uzluga.ru
добавить свой файл
1
Программа учебной дисциплины



Историческая грамматика итальянского языка




Для направления «Филология»




Квалификация (степень) «магистр»



1. Цели освоения дисциплины:

изучение процессов формирования итальянского литературного языка, важнейших аспектов его внутренней истории. Формирование более глубокого понимания учащимися специфики итальянского языка на фоне других романских языков.

2. Место дисциплины в структуре ООП: Вариативная часть ООП. Специализация «Зарубежная филология».

Данная дисциплина предназначена для магистрантов-итальянистов (2 семестр обучения) и представляет собой законченный семестровый курс.

Курс исторической грамматики итальянского языка является одним из ключевых курсов для филологов-итальянистов. Он призван подготовить специалистов, обладающих широким научным кругозором, понимающих специфику итальянского языка в его диахроническом развитии и в его современном состоянии, являющемся результатом взаимодействия исторических, лингвистических и культурных факторов на протяжении всей его истории. Без знания особенностей развития итальянской языковой нормы невозможно составить адекватное представление об особом характере итальянского литературного языка и актуальных тенденциях в его функционировании, а также о современной социолингвистической ситуации в зоне распространения итальянского языка и диалектов Италии. Необходимым для усвоения данного курса предшествующим этапом является усвоение обязательного курса «Введение в романскую филологию», а также курса «Основы языкознания». Курс дает навык филологического анализа текста, являющийся одной из фундаментальных составляющих филологического образования.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований и практической деятельности (М-ОНК-3);

способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (М-СК-1);

способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (М-СК-2);

способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (М-СК-3);

владение категориально-терминологическим аппаратом современной филологии; знание важнейших филологических отечественных и зарубежных научных школ (М-ПК-2);

владение навыками самостоятельного филологического исследования и аргументированного представления его результатов (М-ПК-3);

владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (М-ПК-4);

владение навыками квалифицированной филологической экспертизы, критики, интерпретации, комментария и анализа различных типов текстов (М-ПК-5);

способность с филологической и общегуманитарной точки зрения осмыслять, описывать и анализировать разнообразные феномены языка, литературы, культуры, сознания, общественной жизни (тексты, произведения, ситуации, процессы и т.п.) (М-ПК-6);

владение навыками организации научно-исследовательских и производственных работ для решения конкретных задач в соответствии с магистерской программой (М-ПК-17).

В результате освоения дисциплины формируется часть следующих компетенций:

знание актуальных проблем, традиционных и современных методов филологической науки (М-ПК-1);

владение навыками работы с историческими документами (М-ПК-16).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать:

  • этапы диахронического развития итальянского языка, становления его литературной нормы;

  • процессы, происходившие на разных уровнях языковой системы (в звуковом строе, морфологии, синтаксисе, лексике);

  • в чем заключается своеобразие исторического развития итальянского языка на фоне других романских языков;

  • коммуникативно-прагматические и функциональные особенности итальянского языка на разных этапах его истории;

  • основные работы отечественных и зарубежных историков итальянского языка.



    Уметь:

  • переводить и комментировать с историко-филологической точки зрения тексты разных жанров и стилистической направленности всех этапов истории итальянского литературного языка.



    Владеть:

  • базовой терминологией, основной проблематикой исторической науки о языке;

  • информацией об основных языковых процессах, проходивших на всех этапах истории итальянского языка.



4.1 Структура дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины составляет

2 семестр: 4 зачетных единицы, 144 часа.






п/п


Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1.

Введение. Предмет курса. Основные понятия.

2

1

лекция

чтение литературы

семинар

самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, курсовая работа




2.

Итальянский литературный язык (italiano standard) и особенности его исторического развития. Проблема периодизации истории итальянского языка. Литературный язык и диалекты Италии.

2

2

лекция

чтение литературы

семинар

2




3.

Латинский язык в его разговорной форме как основа романских языков. Периодизация его истории. Особенности латыни Апеннинского п-ова.

2

3

лекция

чтение литературы

семинар

2




4.

Фонетические изменения в поздней латыни Апеннинского п-ова.

2

4

лекция

чтение литературы

семинар

2




5.

Изменения в морфологии и лексике поздней латыни Апеннинского п-ова.

2

5

лекция

чтение литературы

семинар

2




6.

Характер и этапы романизации Апеннинского полуострова, Цизальпийской Галлии, Сицилии и Сардинии.

2

6

лекция

чтение литературы

семинар

2




7.

Распад Римской империи. Территориальная раздробленность и языковые контакты как факторы генезиса и развития итальянских вольгаре.

2

7

лекция

чтение литературы

семинар

2




8.

Германский суперстрат в итальянском языке.

2

8

лекция

чтение литературы

семинар

2

Контрольная работа

9.

От латыни к литературному итальянскому языку. Флорентийский вольгаре как основа формирующегося литературного языка.


2

9

лекция

чтение литературы

семинар

2




10.

Фонетические изменения от латыни к литературному итальянскому. Вокализм.


2

10

лекция

чтение литературы

семинар

2




11.

Фонетические изменения от латыни к литературному итальянскому. Консонантизм.

2

11

лекция

чтение литературы

семинар

2




12.

Общие фонетические процессы.

Причины нарушения нормального фонетического развития.

2

12

лекция

чтение литературы

семинар

2




13.

Изменения в системе имени от латыни к современному итальянскому. Имя существительное. Имя прилагательное.


2

13

лекция

чтение литературы

семинар

2

Коллоквиум

14.

Образование артикля.

2

14

лекция

чтение литературы

семинар

2




15.

Развитие местоимений от латыни к литературному итальянскому.

2

15

лекция

чтение литературы

семинар

2




16.

Изменения в системе глагола от латыни к литературному итальянскому.

2

16

лекция

чтение литературы

семинар

2

Коллоквиум

17.

Развитие наречий, числительных, предлогов.

Основные синтаксические изменения от латыни к литературному итальянскому.


2

17

лекция

чтение литературы

семинар

2




18.

Изменения в словообразовании от латыни к литературному итальянскому.

2

18

лекция

чтение литературы

семинар

2

Зачет



4.2 Содержание дисциплины

Вводная часть

Предмет курса – история итальянского литературного языка. Основные понятия. Литературный язык. Языковая норма. Вариативность. Нормализация. Кодификация. Функциональная парадигма языка. Язык и диалект. Койне. Роль языковых контактов в истории языка; билингвизм и диглоссия. Литературный язык и язык литературы. Основные этапы формирования литературного языка. Язык ранних памятников. Диалектная база формирующегося литературного языка. Национальный литературный язык.

Итальянский литературный язык (italiano standard) и особенности его исторического развития. Проблема периодизации истории итальянского языка. Литературный язык и диалекты Италии. Понятие «вольгаре». Территориальная, социальная и функциональная основы нормы italiano standard. Итальянский язык и латынь. Процесс политического объединения Италии и история итальянского литературного языка.

Раздел 1

Латинский язык в его разговорной форме как основа романских языков. Периодизация его истории. Территориальная, функциональная и стилистическая неоднородность латыни. Архаическая латынь. Классическая латынь. Народная латынь. Источники сведений об особенностях разговорного латинского языка (данные современных романских языков, литературные произведения, специальная литература (в т.ч. раннехристианские сочинения), надписи, глоссы, языковые трактаты; «Аппендикс Проба»).

Процессы и инновации в народной латыни Апеннинского полуострова, получившие развитие в итальянском языке.

Изменение характера ударения. Тенденция к стяжению дифтонгов. Синкопа безударных гласных. Замолкание конечных согласных. Палатализация C, G перед гласными переднего ряда. Палатализация в группах TJ, DJ. Образование аффрикат. Замолкание H. Ассимиляция в группах PT, PS, CT, CS. Усиление заударного согласного. Протеза в группах “S+согласный”.

Расшатывание падежной системы. Возрастающая роль предлогов в выражении падежных значений. Сращение предлогов de и ab. Изменения в системе склонений. Переход слов среднего рода в мужской и женский. Замена синтетических форм степеней сравнения аналитическими. Частое употребление ille, ipse при существительных.

Развитие аналитического пассива с esse. Перифрастические обороты с глаголом habere. Переход глаголов из одного спряжение в другое.

Распространение союза quia, вводящего придаточные предложения. Использование союза si в косвенных вопросах.

Изменения в лексике: распространение слов с уменьшительными суффиксами, эмоциональной лексики. Лексемы классической латыни и их разговорные синонимы.

Раздел 2

Характер и этапы романизации Апеннинского полуострова, Цизальпийской Галлии, Сицилии и Сардинии. Расселение племен на этих территориях. Самнитские войны, Пунические войны, Союзническая война. Роль муниципий в процессе романизации. «Городская» и «сельская» латынь. Теория стратов; субстрат, адстрат, суперстрат. Италийские субстраты (оскский, умбрский и др.). Кельтский субстрат. Этрусский субстрат. Другие индоевропейские и неиндоевропейские субстраты. Языковые контакты с греками. Субстратная лексика в итальянском языке. Особенности итальянской фонетики и морфологии, объясняемые субстратным влиянием. Границы субстратных зон и диалектное членение Италии.

Раздел 3

Распад Римской империи и образование варварских королевств. Этапы германских завоеваний. Нашествия вестготов, остготов, лангобардов, франков. Византийское присутствие в Италии; ее административное деление. Императорская власть и папство: борьба за влияние. Рост и развитие городских коммун в северной и центральной Италии. Различия в политическом устройстве между Севером и Югом Италии. Норманнское королевство в южной Италии и Сицилии. Территориальная раздробленность и языковые контакты как факторы генезиса и развития итальянских вольгаре.

Германская лексика различного происхождения (готского, лангобардского, франкского) в итальянском языке. Основные семантические группы суперстратной лексики. Семантические сдвиги в исконной лексике.

Раздел 4

От латыни к литературному итальянскому языку. Флорентийский вольгаре как основа формирующегося литературного языка.

Основные черты, противопоставляющие Север, Центр и Юг Италии. Тосканский языковой тип как наиболее консервативный по отношению к латыни.

Север: упрощение геминат; палатализация в группах CT, CL, GL; палатализация C,G перед A; апокопа конечных гласных, кроме A; тенденция к синкопе безударных гласных; наличие метафонии; сокращение сферы использования простого перфекта, вытеснение его сложным; наличие ударных и безударных форм личных местоимений; обязательность приглагольных местоимений; в целом – более выраженная, чем в italiano standard, тенденция к аналитизму.

Юг: широко распространена метафония; ослабление конечных безударных гласных; сохранение глухих интервокальных согласных; ассимиляция в группах MB, MP, NT, ND; особое развитие групп «согласный + L»; бетацизм; есть фонемы /k’/, /g’/, /d какуминальное/, отсутствующие в итальянском; отсутствие дифтонгизации по тосканскому типу; отличия в способах образования форм рода и числа у имен; преимущественное употребление простого перфекта; употребление предлога «a» при одушевленном объекте. Крайний Юг: сицилийский тип ударного вокализма; четкое произношение конечных; отсутствие дифтонгизации по тосканскому типу; ограничена метафония.

Тоскана:

Фонетические изменения

Ударный вокализм. Тосканская дифтонгизация: Ĕ>ie, Ŏ>uo. Позиционные изменения ударных гласных. Анафония: Ẹ>i, Ọ>u перед NC, NG, LJ, SKJ. Сужение ударных гласных в зиянии. Стяжение дифтонга AU>ǫ.

Безударный вокализм. Сужение Ẹ, Ọ предударных: >i, е. Сужение e<Ĭ в i в пропарокситонах (словах с ударением на третий от конца слог). Переход предударного ar в er. Лабиализация предударных гласных.

Консонантизм. Сохранение латинских D, L, M, N, R, F в начальном и интервокальном положении. Регрессивная ассимиляция в группах CS, CT, PS, PT, MN, DV. Замолкание M, T, S конечных. S>i в односложных словах. Влияние конечного S на предшествующие гласные в многосложных словах. Палатализация C, G перед гласными переднего ряда. Переход начального и интервокального J в звонкую аффрикату. Сохранение лабиовелярных [kw], [gw]. Спирантизация интервокального B: B>v. Озвончение интервокальных P, T, K: P,T,K>b,d,g. Озвончение или сохранение интервокального S. Изменения групп PJ, BJ, KJ, GJ, TJ, DJ, LJ, RJ, SJ. Изменение групп PL, BL, CL, GL, SL, TL.

Протеза i перед S+согласный. Эпитеза e, ne. Эпентеза v, g в зияниях; эпентеза i в группе SM. Афереза. Апокопа. Гаплология. Переразложение основы. Фоносинтаксическое удвоение.

Причины нарушения нормального фонетического развития: аналогия, контаминация, проклиза, замена аффикса, иноязычное происхождение слова (заимствования, книжные и полукнижные слова).

Морфологические изменения

Изменения в системе имени

Судьба латинских слов среднего рода в итальянском языке. Реликты среднего рода (формы множественного числа на –a и др.). Распад системы склонений: слияние II и IV, I и V склонений.

Развитие прилагательных. Аналитические степени сравнения. Латинские влияние: синтетическая превосходная степень на –issimo.

Образование форм определенного артикля из форм указательного местоимения ille. Образование неопределенного артикля из форм числительного unus.

Развитие личных и объектных местоимений. Ударные и безударные формы объектных местоимений. Развитие притяжательных местоимений; реликты безударных форм притяжательных местоимений в ранних памятниках. Развитие указательных, неопределенных, вопросительных, относительных местоимений.

Изменения в системе глагола. Система латинских спряжений и ее судьба в итальянском языке. Развитие окончаний презенса индикатива. Развитие форм простого перфекта. Образование форм сложного перфекта. Развитие форм имперфекта. Образование форм будущего времени. Образование форм кондиционала.

Развитие наречий. Наречия на –mente.

Развитие числительных. Развитие предлогов.

Синтаксические изменения

Изменения порядка слов в простом предложении (SOV>SVO). Наличие или отсутствие субъектных местоимений. Проклиза и энклиза безударных объектных местоимений. Закон Тоблера-Муссафиа. Функционирование союза che.

Изменения в словообразовании

Основные словообразовательные модели. Суффиксальная и префиксальная деривация. Словосложение. Конверсия.


5. Рекомендуемые образовательные технологии:

Лекции проводятся интерактивной форме, используется различный иллюстративный материал. Семинары проводятся в активной форме. Предусматривается значительная внеаудиторная работа. Предусматривается использование компьютерных технологий.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:

Примерный список вопросов по курсу:

  1. Понятие «итальянский литературный язык» («italiano standard»).

  2. Периодизация истории итальянского языка.

  3. Расселение племен на Апеннинском полуострове, в Цизальпийской Галлии, на Сицилии и Сардинии. Субстраты. Субстратные границы и проблема диалектного членения Италии.

  4. Характер и хронология романизации Апеннинского полуострова, Цизальпийской Галлии, Сицилии и Сардинии.

  5. Латинский язык в его разговорной форме как источник итальянского языка. Основные языковые процессы, имевшие место в поздней латыни, и источники сведений о них.

  6. Германские завоевания. Германское влияние на итальянский язык.

  7. Первые свидетельства существования романской речи на территории Италии. Ранние памятники письменности на вольгаре.

  8. Языковая ситуация и состояние языка в староитальянский период. Понятие «староитальянский язык».

  9. Формирование итальянского литературного языка. Процессы нормализации и кодификации.

  10. Понимание современного состояния языка как этапа его исторического развития.

  11. Ударный вокализм.

  12. Безударный вокализм.

  13. Консонантизм.

  14. Изменения в системе имени.

  15. Артикль.

  16. Личные местоимения.

  17. Указательные местоимения.

  18. Притяжательные местоимения.

  19. Грамматические категории глагола. Изменения в формах глагольного спряжения. Образование аналитических форм. Соотношение простых и сложных форм глагола.

  20. Неличные формы глагола.

  21. Наречие. Предлог.

  22. Синтаксис предложения. Порядок слов. Сочинительная и подчинительная связь.


Ответ на зачете и экзамене обязательно содержит анализ текста.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Алисова Т.Б., Челышева И.И. История итальянского языка. От первых памятников до XVI в. М., 2009.

  2. Алисова Т.Б. Особенности становления норм итальянского письменно-литературного языка в XVI в. // Вопросы формирования и развития национальных языков. Труды ИЯ АН СССР, т. Х. М., 1960.

  3. Челышева И.И. Формирование романских литературных языков. Итальянский язык. М., 1990.

  4. Шишмарев В.Д. Избранные статьи. История итальянской литературы и итальянского языка. Л., 1972.

  5. Языки мира: Романские языки / Под ред. И.И. Челышевой, Б.П. Нарумова, О.И. Романовой. М., 2001. Статьи «Итальянский язык» и «Диалекты Италии».

  6. Migliorini B. Storia della lingua italiana. Firenze, 1960.

  7. Patota G. Nuovi lineamenti di grammatica storica dell’italiano. Bologna, 2002.

  8. Prati A. Vocabolario etimologico italiano. 1951.

  9. Salvi G., Renzi L. Grammatica dell’italiano antico. Bologna, 2010.

  10. Schiaffini A. Testi fiorentini del Dugento e dei primi del Trecento. Firenze, 1954.

  11. Segre C. Lingua, stile e società. Studi sulla storia della prosa italiana. Milano, 1963.

  12. Serianni L., Trifone P. (a cura di) Storia della lingua italiana. vol. I Torino, 1993.

  13. Tekavčič P. Grammatica storica dell’Italiano. vol. I, II, III. Bologna, 1972-1974.

  14. Rohlfs G. Grammatica storica della lingua italiana e dei suoi dialetti. vol. I, II, III. Torino, 1966, 1969.

  15. Vitale M. La Questione della lingua. Palermo, 1978.


б) дополнительная литература

  1. Виноградов В. В. Проблемы литературных языков и закономерностей их образования и развития. М., 1967.

  2. Голенищев-Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972.

  3. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. т.1, М., 1947. т.2, М., 1972.

  4. Косериу Э. Синхрония, диахрония, история // НЗЛ, вып. 3. М., 1963.

  5. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. М., 1970.

  6. Castellani A. Grammatica storica della lingua italiana. v.I. Bologna, 2000.

  7. Coletti V. Storia dell’italiano letterario. Torino, 1993.

  8. De Mauro T. Storia linguistica dell’Italia unita. Bari, 1963.

  9. Devoto G. Profilo di storia linguistica italiana. Firenze, 1960.

  10. D’Ovidio F., Meyer-Lübke W. Grammatica storica della lingua italiana e dei dialetti toscani. Torino, 1955.

  11. Maiden M. Storia linguistica dell’italiano. Bologna, 1998.

  12. Marazzini C. Breve storia della lingua italiana. Bologna, 2004.

  13. Rohlfs G. Studi e ricerche su lingua e dialetti d’Italia. Firenze, 1972.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Tesoro della Lingua Italiana delle Origini - http://tlio.ovi.cnr.it/TLIO/

2. Vocabolario Etimologico della Lingua Italiana di Ottorino Pianigiani - http://www.etimo.it/

3. Glossae. Strumenti Informatici per la Linguistica Storica - http://www.glossae.org/

4. ENAV – Edizione Nazionale degli Antichi Volgarizzamenti dei testi latini nei volgari italiani - http://www.ilritornodeiclassici.it/enav/

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Наличие на факультете специализированного кабинета (Центр Данте), обеспеченного научной, художественной и методической литературой.

Наличие на факультете компьютерных классов с возможностью доступа к сети Интернет.


Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ по направлению подготовки Филология, квалификация «магистр».


Разработчик:

МГУ, филологический факультет к.ф.н. преподаватель Л. И. Жолудева

кафедра романского языкознания