uzluga.ru
добавить свой файл
Урок 21

Литургия лютеранского богослужения


Какие ассоциации возникают у вас, когда вы читаете эту фразу? Не каждому знакома суть этого понятия. Мне же лично симпатизирует лютеранская литургия, и мне известен высокий уровень её значимости. Хоть иногда всё же ловлю себя на том, что просто повторяю слова вместе с общиной, не задумываясь над их смыслом.


Многие люди, посещающие лютеранские богослужения, не имеют чёткого понимания того, зачем они это, собственно, делают. Им неизвестно ни значение хода литургии и произносимых слов, ни значение музыкального сопровождения и гимнов. Всё же это вместе, как одна большая композиция, должно приближать нас к Богу. В лютеранской литургии заложено то сокровище, которое ведет к выполнению этой задачи. Предлагаю вам отправиться вместе со мной в увлекательное путешествие открытий, в котором мы сможем лучше понять всю значимость и красоту нашей литургии. Конечно, в общинах лютеранской церкви России есть разница в традициях и в соответствии с этим различные способы проведения богослужений. Как-то во время музыкального семинара в Самаре его участницы попытались из отдельных частей восстановить правильный ход богослужения. Это была сложная задача – определить, какое место занимают провозглашения, символ веры, приветствие и всё остальное. Иногда даже от общины к общине есть мелкие различия в литургии. Однако каждое её слово имеет библейское происхождение, и поэтому любой лютеранин, независимо от того на каком языке он говорит, может праздновать богослужения в лютеранской, римско-католической, восточной и англиканской церквях.


Лютеранская церковь – это литургическая церковь. «Литургия» (дословно: «Служба, работа людей») здесь означает формальное богослужение, которое имеет свой ход. Можно задать вопрос: зачем собственно нужен такой чётко установленный порядок? Почему бы Духу не позволить «дышать так, как ему хочется и где ему хочется»? Не было бы лучше, если бы слова исходили из сердца, а не из агенды (записанный ход лютеранского богослужения, с установленными формулировками молитв, обращений, и других частей литургии). Очевидно, так и считали Коринфяне – и это разрушило их общину (первое послание к Коринфянам 14 глава)! Из-за этого и других подобных печальных опытов «свободных богослужений» в практике ранней церкви образовался порядок проведения богослужений – литургия.


Конечно же, личная молитва важна, и лютеранская Церковь это всегда поощряла. Но во время общего богослужения отдельный человек становится частью большой группы – а именно Церкви всех времён, мест, этнического фона, языков, традиций и так далее. В богослужении человек поглощён тем, что выходит за пределы его собственных границ. Он становится частью тела Христова.


Литургия – это подарок Святого Духа, она не сформулирована каким-нибудь комитетом. Она так же является не результатом мыслительного процесса одарённого автора, но проверенным временем, традициями и верой ответом человека, который дарует Святой Дух. Полезно знать, что лютеранская литургия наследовала всё лучшее из прошлого.


Наши внешние поступки свидетельствуют о внутренних убеждениях и отражают их. Если я люблю свою семью, то буду разделять все созданные внутри неё обычаи. И таким образом докажу своё хорошее отношение и свою принадлежность к её членам. День за днём я укладываю своих детей в кровать, целую на ночь мужа – всё это семейный ритуал, но всё же больше, чем просто ритуал. Все эти действия отражают внутренние ценности и убеждения. Точно так же дело обстоит и с литургией.


Мы празднуем богослужение, потому что человеческая душа ищет Бога. Когда мы вместе приходим на богослужение, то отрываемся от повседневности, так как сейчас Господь присутствует среди нас. И так как лютеранская вера базируется на оправдании верой по благодати Божьей, то на богослужении должны быть проповеданы благодать, Евангелие и сам Иисус Христос. Не секрет, что реальность часто выглядит иначе, чем идеал.

Но идеал существует для того, чтобы, устремившись к нему, всё время находиться в процессе совершенствования и улучшения существующей реальности.

Чтобы стремиться, сначала нужно понять, к чему конкретно мы устремлены, и какое значение и смысл имеет цель нашего устремления.

Поэтому я предлагаю вам в течение этого года внимательно рассмотреть обстановку, предметы и каждую часть литургии лютеранского богослужения.


Обстановка, предметы и здание


На богослужении мы в почтении перед всемогущим Господом молимся стоя. Подобно Моисею, снявшему свою обувь, когда он ступил на святую землю, мы показываем Богу своё уважение, вставая (напр.: во время чтений Евангелия или других мест литургии), так мы хотим выразить почтение Богу живому. Во время проповеди или наставлений община садится на места. В некоторых общинах существует практика молиться на коленях – также в знак уважения и признания высшего статуса Господа. Пастор поворачивается в сторону алтаря, когда обращается к Богу, и поворачивается в сторону общины, когда обращается непосредственно к прихожанам. Стоять на протяжении всей службы было нормальным явлением первые тысячу лет нашей эры. Сегодня эта традиция сохранилась в православной церкви. Первые христиане стояли во время всего богослужения, чтобы показать, что они воскресли вместе с Иисусом. Также это является выражением христианской радости. До 4 века во многих церквях сидеть на богослужениях было запрещено. Позднее присутствовать на службе сидя можно было только во время проповеди. По причине отсутствия лавок или стульев люди располагались на полу. Считается, что слишком долго сидеть (непосредственно на богослужении) опасно, потому что это приводит к простой болтовне, отвлечённым мыслям, и в результате человек «выпадает» из богослужения. Участие же членов общины в богослужении имеет большое значение в лютеранской церкви: община вместе празднует богослужение, а пастор лишь ведёт и направляет её в этом действии.


Здание.

Несмотря на то, что очень мало наших общин имеют собственное церковное здание, необходимо всё же рассмотреть связь между архитектурой церковных зданий и христианской верой.


В ранней церкви (до 4го века) христиане встречались в синагогах или частных домах. Позднее, после признания церкви римским государством, бывшие языческие храмы стали использоваться для проведения христианских богослужений. С годами архитектурный стиль развился так, чтобы вся обстановка располагала человека к встрече с Богом.


Церковное здание обычно состоит из трёх помещений: прихожая, «главный корабль» и алтарная часть, в которой находится кафедра. Сидения по возможности располагают по направлению на восток, где восходящее солнце напоминает верующему об истинном Свете мира.


За прихожей должен следовать богослужебный зал (главный корабль). Церковь часто сравнивают с кораблём, путешествующим через воды времён. Отсюда и название – главный корабль. Центральное значение здесь имеет крещальная купель, так как через крещение человек становится членом Божьей семьи – общины. Купель располагается в центральной части богослужебного зала, в некоторых церквях прямо у входа, чтобы напоминать христианам об их крещении; купель может также располагаться недалеко от кафедры.


Все взгляды общины устремлены в сторону кафедры. Слово «кафедра» происходит от латинского «cacelli» (ограждение для хора, место, где католики проводили причастие). Очевидно, это значение сохранилось в православной церкви, где всё ещё имеются такие ограждения (иконостасы). Они служат конкретной зримой линией, разделяющей человека и Бога. Сегодня есть и лютеранские церкви, которые воспринимают алтарь в качестве особенного святого места и поэтому отделяют его от «простого народа». Но надо чётко сказать, что такая разделительная линия между пастором и членами общины не соответствует Евангелию.

Во многих церквях сбоку от алтаря или за алтарём находится ещё одна маленькая комната, которая называется сакристия. Сакристия предназначена для подготовки пасторов к богослужению: здесь хранятся талары, свечи, алтарные скатерти, параменты, распятия и так далее. Пастор также использует это место для молитвы перед богослужением.


Церковное здание было построено для единственной цели: проведения богослужений, и в этом смысле оно является «святым местом» – местом, куда мы приходим, чтобы в общении со своими братьями и сёстрами пережить встречу с живым Богом.

Поэтому самое лучшее хорошо для неё: золото, бронза, шёлк, настоящие свечи, живые цветы. Раньше сами прихожане на богослужения надевали лучшие наряды, так они стремились показать: Господь должен получить всё лучшее, что у нас есть.


Алтарь в большинстве лютеранских церквей является центром внимания. Ещё задолго до появления церковных зданий и до иерусалимского храма, люди совершали жертвоприношения на алтаре (Бытие 4, 3-4). Сегодня он служит другим целям: стол Господень, на котором проводится причастие. В первом послании к Коринфянам (10 глава 21 стих) мы читаем, что верующие собираются ко столу Божьему для трапезы – в этом заключается отличие современного алтаря от алтаря язычников, который использовался исключительно для жертвоприношений.

Однако и наш алтарь символизирует жертву – само слово происходит от латинского «altare ara» – высокий алтарь, жертвенник (плита для жертвоприношений), возвышенное место для жертвы. Здесь верующие возносят свои сердца к высшей жертве – Божьему Сыну. Они приносят в жертву свою молитву, хвалу, благодарность и материальные вещи, такие как денежные пожертвования, хлеб и вино. Наряду с этим алтарь символизирует также Божье настоящее: здесь встречаются Господь и его народ. Поэтому в древних церквях алтарь располагался посередине богослужебного зала.


Распятие – это самый важный элемент на алтаре или над ним. Он олицетворяет жертву Христа. Крест без распятия символизирует воскресшего Иисуса. Как первое, так и второе допустимо и распространено в лютеранской церкви.


Свечи на алтаре должны быть настоящими. Они представляют Бога как свет и как бы говорят о Его близости к человеку. Иисус – свет мира, который отдал себя за нас, который олицетворяют горящие, сгорающие, дарящие свет и тепло свечи. Количество свечей на алтаре варьируется в течение церковного года. В некоторых общинах есть особая большая пасхальная свеча белого цвета, которая устанавливается на пол. Она зажигается в пасхальное утро и горит до празднования Вознесения. В день Вознесения после слов «Вознесён на небеса» её гасят и убирают. (Эта свеча может также использоваться во время крещения и погребения). Она символизирует воскресение Христа и его действия в период между воскресением и вознесением. Маленькие пасхальные свечи или свечи для крещения дарят крещёным как знак света веры, который они получили в этом таинстве. Эта свеча горит и сгорает, так же как земная жизнь крещёного «загорается» и «гаснет» в христианской вере.

Алтарная скатерть указывает на погребение Христа (и вновь напоминает нам о Его жертве): Она символизирует погребальные полотенца, которые были найдены в пустом гробе. Когда в чистый четверг с алтаря убираются все украшения и скатерть, пустой стол должен напоминать о страданиях Христа и его погребении.

Парамент меняется в соответствии с временем церковного года. Белый – цвет света и чистоты. Это цвет всех церковных праздников и времени приближающего нас к таким праздникам как Рождество, Крещение, Чистый Четверг и Пасха. Красный – цвет огня и крови. Он напоминает нам об огне Духа Святого и о крови, пролитой мучениками. Троица и другие памятные дни обозначены красным цветом. Фиолетовый – цвет покаяния и принятия Бога. Он обозначает время Адвента и предпасхальное время поста, а также церковного дня покаяния. Зелёный – цвет жизни и возрастающих посевов. Так же как всходы на полях, должен зреть в нас плод Слова и Таинства. Зелёным цветом обозначены дни свободные от церковных праздников, а так же праздник урожая. Чёрный, как цвет траура, используется во время страстной пятницы.


Колокола призывают на богослужение и подвигают человека к молитве (в некоторых общинах они звучат во время чтения «Отче наш»), также они призывают к покаянию, радости венчания и осознанию погребения. Они напоминают о Божьем присутствии. В средневековье колокола считали живыми существами, поэтому они были крещаемы и назывались именами.


Разноцветные оконные витражи с 11-го века украшают церковные здания. Они (как и алтарные картины) иллюстрируют библейские истории, прочтение которых было недоступно простым людям по причине неграмотности. В лучезарных цветах отображается Божья сила и святость. Так они притягивают к себе взгляды посетителей и прихожан.


Богослужебные облачения: Для богослужения пастор использует специальную одежду, которая имеет ветхозаветные корни (книга Исход 28 глава). Обычно ординированный пастор носит чёрный талар с беффхеном. Стола, также предназначенная для ординированных пасторов, представляет собой матерчатую ленту, одеваемую на шею поверх талара наподобие шарфа, она символизирует бремя Христово и цветом отражает время церковного календаря. Вместо талара пастор также может облачиться в Альбу, поверх неё тоже носится стола. Альба (от латинского «alba» – «белый») – длинная белая роба, подпоясываемая шнурком, воспринимается некоторыми нашими общинами как новшество. Её могут носить также неординированные проповедники, участники хора и другие играющие в богослужении активную роль прихожане (например, читающие библейские чтения или зажигающие алтарные свечи в начале богослужения). Альба символизирует одежду для крещения, и то, что от нас правда Христова не сокрыта.

Нужно заметить, что правила богослужебного облачения варьируются, нет общепринятой одежды (альба либо талар) для всех пасторов нашей церкви. Какое богослужебное облачение должно носить пастору, определяется на совете общины вместе с ординированным пастором.


Музыка в церковной литургии играет важную роль и когда она верно практикуется, то имеет большую силу в жизни общины. Ответственным за музыку является пастор. Это не означает, что он сам должен быть музыкантом, но на него возложена ответственность за то, чтобы приглашать музыкантов и решать, какая конкретно музыка будет звучать на богослужении.

Для церковной музыки важны три критерия:

1. Музыка (и содержание песнопений) должна быть объективной, то есть направленной на Господа, а не на людей. Здесь искусство используется во славу Божью. Это вовсе не время славы музыканта, будь то певцы, органисты или хоры. Иоганн Себастьян Бах, один из величайших композиторов, все свои произведения приписывал буквами S.D.G., что значит «Soli Dei Gloria» – «Только во славу Божью». Это является верным использованием музыки во время богослужения.

2. Музыка должна помогать в богослужении, сосредотачиваться на Божьей милости. Она должна помогать уходить от суеты мира, отворачивать от сосредоточения на себе и направлять к Божьей милости и величию. Церковная музыка должна, подобно Иоанну Крестителю, указывать на Христа.

3. Богослужебная музыка отличается от светской музыки. Это означает, что не каждое произведение подходит для исполнения на богослужении или, например, для венчания, даже если оно популярно и красиво звучит.


Музыка играет большую роль в литургии лютеранского богослужения. Ответственные за неё обладают большим влиянием и ответственностью, так как их служение является решающим, оно создаёт настроение, эмоциональный фон на протяжении всего богослужения. Музыка не подходящая, служащая самовыражению, не подходит для богослужения. Иногда музыканты думают, что пастор не имеет права говорить им что верно, а что нет. Иногда участники имеют собственные взгляды с ограниченным представлением о последствиях. Но там, где музыка служит во славу Господа, общины возрастают.