uzluga.ru
добавить свой файл
  1 2 3
Темы

Вид занятий

Лек.

Практ.

Сам. раб.

Всего

1.

Культурология. Основные понятия курса.

1




7

8

2.

Культура как предмет научного изучения

1




7

8

3.

Историческое развитие понятия культура.







7

7

4.

Типология культуры

1




7

8

5.

Культура как социальное явление.







7

7

6.

Культура в системе общественных отношений.

1




7

8

7.

Роль культуры в организации досуга.







7

7

8.

Функционирование культурной среды







7

7

Всего по дисциплине

4




56

60




    1. Содержание тем курса.


Тема 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА

Культурология как научная дисциплина. Общественные процессы и задачи культуры. Роль культуры в формировании единого терминологического словаря социальных страт, народов, государств. Культурологическое мышление и гармонизация общества. Культура и культурность. Предмет культурологии. Культурология как научная дисциплина. Структура культурологии. Взаимосвязь и функции составных частей культурологии – истории, теории и социологии культуры. Теория культуры как базовая методологическая дисциплина, исследующая сущность субстанций-доминант культуры, специфику их взаимосвязи друг с другом, внутреннюю динамику и механизмы культурных процессов.

Задачи культурологии: социальные задачи, гуманитарные задачи, духовные, профессиональные. Виды методологического анализа социальных явлений. Научная основа структуры культуры, ее доминант. Закономерности развития культуры и задачи каждого раздела в общем контексте изучения курса.

Тема 2. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Множественность трактовок культуры. Избыточность культуры. Культура как: уровень развития общества; совокупное качество всех явлений; духовная сфера; функциональный компонент; совокупность социальных институтов; энергетическая связь; творчество; развлечение. Научные трактовки культуры. Культура как система приобщения к человеческому роду. Понятие «культура» в социологии, этнографии, психологии, философии. Специфика культурологического определения. Открытость категории «культура».

Категории и понятия теории культур. Труд, деятельность, творчество, мышление – категории динамики культуры. Их место в существовании и развитии культуры. Личность в развитии культуры. Человек-личность как культурологический феномен.

Остальные субъекты культуры - общество, цивилизация, нация как категории теории культуры. Осмысление и обозначение многообразных форм субъекта культуры.

Тема 3. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА»

Первоначальные представления человечества о культуре. Специфика восточного и европейского понимания культуры. «Культ света», «почитание мудрости» /Восток/, «обработка почвы», /Европа/. Представления о культуре в Ведах, трудах Аристотеля, Цицерона, Платона.

Средневековые представления о культуре. Культура как высшее проявление божественного духа, служение великой идее, великой религии. Возрождение о культуре. Формирование платформы «классической модели культуры». «Классическая модель культуры»: гуманизм, историзм, рационализм. Представители направлений о культуре. Теоретики гуманистического направления о культуре. Руссо, Вольтер о культуре-просвещении, культуре-цивилизации. Истористы: их видение культуры, нравственности в моделях прошлого. Локальные общества прошлого как вершина гуманности, нравственности, культуры. Кант, Гегель, Шиллер о культуре. Культура как идеальное построение, развивающееся по своим законам. Культура как элитарное образование-явление.

Понимание культуры в работах Маркса и Энгельса. Идеи о труде, как основном источнике культуры. Субъекты культуры, степень их участия в ее развитии. Возможности и задачи свободного времени. Свободное время - пространство для творчества, саморазвития. Социальная стратификация культуры, условия труда и степень отчужденности человека от культуры, возможности преодоления этих противоречий.

Русские мыслители о культуре. Русский вопрос, русская идея в культуре. Феномен русской культуры, русской нации, русской мысли. Специфика отечественного подхода к культуре.

Белинский, Герцен, Чернышевский об основе культуры, ее движущей силе. Философско-культурологические концепции западников и славянофилов. Пушкин и Лермонтов о роли поэта-пророка в русской культуре и ее влиянии на судьбы народов и их отношений друг с другом. Тургенев и Достоевский о нравственном выборе личности, противоречивости ее развития. Данилевский о динамике культурно-исторических типов. Л.Толстой и его концепция культуры. Нравственный идеал, его поиски, духовность, вера, надежда, любовь как основные императивы русской духовной культуры.

Развитие культурологической мысли в СССР. Основные стержни культуры. Диалектика национального и интернационального развития, классового и общечеловеческого факторов. Значение преемственности в планомерном развитии культуры.

Праздничное понимание культуры. Жигульский, Хейзинга, Марктман о значении праздников как могучей созидательной объединяющей силе. Праздник-игра как психофизиологическая потребность объединения-разрядки людей. Система и функции праздников-игр в культуре. Концепции маскультуры.

Космология в развитии культуры. Культура как школа, качество, метод жизни космического взаимодействия. Необходимость достижения высоких уровней культуры, обязательность реализации культурных императивов - добра, любви, справедливости как основы взаимопонимания цивилизаций. Человек как психофизическая конструкция с заранее запланированными программами должна выполнять свое предназначение. Свобода выбора и плановость развития человечества под руководством новаторов и духовных учителей человечества. Идеи безусловности общего добра, справедливости, терпимости, освобождение мыслей от агрессии. Мысль как самая мощная производительная сила. Качество мысли и качество жизни человечества. Развитие культурологической науки России 1990 гг.

Тема 4. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Теории культурно-исторических типов. Конкретно-исторические и идеальные типы. Роль деятельности, национальной окраски, мироощущения, направленности личности в формировании культурно-исторических типов. Типы культур, порожденные способом производства, национальной традицией и религией.

Общественно-исторические формации и историческая типология культур. Теория Тоффлера о трех волнах в развитии культурно-исторического процесса. Способ производства как основа развития общества и культуры. Культурные коды и символы культуры. Доиндустриальные типы. Характеристика способа производства, охоты, земледелия, скотоводства, собирания как основы модели культуры. Индустриальные типы - стандартизация, аграрные и промышленные образцы, массовая культура, фрагментарность деятельности; частичность развития человека. Культура постиндустриального общества. Общие тенденции, культурные символы и коды, экранная и письменная культура, компьютеризация.

Основа типологии в культуре. Стили в искусстве, способы деятельности, степень целостного труда, характер мироощущения, способы освоения и преобразования мира, степень информационности, интенсивность передвижений, качество и массовость образования как базовые характеристики типологизации. Культурно-исторические типы личности и их функциональность в конкретных типах культуры /универсальный, элитарный, аскетический, энциклопедический, гармонический, частично-развитой, космический/.

Закономерности и динамика развития культурно-исторических типов. Основные факторы-показатели развития и затухания культурно-исторических типов. Смена культурно-исторических типов как закономерность развития культуры.

Тема 5. КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Культура и природа, диалектика исторических взаимоотношений. «Разумность» природы, природная «естественность» культуры. Основные параметры взаимоотношений природы и культуры. «Пики» приоритетности культуры или природы в развитии человечества. Эволюционно-исторический, хозяйственно-практический, экологический, медико-гигиенический, познавательно-мировоззренческий, этико-эстетический параметры взаимодействия культуры и природы. Экология культуры и природы. Проблема экологических потребностей и экологических опасностей. Развитие цивилизации, концепция научно-технических революций, их экологическая критика. Деятельность Римского клуба по сохранению равновесия и гармонии природы и культуры, формирование постиндустриальной культуры и природоохранной политики.

Сохранение, развитие, совершенствование человека как биокультурного существа. Природная сущность человека и культуры. Изменение биологических /внешних/ параметров человека под воздействием культуры. Урбанизация общества и обновление интеллектуально-физической сущности человека. Биоэнергетика и самосовершенствование человека. Формирование нового мышления. Биоинтеллектуальное развитие человечества. Культура и формирование новой расы.

Культура и цивилизация. Феномен цивилизации. Развитие понятия «цивилизация» в истории культурологической мысли. Цивилизация как качество культуронасыщения человечества, стабильность законодательства, создание условий для развития наук, искусств, религии, свободы и комфортности личности, ее защищенности, уверенности в завтрашнем дне.

Цивилизация как множественность, мозаичность региональных культур, взаимодополняющих друг друга и сохраняющих свою уникальность. Обусловленность цивилизации ментальным единством /традиции, духовность, история, язык, направленность хозяйствования, ритуализация и др./

Цивилизация как процесс развития культуры, личности, цикличности существования культур, места на мировой историко-культурной арене. Сроки жизни культур-цивилизаций, специфика формирования, расцвета, затухания. Оптимальные условия развития цивилизаций.

Феномен российской цивилизации. Культура российской цивилизации в контексте мировых цивилизаций.

Тема 6. КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Культура и социальный институт государства. Политика и ее влияние на деятельность социальных институтов культуры. Власть и культура. Культура и общественные процессы, культура и формирование оптимального института государства. Субъекты культур, их характеристика: Социальные институты культуры. Традиционные и нетрадиционные институты культуры. Макро- и микролокальные, специфические институты и их влияние на культурное развитие общества. Распространенность и расположенность социальных институтов культуры как показатель доступности населению.

Культура и преемственность. Преемственность и наследие. Механизм преемственности. Традиция и новация. «Вечные» проблемы культуры, как показатель преемственности. Преемственность в науке и в религии. Характеристика преемственности. Формы преемственности. Позитивная и негативная формы преемственности. Прямая и косвенная формы преемственности. Вертикальная и горизонтальная формы преемственности.

Тема 7. РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА

Досуг как культурологический феномен. Развитие идеи-понятия «досуг» в истории культурологической мысли. Досуг как триединство понятий - поля-пространства; способа организации - деятельности; уровня последней - культуротворчества.

Досуг как полифункциональный компонент. Досуг и общество. Традиционное, современное общество и досуг как гармоничный компонент образа жизни, как искусственное внешнезаданное свойство. Досуг и социальные страты. Досуг как социальная проблема. Трансформация досуга-понятия в досуг-проблему, причины и следствия. Город и его роль в формировании искусственных моделей досуга.

Уровни творчества в досуге. Авторские и исполнительские виды творчества. Преобразовательные, репродуктивные, утилитарные виды досуговой деятельности. Творческая деятельность как уровень досуга и содержание в культуре.

Многообразие досуга и индивидуализация личности. Обострение противоречий «свобода выбора» и «умение выбора» деятельности. Уровень развития личности, наличие сформированных навыков и качество интересов-потребностей.

Ювентизация досуга. Сущность, функции, методы. Молодежные движения и их отражение в досуге. Третичные, альтернативные субкультуры. Проблема понимания и функционирования «неформальных» молодежных объединений. Их ранжирование по временным и содержательным компонентам.

Соотношение свободного времени и культуротворческой деятельности. Увеличение утилитарных и сжатие когнитивных уровней. Возможность сохранения творческого потенциала общества. Рыночные отношения и возможности развития культуротворческого досуга. Прогноз развития досуга.

Тема 8. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

Культурная среда. Феномен культурной среды. Исследовательские подходы и концепции, их целостность и частичность. Локализованные и сквозные компоненты, их соотношения в различные социальные периоды. «Удельный вес» сквозных компонентов в различных культурных средах.

Культурная среда как система создания, сохранения, обмена и контроля за усвоением ценностей. Характеристика культурных сред. Феномен провинциальной культурной среды /хранитель, консервант, создатель культурных ценностей/. Ранжирование провинциальной культурной среды по функциональным компонентам культуры. Столичные культурные среды как поле обмена, тиражирования, оценивания и распространения ценностей. Культурная среда населенного пункта. Особенности культурной среды агломераций, крупных, крупнейших, средних, малых населенных пунктов.

Приоритет структурных компонентов в культурной среде. Уникальность культурной среды. Личность и культурная среда. Культурная среда и институт семьи. Культурная среда и государство. Типы взаимоотношения, комфортности и противоречий.


Вопросы к зачёту по культурологии.

  1. Первоначальные представления человека о культуре.

  2. Культура античного времени. Различия в понимании культуры в Древней Греции и Риме.

  3. Понимание культуры на Древнем Востоке (Китай).

  4. Классическая модель культуры: гуманизм, рационализм, историзм.

  5. Космологическая концепция культуры.

  6. Культура в Средневековье.

  7. Гуманизм как составная часть классической модели культуры.

  8. Культура и природа. Техносфера.

  9. Культура в эпоху Возрождения.

  10. Рационализм как составная часть классической модели культуры.

  11. Культура и цивилизация: базовые черты.

  12. Русские традиции в культурологических концепциях.

  13. Историзм как составная часть классической модели культуры.

  14. Психогенный тип цивилизации.

  15. Историческая типология культур.

  16. Натуралистическая концепция культуры.

  17. Техногенный тип цивилизации.

  18. Аграрный тип культуры.

  19. Идеалистическая концепция культуры.

  20. Интегральные типы цивилизаций.

  21. Индустриальный тип культуры.

  22. Материалистическая концепция культуры.

  23. Культура и общество. Субъекты культуры.

  24. Постиндустриальный тип культуры.

  25. Цивилизационные концепции культуры.

  26. Культура и общество. Материальная и духовная сферы.

  27. Психологические концепции культуры.

  28. Культура и преемственность: формы, типы распространения.

  29. Культура и досуг.

  30. Биосферные концепции культуры.

  31. Культура и природа. Агросфера.

  32. Культура и творчество.

  33. Игровые концепции культуры: основатели, области применения.




<< предыдущая страница   следующая страница >>