uzluga.ru
добавить свой файл


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


ПРАКТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА


Предназначено для проведения практических занятий


по дисциплине «Практическая риторика»


Л.В. Шевырина


Екатеринбург

2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие ……………………………………………………………..…….. 4

Глава 1. История развития риторики. Актуальность изучения риторики на современном этапе…………………………………………………………… 6

Глава 2. Речевое воздействие как наука. Невербальное речевое воздействие. Понятие эффективной коммуникации ……………………......7

Глава 3. Практические приемы убеждения ………..…………………….... 16

Глава 4. Логические, этические, психологические приемы убеждения..... 27

Глава 5. Языковые средства риторики………..…………...…………….… .39

Глава 6. Искусство словесной атаки. Черная риторика…..……………….… 57

Глава 7. Подготовка к публичному выступлению. Поведение оратора в аудитории…………………………………………………………………….. 71

Глава 8. Ораторика ……………...………………………….…………....….. 79

Глава 9. Искусство ведения спора ………..………...…………………..... 105

Тексты для риторического анализа………………….……………………. 121

Литература …………..………………………………………………………134


УДК 82.085

Автор-составитель: Л.В. Шевырина

Рецензенты: Российский государственный профессионально-педагогический университет

Доктор филологических наук, профессор, декан факультета повышения квалификации РГППУ О.Б. Акимова

ПРАКТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА. Екатеринбург, 2007. – 144 с.

Учебное пособие «Практическая риторика». Содержит разные типы и виды упражнений, направленных на формирование и развитие необходимых умений и навыков эффективной речевой коммуникации (ораторика; логические, эстетические, психологические приемы убеждения; правила бесконфликтного общения; искусство ведения спора; поведение оратора в аудитории).

Предназначено для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», а так же может использоваться при проведении семинарских и практических занятий по курсам «Русский язык и культура речи» и «Культура делового общения».

Печатается по решению редакционно-издательского Совета Уральского государственного лесотехнического университета.





Уральский государственный лесотехнический университет, 2007



Предисловие

Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно, вырабатывать оригинальное решение актуальной для определенной области жизни проблемы, точно и понятно для всех сформулировать ее, вызвать интерес соответствующих лиц и сделать их своими единомышленниками.

Цель дисциплины: научить будущих специалистов эффективному речевому воздействию, практическим риторическим навыками, позволяющим лучше владеть собственной речью и достигать успеха в профессиональной деятельности.

Цель данного курса:

  • научить свободному, внутреннему общению в любой ситуации, в том числе, и в официально-деловой;

  • научить успешно выдержать собеседование при устройстве на работу;

  • научить будущих специалистов эффективному речевому воздействию, практическим речевым навыкам, которые позволят лучше владеть собственной речью и достигать успеха в своей деятельности;

  • ориентировать на практическое овладение риторикой – искусством публичной речи;

  • помочь освоить правила и приемы эффективного риторического воздействия, отработать практические риторические навыки;

  • обучить наиболее востребованным в повседневной жизни жанрам и типам риторический выступлений;

  • научить правилам ведения переговоров, светской беседы.

  • научить правилам бесконфликтного общения, познакомить с основными требованиями культуры спора и правилами его ведения.

Материал расположен таким образом, чтобы эффективно организовать работу студентов дневного и заочного отделений.


Глава 1. История развития риторики. Актуальность изучения риторики на современном этапе.

Упражнение 1. Какое из нижеприведенных определений риторики кажется вам наиболее удачным? Мотивируйте свой ответ.

Риторика – это:

  1. Искусство хорошо говорить (Квинтилиан).

  2. Наука о приемах убеждения (В.В. Виноградов).

  3. Наука о построении и правильном использовании речи (Ю.В. Рождественский).

  4. Неформальная логика человеческого общения (Х. Перельман).

  5. Наука об ораторском искусстве и – шире – о художественной прозе вообще (Советский энциклопедический словарь. Издательство «Советская энциклопедия». М., 1986).

  6. Теория красноречия, наука об ораторском искусстве (Словарь русского языка: В 4 т. М. Издательство «Русский язык», 1983).

  7. Так называли в старину специальную науку о красноречии, ораторском искусстве; в наше время риторика – осуждающее определение напыщенного, внешне красивого, но малосодержательного произведения, речи (Словарь литературных терминов. М. ООО Издательство «Мир и Образование», 1994).

  8. Наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию в целях получения желаемого эффекта (А.К. Авеличев).

  9. Теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи (А.К. Михальская).

Упражнение 2. Основной аргумент противников риторики: «Эта наука помогает скрывать истинные (иногда низменные) мысли за красивыми словами, помогает обманывать людей». Согласны ли вы с этим? Не получится ли так, что, отказавшись от этой науки, человек окажется не способен удачно выражать свои мысли – и низменные, и благородные? Насколько риторика виновата в том, что на свете существуют лжецы и мошенники?

Упражнение 3. Одинаковы ли профессиональные риторические умения людей разных профессий? Какими профессиональными риторическими качествами должен обладать продавец, бизнесмен, следователь, педагог, политик, священник? Докажите, что существуют профессии, в которых риторические умения малосущественны.

Упражнение 4. Кто из известных тележурналистов, на ваш взгляд, лучше владеет словом? Какие качества отличают его речь: логичность, эмоциональность, знание фактов, правильность, точность, уместность, образность, индивидуальность? Насколько взаимодополняют друг друга речь журналиста и его внешний облик? Кто из современных политических деятелей, по вашему мнению, лучше других владеет словом? Мотивируйте свой ответ. Какие качества речи наиболее значимы для тележурналиста. А какие - для политического деятеля?


Глава 2. Речевое воздействие как наука. Невербальное речевое воздействие. Понятие эффективной коммуникации.

Упражнение 1. У кого из общающихся коммуникативная позиция будет сильнее и почему?

  1. Сидящий и стоящий.

  2. Говорящий громко — говорящий тихо.

  3. Хорошо одетый — плохо одетый.

4. Лежащий на диване — сидящий на диване около него.

  1. Тот, кто обнимает — тот, кого обнимают.

  2. Тот, кто движется энергично — тот, кто движется слабо.

  3. Тот, кто на трибуне — тот, кто внизу.

8. Тот, кто наклоняется к собеседнику — тот, кто сидит прямо.

9. Сидящий — тот, кто передвигается во время разговора вокруг него.

10. Тот, кто ведет человека под руку — тот, которого ведут под руку.

11. Тот, кто выше — тот, кто ниже.

  1. Тот, кто одет в темное — тот, кто одет в светлое.

  1. Тот, кто приближается к собеседнику — тот, кто удаляется от собеседника.

  2. Тот, кто смотрит в глаза собеседнику — тот, кто избегает взгляда собеседника.

Упражнение 2. Прочитайте диалоги. Какие цели общения достигнуты, какие — нет? Можно ли назвать общение эффективным? Почему?

1. Дочь смотрит телевизор, входит мама:

  • Лена, ты не сходишь в магазин, а то скоро ужин, а хлеба нет...

  • Ну вот... Вечно так, как по телевизору КВН, так мне то за хлебом надо идти, то ведро выносить, то с собакой надо гулять... И все надо, надо...

  • Конечно, надо, ведь в жизни у каждого есть свои обязанно­сти, хотим мы этого или не хотим... Я вот тоже после работы вместо того, чтобы ужин готовить, лучше бы отдохнула, полежа­ла, посмотрела телевизор. Я КВН тоже очень люблю. Но ужинать-то надо.

—Мам, а давай мы досмотрим вместе, а потом я быстренько сбегаю в киоск за хлебом и вместе приготовим ужин! Как тебе мое предложение?

— Принимается.

2. Мальчик кричит из окна другу в доме напротив:

  • Серега! Серега!

  • А?

  • Что задано по ботанике?

  • А? Что? Не слышу! Громче!

  • Что, спрашиваю, по ботанике задано?

  • А? Что задано? По математике? Сейчас посмотрю. Пятьдесят шестое задание.

  • Шестьдесят шестое?

  • Нет, пятьдесят шестое!

  • Понял, шестьдесят шестое.

3. В маршрутном такси:

  • Передайте водителю! (Передает деньги.)

  • А почему Вы со мной так грубо разговариваете?

  • А что тут грубого? Вам что, трудно передать? Вы же рядом сидите!

Первый пассажир молча передает деньги и отворачивается.

Упражнение 3. Прочитайте басню. Какое правило речевого воздействия эффектив­но использует Лиса? Какие приемы речевого воздействия она примени­ла? Назовите их. Какие цели достигла Лиса? Было ли общение эффек­тивным?

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.

На ель ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух лису остановил.

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит,

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись!

Что, еже ли, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло,

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло.

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

(И.А.Крылов)

Упражнение 4. Придумайте краткий эффективный диалог для следующей комму­никативной ситуации: вы просите родителей купить вам мобильный те­лефон.

Какие аргументы, какие способы речевого воздействия лучше в этом случае применить? Проанализируйте достижимость разных целей об­щения.

Ваше мнение

Умение эффективно и бесконфликтно общаться с людьми — при­родный талант или результат обучения? Все ли могут научиться эффек­тивно общаться?


Упражнение 5. Прочитайте текст. Перечислите жесты Петра. О чем свидетельствует каждый жест?

Дверь распахнулась, вошел Петр, и перед ним склонились низко семь париков. Кивнув, он сел у стола, резко сдвинул в сторону бумаги, опростав для руки место, забарабанил пальцами, и на присутствующих уставились круглые его черные глаза, словно горевшие безумием.

(Л.Н.Толстой)


Упражнение 6. Прочитайте текст. Какие невербальные средства указывают на рез­кое изменение состояния тонкого? Объясните значение каждого невербального сигнала, описан­ного автором.

- Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава

имею... служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну а ты как? Небось уже статский? А?

- Нет, милый мой, поднимай повыше, — сказал толстый, — Я уже до тайного дослужился. Две звезды имею.

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искри­вилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, наморщи­лись... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира

- Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, мож­но сказать, детства вдруг в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

(А.П.Чехов)

Упражнение 7. Прочитайте текст. Чья коммуникативная позиция сильнее изначально? Почему? Какие приемы усиления своей позиции использовал мужчина? Было ли его речевое воздействие эффективным? Результативным?

- Разрешите пройти! — решительно сказал мужчина вахтер­ше, загородившей ему путь.

- А вы к кому?

- Какое ваше дело! Дайте пройти! – заорал высокий широко­плечий мужчина на старушку. –Я по срочному делу!

- Иди, иди любезный, – засуетилась старушка. – Раз по сроч­ному, то иди.

Упражнение 8. Составьте невербальный рассказ о каком-либо событии и покажите его аудитории. Для введения слушателей в курс дела можно сначала назвать тему. Поймет ли аудитория ваш рассказ? Пусть они расскажут словами то, что вы показали невербально.

Ваше мнение

Имидж — это попытка обмануть окружающих или коммуникативная необходимость для человека?

Задания по теме «Речевое воздействие как наука»

Какие утверждения правильные?

1. Речевое воздействие — раздел риторики.

2. Риторика — раздел речевого воздействия.

3. Риторика — это наука о речевом воздействии.

4. Риторика — наука об эффективной публичной речи.

5. Риторика — наука о межличностном общении.

6. Реклама полностью принадлежит науке о речевом воздей­ствии.

7. Реклама частично принадлежит науке о речевом воздействии.

8. Речевое воздействие исследует только вербальные сигналы.
9. Речевое воздействие исследует вербальные и невербальные

сигналы.

10. Коммуникативная позиция говорящего — это степень его влиятельности в общении.

11. Коммуникативная позиция говорящего — это место его рас­положения относительно собеседника в процессе общения.

12. Доказывать и убеждать — это одно и то же.
13. Доказывать и убеждать — разные вещи.

14. Манипулятивное воздействие на человека всегда предосу­дительно.

15. Манипулятивное воздействие не всегда предосудительно.

16. Персонификация личности — это рост индивидуальной не­повторимости личности.

17. Персонификация личности — это проявление личностью своего характера, своеволия.

18. Степень персонификации личности в современном обще­стве растет.

  1. Процесс персонификации личности в современном обще­стве остановился.

  2. В современном обществе развивается деперсонификация личности.

Задания по теме «Понятие эффективной коммуникации».

Какие утверждения правильные?

1. Эффективное общение — это такое, которое позволяет до­стичь предметной цели.

2. Эффективное общение — это такое, которое позволяет достичь предметной и информационной цели.

3.Эффективное общение — это такое, которое позволяет до­стичь предметной, информационной и коммуникативной цели.

4. Эффективное общение — это такое, при котором сохраняет­ся коммуникативное равновесие.

5. Эффективное и результативное общение — это одно и то же.

6. Эффективное и результативное общение — это разные вещи.

7. Развернутое речевое обращение обычно эффективнее краткого.

  1. Краткое речевое обращение обычно эффективнее развер­нутого.

  2. Информационная цель может быть не достигнута, но обще­ние может быть эффективным.

10. Коммуникативная цель может быть не достигнута, но общение может быть эффективным.

11. Коммуникативная цель может быть не достигнута, но об­щение может быть результативным.

12. Можно достичь информационной или коммуникативной цели. И такое общение будет эффективным.

13. Вежливое общение всегда эффективнее грубого.

14. Вежливое общение не всегда эффективнее грубого.

15. Вертикальное и горизонтальное коммуникативное равно­правие в равной степени предполагают соблюдение принятых в обществе норм общения.

  1. Вертикальное коммуникативное равновесие допускает не­соблюдение принятых в обществе норм общения.

  2. При соблюдении правил вежливого общения реальная до­стижимость поставленной говорящим цели не влияет на эффективность общения.

18. Реальная достижимость поставленной говорящим цели вли­яет на эффективность общения независимо от соблюдения им правил вежливого общения.

19. Коммуникативные барьеры могут быть преодолены общаю­щимися, если они о них знают.

20. Коммуникативные барьеры могут быть преодолены обща­ющимися, если они их осознают и прилагают усилия по их пре­одолению.

Задания по теме «Невербальное речевое воздействие»

Какие утверждения правильны?

1. Невербальные сигналы используются в основном для переда­чи информации о мире.

  1. Невербальные сигналы используются в основном для пе­редачи информации об отношениях участников коммуника­ции.

  2. Неконгруэнтность — это противоречие между смыслом слов и сопровождающими их жестами.

  3. Неконгруэнтность — это несоответствие смысла выступле­ния оратора реальной действительности.

  4. Неконгруэнтность — это неправильное поведение оратора в аудитории.

  5. Вербальный сигнал несет больше информации, чем невер­бальный.

  6. В официальном общении используются преимущественно стандартные невербальные сигналы.

  7. Умеренная жестикуляция — признак воспитанности.

  8. Дети и молодежь жестикулируют больше, чем взрослые.

  1. Риторические жесты — это жесты, используемые оратором в процессе выступления перед аудиторией.

  2. Риторические жесты — это жесты, акцентирующие отдель­ные части высказывания.

  3. Имидж — это долговременная ролевая маска человека.

  4. Имидж — это стремление человека хорошо выглядеть.

  5. Имидж — это приятное впечатление о человеке.

  6. Имиджмейкер — это человек, который разрабатывает но­вый имидж для себя.

  7. Имиджмейкер — это человек, который разрабатывает но­вый имидж для других.

  8. Имидж необходим каждому человеку.

  9. Имидж необходим только людям, ведущим публичный об­раз жизни.

  10. Классический стиль символизирует компетентность.

  11. Романтический стиль хорошо воспринимается малообразо­ванной аудиторией.

  12. Спортивный стиль воспринимается позитивно в любой ауди­тории.

  13. Экстравагантный стиль позитивно воспринимается творче­скими людьми.

  14. Высокая прическа повышает статус.

  15. Короткая стрижка мужчины символизирует невысокий ин­теллект.

  16. Блондинок воспринимают как более умных.

  17. Мягкий силуэт одежды повышает доверие к оратору.

  18. Собеседнику надо преимущественно смотреть в глаза.

  19. Собеседнику надо преимущественно смотреть в лицо.

  20. Улыбчивого человека воспринимают как несерьезного.

  21. Улыбчивого человека воспринимают как носителя положи­тельных качеств.