uzluga.ru
добавить свой файл
  1 2 3
Раздел 3. Самостоятельная работа

Примерный перечень тем рефератов

  1. Современные культурологические концепции.

  2. Синергетика - новый взгляд на динамические процессы.

  3. Культура как способ реализации творческих возможностей человека

  4. «Осевое время» и судьбы мировой культуры.

  5. Миф как основа культуры раннеземледельческих цивилизаций

  6. Человек и мир в культурах Востока.

  7. Изначальная заданность мира в культурах Востока

  8. Особенности процесса индивидуализации человека в архаической и классической античности.

9. Гармоничность и упорядоченность античного космоса.
10.Рождение средневековой христианской культуры.

11 .Куртуазия как особенность средневековой культуры. 12.Двоемирие средневековья.

13. Свет и тени Ренессанса

14.Становление личности в новоевропейской культуре.

15.Разум в эпохе Просвещения.

16.Кризис европейской культуры XX века

17.Рождение нового мира в культуре постиндустриального общества

18.Специфика восточного искусства.

19.Искусство античной Греции и Рима.

20.Романский и Готический стили в искусстве средневековья

21. Искусство эпохи Возрождения.

22.Барокко как стиль новоевропейского искусства.

23.Реалистическое искусство в классической Европе.

24.Пространство и время в искусстве модерна и постмодерна.

методические указания по подготовке рефератов

Под реферированием понимается анализ опубликованной литературы по проблеме, то есть систематизированное изложение чужих обнародованных мыслей с указанием на первоисточник и в обязательном порядке с собственной оценкой изложенного материала. Студент обязан показать самостоятельную творческую работу.

Источником для написания реферата может быть любое опубликованное произведение, включая работы в Интернете (с указанием точного адреса веб-страницы), а также интервью, которое автор реферата взял у того или иного специалиста (с обязательным указанием даты и места интервью).

Все цитаты и любые не общеизвестные сведения (мнения специалистов, цифры, факты, и пр.), почерпнутые из этих источников, должны иметь свои ссылки или сноски. Переписанные без ссылок и сносок монографии, учебники, рефераты, статьи из журналов расцениваются как неудовлетворительная работа. Минимальное количество источников – пять, причем статьи и заметки из газет и ненаучных журналов, конспекты лекций и семинарских занятий источниками не признаются.

Рекомендуемый объем реферата – от 15 до 25 машинописных страниц, не считая титульного листа и страницы с указанием использованной литературы.

Реферат должен быть сдан не позже оговоренной с преподавателем даты.

Вопросы по самоконтролю

1. Современные культурологические концепции.

2. Культура Древнего Китая.

3. Конфуцианство и даосизм в китайской культуре.

4. Памятники культуры Древней Индии.

5. Буддизм как основа мировоззрения.

6. Особенности японской культуры. Памятники культуры.

7. Художественные и эстетические особенности культур Древнего Востока.

8. Культ мертвых у египтян.

9. Памятники египетской культуры и цивилизации.

10. Культура Античной эпохи.

11. Культура Древней Греции.

12. Культура Древнего Рима.

13. Культура раннего Средневековья.

14. Культура классического Средневековья.

15 Культура эпохи Возрождения.

16. Титанизм личности.

17. Искусство Ренессанса.

18. Гуманизм - ценностная основа эпохи Возрождения.

19. Основные доминанты эпохи Просвещения.

20. Стилевые и жанровые особенности искусства 18 столетия.

21. Европейская культура в 19 веке: основные тенденции.

22. Культура славянских племен и народов.

23. Языческая культура древних славян.

24. Принятие христианства - переломный момент в истории русской культуры.

25. Европеизация русской культуры.

26. «Золотой век» русской культуры.

27. «Серебряный век» русской литературы.

29. Революция октября 1917 года и культура.

30. Тоталитаризм и культура.

31. Социокультурная ситуация 60-70-х годов ХХ - го века в России.

32. Советская культура 80-х годов ХХ-го века.

33. Актуальные проблемы современной Российской культуры.


Раздел 4. Литература

основная

  1. «Культурология» под ред. Г.В.Драч ,учеб.пособие для вузов ,Феникс ,2010

  2. Культурология /Под ред. Н.Воскресенской.-2-е изд.Юнити Дана,2008

  3. Культурология. История мировой культуры : учебник для вузов /Под ред. Н.Воскресенской.-2-е изд.,стер.ЮНИТИ-ДАНА, 2008

Дополнительная

  1. Столяренко В. Е. Культурология. Краткий курс лекций 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2011. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru

  2. Солонин Ю. Н. Культурология. Учебник для бакалавров - М.: ЮРАЙТ, 2012. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru

  3. Мартысюк П. Г. Культурология. Пособие для студентов вузов - Минск: ТетраСистемс, 2011. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru

  4. Багдасарьян Н. Г. Культурология. Учебник для бакалавров 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2012. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru

  5. Горелов А. А. История русской культуры. Учебник для бакалавров 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2012. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru

  6. Милюков П. Очерки по истории русской культуры - М.: Директ-Медиа, 2007. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru

  7. Сахаров А. Н. Народная культура - М.: Русское слово, 2007«Университетская библиотека» www.biblioclub.ru

  8. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество - М.: Директ-Медиа, 2007. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru

  9. Пушнова Ю. Б. История культуры. Краткий курс лекций для вузов - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007«Университетская библиотека» www.biblioclub.ru

  10. Гуревич Я. Г. История Греции и Рима«Университетская библиотека» www.biblioclub.ru


Раздел 5. Глоссарий

Архетип — психический смысл в чистом виде, но не просто смысл, а первосмысл, незримо организующий и направляющий жизнь нашей души, (по Юнгу).

Духовная культура — включает в себя сферу духовного производства и его результаты, религию, философию, мораль, искусство, науку и т.д.

Культура — латинское происхождение - «возделывание», «уход». Это этика. Культура - переносное - воспитанность, просвещённость.

Культура — характеристика ментальности (установки сознания, его нацеленности вовне - на мир и внутрь себя, на собственные глубины духа).

Культура — совокупность символов, верований, ценностей, норм.

Культура — все достижения человечества, всё созданное человечеством.

Культурология — самостоятельное направление философии, изучающая культуру в контексте философских проблем - бытия, сознания, общества, личности и т.д.

Культурные сверхсистемы — Культура есть совокупность всего сотворенного или признанного данным обществом на той или иной стадии развития. В ходе этого развития общество создаёт различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые, и т.д. Главным свойством всех этих культурных систем является тенденция их объединения в систему высших рангов - образуются культурные сверхсистемы. (по П. Сорокину).

Материальная культура — охватывает сферу материального производства и его продукты - технику, технологию, средства связи и коммуникации, производственные здания и сооружения, транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т.д.

Мировая культура — объединение достижений национальных культур. (ценности, признанные во всём мире).

Национальная культура — сохраняет свою самобытность и уникальность, принадлежит определённому эпосу, народу.

Структурализм — делает акцент на исследование форм, в которых протекает духовная культуротворческая деятельность человека: общечеловеческих универсалий, всеобщих схем и законов деятельности интеллекта. Эти всеобщие формы обозначены понятием структуры.

Теория игры — игровое начало, не только свойство художественной деятельности, но и основание всей культуры. Культуроформирующее свойство игры связано с тем, что для изменения окружающей среды посредством любой материальной действительности, человек должен «проиграть» деятельностный процесс.

Цивилизация — термин употребляется для обозначения ступени, уровня развития культуры. Это заключительный этап развития какой-либо культуры или какого-либо периода общественного развития, для которых характерны высокий уровень научных и технических достижений и упадок искусства и литературы.

Цивилизация — совокупность созданных человеком средств.

Античная культура

Античная культура — древнейшая культура Средиземноморья, считается величайшим творением человечества. (от II тыс. до н .э. до первых веков христианства). Она раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе значимостью архитектуры и скульптуры, этической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания.

Антропоцентричность — предполагает культ тела человека. Идеализируя богов, греки представляли их в образе человеческом и наделяли высшей телесной красотой.

Гомеровская эпоха — эпоха формирования нового типа культуры в целом, так и художественной культуры в частности, это период появления «Илиады» и «Одиссеи» - великих эпических поэм - которые выступали как кодекс морали, поэмы были каноном поведения, источником знаний, сокровищницей мудрости.

Греческий агон — (борьба, состязание )- олицетворял характерную черту свободного грека.

Катарсис — (очищение)- облагораживание людей, освобождение душ от «скверных» или болезненных аффектов.

Мера — как исходный принцип существования чего-то определённого, она едина и неделима.

Олимпийские игры — 776 г. до н.э. - бег с факелами ( состязания бегунов) и др. игры. Местом игр была священная роща Альтис. Здесь ораторы выступали перед зрителями раз в четыре года, устраивался праздник, равного которому античность не знала - праздник духовного общения лучших умов и самых блестящих талантов Греции.

Возрождение

Барокко — (с итальянского - странный, вычурный) - стиль получил распространение в католических странах, где пошатнулись позиции официальной церкви после реформации.

Возрождение — (Ренессанс), стиль начал применяться ещё в XVI веке. Самое главное в культуре Ренессанса - теория и практика возвеличивания, самоутверждения человеческой личности - титанизм. Итальянское Возрождение имеет свою внутреннюю периодизацию: проторенессанс (XIII-XIV в.в.), раннее Возрождение (XV в.), зрелое или высокое (1530-1550 годы). Позднее (XVI в.), Ренессанс часто характеризуется как возрождение античных наук и искусств.

Гуманизм — выступает как философско-практический тип возрожденческой культуры. Ренессанс - есть теория и практика гуманизма. Гуманизм - есть свободомыслящее сознание и вполне светский индивидуализм. Первый гуманист и первый литератор в Европе считается Франческо Петрарка.

Реформация — Крупное явление европейской и всемирной истории, связанное с формированием в XVI веке новых христианских вероучений, отходом на этой основе от капитализма больших масс верующих, расколом римско-католической церкви, образованием новых христианских церквей и множества нецерковных религиозных общностей.

Poi amp; o — Этот стиль доминировал в первые десятилетия XVIII века, находил проявления в прикладном искусстве - мебели, бронзе, фарфоре.

Отечественная культура

Авангардизм — (передовой отряд) - условное наименование художественных движений начала XX века, стремление к обновлению средств выражения и форм произведений, взаимоотношений художников с жизнью.

Азбуковники — первые краткие словари иностранных слов.

Былины — устные поэтические произведения о прошлом.

Исихазм — многоаспектное учение о внутренней духовной сосредоточенности, глубоко вошёл в русскую культурную традицию. Иконопись-икона не портрет, а прообраз будущего... символически выражается чрезвычайная сила и власть души над телом.

Кремль — ансамбль прекраснейших произведений архитектуры (Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы, шатровые храмы; славяно-греко-латинская академия - первое в России высшее учебное заведение (1687г.).

Критицизм — духовная культура строится на фундаменте переосмысленного опыта и далёких, и совсем близких лет.

Летопись — запись событий из «лета в лето». Каждая летопись - своеобразная историческая энциклопедия, целое произведение. Например, Троицкая летопись 1408 года.

Московское барокко — характерно сочетание белого и красного цветов в убранстве зданий, чёткая этажность построек (например, Нарышкинское барокко).

Национальная культура — культура нации, как общности людей, складывающаяся в ходе формирования капиталистического уклада.

Оружейная палата в Кремле — своеобразная школа искусств и ремёсел, здесь работали архитекторы, художники, ювелиры и др.

Парсуна — портрет реального лица.

Серебряный век русской культуры — период, давший миру замечательные образцы философской мысли, новую мелодию поэзии, воскресил древнерусскую икону, дал толчок новым направлениям живописи, музыки, театра - время формирования русского авангарда.

Степенная книга — описание портретов и времени правления великих русских князей...

Языковая поэзия — опиралась на языческий культ: заговоры, заклинания, обрядовые песни.

Язычество — религиозная форма освоения человеком мира. Языческая культура делится на три периода: в I- обожествлялись силы природы (поклонение матери-земле), во II - культ предков, в III - господство культа бога Перуна как покровителя дружинно-княжеских кругов формирующегося государства.

Золотой и серебряный века

Авангардизм — (от лат. «avan guarde» - передовой отряд) - условное наименование художественных движений начала XX века, для которых характерны стремления к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её установившимися принципами и традициями, поиски новых, необычных средств выражения и форм произведений, взаимоотношений художников с жизнью.

Акмеизм — новое течение - высшая ступень чего-либо, получил определённое теоретическое обоснование в статьях Н. Гумилёва «Наследие символизма- акмеизм», декларация конкретно-чувственного восприятия «вещного мира», возврат слову его основного, изначального смысла.

Русский модернизм — закономерное явление, вызванное глубинными процессами русской культуры.

Русский символизм — художественное направление, где материальный мир рисуется как нечто хаотичное, иллюзорное, как низшая реальность по сравнению с миром идей и сущностей.


Футуризм — (от лат. «future» - будущее), течение в литературе, в котором писатели-футуристы разрушали границу между искусством и жизнью, между образом и бытом, ориентировались на «язык улицы», городской фольклор и плакат.



<< предыдущая страница