uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
ТВОРЧЕСТВО Л. Н. ТОЛСТОГО


УРОК 1


ТЕМА: ПО СТРАНИЦАМ ВЕЛИКОЙ ЖИЗНИ.

Л. Н. ТОЛСТОЙ – ЧЕЛОВЕК, МЫСЛИТЕЛЬ, ПИСАТЕЛЬ

(1828-1910)

ЦЕЛЬ УРОКА: ПОЗНАКОМИТЬ С БИОГРАФИЕЙ И МИРОВОЗЗРЕНИЕМ ПИСАТЕЛЯ

ОБРУДОВАНИЕ: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПИСАТЕЛЯ, ПОРТРЕТ Л. Н. ТОЛСТОГО

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: ЛЕКЦИЯ УЧИТЕЛЯ, СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ


ХОД УРОКА

1. Оформление тетрадей (тема, эпиграфы).


ЭПИГРАФ

Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература.

М. Горький


Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.

Л. Толстой


2. Вступительное слово учителя с записью тезисов учениками:

Та нравственная высота, которую достиг Толстой – человек, - результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей (честолюбие, тщеславие, непоследовательность, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость – на эти недостатки указывал сам Толстой).


Смысл жизни Толстой видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше отдавать людям. И самыми счастливыми годами в своей жизни Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим.


Непоколебимо было жизненное кредо Толстого, которому он никогда не изменял: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».


В памяти людей Толстой – не только великий писатель, но и человек высочайшей нравственности, бескорыстия, доброты, самоотверженного служения народу.


3. Изучение биографии и творчества писателя.

1. Сообщения учащихся.

2. Лекция учителя ( методичка Л. Н. Силинская стр. 204)


4. Работа с дневниковыми записями Толстого.

(методичка И. В. Золотаревой стр. 199-203)


Правила и программа Л. Н. Толстого

ПРАВИЛА:

  1. Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что.

  2. Что исполняешь, исполняй хорошо.

  3. Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, старайся сам припомнить.

  4. Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой.

  5. Читай и думай всегда громко.

  6. Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают.


ПРОГРАММА:

  1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.

  2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.

  3. Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.

  4. Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.

  5. Изучить историю, географию, статистику.

  6. Изучить математику, гимназический курс.

  7. Написать диссертацию.

  8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.



5. Закрепление и проверка того, что запомнили учащиеся.

1. Проверка конспектов

2. Викторина

3. Кроссворды


6. Подведение итогов урока


7. Домашнее задание

Читать роман «Война и мир» том 1., составить план основных событий.


СЛОВАРЬ ПО ТЕМЕ: ТВОРЧЕСТВО Л. Н. ТОЛСТОГО. РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР».


  1. Роман – эпопея – наиболее крупная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс.

  2. Антитеза – резкое противопоставление образов и понятий.

  3. Критерий – мерило суждений, оценки.

  4. Масонство – религиозное течение с мистическими обрядами, задачей масонов являлось нравственное усовершенствование с целью объединения человечества в братский союз.

  5. Тактик – человек, выбирающий нужную линию поведения.

  6. Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы и общества.

  7. Пассивный – не проявляющий активности, безучастный, вялый.

  8. Трилогия – три произведения одного автора, объединенные общим замыслом и сюжетом.

  9. Эгоизм – себялюбие, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

  10. Народность – выражение в искусстве народных интересов и психического склада.

  11. Личность – человек как носитель каких-нибудь свойств.

  12. Патриотизм – преданность своему Отечеству, своему народу.

  13. Эпиграф – изречение (цитата), стоящее в начале произведения (главы, тома и др.) и содержащее основную его идею.

  14. Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей произведения.

  15. Сюжет – совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.

  16. Эпилог – заключительная часть художественного произведения.


УРОК 2


ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА «ВОЙНА И МИР»


ЦЕЛИ УРОКА: познакомить с историей создания романа, раскрыть его своеобразие.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: лекция

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы с опорными конспектами


ХОД УРОКА


1. ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА

В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.

  1. Главная проблема – судьба народа. Народ – основа нравственных устоев общества.

  2. Общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.

  3. Истинный и ложный патриотизм.

  4. Назначение женщины – сохранение семейного очага.


2. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ

.

ВОЙНА

МИР

1. Военные столкновения враждующих армий

1. Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.

2. Вражда, непонимание, эгоистический расчет

2. Это крестьянский сход

3. Разъединение

3. «Омут жизни», «вздор и путаница» будничных интересов

4. Конфликты и столкновения между людьми, все, что вносит разлад.

4. Весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное Отечество.

5. Дуэли и поединки между героями

5. Это ближайшее окружение человека, которое он всегда носит с собой (внутренний мир)

6. Конфликт человека с самим собой

6. Весь свет, Вселенная.

7. Насилие и кровопролитие, зло.

7. Братство людей, независимо от национальности и классовых различий.

8. Все, что разрушает гармонию.

8. Здоровье, труд, отдых, интересы, увлечения, дружба.

Это смерть

Это жизнь



3. ГЕРОИ

Всего в романе свыше 550 лиц. Из них свыше 200 – это реальные исторические личности.


Люди «войны»

Люди «мира»

1. Курагины: князь Василий, Анатоль, Ипполит, Элен.

1. Болконские: Николай Андреевич – отец, князь Андрей, княжна Марья

2. Анна Шерер и посетители ее салона

2. Ростовы: Илья Андреевич – отец, графиня Наталья – мать, Наташа, Николай, Петя, Соня.

3. Александр I

3. Пьер Безухов

4. Наполеон

4. Кутузов

Несут разъединение, вражду, эгоизм, преступную аморальность.

Ненавидят не только войну в прямом смысле этого слова, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей.



4. КОМПОЗИЦИЯ


В романе 4 тома и эпилог

1 том – 1805 год

2 том – 1806 – 1811 годы

3 том – 1812 год

4 том – 1812 – 1813 годы

Эпилог – 1820 год

Главные художественные приемы, использованные Толстым для создания панорамы русской жизни – это:

  1. Приемы сопоставления и противопоставления

  2. «Срывание всех и всяческих масок».

  3. Психологизм повествования – внутренний монолог


5. ЖАНР

«ВОЙНА И МИР» - ЭТО РОМАН – ЭПОПЕЯ


1. Картины русской истории

Шенграбенское и Аустерлицкое сражение, Отечественная война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение

2. События общественной и политической жизни

Масонство, первые организации декабристов

3. Отношения помещиков и крестьян

Преобразования Пьера, Андрея.

4. Показ различных слоев населения

Поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне

5. Широкая панорама бытовых сцен

Балы, обеды, охота, посещение театра и др.

6. Огромное количество человеческих характеров

Свыше 550 персонажей

7. Большая протяженность во времени

15 лет

8. Широкий охват пространства

Петербург, Москва, дворянские поместья, Австрия, Смоленск, Бородино.



УРОК 3


ИЗОБРАЖЕНИЕ СВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»


ЦЕЛИ УРОКА: показать срывание всех и всяческих масок с великосветского общества; раскрыть конфликт А. Болконского и П.Безухова с этим обществом; на примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни; выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип романа.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: сообщения учащихся, лекция с элементами беседы, пересказ эпизода, беседа.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица, карточки с заданиями, к/ф «Война и мир»


ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания

Идейно-художественное своеобразие романа «Война и мир»


3. Вступительное слово учителя.

Общая цель при изучении романа – выяснить, какие нормы жизни Толстой утверждает, какие отрицает. Знакомство с романом начинаем с эпизода вечера в салоне А.П.Шерер в июле 1805 г. Конкретная цель – определить, во-первых, отношение автора к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает; во-вторых, посмотреть, однородно ли это общество и, в –третьих, разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволяет нам включиться в политическую атмосферу эпохи: именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений России с Францией. Почему это произошло?

4. Сообщение учащегося

«Исторический комментарий»

5. Салон А.П.Шерер – план наблюдений (записан на доске)

1. С какими героями, и в какой последовательности знакомит Толстой читателя в

первых главах романа

2. Проследить, как автор срывает маски со своих героев.

3. П.Безухов и А.Болконский как чужие люди в гостиной Шерер.

4. «Анекдот» князя Ипполита в конце вечера. Французский и русский язык в описании

салона Шерер.


Действие начинается в июле 1805 года в салоне А. Шерер. Эти сцены знакомят нас с представителями придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети – бездушная красавица Элен, «беспокойный» дурак Анатоль, «спокойный» дурак Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др.

Отрицательное отношение Толстого к героям проявилось в том, что автор показывает, насколько в них все фальшиво, идет не от сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни высшего общества и за внешней его благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок» общества.

Выделяются среди гостей Анны Павловны два человека. Это Пьер Безухов и А. Болконский.

Умный и робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на красивом лице князя Андрея. Уже по портретам видно, что они здесь чужие. С самого момента их появления в салоне чувствуется конфликт Пьера и князя Андрея с аристократической средой. Анна Павловна приветствовала Пьера поклоном, «относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне» и относилась к нему со страхом.

О князе Андрее нельзя сказать столь же решительно, что он во всем чужой. В этом обществе он не «медведь», он на равных правах, его уважают и боятся, он может себе позволить себе «щурясь» оглядеть общество. Он-то для всех свой. Они для него - чужие.

Вывод: отрицая нормы жизни светского общества, Толстой путь своих положительных героев начинает с отрицания ими пустоты и фальши светской жизни. Автор показывает неоднородность этого общества, которым претит такая жизнь.

Вечер в салоне Шерер завершается глупым анекдотом Ипполита, который все встретили как светскую любезность.

Французский язык – как норма светского общества; Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа, т.е. французский язык есть средство характеристики знати с ее антинациональной ориентацией.

Как правило, там, где описывается ложь или зло врывается французский язык.

6. Сжато рассказать эпизод «Семья Ростовых. Именины»

7. Работа с таблицей. Сравнить и сопоставить эпизоды.

ВЕЧЕР В САЛОНЕ АННЫ ШЕРЕР И ИМЕНИНЫ У РОСТОВЫХ





Вечер у А. П. Шерер

Ростовы

1. Старшее поколение

Ведут себя неестественно, фальшиво

Хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры. Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение

2. Отношение в семье между взрослыми и детьми

В салоне Анны Шерер нет детей

Доверчивость, чистота и естественность, уважение друг к другу, желание помочь. Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм. Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца.

3. Отношение к гостям

У Шерер есть определенная иерархия

Ростовы встречают всех одинаково радушно

4. Разговоры

Светская условность

Светская условность

5. Отношение к войне

Модная тема

На войну идут сыновья, поэтому эта тема действительно значима


ВЫВОД: Ростовы и Шерер – люди одного класса, но разные. Для Ростовых характерны такие качества, как простота, радушие, естественность поведения, сердечность, любовь, благородство и чуткость, близость к народу, вместе с тем соблюдение светского образа жизни и светских условностей, но за ними не стоят расчет и корысть.

8. Подведение итогов урока

9. Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы по 2 и 3 части, т.1 «Война 1805-1807 гг.»

- Готова ли русская армия к войне? Понятны ли солдатам ее цели? (гл.2)

- Что предпринимает Кутузов? (гл.14)

- Как представлял войну и свою роль князь Андрей? (гл.3, 12).

- Подвиг князя Андрея и его разочарование в «наполеоновских» мечтах.

2. Шенграбенское сражение и Аустерлицкое сражение (закладки)


УРОК 4,5


ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ НА СТРАНИЦАХ РОМАНА.


ЦЕЛЬ УРОКА: идейно-художественные особенности изображения войны; проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: лекция с элементами беседы, сообщения учащихся

ОБОРУДОВАНИЕ: индивидуальные карточки, фрагменты видеофильма, таблица «Изображение войны на страницах романа»


ХОД УРОКА


1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Вступительное слово учителя.

Идя вслед за Толстым, мы должны разобраться в характере войны, которая ярко изображается на страницах романа, познакомимся с историческими событиями эпохи, увидим, как по-разному ведет себя человек на войне, как относится автор к войне. И снова мы встретимся с толстовским «срывание всех и всяческих масок» и контрастным сопоставлением разных групп героев.

4. Беседа.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1805-1807 ГГ.

Повествование переносится на поля сражения в Австрию, появляется много новых героев: Александр I, австрийский император Франц, Наполеон, командующие армиями Кутузов и Мак, военачальники Багратион, Вейротер, рядовые командиры, штабные офицеры…и основная масса – солдаты: русские, французские, австрийские, гусары Денисова, пехота (рота Тимохина), артиллеристы (батарея Тушина), гвардия. Такая многогранность является одной из особенностей стиля Толстого.

- Каковы были цели войны и как смотрели на войну ее непосредственные участники?

Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона. Толстой удачно выбрал для начальных глав войне сцену смотра в Бранау. Идет смотр людям и снаряжению.

- Что он покажет? Готова ли русская армия к войне? Считают ли солдаты цели войны справедливыми, понимают ли они их? (Зачитать гл.2)

Эта массовая сцена передает общность настроения солдат. Крупным планом выделяется образ Кутузова. Начиная смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить последних в том, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Для Кутузова эта война не была священным и необходимым делом, поэтому его цель – удержать армию от боя.


ВЫВОД: непонимание солдатами целей войны, отрицательное отношение к ней Кутузова, недоверие между союзниками, бездарность австрийского командования, нехватка провианта, общее состояние неразберихи – вот что дает сцена смотра в Бранау. Главная особенность изображения войны в романе – автор сознательно показывает войну не в героическом плане, а акцентирует внимание на « крови, страданиях, смерти».

- Какой же выход может быть найден для русской армии?

Шенграбенское сражение, предпринятое по инициативе Кутузова, дало русской армии возможность выйти на соединение со своими частями, шедшими из России. История этого сражения еще раз подтверждает опытность и стратегический талант Кутузова – полководца. Отношение его к войне, как при смотре войск в Бранау, осталось прежним: Кутузов считает войну ненужной; но здесь речь шла о спасении армии, и автор показывает, как действует полководец в этом случае.

ШЕНГРАБЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

- Кратко охарактеризуйте план Кутузова.

Этот « великий подвиг», как назвал его Кутузов, был нужен для спасения всей армии, и поэтому Кутузов, так берегший людей, пошел на это. Толстой еще раз подчеркивает опытность и мудрость Кутузова, его умение найти выход в сложной исторической обстановке.

Что такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг – эти моральные качества понятны всем. Проследим контраст между поведением Долохова и штабных, с одной стороны, и Тушина, Тимохина с солдатами – с другой.(гл.20-21).

Рота Тимохина

Вся рота Тимохина проявила героизм. В условиях растерянности, когда застигнутые врасплох войска побежали, рота Тимохина «одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов». Толстой видит героизм роты в их мужестве и дисциплинированности. Тихий, до боя казавшийся нескладным, командир роты Тимохин сумел удержать роту в порядке. Рота выручила остальных, взяла пленных и трофеи.


Поведение Долохова

После боя один Долохов похвалился своими заслугами и ранением. Храбрость его показная, ему свойственна самоуверенность и выпячивание себя на первый план. Настоящий же героизм совершается без расчета и выпячивание своих подвигов.

Батарея Тушина.

На самом жарком участке, в центре сражения, без прикрытия находилась батарея Тушина. Более тяжелой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было, тогда как результаты стрельбы батареи были наибольшими. В этом трудном бою капитан Тушин не испытывал ни малейшего страха. Рассказать о батарее и Тушине. В Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество, с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.

АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЕ (ч.3, гл.11-19)

Это композиционный центр, к нему идут все нити бесславной и никому ненужной войны.

Отсутствие нравственного стимула для ведения войны, непонятность и чуждость ее целей солдатам, недоверие между союзниками, неразбериха в войсках – все это было причиной поражения русских. По мнению Толстого, именно в Аустерлице подлинный конец войны 1805-1807 гг., так как Аустерлиц выражает суть кампании. « Эпоха наших неудач и срама» - так определил эту войну сам Толстой.

Аустерлиц стал эпохой позора разочарований не только всей России, но и отдельных героев. Совсем не так, как ему хотелось бы, вел себя Н. Ростов. Даже встреча на поле боя с государем, которого Ростов обожал, не принесла ему радости. С ощущением величайшего разочарования в Наполеоне, бывшем раньше его героем, лежит на Праценской горе и князь Андрей. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком. Ощущение разочарования в жизни в результате осознания ошибок, совершенных героями. В этом плане примечательно, что рядом с аустерлицкими батальными сценами стоят главы, повествующие о женитьбе Пьера на Элен. Для Пьера это его Аустерлиц, эпоха его позора и разочарования.

ВЫВОД: Всеобщий Аустерлиц – таков итог 1 тома. Страшная, как всякая война, уничтожением человеческой жизни, эта война не имела, по Толстому, хотя бы объясняющей ее неизбежность цели. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов она была непонятна и не нужна народу и поэтому завершилась Аустерлицем. Такой исход был тем позорнее, что русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей хоть сколько-нибудь были понятны цели сражения, как это было при Шангребене.


ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1812 ГОДА

1. « Переправа французов через Неман» (часть 1, гл. 1-2)

Французский лагерь. Почему же «должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных»

Во французской армии есть единство – и среди солдат, и между ними и императором. НО единство это было корыстным, единством захватчиков. Но это единство непрочное. Потом автор покажет, как оно распадается в решительную минуту. Это единство выражается в слепой любви солдат к Наполеону и принятии ее Наполеоном как должное( гибель уланов при переправе! Они гордились, что умирают на глазах своего императора! Но тот даже не смотрел на них!).

2. Оставление русскими своих земель. Смоленск(часть2, гл. 4), Богучарово(часть 2 гл. 8), Москва(часть 1 гл. 23)

Единство же русских людей основано на другом – на ненависти к захватчикам, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущей на ней.

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ ( том 3, часть 2, гл. 19-39)

Это кульминация всего действия, т.к. во-первых, Бородинское сражение было поворотным моментом, после которого французское наступление захлебнулось; во-вторых, это точка пересечения судеб всех героев. Желая доказать, что Бородинское сражение было только нравственной победой русской армии, Толстой вводит в роман план сражения. Большинство сцен до и вот время боя показано глазами Пьера, так как Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников, а оно-то, по Толстому, и является причиной победы. Все говорят о необходимости победы при Бородине, об уверенности в ней: « Одно слово – Москва», «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение». Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: речь идет не об абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, за эту землю идут в бой солдаты.

И в этих условиях нельзя ни «себя жалеть», ни «великодушничать» с врагом. Толстой признает и оправдывает оборонительную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей. Война – это « самое гадкое дело в жизни». Это говорит Андрей Болконский. Но когда тебя хотят убить, лишить свободы, тебя и твою землю, тогда бери дубину и рази врага.

1. Настроение французского лагеря (гл.26-29)

2. Батарея Раевского (гл. 31-32)

3. Поведение Наполеона и Кутузова в битве (гл. 33-35)

4. Ранение князя Андрея, его мужество (гл. 36-37)

Как итог Бородинского сражения звучит вывод Толстого о нравственной победе русских (гл. 39).

5. Ответить на вопросы:

1. Война 1805-1807гг. Дать характеристику.

2. Готова ли русская армия к войне?

3. Почему была одержана победа в Шенграбенском сражении?

4. Почему русская армия потерпела поражение под Аустерлицем?

5. Кто из героев романа терпит свой « Аустерлиц»?

6. Отечественная война 1812 года. Дать характеристику.

7. Понятны ли русским солдатам ее цели?

8. Почему, по мнению Толстого, под Бородином русской армией была одержана нравственная победа?

9. Охарактеризуйте партизанскую войну? Какую роль она сыграла в победе русской армии над французскими захватчиками?

10. Какую роль сыграла Отечественная война 1812 года в судьбе героев романа?

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы:

  1. Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе?

  2. Покажите разницу в авторской оценке внешнего облика Кутузова и Наполеона?

  3. Кому противопоставлены и на кого похожи в романе эти герои?

4. Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову?

5. Претендует ли Кутузов на роль героя в истории? А Наполеон?

2. Подготовить сообщение: «Наполеон» и «Кутузов» Историческая справка.


УРОК 6,7


РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ.


КУТУЗОВ И НАПОЛЕОН В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР»


ЦЕЛЬ: систематизация материала по образам Кутузова и Наполеона; показать, какова,

по мнению Л.Н.Толстого, роль личности в истории;


МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: лекция с элементами беседы, сообщения учащихся.


ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы «Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир»


ХОД УРОКА


Эпиграф: Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Л.Н.Толстой

1. Вступительное слово учителя.


Л. Н. Толстой отрицал возможность научного познания законов исторического процесса и склонялся к мысли, что течение, направление и характер событий определяются сочетанием бесчисленного количества факторов. Передвижение стрелок на часах истории, по убеждению писателя, зависти от вращения множества сцепленных друг с другом колесиков. Этими колесиками оказываются люди в бесконечном разнообразии характеров, интересов, устремлений. Говоря о роли личности в истории, Толстой пишет: «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей… Чем выше стоит человек на общественной лестнице, тем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка». Таким образом, Толстой проводит мысль о том, что, чем ближе личность к естественной жизни, тем больше от нее зависит, чем дальше, тем меньше. С этих позиций автор рассматривает Кутузова и Наполеона.


2 Сообщения учащихся. Исторические сведения о Кутузове и Наполеоне.

3. Исторические взгляды Толстого и их отражение в романе «Война и мир».

1. Народ (в понимании Л.Н.Толстого) – главная решающая сила в истории.

2. Основной критерий оценки исторической личности – отношение к народу, понимание

его.

3. Простота, добро, правда – составные элементы величия.

4. Работа с таблицей. Образы Кутузова и Наполеона в идейной направленности романа «Война и мир»

Кутузов – истинный вождь, избранный народом. Наполеон – олицетворение антинародных интересов, законов.


«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»

Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона

(по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)

Говоря о роли личности в истории, Толстой пишет: « Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей … Чем выше стоит человек на общественной лестнице, тем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка». Таким образом, Толстой проводит мысль о том, что, чем ближе личность к естественной жизни, тем больше от нее зависит, чем дальше, тем меньше.


Кутузов

Наполеон

Портрет

Дряхлый, физически немощный старик, но твердый духом и сильный умом.

Человек в расцвете физических сил, но его внешность снижается такими деталями, как маленький рост, жирное тело и т. п.

Манера поведения

Естественность во всем (спит во время военного совета, ест курицу во время сражения).

Все говорится и делается для истории (эпизод с портретом сына).

Отношение к солдатам

Отеческая забота, стремление сохранить жизни солдат (смотр в Браунау).

Солдаты – средство для достижения славы и власти (гибель польских уланов при переправе через Неман).

Цели деятельности

Защита Отечества

Слава власть.

Тактика ведения боя.

Поддерживает дух войска.

Властными приказами пытается руководить сражением.

Отношение автора

«Народный полководец», «спаситель отечества».

Человек, у которого «помрачены ум и совесть»

Вывод: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»



5. Ответить на вопросы:

Проанализируйте поведение Кутузова и поведение Наполеона в ходе военных событий. Объясните, почему Кутузова можно назвать слугой народа, а Наполеона – вождем толпы.

  1. Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе?

  2. Покажите разницу в авторской оценке внешнего облика Кутузова и Наполеона?

  3. Кому противопоставлены и на кого похожи в романе эти герои?

  4. Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову?

  5. Претендует ли Кутузов на роль героя в истории? А Наполеон?


6. Заключительное слово учителя.

Вывод: Толстой, сопоставляя Кутузова и Наполеона, показывает, что Кутузов – народный полководец, близкий к солдатам, несущий в себе естественность, истинную любовь, патриотизм, умение думать об армии, а не о себе. В нем – величие, простота, добро и правда.

Наполеона отличает лицемерие, себялюбие, искусственность, театральность, неумение думать о других.

Это все сближает Наполеона с высшим светом России (сравните вечер у А. П Шерер – та же театральность).

7. Подведение итогов урока

8. Домашнее задание

1. Читать 4 том: часть 1 гл. 11-13; часть 2 гл. 12; часть 3 гл. 1,3,5,6, 11; часть 4 гл. 11, 12, 13.

2. Подготовить сообщения: «Образ Платона Каратаева», « Образ Тихона Щербатого» « Петя Ростов в партизанском отряде».

УРОК 8,9


«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР»


ЦЕЛЬ УРОКА: проследить изображения народа как носителя лучших человеческих качеств, ведущую роль народа в истории, т.е. как реализуется в романе «мысль народная»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: лекция с элементами беседы, сообщения учащихся


ХОД УРОКА

1. Орг. момент

2. Проверка домашнего задания

3. Вступительное слово учителя.

На первом уроке по роману «Война и мир» мы поставили перед собой задачу: понять, какую жизнь Толстой утверждает, какую отрицает. На каждом уроке получали частичные ответы: при знакомстве с салоном А.Шерер, при изучении войны 1805 года и Отечественной войны 1812 года. Мы поняли, критерий толстовской оценки жизни: все оценивается по близости к живой жизни природы и близости к народному духу. Все, что непонятно народной душе и не принимается ею, не принимается и Толстым. То, что оторвано от национальных народных корней, осуждается Толстым, например, аристократическое общество. Сила в народе, сплоченном единой целью, - главная мысль романа.

«Народная мысль», которую любил Толстой, раскрывается в романе в двух аспектах:

- в историко-философском плане – в утверждении, что народ – ведущая сила истории;

- в морально-психологическом плане – в утверждении, что народ есть носитель лучших человеческих качеств.

Оба этих плана, переплетаясь, образуют критерий оценки Толстым жизни: по близости к народу, к его судьбе и к его духу писатель судит о своих героях.

4. Беседа

- Почему народ является ведущей силой истории?

В философии истории писатель утверждает, что всякое историческое событие происходит только при совпадении интересов и поступков людей. (Сцены оставления Москвы, повсеместное противодействие французам, Бородинская битва и победа в войне проистекали из единства интересов русских людей, не желавших быть «слугами Бонапарту»). Дубина народной войны есть грозная сила сплотившегося в борьбе с врагом народа. Солдат с подвязанной щекой и Тихон Щербатый, артиллеристы на батарее Раевского и мужики-ополченцы, купец Ферапонтов, ключница Мавра Кузьминична и др. – все чувствуют и поступают одинаково. В борьбе с «миродерами» они проявляют героизм, переносят любые трудности и лишения во имя жизни и независимости Отечества.

То, что Толстой имеет в виду в романе под понятием народ, есть, скорее, нация. В единой борьбе с врагом совпадают интересы и поведение Наташи Ростовой, ее братьев Пети и Николая, Пьера Безухова, семьи Болконских, Кутузова и Багратиона, Долохова и Денисова, «молоденького офицерика» и саратовской помещицы, оставившей со своими шутихами Москву без приказа Ростопчина. Все они, по Толстому, не менее герои истории, чем старостиха Василиса или Тихон Щербатый. Все они включаются в «рой» людей, делающих историю. Основой национального единства является простой народ, и к нему стремится лучшая часть дворянства. Герои Толстого только тогда находят свое счастье, когда не отделяют себя от народа. По близости с народом Толстой оценивает своих положительных героев.

- Почему так стремятся к народу герои романа? Почему «солдатом, простым солдатом» хочет быть Пьер?

Народ есть носитель лучших человеческих качеств. «…Они все время до конца тверды и спокойны… Они не говорят, но делают» - думает Пьер.

- Какие же качества в народе автор считает лучшими?

Это и способность идти на жертвы и лишения во имя Родины, героизм, «скрытая теплота патриотизма», умение все делать, неприхотливость, жизнерадостность, миролюбие и ненависть к «миродерам». Все эти качества видим в солдатах, в Тихоне Щербатом, в лакее князя Андрея Петре и других. Однако Толстой считает положительными и другие качества, которые больше всего присущи в романе Платону Каратаеву, именно он в свое время возродил в Пьере веру в справедливость жизни.

- Чем он подействовал на Пьера? Похож ли он на других мужиков?

В Каратаеве, как и в других мужиках, есть положительные качества: простота, спокойствие, умение приспособиться жить в любых обстоятельствах, вера в жизнь, беспокойство о Москве, доброжелательность, он мастер на все руки. Но есть в нем и другое: доброта становится в нем всепрощением (и к врагам тоже), неприхотливость – отсутствие всяческих требований к жизни (везде ему хорошо), вера в разумность естественного хода событий в жизни – покорностью перед судьбой («рок головы ищет»), интуитивность поведения – абсолютным отсутствием разума («не своим умом – божьем судом»). Как же оценивать такого человека? Качества его, как положительные, так и отрицательные, присущи русскому крестьянству. Толстой считает Каратаева «олицетворением всего русского, доброго и круглого» (т.4, часть 1, гл. 13). Наивность, стихийность, покорность обстоятельствам есть и в других крестьянах, в том же Тихоне Щербатом, Богучаровцах, но в образах других крестьян главными являются активные начала. Роман в целом показывает «сопротивление злу», борьбу, а в Каратаеве же главное – всепрощение, приспособленчество к жизни, и именно за эти качества Толстой идеализирует его, делает мерилом жизненности и для Пьера, любимого своего героя.


ВЫВОД: Л.Н.Толстой признавался, что в романе «Война и мир» он «старался писать историю народа» определили жанр «Войны и мира» - роман-эпопея.

Толстой хотел показать: народ-герой; народ, влияющий на историю.

Главная задача писателя могла быть решена именно в романе-эпопее, так как эпопея воплощает в себе: судьбы народа; сам исторический процесс; широкую, многогранную, даже всестороннюю картину мира; раздумья над судьбами мира и людей.

Роман «Война и мир» - это народно-героическая эпопея, главная мысль которой: народ – носитель нравственности.

  1. Народ – воплощение нравственных идеалов.

  2. Война – проверка глубины патриотизма и силы духа.

  3. Движущая сила истории – народ.

  4. Только личность, близкая к народу, может влиять на события.

  5. Человек, Народ, История – толстовские мерки мира.


5. Закрепление в форме фронтального опроса:

1. Как Л.Н.Толстой понимает слово «народ»?

2. Как проявляет себя народ в войне 1805 года? Какие герои вам особенно запомнились?

3. От чего зависит нравственная оценка персонажа у Толстого?

4. Какую роль сыграло партизанское движение в Отечественной войне 1812 года?

5. Как понимаете слова Толстого «роевое начало»?

6. Каким героям романа наиболее присущи черты русского национального характера?

7. Почему «мысль народная» - любимая мысль Толстого в романе? В чем ее смысл?


6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание:

  1. Сообщения «Образ А. Болконского», « Образ П. Безухова»



УРОК 10,11




следующая страница >>