uzluga.ru
добавить свой файл


ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ПРОФСОЮЗЛАРЫ ФЕДЕРАЦИЯСЕ

420012, Казан,Моштэри ур, 9

тел. 236-93-14

факс: 236-93-11

E-mail: official@proftat.ru

www.proftat.ru





ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

420012, Казань, Муштари, 9

тел. 236-93-14

факс: 236-93-11

E-mail: official@proftat.ru

www.proftat.ru





№________552-03_______________

_____16.07.2012 г._____________

Президенту

Республики Татарстан

Р.Н. Минниханову


«О предложениях в проект

бюджета Республики Татарстан

на 2013 год и на плановый

период 2014-2015 годов»


Уважаемый Рустам Нургалиевич!


Институт социального партнерства, сформированный в последние 20 лет, ставит перед республикой главную задачу – задачу повышения уровня и качества жизни населения, что напрямую корреспондируется с бюджетной политикой нашего региона.

В настоящее время в республике созданы серьезные экономические и политические предпосылки для кардинального повышения качества жизни граждан.

Татарстан, несмотря на сложные посткризисные годы, вновь взял позитивный тренд на уверенный рост экономики, что позволяет на сегодняшний день иметь лидирующие позиции среди регионов России.

Лакмусом успешного социально-экономического развития республики стал такой показатель, как бюджетная обеспеченность, по уровню которого Татарстан занимает I место в ПФО и находится в первой пятерке регионов России.

Бюджетная наполняемость продолжает расти и в текущем году. Так, по итогам первых 5 месяцев, бюджет республики пополнился дополнительными средствами, благодаря которым общий объем доходов повысился на 30,3 млрд. рублей или 26,6 % от первоначально утвержденного, что также свидетельствует об эффективной бюджетной и налоговой политике Татарстана.

Благодаря высокому экономическому потенциалу, республика планирует к 2015 году выйти на уровень развитых стран, с объемом ВРП на душу населения в 35 тысяч долларов и среднемесячной заработной платой в 40 тысяч рублей.

Несмотря на то, что Татарстан видит своей приоритетной задачей обеспечение высокого уровня жизни на основе достойной заработной платы и принимает ряд мер, многое в этом вопросе пока еще не достигнуто.

P Проблемой из проблем является необоснованно низкий уровень минимального размера оплаты труда (МРОТ), покупательная способность которого ежегодно снижается. Если установленный с начала 2009 года МРОТ по отношению к прожиточному минимуму (ПМ) трудоспособного населения составлял в республике 97%, то уже к июню 2012 года – 81,8%. Темп его отставания увеличился за 3 года более чем в 6 раз.

Такой минимум оплаты труда является препятствием, как для воспроизводства рабочей силы, так и для стимулирования производительного труда.

На сегодняшний день российский МРОТ отстает от минимальной заработной платы европейских стран от 9 до 14 раз. Для сравнения: по данным Федерации европейских работодателей (Fed EE) в 2008-2009гг. МЗП составила в Австрии – 1000 евро, Франции -1321, Бельгии – 1387, Люксембурге – 1641 и т.д.

ООН и Международное бюро труда еще в 1987 году рекомендовали государствам нижний порог заработной платы 3 доллара в час, что обеспечило бы на сегодняшний день величину МРОТ в Татарстане на уровне более чем 60% от средней заработной платы. А ведь это – норматив 25-летней давности!

В этой связи необходимо отметить, что в 2008 году был принят прогрессивный Закон «О минимальном потребительском бюджете в Республике Татарстан» (далее – МПБ), в котором установлена норма ежегодного заключения Соглашения о минимальной заработной плате, где должны быть прописаны этапы ее роста до уровня МПБ. Однако, именно в этом аспекте, Закон с момента его подписания в республике не выполняется.

В течение 3-х лет подряд профсоюзы республики разрабатывают проект и предлагают заключить «Соглашение о минимальной заработной плате в Республике Татарстан», однако до настоящего времени оно не заключено. В то время как в регионах России подобная практика успешно реализуется не первый год.

В этой связи, просим Вашего содействия в выполнении Закона «О минимальном потребительском бюджете в Республике Татарстан» и реализации его норм в части ежегодного подписания вышеназванного Соглашения.

На наш взгляд, в бюджете Республики Татарстан на 2013 год необходимо отразить размер минимальной заработной платы на уровне не ниже 90% ПМ трудоспособного населения, с выходом в 2014 году на уровень 100% ПМ.

Актуальность доведения МЗП до уровня ПМ трудоспособного населения связана также с необходимостью преодоления в Татарстане бедности. По последним данным Росстата за 2007-2010гг. среди категории бедного населения республики 61% составляют работающие люди, 25% - дети, что, в принципе, не должно быть ни в одной из цивилизованных стран, в т.ч. в таком экономически продвинутом регионе, как Татарстан.

P Надо отметить также, что МРОТ важен для Татарстана и как базовая гарантия для выстраивания иерархии оплаты труда во всех видах экономической деятельности.

Практика показывает, что низкие минимальные гарантии в оплате труда, в целом, тормозят рост заработной платы как в бюджетной сфере, так и в реальном секторе экономики. Так, по итогам минувшего года на 10% возросла численность работающих с заработной платой ниже МПБ и более чем на 21% - с оплатой труда ниже порога бедности. Темп роста реальной заработной платы за тот же период остается ниже докризисного уровня в 2,7 раза. При этом темп роста реальных доходов продолжал снижаться и в 11 раз отставал от докризисного года. В 2011 году Татарстан в рейтинге по заработной плате занимал 32 место среди регионов России, в то время как по экономическим показателям входил в пятерку динамично развивающихся регионов.

В текущем году темп роста номинальной среднемесячной заработной платы в республике несколько ускорился, однако ее разрыв с российским уровнем оплаты труда продолжает оставаться значительным, достигая 14,4% (2011 г. – 15,6%, практически, на уровне 2007г.). По размерам заработной платы, в сравнении с регионами России, Татарстан занимает 30 место (январь-апрель 2012г.).

Заработная плата работников образования, здравоохранения и культуры, являющихся основой роста интеллектуального потенциала Татарстана, несмотря на принимаемые меры, остается несоизмеримо низкой по сравнению с социальной значимостью, сложностью и ответственностью их труда. Так, анализ оплаты труда за январь-май 2012 года показал сохраняющееся серьезное отставание заработной платы в сфере образования и здравоохранения от среднереспубликанского уровня на 28,3% и 28,9% соответственно. Продолжает также иметь место низкая покупательная способность заработной платы в бюджетной сфере, которая в 1,4 раза ниже среднереспубликанского показателя (2011г. – в 1,5 раза).

В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» определены ориентиры роста заработной платы бюджетной сферы в период 2012-2018гг., что нельзя не приветствовать. Однако некоторую обеспокоенность вызывает главное условие роста заработной платы, а именно – «повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций».

На наш взгляд, по данному вопросу необходимо принять взвешенное и сбалансированное решение, с учетом практики прошлых лет.

К примеру, неоднократно проведенная оптимизация в системе здравоохранения республики обусловила последовательное, ежегодное снижение численности врачей и средних медицинских работников.

На сегодняшний день, по данным Программы модернизации здравоохранения Республики Татарстан на 2011-2012 годы, дефицит обеспеченности врачебными кадрами составляет более 35% (Постановление Кабинета Министров РТ от 16.05.2012 г. № 379).

Необходимо также отметить, что за период с 2001г. по 2010г., количество неэффективных больничных учреждений здравоохранения в республике сократилось в 2,7 раза. Программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи в Татарстане за 2009-2011 годы имеет дефицит в размере более 30% от нормативного уровня финансирования, что изначально определяет снижение доступности и качества медицинской помощи, а также - крайне недостаточный рост оплаты труда.

При этом фактический рост заработной платы обеспечивается в значительной степени за счет интенсификации труда (повышения нагрузок) или дополнительной вторичной занятости.

Неблагополучна ситуация и в сфере образования, где из-за низкой заработной платы продолжается отток педагогических кадров. По данным Министерства образования и науки Республики Татарстан, в 2010-2011 учебном году из 4043 педагогических работников, выбывших из образовательных учреждений, 340 молодых специалистов, 1495 педагогических работников сменили сферу профессиональной деятельности, что составляет 37%. Доля молодых специалистов, со стажем работы до 5 лет, достигла лишь 10,5%. Остается высоким удельный вес работающих пенсионеров.

С учетом изложенного и в целях повышения заработной платы, Федерация профсоюзов РТ предлагает при формировании бюджета Республики Татарстан на 2013 год и на плановый период 2014-2015гг.:

-ликвидировать дефицит Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи; обеспечить финансирование системы здравоохранения на уровне не ниже нормативного, что позволит повысить фонд оплаты труда и, соответственно, заработную плату работников здравоохранения;

-предусмотреть расходы на заработную плату работников образования с учетом необходимости ее доведения до средне-республиканского уровня и сохранения данного тренда в последующие годы;

-кроме того, в целях сохранения реального содержания заработной платы и защиты ее покупательной способности, считаем необходимым, запланировать дополнительные финансовые средства, как минимум, на текущую индексацию заработной платы работников бюджетной сферы с учетом роста цен, тарифов, общей инфляции, согласно статье 134 Трудового кодекса РФ, а также в соответствии с динамикой роста величины ПМ трудоспособного населения.

P В республике сохраняется достаточно напряженной ситуация в сфере охраны труда.

Ежегодно растет доля работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарным нормам. Практически, каждый третий работает в неблагоприятных для здоровья условиях труда. Каждый второй работник получает какой - либо вид компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда.

В последние годы наша республика занимает «лидирующее» место в Приволжском федеральном округе по числу дней нетрудоспособности на одного пострадавшего при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях. И лишь третье место - по финансированию мероприятий по охране труда в расчете на одного работающего.

В бюджетной сфере не решены вопросы финансирования мероприятий, направленных на создание безопасных условий труда. До сих пор законодательно не определен норматив финансирования, соответственно мероприятия по охране труда финансируются по остаточному принципу.

Так, в 2011 году на мероприятия по охране труда в бюджетном секторе экономики (в расчете на одного работающего) направлено чуть более 2-х тысяч рублей, что в 3 раза ниже среднереспубликанского показателя.

Все более значимым становится вопрос аттестации рабочих мест по условиям труда в республике. Это связано как с актуальностью проблемы, так и с принятием Правительством РФ Постановления от 20.11.2008 г. № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», предполагающего предоставление компенсаций только по результатам аттестации.

В то же время, по данным Татарстанстата, в республике аттестовано лишь 57,2% рабочих мест. Практически не улучшается ситуация на сельскохозяйственных предприятиях, в строительстве, на предприятиях малого и среднего бизнеса, т.е. там, где имеет место высокий профессиональный риск повреждения здоровья.

Остается неудовлетворительной обстановка и в бюджетной сфере. Из-за недостаточного финансирования аттестация в бюджетных организациях проводится медленными темпами, на сегодняшний день аттестовано от 13% до 35% рабочих мест.


До сих пор в Татарстане законодательно не установлены правовые нормы по наделению органов местного самоуправления полномочиями в сфере охраны труда, как это было предложено профсоюзами.

Учитывая изложенное, считаем необходимым, в бюджете РТ на 2013 и последующие годы предусмотреть адекватное финансирование для создания и содержания служб (специалистов) по охране труда в министерствах, ведомствах и муниципальных образованиях, а также учесть при формировании бюджетов министерств здравоохранения, образования и науки, культуры, труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан финансирование мероприятий по охране труда, в том числе и на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

P За прошедшие 2 года (2010-2011гг.), в условиях передачи регионам полномочий в организации детского отдыха, проведена определенная работа по обеспечению летнего оздоровительного отдыха детей. Тем не менее, проблемы остаются.

Одной из них является снижение доступности санаторно-курортного оздоровления для детей нашей республики. Начиная с 2010 года, более чем в 3,5 раза сокращено санаторно-курортное оздоровление детей в рамках Республиканской программы отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи (в 2009 г. через Фонд социального страхования отдыхало с лечением более 22 тысяч татарстанских детей, в 2011 г. и на 2012 г. – около 6 тыс. детей).

Третий год нормативная стоимость койко-дня в загородных детских оздоровительных лагерях не отражает реальных затрат на организацию отдыха детей и содержание загородных оздоровительных учреждений (при уровне инфляции за 2009-2011гг. 23,2%, нормативная стоимость койко-дня в загородном детском оздоровительном лагере за этот период увеличилась всего на 10,5%). Кроме того, третий год в нормативной стоимости койко-дня в детском лагере не предусмотрены расходы на питание персонала, текущий и капитальный ремонт зданий и сооружений.

На основании вышеизложенного, в целях повышения качества оздоровительной кампании и сохранения имеющейся в республике инфраструктуры отдыха и оздоровления детей, предлагаем предусмотреть в бюджете Республики Татарстан на 2013 год финансирование:

-мероприятий по развитию материально-технической базы загородных оздоровительных лагерей, модернизации, расширению и укреплению сети оздоровительных учреждений в Республике Татарстан;

-адресной программы по оздоровлению детей и подростков в условиях санаторно-курортной системы Республики Татарстан с сохранением полного или частичного бюджетного финансирования путевок и охватом количества детей не ниже уровня 2009 года (22 тыс.человек);

-Республиканской программы отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи с учетом охвата детей различными видами отдыха не ниже уровня текущего года и утверждения нормативов финансовых затрат на организацию отдыха и оздоровления детей и молодежи в загородных стационарных лагерях не ниже уровня 2009 года с учетом инфляции 2009-2012 гг.

P Медицинская реабилитация (долечивание) работающих граждан непосредственно после стационарного лечения осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В Республике Татарстан Постановлением Кабинета Министров РТ от 28.03.2011 года № 233 «Об организации долечивания (реабилитации) работающих граждан непосредственно после стационарного лечения в условиях санаторно-курортного учреждения» более чем в два раза сокращен объем финансирования долечивания работающих граждан в условиях санаторно-курортных учреждений в сравнении с 2009 годом (2009 г. – 222 млн. руб.; 2011 г. - 99,9 млн. руб.), уменьшен перечень заболеваний, позволяющий пройти восстановительное лечение работникам (исключены заболевания желудочно-кишечного тракта).

В 2011 году долечивание (реабилитацию) получили всего 4634 человека (99 % от плана), в 2009 году – 10189 человек (103% от плана).

Вместе с тем, в республике сложилась неблагоприятная тенденция в состоянии здоровья граждан: отмечается рост заболеваемости населения с впервые в жизни установленным диагнозом; возрос удельный вес численности инвалидов в трудоспособном возрасте (с 2004 года доля инвалидов трудоспособного возраста увеличилась с 40,6 до 49,8 процентов от их общего числа); продолжает расти смертность от инфаркта миокарда населения в трудоспособном возрасте, по итогам 2011 года смертность составила 22,7 на 100 тыс. населения (в 2010 г. – 22,3, в 2009 г. – 22,1), ежегодно около 8500 больных регистрируется с нестабильной стенокардией; заболеваемость цереброваскулярными болезнями повысилась на 9,3% (если в 2008 г. – 641, то в 2010 г. – 701,1 чел. на 100 тыс. населения), смертность от цереброваскулярных болезней в трудоспособном возрасте также имеет тенденцию к увеличению, за последние три года (2008 – 2010 гг.) она выросла на 4,9% (если в 2008 г. – 34,7, то в 2010 г. – 36,9 умерших на 100 тыс.чел.); за 2008-2010гг. на 7% возросла первичная заболеваемость населения сахарным диабетом, распространенность заболеваемости населения сахарным диабетом за тот же период повысилась на 16,2 %.

Опыт регионов России в решении вопросов обеспечения восстановительного лечения граждан после оказанной стационарной помощи сегодня не в пользу нашей республики.

Нижегородская и Самарская области не только сохранили на высоком уровне финансирование реабилитационного лечения (долечивания) работающих граждан (в Нижегородской области – 193 млн.руб., в Самарской области – 230 млн.руб.), но и расширили перечень заболеваний, при которых граждане направляются на восстановление здоровья в санаторные учреждения (Самарская область сохранила перечень заболеваний, действовавший на федеральном уровне до 2010 года, включая операции при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и поджелудочной железы, добавила – долечивание после пневмонии, бронхиальной астмы, болезней ревматологического профиля, операций на венах; Нижегородская область – сохранила перечень заболеваний, действовавший до 2010 года).

Республика Башкортостан запланировала в бюджете на 2012 год финансирование долечивания работающих граждан в сумме 140 млн.рублей.

Пензенская область сохранила ранее действовавший перечень заболеваний, а также дополнила его долечиванием после лапароскопических операций при женском бесплодии, урологических операций по поводу мочекаменной болезни.

Города Санкт-Петербург, Москва и Свердловская область значительно расширили перечень заболеваний, позволяющих бесплатно обеспечивать работающих граждан восстановительным лечением в санаторных условиях.

В связи с изложенным, считаем необходимым увеличить финансирование восстановительного лечения (долечивания) работающих граждан до уровня не ниже 2009 года с учетом инфляции (не менее 269 млн. рублей).

Кроме того, на наш взгляд, необходимо предусмотреть в бюджете Республики Татарстан на 2013 год увеличение расходов на санаторно-курортное лечение работников бюджетных учреждений Республики Татарстан и расширение финансирования данного направления, предусмотрев санаторно-курортное лечение для низкооплачиваемых работников муниципальных учреждений.

P В Бюджетном послании на 2013-2015 гг. Президент РФ отметил, что для достижения целей социально-экономической политики и обеспечения общественного контроля за их достижением формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе государственных программ.

В целях реализации государственной политики занятости населения, защиты граждан от безработицы в Республике Татарстан принята Республиканская программа содействия занятости населения (далее – Программа), в которой обозначены вопросы регулирования рынка труда, качества подготовки специалистов, их трудоустройства и успешной социализации в обществе.

Программой предусмотрены мероприятия, финансирование которых осуществляется за счет бюджета РФ, РТ, бюджетов муниципальных образований, а также внебюджетных источников, не запрещенных законом.

Объем финансирования на 2013 год из республиканского бюджета предусмотрен в размере 42,1 млн. руб. (с учетом переданных полномочий 525,17 млн. руб.), что соответствует уровню 2012 года, в том числе в разрезе задач:

1. На реализацию мер, обеспечивающих снижение напряженности на рынке труда - объем финансирования из бюджета РТ, с учетом переданных полномочий, в размере 227,07 млн.руб. – на уровне 2012 года.

2. На сохранение действующих и создание новых рабочих мест запланировано 5,93 млн.руб. – на уровне 2012 года.

3. На повышение качества предоставления государственных услуг в области содействия занятости объем финансирования за счет бюджета РТ с учетом переданных полномочий – 292,16 млн.руб. – на уровне 2012 года.

В то же время, на административные расходы Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан по осуществлению полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения объем финансирования составит 30,57 млн. руб., что на 2% больше уровня 2012 года.

С учетом инфляционных процессов - это означает снижение реального уровня финансирования мероприятий в сфере содействия занятости населения.

Считаем необходимым, увеличить с учетом инфляции объемы финансирования на 2013 год Республиканской программы содействия занятости населения для реализации активных форм занятости, самозанятости, программ временной занятости, организации эффективной работы по профессиональной ориентации и внести данные расходы в проект бюджета Республики Татарстан на 2013 год.

P На сегодняшний день актуальным остается вопрос повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса в таких направлениях как: создание региональной нормативной правовой базы, упорядочение работы в сфере управления жилищным фондом, обеспечение социальной защищенности малообеспеченного населения и т.д.

За последние три года рост тарифов за услуги жилищно-коммунального хозяйства значительно опережает показатель роста номинальной среднемесячной заработной платы населения республики. Так, за 2009-2011гг. рост тарифов составил 57,7%, а средняя заработная плата за тот же период возросла лишь на 35,1%.

По данным Татарстанстата, в I кв. 2012 г. число семей, получивших субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, составило 77,1 тыс. (5,6% от общего числа семей), что на 13,5 тысяч меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Продолжается рост численности граждан пенсионного возраста и граждан, нуждающихся в социальной защите.

На наш взгляд, сегодня социальная защита малообеспеченного населения в республике недостаточно эффективна. Размер регионального стандарта максимальной доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, установленный в республике на уровне 21%, не позволяет расширить диапазон государственной поддержки нуждающимся. При этом, в регионах России есть позитивный опыт по снижению данного стандарта: в г. Москве данный стандарт составляет 10%, в г. Санкт-Петербурге – 16%, в Республике Марий Эл, Нижегородской и Оренбургской областях – 18% (по данным Центра муниципальной экономики и права).

Кроме того, в республике снижен стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый при расчете субсидий для семей, состоящих из 3-х,

4-х, 5-ти и более человек, с 18 кв. м. на человека до 17, 14 и 12 кв.м. соответственно, что в значительной мере ниже нормативов, установленных во многих регионах России, где утвержден стандарт из расчета 18 кв.м. на человека. Принятое Правительством РТ решение (до 2008 г. - Постановлением Кабинета Министров РТ, с 2008 г. – Постановлением Государственного Комитета РТ по тарифам) ведет к неравномерной социальной поддержке граждан с низким уровнем доходов, что ухудшает уровень и качество жизни данных семей и противоречит задачам современной демографической политики в Республике Татарстан.

В этой связи считаем необходимым, поэтапное снижение значения регионального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с 21% до 16%, а также изменение регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемого при расчете субсидий для семьи из трех и более человек, в размере не менее 18 кв.м. на одного человека.

Сегодня уровень потерь в жилищно-коммунальном хозяйстве, тепловых и электрических сетях очень высок (достигает по некоторым услугам, в частности, в водоснабжении, 30%). Это означает, что население несет дополнительные расходы, поскольку существующие потери поставляющая организация учитывает при формировании тарифа.

Кроме того, ликвидация перекрестного субсидирования тарифов повлечет дополнительную нагрузку (более 4 млрд.руб.) на население республики. В настоящее время разницу в тарифах оплачивают промышленные предприятия республики.

В связи с изложенным, предлагаем при формировании бюджета Республики Татарстан на 2013 год:

-запланировать средства на компенсацию затрат на теплоснабжение населению г. Казани в связи с различными тарифами производителей (с 01.09.2012г. - МУП «ПО «Казэнерго» - 1422,41 руб./Гкал., ОАО «Татэнерго-сбыт» - 630,40 руб./Гкал.);

-запланировать средства на проведение (на согласованных условиях) мероприятий, связанных с сокращением издержек организаций, производящих электрическую и тепловую энергию, оказывающих коммунальные услуги, за счет: обучения персонала, внедрения сберегающих технологий, сокращения потерь ресурсов при обслуживании населения и т.д.;

-предусмотреть увеличение объема средств на выплату субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг для малообеспеченного населения.


Председатель

Федерации профсоюзов

Республики Татарстан Т.П. Водопьянова