uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
Рабочая программа

по учебному предмету

«История» для обучающихся 5 класса


Учитель истории Макарова Наталья Ивановна


2012 – 2013 учебный год

Пояснительная записка

Программа по истории Древнего мира (5 класс) разработана на основе требований федерального государственного стандарта основного общего образования с учётом Примерной программы основного образования по истории и авторской программы курса «История Древнего мира»для 5 класса общеобразовательных учреждений («Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина-А.О. Сороко-Цюпы». 5-9 классы, составители А.А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др., - М.: «Просвещение», 2011г), в соответствии с реализуемым базисным учебным планом Брянской области 2012-2013 учебного года, а так же учебным планом МБОУ «Клюковенская СОШ» на 2012-2013 учебный год.

Обучающиеся в 5 классе на уроках истории впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов. Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой. Исходя из выше перечисленного были определены цели курса:

  1. формирование общей картины исторического развития человечества, получение обучающимися представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;

  2. развитие умений по применению исторических знаний в жизни;

  3. приобщение обучающихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:

  1. формирование исторического мышления учащихся;

  2. развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;

  3. формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;

  4. формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;

  5. формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;

  6. формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;

  7. формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).

  8. развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;




  1. развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

В ходе изучения курса у обучающихся должны сформироваться следующие умения и навыки:

знать/понимать:

  • Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);

  • Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации;

уметь:

  • Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.

  • Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.

  • Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.

  • Оперировать историческими понятиями и датами.

  • Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.

  • Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;

  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;

  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.



Основное содержание

Данная программа рассчитана на 70 учебных часов при 2 часах в неделю При распределении учебных часов между частями курса программа исходит из приоритетного значения для современной европейской (в том числе русской) культуры наследия античного мира.

Введение(1 ч). Ход времени и способы его измерении. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Источники знаний о прошлом. Историческая карта.

Раздел I. Жизнь первобытных людей(6ч). Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Раздел II. Древний Восток (20ч). Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте. Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания. Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда. Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Раздел III. Древняя Греция (21ч.) Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны. Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра. Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Раздел IV.Древний Рим (20ч.) Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы.

Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

Итоговое повторение (2 ч.) Что нас связывает с историей Древнего мира. Наследие Древнего мира - фундамент современной цивилизации.


Учебно-методический комплект

1) Раздел рабочей программы «История Древнего мира» ( «Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина-А.О. Сороко-Цюпы». 5-9 классы, составители А.А. Вигасин, Г. И. Годер,Н. И. Шевченко и др., - М.: «Просвещение», 2011г.);

2)А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира: учеб. для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2010 г.);

3) Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. В двух частях– М.: Просвещение, 2009;

4) Атлас по истории Древнего мира;

5)Настенные исторические карты.


Тематическое планирование



Раздел

Количество часов

Введение

1

I. Жизнь первобытных людей

6

II. Древний Восток

20

III. Древняя Греция

21

IV. Древний Рим

18

Итоговое повторение

2

Резерв

2


следующая страница >>