uzluga.ru
добавить свой файл
МЕРОПРИЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»

Цель урока: повторить и закрепить основные факты, имена, даты Великой Отечественной войны (включая краеведческий материал); развить умение анализировать и обобщать данные, строить рассказ; способствовать развитию у школьников интереса к истории.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война» в 9 классах можно провести в форме брейн-ринга. Вопросы и задания подоб­раны таким образом, чтобы повторить и обобщить знания учащихся и дать им возможность выйти за рамки школьной программы, продемонстрировать свою эрудицию.

Условия брейн-ринга.

  1. Участвуют три команды.

  2. За полный правильный ответ команда получает 2 очка, за правиль­ный неполный ответ — 1 очко.

  3. Если команда не отвечает на во­прос, вопрос переходит к команде со­перников.

  4. Если команды не могут ответить на вопрос, отвечают зрители.

  5. Итоги жюри подводит после каж­дого раунда.
    Оформление класса: книжная вы­ставка о Великой Отечественной войне, музыкальные записи, фрагменты из ки­нофильмов.

Первый раунд Исторический

1. Что такое?

План «Тайфун» (план наступления гитлеровских войск на Москву).

План «Цитадель» (план наступления гитлеровских войск в районе Курска).

План «Багратион» (операция Крас­ной Армии по освобождению Белорус­сии)

2. Что и когда произошло?

В Тегеране (Тегеранская конферен­ция «большой тройки» в ноябре 1943 г.).

В Ялте (Крымская конференция «большой тройки» в феврале 1945 г.).

В Потсдаме (Потсдамская конфе­ренция в июле 1945 г.)

3. Кто из названных лиц не участво­вал в Потсдамской конференции?

И.В.Сталин, У. Черчилль, Т.Трумен, ФРузвельт (не участвовали У.Черчилль, проигравший выборы и покинув­ший пост премьер-министра Великобритании, и Ф.Рузвельт, умерший в апреле 1945г.).
4. Деревни и поселки, вошедшие в историю, что вы знаете о них?

Хатынь (белорусская деревня, сож­женная фашистами в 1943 г.; стала символом жестокости, бессмысленного убийства мирных людей).

Катынь (деревня недалеко от Смо­ленска, где было обнаружено массовое захоронение польских офицеров, убитых перед войной по приказу НКВД).

Любань (поселок под Ленинградом, в районе которого сдался в плен генерал Власов, командующий 2-й ударной ар­мией).

5. О чем рассказывают документы?

Секретные протоколы к Пакту о не­нападении, подписанному СССР и Гер­манией 23 августа 1939 г. (о разделе Вос­точной Европы на сферы влияния).

Приказ № 270 от 16 августа 1942 г. (все советские военнопленные были объявлены предателями, семьи коман­диров и политработников, попавших в плен, подлежали репрессиям; родные солдат лишались льгот; предоставляемых семьям участников войны).

Приказ № 227 от 28 июля 1942 г. (во­шел в историю под названием «Ни ша­гу назад!», запрещал любое отступле­ние без особого распоряжения выше­стоящего командования).

6. Что такое?

План «Барбаросса» (план молние­носной войны гитлеровской, Германии против СССР, утвержденный в 1940 г.).

План «Ост» (план физического ис­требления народов СССР и Восточной Европы, объявленных «расово неполно­ценными»).

Восточный вал (оборонительные со­оружения, построенные в 1943 г., о ко­торых Гитлер говорил; «Скорее Днепр потечет обратно, нежели русские преодолеют его»).

7. Когда произошли и какое имели значение?

Битва под Москвой (оборонитель­ный этап: 30 сентября — 5 декабря 1941г.; контрнаступление Красной Армии 5 декабря 1941 — зима 1942 г.).

Сталинградская битва (июль 1942 — февраль 1943 г., наступление Красной Армии началось 19 ноября 1942 г.).

Битва на Курской дуге (июль — ав­густ 1943г.).


Второй раунд Литературный

  1. Назовите литературные произве­дения о Великой Отечественной войне.




  1. Назовите автора стихотворных строк.

Я Убит подо Ржевом

В безымянном болоте,

В пятой роте, на левом

При жестоком налете. (А.Т.Твардовский)


Ты помнишь, Алеша, дороги

Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их

к груди? (К.Симонов)

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

(Н. Майоров)

  1. Назовите произведение и его автора.

  • Ну что вы, в самом деле? У меня мама — медицинский работник...

  • Нету мамы. Война есть, немцы есть, я есть, старшина Басков. А мамы нету. Мамы у тех будут, кто войну пере­живет. Ясно говорю?

(Б. Васильев. А зори здесь тихие.)

Поначалу, когда что-то толкнуло Сашку и вдруг ничего не стало видно, кроме неба, он ничего не понял. Только потом, когда вырвавшийся из рук коте­лок со звоном поскакал вдоль ручья, а левую руку в двух местах ожгло болью, до него дошло — ранило.

(В. Кондратъев. Сашка.)

Вот и все кончено. Напоследок он отыскал взглядом застывший стебе­лек мальчишки в буденовке. Тот сто­ял, как и прежде, на полшага впереди других, с широко раскрытыми на бледном лице глазами. Полный боли и страха, его взгляд следовал за кем-то под виселицей и вел так, все ближе и ближе к нему. Сотников не знал, кто там шел, но по лицу мальчишки понял все до конца.

(В.Быков. Сотников.)

Третий раунд Краеведческий

Учащимся предлагаются вопросы по истории родного края в годы Великой Отечественной войны.

1. В каком сражении принял боевое кре­щение Уральский добровольческий танковый корпус ?

(Лето 1943 г., Орловско-Курское направление).

2. Кому из уроженцев нашей области, участников Великой Отечественной войны, звание Героя Советского Союза было прис­воено дважды?

(Одинцов М.П., уроженец Большесосновского р-на)
Сивков Г.Ф., уроженец Кунгурского р-на).


3. Назовите фамилию Героя Советского союза, уроженца села Сараши Бардымского района (Казанбаев)

4.Почему в одной из витрин Лысьвенского краеведческого музея лежит скромная солдатская каска ?

(Во время Великой Отечест­венной войны металлурги­ческий комбинат г.Лысьвы выпустил пуленепробиваемые каски. Работу над их соз­данием возглавил сталевар Василий Алексеевич Онянов. Каска спасла в годы войны не одну солдатскую жизнь)

5. Как в немецком Вермахте называли бойцов Уральского добровольческого танкового корпуса? (дивизия «Черные ножи» )

Четвертый раунд Музыкальный

Звучат отрывки из песен в исполне­нии КШульженко, ЛРуслановой, Л.Утесова, М.Бернеса. Побеждает команда, правильно назвавшая наибольшее число песен военных лет.


Игра со зрителями

1. Когда был дан первый салют в годы Великой Отечественной войны?­
(5 августа 1943 г., в честь освобожде­ния Орла и Белгорода.)

  1. Назовите высший воинский орден СССР (орден Победы).

  2. Назовите крупнейших советских военачальников Великой Отечествен­ной войны.

4.Назовите известных вам пермяков- героев Советского Союза, и какие подвиги они совершили?

5. Какие виды военной продукции производили в г. Перми и в Пермской области в годы войны?