uzluga.ru
добавить свой файл
  1 2 3 4

Во второй главе «Экспериментальная проверка комплексной целевой программы формирования у студентов педагогического вуза ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни» представлены организация, содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации педагогического обеспечения авторской программы «Физкультурно-образовательный процесс и ЗОЖ». Программа была реализована в рамках вариативного компонента учебной дисциплины «Физическая культура» и ориентирована на формирование у будущих учителей ценностно-смыслового отношения к здоровью, здоровому образу жизни, приобщение к нему в процессе физкультурно-образовательной деятельности. Педагогическое обеспечение программы составляют цель, задачи, принципы, методы и технологии, содержательная интеграция компонентов ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ, критерии и показатели ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ.

Цель программы — формирование представлений о ведении ЗОЖ, создание устойчивой мотивации и смыслов по усвоению всех его компонентов как необходимого условия психофизического и социального благополучия. Реализация цели осуществлялась с помощью следующих задач: 1) внедрение современных оздоровительных средств и методов физической культуры в учебный курс физического воспитания; 2) содействие всестороннему развитию организма; 3) повышение уровня развития профессионально значимых психофизических качеств студентов педагогического вуза.

В ходе исследования определены принципы формирования ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ: 1) систематичности и последовательности, 2) связи с жизнью; 3) преемственности; 4) творческой активности.

Структура программы определилась путем интеграции компонентов ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ и логики развития этого отношения. Программа включает 3 основных блока: 1) когнитивно-интеллектуальный; 2) операционно-деятельностный, объединяющий два раздела – методико-практический и учебно-тренировочный; 3) рефлексивно-оценочный. Схематично педагогическое обеспечение программы представлено на рис. 1.

Традиционно ведение ЗОЖ связано с овладением соответствующими знаниями, т. е. с когнитивно-интеллектуальным компонентом. В рамках этого компонента происходит освоение понятий и представлений о здоровье, путях и средствах его сохранения, физического совершенствования организма, параметрах контроля уровня развития.

Важное место в процессе формирования ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ занимает рефлексивно-оценочный компонент. В процессе получения знаний о ЗОЖ студент рефлексирует свой образ жизни, соотносит его со здоровьесберегающими требованиями. В результате у него формируется направленность личности на самоопределение, саморазвитие, самореализацию, самообразование. Проявление, развитие и актуализация вышеназванных субъектных свойств детерминируется глубинными личностными образованиями, важнейшим из которых является самосознание. Составной частью целостного самосознания человека в сфере профессиональной подготовки является его профессиональное самосознание. Профессиональное самосознание студента выступает существенным фактором его профессионально-педагогического самоопределения, благодаря которому углубляется личностный смысл педагогической деятельности, происходит становление профессиональной позиции будущего учителя.





Рис.1. Педагогическое обеспечение процесса формирования ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ у студентов педагогического вуза


Как показали наши исследования, одним из результатов этого становления является здоровьесберегающее самосознание.


В ходе профессиональной подготовки в вузе ведущим средством его развития выступает физкультурная деятельность, направленная на осуществление общественно и личностно значимых потребностей в физическом и духовном становлении личности. Эта деятельность реализуется в структуре операционно-деятельностного компонента. В его рамках осуществляется выработка поведенческих установок на ведение ЗОЖ.

В ходе теоретического и эмпирического исследования установлено, что ценностно-смысловое отношение студентов к ЗОЖ эффективно формируется в определенных организационно-педагогических условиях: 1) активное использование в рамках физкультурно-образовательной деятельности инновационных технологий, психофизических методик; 2) организация конструктивного взаимодействия, сотрудничества субъектов воспитательно-образовательного процесса; 3) регулярная диагностика ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ, своему здоровью; 4) поэтапная коррекция жизнедеятельности студентов средствами физкультурного образования.

Практическая реализация первого этапа программы ориентирована на понимание смысла валеологической информации, определение ее места в имеющейся системе знаний. Оно обеспечивалось в рамках теоретического и методико-практического подразделов учебной программы посредством интерактивных методов обучения, направленных на активное восприятие информации. В рамках программы использовались следующие методы, обеспечивающие субъект-субъектный характер взаимодействия педагога и студента: проблемные лекции, лекции-беседы, лекции с элементами практических занятий, лекции-презентации, подготовка докладов, кратких сообщений. Использование этих методов позволяет учесть такие базовые характеристики личности студента, как способность к познанию и самопознанию, потребности высшего уровня, доминирующие ценности. В ходе занятий будущие учителя становились соавторами проекта внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс вуза.

Реализация второго этапа, направленного на соотнесение здоровьесберегающего знания с имеющейся системой ценностей, присвоение его как ценности, формирование на основе новой ценности позитивного отношения, ценностных ориентаций, установок к здоровью, профессиональному становлению, представляла собой целенаправленную педагогическую деятельность по переводу ценностных здоровьесберегающих ориентиров (мыслей, взглядов, представлений, убеждений, установок, способностей) из потенциального состояния в реальное и осознанию их значимости в жизнедеятельности. Актуализация ценностно-смыслового отношения студентов к ЗОЖ осуществлялась в рамках методико-практического блока учебной программы путем моделирования студентами здорового образа жизни, включения их в физкультурно-образовательные занятия. Студентов подключали к проведению разминки, отдельных частей занятия, разучиванию танцевального комплекса, демонстрации силовых упражнений и др. Они активно знакомились с возможностями применения диагностических методик, участвовали в определении уровня физической и функциональной подготовленности (тест Купера, Гарвардский степ-тест, проба Штанге, проба Генчи, проба Серкина, проба на устойчивость (Ромберга), тест Руфье и т. д.). Будущие педагоги учились оценивать уровень своего здоровья такими методами, как соматоскопия, соматометрия, антропометрия и др. Каждым студентом в течение четырех семестров заполнялась индивидуальная карта физического состояния, в которой отражались следующие данные: весоростовой показатель, результаты функциональной пробы, результаты выполнения контрольных тестов общей физической подготовленности, коэффициент сформированности навыка ЗОЖ. Реализация второго этапа осуществлялось посредством использования методов, способствующих активизации эмоциональной сферы личности (диалоги, дискуссии, беседы, обсуждения), а также применения самостоятельных, индивидуальных и групповых форм работы, обеспечивающих активное участие каждого студента в здоровьесберегающей программе.

Третий этап реализации программы формирования ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ предусматривает многократную опору на новые ценности, ценностные ориентации в практической деятельности, обеспечивающие развитие здоровьесберегающего самосознания, которое с течением времени трансформируются в здоровый образ жизни. На этом этапе происходило усвоение совокупности педагогических приемов, способствующих овладению разнообразными способами ведения ЗОЖ и формирования его у воспитанников.

Результатом включения студентов в программу стало формирование у них здоровьесберегающего самосознания. Оно выполняет следующие функции: ориентировки в своем внутреннем мире, включающей самопознание и самооценку; целеполагания, саморегуляции, самосовершенствования, прогнозирования.

В процессе реализации программы «Физкультурно-образовательный процесс и ЗОЖ» мы опирались на такие средства саморегуляции, как самовнушение, самоосмысление, самооценка, саморегуляция своих действий. В рамках программы использовались валеологические приемы, создающие оптимистическую перспективу ведения ЗОЖ как основы совершенствования ресурсов организма в процессе занятий физической культурой. Применялись также педагогические приемы самореализации личности в ситуациях успеха: формирование адекватной самооценки, совершенствование информационной и пространственной среды для ведения ЗОЖ и др.

В ходе исследования проведено изучение наиболее приоритетных у студентов видов физкультурной деятельности. В результате удалось определить основные направления методико-практического и учебно-тренировочного разделов программы. Для девушек приоритетными направлениями являлись классическая аэробика, степ-аэробика, атлетическая гимнастика, танцевальная аэробика, фитнес-йога, система Пилатес. Для юношей – лыжная подготовка, спортивные игры (футбол и баскетбол), атлетическая гимнастика.

При формировании смыслового отношения к здоровью и ЗОЖ особое внимание уделялось занятиям йогой, как системе или языку общения и взаимодействия с самим собой. Йога, как оздоровительная система, служит прекрасным средством не только физической, но и психической саморегуляции, что актуально в наше время, характеризующееся значительными стрессами, связанными с психоэмоциональным напряжением.

В ходе опытно-экспериментальной работы студенты привлекались к организации соревнований по спортивным играм (волейбол, баскетбол, настольный теннис, футбол). Они участвовали в подготовке и проведении физкультурно-массовых мероприятий («Приз первокурсника», фестиваль фитнес-аэробики среди студентов, республиканский фитнес-марафон, студенческая спартакиада Северо-Западного региона России, «Лыжня Фонтаны КГПУ, лыжная эстафета КГПУ, «Кросс наций», «Российский Азимут», «Лыжня России» и др.). Во время выездных семинаров Федерации аэробики России в г. Петрозаводск студентам экспериментальной группы была предоставлена возможность прохождения курсовой подготовки и получения дополнительных специальностей: «Инструктор классической аэробики», «Инструктор степ-аэробики и силовых программ», «Инструктор детских фитнес-программ», «Инструктор по программе фитнес-йога» и др.

В целях освоения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми студенты экспериментальной группы в ходе педагогической практики разработали и реализовали на базе школы №46 г. Петрозаводска ряд мероприятий: физкультурно-спортивные праздники, классные часы, уроки здоровья, экскурсии и т. п.

В ходе опытно-экспериментальной работы были определены механизмы реализации программы «Физкультурно-образовательный процесс и ЗОЖ» в рамках учебного процесса, обеспечивающие эффективное формирование ценностно-смысловогого отношения к ЗОЖ: 1) интеграция блоков программы; 2) профессионально-педагогическая направленность процесса формирования ЗОЖ; 3) координация действий педагогического коллектива; 4) индивидуализация форм, средств и методов ведения ЗОЖ; 5) создание положительной мотивации к учебным занятиям и физкультурно-оздоровительным мероприятиям.

Для оценки результативности опытно-экспериментальной работы были выделены критерии и соответствующие им показатели, адекватные компонентам ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ. Критерий когнитивно-интеллектуального компонента определялся с помощью следующих показателей: а) уровень знаний основ ЗОЖ, б) умение их практического использования в процессе сохранения и укрепления здоровья, в) знание физиологических основ использования физических упражнений, г) владение методиками самоконтроля физического и психического здоровья. Критерий рефлексивно-оценочного компонента измерялся такими показателями: а) уровень присвоения студентами полученной информации и превращения ее в собственное знание, б) анализ личного опыта студента, его эмоционального состояния (настроение, чувства, ощущения), вызванного здоровьесберегающей деятельностью, в) удовлетворенность от содержания и методов организации занятий. Критерий операционно-деятельностного компонента оценивался посредством совокупности следующих показателей: а) уровень физической подготовленности, отражающий процесс развития жизненно важных физических качеств, б) сформированность установок на ведение ЗОЖ, в) соблюдение компонентов ЗОЖ.

На констатирующем этапе эксперимента проводилась работа по изучению образа жизни студентов педагогического вуза, отношения и приверженности к ЗОЖ, влияния социальных и бытовых условий на их здоровье и здоровьесберегающую деятельность. Была проведена массовая диагностика ценностно-смыслового отношения студентов к ЗОЖ. Для этого использовались следующие экспериментальные методики: изучение ценностно-мотивационной сферы человека (методика М. Рокича– В.А. Ядова), определение уровня тревожности (шкала самооценки Г. Спилбергера), определение уровня общей физической подготовленности (контрольные тесты дисциплины «Физическая культура»), анкетирование, письменный опрос в форме эссе.

Количественная и качественная обработка данных констатирующего этапа позволила сделать вывод о неблагополучном состоянии здоровья студентов, низком уровне сформированности здоровьесберегающих знаний и навыков, недостаточном уровне и системности знаний и представлений о здоровье, недостаточной приверженности студентов к ЗОЖ, слабом физическом развитии.

В ходе формирующего этапа эксперимента осуществлялось внедрение и практическая апробация интерактивных технологий формирования ценостно-смыслового отношения студентов к ЗОЖ в условиях физкультурного образования. Результаты промежуточного среза позволили констатировать положительную динамику изменения знаний о ЗОЖ, развития общей физической подготовленности, а также овладение навыками ЗОЖ.

Для определения сформированности когнитивно-интеллектуального компонента мы провели анализ уровня здоровьесберегающих знаний студентов экспериментальной и контрольной групп в начале и в конце эксперимента. В результате установлено, что реализация программы успешно отразилась на уровне сформированности знаний о ЗОЖ по всем показателям. В экспериментальных группах уровень сформированности знаний о ЗОЖ изменился с 26,4 % до 75 %, в контрольных группах – с 27,3 % до 32,2 % (рис. 2).


Рис. 2. Динамика формирования уровня знаний о ЗОЖ, %


Результаты анализа сформированности операционно-деятельностного компонента ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ в конце эксперимента показали, что в ходе программы в экспериментальных группах заметно уменьшилось (с 34,3 % до 17,1 %) количество студентов с низким уровнем сформированности навыков ЗОЖ, увеличилось с 54,3 % до 65,8 % и с 14,3 % до 17,1 % число студентов со средним и высоким уровнем.

В контрольных группах почти не изменилось число студентов с высоким и средним уровнем сформированности навыков ЗОЖ. Межгрупповые различия статистически достоверны (р<0,05).

Итоговое исследование уровня сформированности рефлексивно-оценочного компонента ценностно-смыслового отношения студентов к ЗОЖ показало, что ценность «здоровье» переместилась с третьей ранговой позиции на первую у большинства участников эксперимента. Оценивая уровень данного компонента выявлялось два вида рефлексии: рефлексия ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ с позиции студента и с позиции педагога. Для диагностики сформированности рефлексии был использован метод письменного опроса в форме небольшого эссе, в котором студентам предлагалось осветить ряд вопросов: «Изменилось ли Ваше отношение к своему здоровью и здоровью окружающих?», «Что изменилось в Вашем стиле жизни?», «Что нового о ЗОЖ Вы узнали в рамках дисциплины Физическая культура?», «Как Вы предполагаете использовать эти знания в педагогической практике?». Анализ письменных работ показал, что большинство студентов экспериментальных групп в значительной мере осознали необходимость ведения ЗОЖ, приобщения к нему детей. Несколько человек успешно прошли курс обучения «Инструктор фитнес-программ» и, как сами отмечают, теперь являются «проводниками ЗОЖ».

При исследовании динамики развития уровня общей физической подготовленности (ОФП) установлено некоторое превосходство экспериментальных групп. В них количество студентов, имеющих оценку «удовлетворительно» сократилось на 10 %, а получивших оценку «отлично» увеличилось на 30 % (рис. 3).


Рис. 3. Динамика формирования здоровьесберегающих знаний, навыков и уровня ОФП студентов экспериментальной группы


Для определения психоэмоционального состояния студентов были проведены исследования по выявлению стрессовой ситуации (тест Люшера)

и оценка уровня личной тревожности (шкала самооценки Спилбергера). Анализ результатов показал, что в экспериментальной группе стрессовая ситуация снизилась на 32,9 %, а уровень тревожности к концу эксперимента снизился на 8,7 %. Это стало следствием изучения и применения студентами методик коррекции психоэмоционального состояния. Таким образом, в ходе реализации программы «Физкультурно-образовательный процесс и ЗОЖ» у студентов экспериментальной группы значительно улучшилось ценностно-смысловое отношение к ЗОЖ, повысился уровень развития компетенций, личностных качеств, определяющих здоровьесберегающее поведение, снизилась тревожность, нормализовалось психоэмоциональное состояние, вырос уровень ОФП.

В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы:

  1. Ценностно-смысловое отношение будущего учителя к ЗОЖ характеризуется осознанием им здоровья как важнейшей ценности жизни, осмыслением собственных действий, внутренних состояний, чувств, выработкой на этой основе здоровьесберегающих убеждений, установок, способов поведения, ориентированных на активную физкультурно-образовательную деятельность, овладением профессиональными здоровьесберегающими компетенциями и образующихся в единстве и взаимосвязи когнитивно-интеллектуального, рефлексивно-оценочного, операционно-деятельностного компонентов.

  2. Здоровый образ жизни является составляющей общей культуры личности будущего педагога, характеризующей ценностное отношение к своему здоровью, здоровью учащихся, направленное на его сохранение, укрепление с целью максимальной самореализации личностного потенциала, воплощенной в единстве мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого, содержательно-операционного компонентов.

  3. Процесс формирования ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ реализуется в следующей логике: 1-й этап – понимание смысла валеологической информации, определение ее места в имеющейся системе знаний; 2-й этап – соотнесение здоровьесберегающего знания с имеющейся системой ценностей, присвоение его как ценности, формирование на ее основе определенного типа отношений, ценностных ориентаций, установок к здоровью, профессиональному становлению; 3-й этап – многократная опора на новые ценности, ценностные ориентации в практической деятельности обеспечивающая развитие здоровьесберегающего самосознания, которое трансформируются в ЗОЖ.

  4. Эффективность реализации авторской программы «Физкультурно-образовательный процесс и ЗОЖ» достигалась путем ее педагогического обеспечения, включающего научно обоснованные цели, задачи, принципы, единство этапов, механизмы реализации программы, инновационные технологии, критерии и показатели ценностно-смыслового отношения будущих учителей к ЗОЖ, методы его поэтапной, системной диагностики, интеграцию компонентов ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ.

  5. Высокая результативность формирования ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ будущих педагогов достигается при соблюдении следующих организационно-педагогических условий: а) активное использование в рамках физкультурно-образовательной деятельности инновационных технологий, психофизических методик; б) организация конструктивного взаимодействия, сотрудничества субъектов воспитательно-образовательного процесса; в) регулярная диагностика ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни, своему здоровью; г) поэтапная коррекция жизнедеятельности студентов средствами физкультурного образования.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы формирования ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ у студентов педагогического вуза. В дальнейших исследованиях целесообразно рассмотрение таких научных проблем: влияние культурно-образовательного пространства вуза на ЗОЖ студентов; ценностные ориентации в контексте гендерного подхода к физическому воспитанию; использование информационно-коммуникативных технологий для оптимизации физкультурно-оздоровительных мероприятий в образовательной сфере и др.



<< предыдущая страница   следующая страница >>