uzluga.ru
добавить свой файл
1
МОУ Вощиковская СОШ имени А.И. Королева


Открытый урок на тему

«Развитие жизни на Земле»


природоведение, 5 класс

(проблемно-диалогическая технология)


Учитель: Краюхина З.В.


Тема урока: «Развитие жизни на Земле».

Цели: вызвать интерес к изучению темы, привлечь внимание учащихся к изучению вопроса о возникновении жизни на Земле; обратить внимание на то, что жизнь зародилась в океане и возникшие организмы постоянно изменялись.

Задачи: создать условия для развития познавательного интереса, умения анализировать, учить работать с книгой, выделять главное, подводить итоги, делить целое на составляющие части, способствовать развитию мыслительных операций учащихся.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, таблицы.

Ход урока.

  1. Проверка выполнения домашнего задания.

1 вариант. Вставьте слова или допишите предложения.

В настоящее время ученые предполагают, что Солнце и планеты возникли из __________ и ________________.Центральную часть Земли занимает______________, которое покрывают ________________ и __________________________Неровности земной поверхности называют_________________.

Грозное природное явление, связанное с изливанием лавы на поверхность Земли, называют______________________.

Шесть материков нашей планеты: ____________, ___________________, _____________,_______________,__________________,_______________.

Водная оболочка Земли – __________________________

____________________– это многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

(15)

2 вариант. В настоящее время ученые предполагают, что межзвездное пространство сначала___________________, а затем ________________на множество сгустков. Из них образовались _________________.

Твердая верхняя оболочка Земли – это______________________________.

Грозное природное явление, связанное с внезапным смещением участков двух плит, из которых образована земная кора и верхний слой мантии, называют___________________________.

Четыре океана нашей планеты: _____________________, ____________________,__________________,_______________________..

Воздушная оболочка Земли – _________________________.

_____________________-– состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте в данный момент.

Мировой океан занимает __________ поверхности Земли.

(12)

  1. Самопроверка по образцу.

  2. Оценивание.



  1. Беседа для определения темы урока.

- О какой планете в основном были вопросы в ваших заданиях?

- А как вы думаете, почему?

- Чем же Земля отличается т других планет? (на ней есть жизнь)

- Правильно. На нашей планете есть жизнь. Возникают ли у вас какие-то вопросы о жизни на Земле?

(вопросы учащихся записываются на доске)

Конечно, в первую очередь нам надо узнать, а когда появилась жизнь на планете. Может, вы поможете мне сформулировать тему нашего урока?

Значит, сегодня мы с вами заглянем в прошлое Земли и постараемся ответить на поставленный вопрос.

Каким образом мы можем узнать об этом? (из учебника).

  1. Работа с текстом учебника.

- выделение периодов в развитии жизни;

- путешествие по станциям (групповая работа)

Задание: составить рассказ по опорным словам, используя текст учебника.

  1. Станция «Вода—колыбель жизни».

Зарождение жизни. Древние водные растения и животные 550 млн. лет назад.

  1. Станция «350 млн. лет назад».

Выход растений и животных на сушу. Растения и животные каменноугольного периода. Господство гигантских хвощей, плаунов и папоротников. Древние животные стегоцефалы.

  1. Стация «225 млн. лет назад».

Господство и расцвет древних пресмыкающихся. Юрский период. Динозавры. Ихтиозавр, нотозавр, стегозавр. Плезиозавр, птерозавр и другие.

  1. Станция «65 млн. лет назад».

Возникновение и господство цветковых растений, млекопитающих и птиц.

  1. Составление коллективного рассказа по теме «Как развивалась жизнь на Земле»




  1. Подведение итогов.

Итак, мы теперь смогли бы ответить на вопрос, когда и как появилась жизнь на нашей планете.

Вывод: развитие жизни на Земле началось около 3,5 млрд. лет назад в океане. Постепенно живые существа заселили и сушу. С течением времени одни организмы давали начало другим. Многие существа полностью вымерли, другие сохранились и живут до сих пор.



  1. Работа в рабочей тетради или на листочках (закрепление)

  2. Д/З

- стр.102-103,

- подготовить рассказ о динозаврах;

- нарисовать рисунок,

- написать рассказ «Почему возможна жизнь на Земле»