uzluga.ru
добавить свой файл

http://www.tur-02.narod.ru/sources/books/id231_3.5.htm Кривощекова А.С. стр. 26.3.13

ХАРАКТЕРИСТИКА СЕТИ РАЙОННЫХ ЦЕНТРОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ РСФСР)


Низовой административный район — самая массовая, в значительной степени устоявшаяся административно-территориальная единица, имеющая набор совет­ских и партийных органов, в основном повторяющих их структуру на более высоких ступенях административно-управленческой иерархии. Являясь опорными цент­рами территориальных систем сельского расселения, 1800 районных центров РСФСР несут на себе основную нагрузку обслуживания и организации 41 млн. сель­ских жителей.

Значение районных центров как опорных центров сельского расселения еще недостаточно осознано. Имен­но им принадлежит большая роль в решении столь важных проблем, как ликвидация существенных разли­чий между городом и деревней, между городскими и сельскими формами расселения, в соединении промыш­ленного и сельскохозяйственного труда и др. Центры низовых административных районов имеют решающее значение в организации системы расселения РСФСР. При огромных масштабах Российской Федерации имеющиеся в ней 76 центров областных регионов не могут “перекрыть” всю территорию зонами своего не­посредственного влияния. Ведь на один такой центр при­ходится территория в 225 тыс. км2 (чуть большую тер­риторию имеет Великобритания или ФРГ).

До Великой Октябрьской социалистической революции района как отдельной административно-территориальной единицы не было. В ходе проведения реформы административно-территориального деления в 20-е годы организация низовых административных районов явилась одной из наиболее ответственных и сложных за­дач. Эта единица, по своим размерам представляющая нечто среднее между уездом и волостью, объективно формировалась практикой социалистического хозяйствования и советского строительства. Необходимость уси­ления Советской власти на местах, коллективизация сельского хозяйства обусловили затем усиление район­ного и свертывание окружного звена. (87)1 Конечно, при ор­ганизации сети районов возникли большие трудности, однако, несмотря на все недостатки и пробелы в его работе, район был правильно намеченной формой орга­низации низового эвена.(87-88)

На XVI партконференции в 1929 г. было принято постановление, в котором указывалось: “Поскольку уз­ловым пунктом, где осуществляются директивы партии и Советской власти, является район, сюда необходи­мо перенести центр тяжести работы по улучшению и исправлению государственного аппарата”2. Вначале в основу построения сети районов был положен принцип экономического тяготения. В период активизации рай­онного эвена в конце 20-х - начале 30-х годов органи­зация районов стала в большей степени подчиняться задаче реконструкции сельского хозяйства на базе коллективизации, механизации производственных про­цессов в сельском хозяйстве, его индустриализации и электрификации. Динамика общего числа низовых ад­министративных районов и их центров имеет следующий вид (см. также рис. 4):

Год Число административных районов

1927 1641

1937 3307

1946 4195

1954 4368

1958 4053

Год Число административных районов

1963 1833

1967 2938

1977 3117

1979 3160

1980 3176

В начальный период складывания сети низовых ад­министративных районов их число, естественно, быстро увеличивалось. За десятилетний отрезок 1927—1937 гг. оно выросло более чем в 2 раза (с 1641 до 3307 еди­ниц) и в дальнейшем стабильно увеличивалось вплоть до 1954 г., когда число районов достигло 4368 единиц.

Количество низовых административных районов между 1958 и 1963 г. сократилось с 4053 до 1833, т.е. в 2,2 раза.

В последующие годы опять произошло увеличение числа районов.(88)




Рис. 4. Динамика числа низовых административных районов и их

центров

Динамика числа административных районов и их центров в РСФСР носит тот же характер и имеет те же причины, что и в целом по СССР. В последнее время число районных центров в РСФСР неуклонно увели­чивается. За период с 1965 по 1980 г. особенно значи­тельно оно увеличилось в Алтайском крае (с 50 до 64 единиц), Краснодарском крае (с 31 до 41), Ростовской области (с 30 до 39), Башкирской АССР (с 42 до 54). Неизменным количество низовых административных районов и их центров осталось в 18 областных регио­нах. Какой-то определенной зависимости между ростом количества низовых административных районов и уров­нем развития областных систем расселения в настоящее время не прослеживается.

Следует отметить, что в 4 из 5 автономных Областей число районов за рассматриваемый период не увеличи­лось.

Плотность райцентров, как правило, выше в облас­тях с развитой системой расселения. Так, в Московской области средняя площадь региона тяготения райцентра равна 1,2 тыс. км, в Орловской и Калужской облас­тях— 1,3 тыс. км22, в Горьковской— 1,6 тыс. км2.(89) В та­ких областях территория достаточно насыщена райцентрами, и увеличение их числа, видимо, не эффективно. (89-90) В то же время в областях, где на один райцентр прихо­дится территория в несколько десятков тысяч км2, уп­лотнение сети райцентров—важная проблема.

В таких областях, с одной стороны, не сложилась* еще окончательно система административных районов (их число по мере освоения территории будет увеличи­ваться), а с другой — нет достаточно развитых поселений для выполнения функций центров низовых адми­нистративных районов. Однако, по-видимому, более важно хозяйственное формирование системы низовых районов. Если какой-либо район складывается как? тер­риториальная социально-экономическая система, то, как правило, формируется и выделяется центр такой систе­мы, которому и придаются функции центра низового ад­министративного района. В то же время наличие в об­ласти сети достаточно развитых городов не является свидетельством сформированности сети низовых адми­нистративных районов. Так, в Мурманской области (с территорией в 145 тыс. км2, наличием 6 городов областного, 5 — районного подчинения, 24 поселков го­родского типа) всего 4 низовых административных района.

Социально-экономические и экономико-географические характеристики административного района (числен­ность населения, размеры территории, уровень разви­тия системы расселения и местных центров; удаленность крупных центров от границ района, его народнохозяйст­венная специализация, природно-географическое поло­жение и некоторые другие) определяют величину градообразующей базы города (и численности населения, занятого в градообразующих отраслях), необходимую для выполнения им функций центра низового админист­ративного района. Превышение этого уровня свидетельствует о выполнении городом надрайонных (межрайон­ных) организующих функций. Следовательно, можно го­ворить о необходимой и достаточной величине города для эффективного выполнения функций центра “своего” низового административного района.

Можно выделить две характерные ситуации, стиму­лирующие город к развитию в качестве межрайонного центра.(90) Первая, идущая от территории, когда фор­мируется межрайонная территориальная социально-эко­номическая система, выдвигающая на роль лидера подходящее для этой роли поселение. (90-91)


Таблица 7

Характеристика сети райцентров по крупным экономическим районам РСФСР (1970г.)1



Район

Количество райцентров

Площадь района тяготения, тыс. кв. км.

Доля райцентров, %

Средняя величина райцентра, тыс. чел.

Среднее расстояние между райцентрами, км

Средняя величина райцентров, тыс. чел.

городов

ПГТ

сел

городов

ПГТ

сел

Северо-Западный

133

12,5

52

21

27

23,4

6,8

3,0

112

14,4



РСФСР

1682

10,2

39

27

34

30,4

7,6

4,6

101

15,3


Вторая, идущая от центра, когда город в силу каких-то причин (например, размещения в нем крупного предприятия) начина­ет быстро развиваться, превращаясь в межрайонный организующий центр.

Сеть райцентров РСФСР представлена как городами так и поселками городского типа и селами.. В 8 из 10 крупных экономических районов РСФСР (кроме Северо-Кавказского и Западно-Сибирского) большинство составляют райцентры - городские поселения (табл. 7). Наиболее высока их доля в Центральном (87%), Северо-3ападном. (73%) и Центрально-Черноземном (73%) районах.(91) Райцентр-город типичен кроме 3 вышеуказанных регионов, также для Волго-Вятского и Уральского экономических районов. (91-92) Что касается рай­центра-села, то этот вариант чаще других встречается в Северо-Кавказском, Западно-Сибирском, Восточно-Сибирском и Поволжском экономических районах. И только в Дальневосточном районе центром низового административного района чаще всего является посе­лок городского типа.

Сеть райцентров на территории РСФСР распределе­на следующим образом. Наиболее густа она в Цент­рально-Черноземном и Центральном экономических районах — площадь региона тяготения составляет со­ответственно 1,6 и 1,8 тыс. км. В то же время самая редкая сеть райцентров в Дальневосточном экономи­ческом районе, где площадь района тяготения состав­ляет 40,6 тыс. км22, т. е. разница между крайними зна­чениями почти 29-кратная. Плотность райцентров мож­но оценить также с помощью показателя среднего крат­чайшего расстояния между ними, которое определяется по формуле , где S — площадь рассматриваемого региона; п — количество райцентров.

Ранжированный ряд экономических районов РСФСР по плотности райцентров будет выглядеть следующим образом: Центрально-Черноземный, Центральный, Волго-Вятский, Северо-Кавказский, Поволжский, Ураль­ский, Северо-Западный, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Этот ряд почти полно­стью повторяет обратный порядок распределения эко­номических районов по площади. Исключение составля­ет Центральный экономический район, имеющий отно­сительно большую площадь и одновременно высокую плотность райцентров.

Но можно ли сказать, что существует какая-то опти­мальная плотность -райцентров для выполнения ими своих функций?

Рассмотрим этот вопрос подробнее и на примере Цент­рального района. Среднее кратчайшее расстояние меж­ду райцентрами в данном районе равно 42 км. Это зна­чит, что зона влияния райцентра для полного охвата территории должна быть равна в среднем 21 км. При­мерно такую величину составляет зона непосредствен­ного влияния города с числом жителей 20—50 тыс. че­ловек. (92)

Если бы вся сеть райцентров в Центральном районе была представлена не менее чем полусредними города­ми, то можно было утверждать, что она достаточна для равномерного охвата всей его территории. Однако это не так. 23% райцентров района — поселки город­ского типа со средней численностью населения 4,5 тыс. человек, а 13% - села со средней численностью населения 1,8 тыс. человек. Если же взять, например, Кост­ромскую область, то здесь большинство райцентров — села и п. г. т., а среднее кратчайшее расстояние между райцентрами — 50 км.

Даже такой весьма упрощенный условный расчет показывает, что в большинстве областей РСФСР сеть райцентров развита недостаточно как по числу, так и по качественному составу. Если даже считать, что все районные центры имеют полный набор учреждений пе­риодического и эпизодического пользования (промто­варные магазины, универмаги, кафе, рестораны, кино­театры, специализированные школы, спортзалы, полик­линики, больницы, клубы, стадионы, библиотеки, учи­лища, бытовые мастерские, комбинаты бытового обслу­живания и др.), оптимальный радиус использования населением которых составляет 20 — 25 км, то и тогда только в четырех из десяти экономических районов СССР сеть райцентров достаточна для нормального об­служивания населения сельских районов (Центрально-Черноземный, Центральный, Волго-Вятский и Северо-Кавказский экономические районы).

Таким образом, в перспективном развитии сети районных центров весьма важно ставить и по возмож­ности решать наряду с другими следующие задачи: 1) уплотнение сети райцентров там, где она явно недоста­точна, за счет экстенсивного развития сети опорных центров расселения; 2) объединение райцентров облас­тей в единые системы в первую очередь за счет их сое­динения дорогами с твердым покрытием; 3) социально-экономическое развитие райцентров с целью превращения их в городские поселения (города и ПГТ); 4) размещение в каждом районном центре разностороннего комплекса предприятий периодического и эпизодического обслуживания; 5) развитие сети межрайонных (окружных) центров и размещение в каждом из них полного комплекса предприятий периодического и эпизодического обслуживания населения. (93)


1Здесь и далее цифрами в скобках обозначены номера страниц в первоисточнике. (К.А., М.Ю.).

2КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1970. т.4, с.234.

1Рассчитано по: СССР. Административно- территориальное деление союзных республик. М., 1971.

Хорев Б.С., Смидович С.Г. Расселение населения: (Основные понятия и методология). Изд. “Финансы и статистика”. М., 1981. 192с.