых выступлений, рекламы и продажи продукции. Данная сделка отражает то обстоятельство, что сейчас большинство доходов артиста формируется не за счет продажи альбомов, а за счет живых выступлений и продажи различной околомузыкальной продукции.

Еще одной разновидностью сделки является “сделка распространения”. Согласно этой сделке артист передает компании права на распространение продукции. Такие сделки заключаются не только между артистом и лейблом, но и между главными лейблами и независимыми, которые не имеют собственных каналов распространения продукции.

Идея Интернет


Сейчас ни для кого не является откровением, что большая часть музыки распространяется через Интернет, и именно ему большинство артистов становятся популярными. Однако, по моему мненению, если провести более тщательный анализ, становится понятным, что популярность обеспечивает даже не сам Интернет, а ”идея Интернет”, идея того, что артист может раскручиваться сам без помощи промоутеров, менеджеров и PR – специалистов. Но так ли это на самом деле? Я считаю, что главные лейблы, вопреки вере большинства в их неспособности приспособиться к новым Интернет – условиям, очень быстро вычислили на каком свойстве массового сознания можно сыграть. Сейчас очень модно быть независимым и свободным, раскручиваться самому, именно эта эстетика “сделай сам”, появившаяся в восьмидесятых, пользуется уважением у современного потребителя. Я думаю, что это дает ощущение того, что ты также когда- нибудь можешь достигнуть успеха, и это не прерогатива единиц. По этой причине, звукозаписывающие компании очень сильно муссируют эту тему, и если раньше подобные технологии были в чести у независимых лейблов, то сейчас ими пользуются и мейджоры.

Мейджоры пошли по пути “выпячивания” интернета и сокрытия традиционных PR технологий, которые использовались годами. Они начали создавать впечатление того, что артист раскручивал себя сам, создавая музыкальный интернет феномен, над успехом которого большинство тщетно ломало голову, но который сам по себе подобным феноменом не является. Хорошим примером таких кампаний является MySpace феномен Лили Аллен. Да, у этой популярной музыкальной исполнительницы есть страничка на MySpace¸ куда она постоянно пишет и имеет более полутора миллиона прослушиваний её композиций. Однако в одном из интервью в Time Out она призналась, что страница на MySpace и повышенное внимание к ней было создано только после подписания контракта с Universal. Поэтому, я считаю, при данных обстоятельствах стоит брать в расчет, что количество просмотров на её страничке было накручено и при поиске в Google вы сразу же натыкаетесь на её страничку на MySpace. Политика данной кампании:”Вы хотите свободы и аутентичности, и мы Вам её предоставляем”. Очень похожая история произошла из группой Arctic Monkeys, которые тоже приобрели славу “MySpace феномена” и были раскручены исключительно благодаря этому сайту. Однако как выяснилось позже, музыканты узнали о том, что у них вообще есть страничка на MySpace только через три месяца после её создания.

Реакция независимых лейблов на повсеместное распространение Интернет, в принципе, очень похожа на тактику Большой четверки. Они также практикуют прием “раскрути себя сам”.

Многие группы, в большинстве подписанные на независимые лейблы, стали практиковать предпрослушку композиций через Интернет перед выпуском альбома. Одна из групп, Radiohead, чей опыт будет проанализирован ниже, пошла еще дальше и выложила весь альбом в Интернете сама. Позже многие пытались повторить успех Radiohead и практиковать подобную “заплати, сколько хочешь” практику. К примеру, известная в России певица Земфира в этом же году пошла еще дальше и выпустила свой новый альбом “Спасибо”, просто вложив диск как приложение к питерскому журналу “Citizen K ”.

Молва или Сарафанное Радио


В настоящее время возникает все большее внимание к музыкальной журналистике. При этом стоит учитывать, что журналистика в музыкальной сфере, в общем – то как и любая другая трансформировалась под влиянием интернета. К примеру, Вам не нужно идти на фильм “Турист”, чтобы оценить его сомнительные художественные достоинства, потому что кто-то из ваших друзей сейчас сидит на его премьере и пишет на своем твиттере, что лучше бы он сидел дома. То же касается и музыки – сейчас людям все меньше нужны рецензии от именитых музыкальных журналов, потому что кому нужно мнение человека, который вполне может даже и не любить группу, о которой пишет. Все более ценным для людей становится “the word of mouth” или попросту сарафанное радио, когда Вам кто-то советует группу, которую ему, в свою очередь, порекомендовал троюродный брат тети соседа его дедушки. Журналисты пишут не о том, о чем надо писать, а о том, что им нравится на самом деле. Ну или как – будто им это нравится. Данные тенденции очень выгодны независимым компаниям, потому что это стало очень эффективным способом продвижения новых групп. Самым влиятельным на данный момент в этой сфере является сайт Pitchfork, на котором независимые журналисты высказывают свое “особое мнение”. Это своеобразный кладезь независимых видео, никому неизвестных пластинок и прочих предметов поклонения ненормального меломана, которым сейчас является каждый пятый. Если Вас похвалил Pitchfork, не сомневайтесь, завтра Вас будут слушать все поклонники независимой музыки. Этот сайт аккумулирует в себе практически всю информацию о независимой музыке, лейблах, новостях и музыкальной кухне.

Журналисты Pitchfork могут вознести группу на пик популярности или практически уничтожить её. Если на группу написала разгромную рецензию, большинство даже не удосужиться сам хоть раз послушать пластинку. К примеру, попытка бывшего вокалиста Dismemberment Plan Трэвиса Мориссона начать сольную карьеру провалилась, потому что его дебютный альбом Travistan был полностью раскритикован одним из журналистов Pitchfork, после чего продажи упали, а некоторые радио поместили пластинку в так называемый “черный список”. Примером позитивного влияния сайта является группа Arcade Fire, которую считают наиболее преуспевшей как раз благодаря Pitchfork. Так работник лейбла Merge, с которым группа заключила контракт, утверждает, что после положительной рецензии на сайте им пришлось организовывать дополнительный выпуск альбома, потому что копий на всех желающих не хватило. Другой артист, преуспевший благодаря Pitchfork, солист группы Clap Your Hands and Say Yeah утверждает:”Они могут решить, как все будет происходить – когда им ускорить продажи пластинки, когда приостановить”. Более того, из-за постоянно изменения трендов в музыке некоторые рецензии удаляются из архивов сайта, чтобы предоставить читателю ту легенду, которая выгодна на данный момент.

Также с 2006 года Pitchfork организовал свой ежегодный фестиваль, на котором продвигает независимых музыкальных исполнителей, которым отдает предпочтение, что на полную используется независимыми компаниями, так как, как уже говорилось ранее, большую часть дохода группы и лейблы получают от живых выступлений.

Я думаю, что в России своеобразной разновидностью Pitchfork являются такие сайты как журнал “Афиша” и сайт lookatme.ru, где журналисты так же бесхитростно пишут о понравившихся им группах. Благодаря подобной раскрутке приобрели популярность такие музыкальные коллективы как Tesla Boy, Padla Bear Outfit и КомбоБакх. Более того благодаря всей этой “модной тусовке”, создается не только народное мнение, но и получают огласку различные околомузыкальные события. К примеру, “сегодня на Стрелке ни с того, ни с сего милый мальчик Антон Севидов из никому неизвестной группы Tesla Boy сел за фано и сыграл прекрасный кавер на Pet Shop Boys. Мы все были в восторге”. И далее это событие начинает постоянно муссироваться по поводу и без повода, а никому неизвестный мальчик становится народным любимцем. Через данные средства массовой информации также распространяется информация о концертах, как к примеру, о “секретном” концерте неизвестного исполнителя в клубе “Икра”, который потом не смог справиться с потоком желающих посетить данное секретное мероприятие, о котором знали все (в 2009 году). Я думаю, что “особое мнение”, высказываемое авторитетными людьми, является очень хорошим инструментов давления на общественное сознание. В особенности среди “просвященной” аудитории и субкультур, которые иногда доверяют чужому мнению настолько, что даже не слушают модную музыку, а просто разговаривают о ней.

Я считаю, что вопреки различным интернет – технологиям именно молва играет главную роль в музыкальной индустрии. Более того по причине развития интернет коммуникаций музыкальный исполнитель стал ближе к своему непосредственному слушателю, и людям это сильно импонирует – им нравится, когда им отвечают, благодарят, как – то проявляют в них участие. И это касается не только небольших музыкальных коллективов, которые имеют свою узкую аудиторию. Такую политику проводят и популярные исполнители, звезды мирового масштаба, к примеру Леди Гага, подписанная на Streamline Records (входит в Universal Music Group, США). Она имеет миллионную аудиторию на фейсбуке и твиттере, при этом она постоянно там пишет и общается со своими фанатами. Более того, при продвижении её скандального образа компания создала специальную атрибутику для фанатов, когда в обычном случае происходит наоборот – фанаты сами формируются в сообщества и создают свою символику независимо от артиста. Также на примере этой артистки можно сказать, что традиционные методы PR никто не отменял – скандальные выходки, невообразимые наряды из настоящего мяса или женских волос и постоянный хайп вокруг её образа сделали свое дело. Она вернула в музыкальный бизнес традиционный образ поп – звезды и эстетику популярных видео – клипов, чем породила массу подражателей.

Одной из самых лучших, по моему мнению, музыкальных афер была предпринята Джоном Лури, который в конце девяностых годов записал вместе со своей группой альбом и назвал его “Легендарный Марвин Понтиак – Лучшие хиты”. Этот альбом был якобы записан безумным африкано – еврейским музыкантом в сороковых годах 20го века. При этом никто никогда не видел его и не знал, как он выглядит, потому что Марвин очень боялся фотоаппаратов и считал, что снимки отнимают у человека часть души. Поэтому на обложку помещено очень размытое изображение Марвина, которого когда – то успел запечатлеть никому неизвестный фотограф. Лури распространил слух, что это очень талантливый и почитаемый в кругу меломанов музыкант, а это единственная сохранившееся до нашего времени пластинка. Вскоре на эту пластинку было написано огромное количество хвалебных отзывов в уважаемых музыкальных журналах, где журналисты чуть ли не признавались в том, что все свое детство провели, слушая его пластинки, заливаясь слезами у себя в комнате. Альбом разошелся с огромной скоростью, а в итоге оказался просто “уткой”.



Обложка альбома “Легендарный Марвин Понтиак – Лучшие хиты”

Сравнение PR технологий независимых и главных лейблов на примере группы Radiohead


Для анализа различных PR технологий, применяемых лейблами в борьбе за слушателя я решила взять творчество группы Radiohead, которая уникальная не только в плане постоянных выходок и подогрева интереса к себе, но и тем, что она за свою карьеру заключала контракт и с главными, и с независимыми лейблами, которые применяли различные тактики для её раскрутки.

В свою бытность на главном лейбле EMI группа Radiohead продемонстрировала отличный пример применения тактики “выпячивания интернета” и эстетики “сделай сам”, не смотря на то, что в то время была подписана на контракт с очень крупной звукозаписывающей компанией. Официальная история гласит о том, что с помощью маленькой веб – камеры за тридцать фунтов группа дала 21 концерт, аудитория которых составила более 60 тысяч человек.

Все началось с того, что лидер группы Томас Йорк снова выразил свой протест против гастролей, так являясь ярым защитником окружающей среды, считал, что реактивные выхлопы от самолетов портят атмосферу, а машины, в свою очередь, ничем не лучше. Поэтому вместо того, чтобы разъезжать и портить природу, группа расположилась в гараже и с помощью маленкой веб камеры за тридцать фунтов дала 21 концерт, общая аудитория которых составила сто тысяч человек. После небольшой заметки в The Sunday Times эта история стремительно приобрела широкую огласку. Однако до сих пор непонятно, как она стала столь популярной, а группа без каких – либо специальных технических средств собрала такую большую аудиторию. По моему мнению, из всей этой истории можно сделать вполне логичный вывод, что технических ресурсов одного лэптопа в подвале не хватило бы, чтобы поддержать такой большой трафик. Более того, информация о концертах распространялась только через страничку группы на MySpace. Однако СМИ проглотили наживку - история была опубликована газетами the Scotsman, the Evening Standard, ITV и Reuters, после чего приобрела глобальный масштаб . Очень быстро история достигла достигла Соединенных Штатов (CBS: "MySpace.com помог группе собрать аудиторию в сто тысяч зрителей"), Африку (M&G Online: "Том играл свои концерты с помощью странички на MySpace") и Австралию (Sydney Morning Herald: "Их он – лайн концерты из подвала смотрело более ста тысяч человек по всему миру") .

Но при более тщательном анализе становится понятно, что свидетелей этих самых он – лайн концертов не так уж много, да и вообще кто их смотрел, и как получал информацию о них не очень понятно. По словам менеджера группы, фанаты просто обменивались письмами по электронной почте и сами сообщали друг другу о датах новых концертов. Однако применимо ли это для ста тысяч человек? Таким образом, это не он – лайн концерты распространились по всему миру, а история про эти концерты. Я считаю, что данная кампания стала прекрасным примером использования технологии “выпячивания интернета” и “молвы”.

Еще одним ярким примером подобной стратегии уже со стороны независимых компаний является выпуск альбома Radiohead “In Rainbows” в 2007 году. В то время у группы истек многолетний контракт со студией EMI, и они решили перейти на независимый лейбл Xl Recordings, что не предавалось широкой огласке. Естественно, группа, как и другие музыкальные исполнители, сталкивалась с тем обстоятельством, что её музыку без всяких угрызений совести заливают через интернет. Более того, все большее распространение получала практика выкладывание ссылок на альбомы задолго до их официального релиза. У группы же в то время был самый большой перерыв в выпуске альбомов – целых пять лет – за всю историю её существования, что , естественно, создавало дополнительный ажиотаж. Тогда логика компании XL Recordings (которая, конечно, позиционировалась как логика самой группы) была таковой – если ссылку на альбом все – равно выложат, так лучше мы сделаем это сами. Таким образом, был создан сайт, на который любой желающий мог зайти и скачать альбом, заплатив при этом столько, сколько ему позволяла его совесть – от ноля центов до бесконечности. При этом на сайте можно было распечатать обложку и специальные наклейки на диск, поощряя столь любимую независимыми лейблами этику “сделай сам’. Однако загрузка альбома была ограничена одним месяцем. Дальше начиналась продажа физических носителей в специальных боксах, с теми же обложками и наклейками. Данное событие приобрело широкий резонанс: по оценкам экспертов, за месяц альбом скачало более миллиона человек, при этом примерно треть из них скачала его за бесплатно, большинство, в свою очередь, заплатило обычную розничную цену – в среднем 5 – 6 фунтов. Однако, по моему мнению, еще более интересным является то обстоятельство, что те же самые фанаты, скачавшие альбом, купили альбом и на физических носителях месяцем позже. В первую неделю продаж в одной Великобритании было продано более 120 тысяч копий.

Не оставила группа обиженными и печатные и Интернет – издания. Совсем недавно лейбл XL Recordings, чтобы подогреть интерес к группе, о которой давно ничего не было слышно, вспомнил о силе молвы и выпустил несколько синглов группы со странными названиями и еще более странной музыкой. Все это предалось огласке через такие известные музыкальные журналы, как NME и уже упомянутый Pitchfork. Слушателям предлагалось прослушать несколько песен и попытаться услышать в них скрытое послание, которое помогло бы им раскрыть сюрприз, который группа приготовила накануне своего тура. Страшно представить, сколько фанатов мучило свои уши, пытаясь расшифровать секретный замысел. Однако, в последствии, выяснилось, что замысел оказался очень прост – никаких скрытых посланий на дисках не было, а песни представляли лишь реверсивные версии старых песен группы.

Можно сказать, что лейблы, как и независимый, так и главный, очень активно продвигали Radiohead. Первый, основываясь на их самостоятельности, второй – на их революционности. Плюсом таких акций является широкая огласка и повышенное внимание к группе. Вообще, я думаю, Radiohead этим славятся – они всегда на один шаг впереди. Сначала они придумывают, а потом все повторяют. Это касается и музыки, и их PR акций. Более того они играют на всех выделенных выше слабостях музыкальной публики – приверженности к самостоятельности, доверии молве и интернет – технологиям.

Однако, я думаю, в подобной тактике есть и свои минусы. Прежде всего, подобная оригинальность очень быстро становится привычной для публики, и она постоянно ожидает чего – то нового и еще более захватывающего и интересного. Более того, группа периодически “всплывает” из подполья после продолжительного периода времени, поэтому только такие провокационные действия могут вернуть к ней интерес публики. Но часто их действия носят не самый дружелюбный характер по отношению к слушателю, что воспринимается людьми скорее негативно. То же “скрытое послание” является примером подобной агрессивной политики. Сначала это может показаться смешным, однако позже может восприниматься отрицательно и поселить в сознании слушателя недоверие и враждебность.


Заключение


В целом из проведенного анализа можно сделать определенные выводы о специфике PR технологий независимых и главных лейблов. В конце двадцатого века политика независимых лейблов и мейджоров сильно разнилась – одни обладали огромными ресурсами и предпочитали традиционные ходы, другие же пропагандировали свободу выбора, самостоятельность и творческий поиск, являя собой больше авантюру, чем коммерческое предприятие. Однако 21ый век, можно сказать, перевернул ситуацию на 360 градусов и начал диктовать свои правила. Теперь мейджоры вместо того, чтобы просто поглощать независимые лейблы, что с каждым годом стало делать все тяжелее, стал подделываться под них, потому что эстетика больших серьезных компаний ушла в прошлое. Всем захотелось чего – то самобытного и самодельного. Данная работа показывает набор приемов как независимых, так и главных лейблов, которые в своей борьбе за слушателя стали очень похожи. Тем не менее, не смотря на их сближение, стоит учитывать совершенно разную эстетику и технологии, которые применяются для достижения одного и того же результата: если группа на независимом лейбле переписывается со своими фанатами из –за относительного небольшого количества аудитории, то та же Леди Гага привлекает огромное количество ресурсов, чтобы общаться со своей миллионной аудиторией. Однако и те, и другие преследуют одну цель – стать ближе к потребителю.

Список Литературы


http://en.wikipedia.org/wiki/Major_record_labels на 23 декабря 2010

http://en.wikipedia.org/wiki/John_Lurie на 23 декабря 2010

http://www.indiemusictech.com/music_marketing_for_indie/public_relations/ на 25 декабря 2010

http://www.trailermedia.com/ на 25 декабря 2010

http://ezinearticles.com/?Music-PR-And-Exposure-For-Unknown-Bands-On-The-Internet&id=5108452 на 25 декабря 2010

http://www.vox-pop.co.uk/2009/09/25/how-to-break-into-music-pr/ на 25 декабря 2010

http://www.afisha.ru/ на 25 декабря 2010

1 По данным доклада IFPI на 2008 год