uzluga.ru
добавить свой файл
1
Вводный урок на тему: "Среда программирования Turbo Pascal ".


Цель урока:

  • Ознакомить с историей создания и развития языка программирования Turbo Pascal ;

  • усвоить понятие программы, структуры программы на языке Turbo Pascal, алфавит языка Turbo Pascal.


Задачи:

  • Развивающая: развитие алгоритмического мышления, навыков работы на компьютере, познавательных интересов, памяти, внимания, самостоятельности при работе.

  • Воспитывающая: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, аккуратности, усидчивости воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.


Оборудование:

    1. экран

    2. компьютер

    3. проектор

    4. раздаточный материал


План урока:

  1. Организационный момент

  2. Мотивация. (сообщение темы и цели урока, настрой на работу)

3. Изучение нового материала:

    • Теоретическая часть

4. Итоги урока

5. Домашнее задание


Ход урока:


Организационный момент


Приветствие, проверка присутствующих, сообщение темы и цели урока, настрой на работу


Теоретическая часть.


Мы привыкли считать, что программирование – дитя современного прогресса в области науки и технологии. Но это совсем не так. Первые сложные многоцелевые вычислительные устройства появились еще в XIX веке. Тогда же возникла необходимость в разработке программ для них, и впервые с такой задачей столкнулась легендарная Ада Лавлейс, работавшая с вычислительной машиной Чарльза Бэббиджа, которая называлась «Машина для исчисления разностей» («Difference Engine»). Но настоящие языки программирования появились все – таки в эпоху электронных вычислительных машин (ЭВМ). Считают, что первый язык программирования - это язык Short Code, появившийся в 1949 году.

Первыми языками программирования более высокого уровня были Фортран, Кобол и Алгол, появившиеся в 50-е годы ХХ века. Первые два из них существуют и поныне – это языки-долгожители, а Алгол стал родоначальником целого семейства языков, в числе которых и Паскаль.


На рис. 1.1 схематически представлена история создания языков программирования


Рис. 1.1 история создания языков программирования


В 1970 году в мире программирования произошли по крайней мере два великих события - появились операционная система UNIX и новый язык программирования. Швейцарский ученый Никлаус Вирт назвал его в честь великого французского математика и религиозного философа XVII века Блеза Паскаля. Паскаль изобрел вычислительное устройство, именно поэтому новому языку было присвоено его имя.

Благодаря своей четкости, логичности и другим особенностям Паскаль надолго занял свою нишу, являясь прекрасным языком для обучения программированию.


Основные элементы языка Паскаль

Любой естественный язык строится из элементарных составляющих — букв, образующих алфавит языка. Буквы используются для построения слов, слова складываются в предложения, а предложения... Из предложений состоит любой текст — письмо, роман, секретное донесение. Всякий язык программирования организован примерно так же. Имеется алфавит языка, то есть набор символов, которые можно использовать в программе. Существуют зарезервированные слова, имеющие вполне определенный смысл и определенное назначение. Их нельзя изменять: любая неточность в написании таких слов является серьезной ошибкой. В отличие от естественных языков человеческого общения, в языках программирования можно вводить свои собственные слова и придавать этим словам свой собственный смысл.


Главными элементами любой программы являются переменные, константы и операторы. Переменная — это ячейка (или несколько ячеек) оперативной памяти компьютера. Такой ячейке присвоено определенное имя, ее содержимое может изменяться в ходе выполнения программы. Вид информации, содержащейся в ячейке, набор преобразований, которые можно выполнять над этой информацией, и множество допустимых значений определяются типом переменной. Константа отличается от переменной тем, что ее значение фиксировано и не может быть изменено в ходе выполнения программы. Операторы задают те или иные действия, которые должна выполнять программа.


Основные символы

Основные символы языка-буквы, цифры и специальные символы составляют его алфавит. В таблице 1.1 приведен набор основных символов:


Таблица 1.1. Основные символы языка Паскаль

26 латинских строчных и 26 латинских прописных букв

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z


подчеркивание

_


10 цифр


0 1 2 3 4 5 6 7 8 9


знаки операций


+ - * / = <> < > <= >= := @

ограничители

. , ' ( ) [ ] (. .) { } (* *) .. : ;

спецификаторы

^ # $


Язык Паскаль состоит приблизительно из 80 зарезервированных слов В табл. 1.1 приведен алфавитный список зарезервированных слов.


Таблица 1.2. Зарезервированные слова языка Паскаль

absolute

and

array

assembler

begin

break

case

const

constructor

continue

destructor

div

do

dpwnto

else

end


external

far

file

for

function

goto

if

implementation

in

inline

interface

interrupt

label

mod

near

nil


not

object

of

or

packed

private

procedure

program

public

record

repeat

set

shl

shr

string

then


to

type

unit

until

uses

var

virtual

while

with

xor


Программа.


А теперь давай разберем понятие слова программа. Как вы думаете, что такое программа? (Ответы учеников)


Программой могут называть разные вещи. Это может быть исходный текст программы — обычный текстовый файл, содержащий запись операторов программы на языке программирования. Такая запись понятна человеку, но непонятна компьютеру. Исходный текст должен быть откомпилирован (оттранслирован), то есть переведен на язык машинных команд, попятный компьютеру. В этом случае создается исполняемый файл (его отличительная черта — имя, оканчивающееся на .ехе). Именно исполняемый файл иногда называют программой. И, наконец, программой могут называть набор всевозможных файлов, как исполняемых, так и текстовых (а возможно, и в других форматах).


Мы будем считать, что программа представляет собой последовательность операторов и других элементов языка, построенную в соответствии с определенными правилами п предназначенную для решения определенной задачи. Первым в программе идет зарезервированное слово program. За ним, после одного или нескольких пробелов, следует идентификатор — имя программы.


Таким образом, первая строка любой программы имеет вид:


program name;


Каждое описание должно завершаться точкой с запятой. В Паскале оператор заголовка программы может быть опущен.


После заголовка программы обычно идут описания переменных, констант, меток, подпрограмм и других объектов, используемых в программе. Эта часть программы называется разделом описаний.


Каждая программа обязательно должна иметь часть, которая выполняет какие-либо действия называется разделом операторов (иногда — телом программы).


Минимально допустимой выполняемой частью программы является составной оператор

begin

Si: S2; ... ; Sn;

end

где SI..... Sn — операторы, а зарезервированные слова begin и end играют роль скобок, но только для операторов, а не для математических выражений. Они так и называются операторными скобками. Каждому begin в программе должен соответствовать end. Структура программы изображена на рис. 1.2.


program name




Раздел описаний



begin




Раздел операторов




end



Рис.1.2. Структура программы на языке Паскаль

Итог урока.


Ответы на вопросы учащихся.

Подведение итога урока. Выставление оценок, рефлексия.

На уроке мы рассмотрели историю создания и развития языка программирования Turbo Pascal; познакомились с понятием «программа», её структурой, назначение оператора, переменной, константы.


Домашнее задание.


Знать, что такое программа, структура программы, основные элементы языка Паскаль.


Урок №2. «Разделы описаний и разделы операторов на языке Turbo Pascal»


Цель урока:

  • Ознакомиться с разделом описания и разделом операторов программы;

  • научить создавать простые программы на языке программирования Turbo Pascal.


Задачи:

  • Развивающая: развитие алгоритмического мышления, навыков работы на компьютере, познавательных интересов, памяти, внимания, самостоятельности при работе.

  • Воспитывающая: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, аккуратности, усидчивости воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.


Оборудование:

    1. экран

    2. компьютер

    3. проектор

    4. раздаточный материал


План урока:

  1. Организационный момент

  2. Мотивация. (сообщение темы и цели урока, настрой на работу)

3. Изучение нового материала:

    • Теоретическая часть

    • Практическая часть

4. Итоги урока

5. Домашнее задание


Ход урока:


Организационный момент


Приветствие, проверка присутствующих, сообщение темы и цели урока, настрой на работу.

Теоретическая часть.


На прошлом уроке мы с вами узнали историю развития языка программирования, познакомились с новыми понятием «программа», назначение операторов, а так же рассмотрели структуру программы.


Сейчас мы рассмотрим один из разделов программы – раздел описаний.


Все переменные, используемые в программе, должны быть перечислены в разделе описания переменных. Этот раздел состоит из предложений описания переменных. Таких предложений может быть несколько, размещаются они между заголовком программы, подпрограммы или модуля и зарезервированным словом begin, открывающим раздел операторов программы, подпрограммы или модуля. Располагаться предложения описания переменных могут вместе, но могут и чередоваться с описаниями других объектов: констант, процедур, функций и т. д.


Пример описания переменных:


var

a, b, c : integer;

d : real;


где, var – зарезервированное слово для описания переменных;

a, b, c, d - список переменных, в котором имена переменных разделяются запятыми

integer, real - названия типов переменных.


К стандартным типам относятся целые, действительные, логические, символьный и адресный типы.


От выбора типа данных зависит количество байтов, отведенных для переменной в памяти. Следовательно, определяется максимально возможное число для данного типа данных.

Таблица 2.1. Таблица для целых типов данных

Тип

Диапазон значений

Требуемая память

Shortint

-128 .. 127

1 байт

Integer

-32768 .. 32767

2 байта

Longint

-2147483648 .. 2147483647

4 байта

Byte

0 .. 255

1 байт

Word

0 .. 65535

2 байта



Над целыми операндами можно выполнять следующие арифметические операции: сложение, вычитание, умножение, деление, получение остатка от деления. Знаки этих операций:

+ - * div mod


Результат арифметической операции над целыми операндами есть величина целого типа. Результат выполнения операции деления целых величин есть целая часть частного. Результат выполнения операции получения остатка от деления - остаток от деления целых. Например:

17 div 2 = 8, 3 div 5 = 0.

17 mod 2 = 1, 3 mod 5 = 3.


Стандартные функции

Для вычисления наиболее распространенных математических функций в Turbo Pascal предусмотрены следующие стандартные функции:

синус - sin(x),

косинус - cos(x),

арктангенс - arctan(x),

натуральный логарифм (логарифм по основанию е=2,71 - logex) - ln(x),

экспонента (еx) - exp(x),

квадрат числа (х2) - sqr(x),

квадратный корень из числа () - sqrt(x),

абсолютная величина числа - abs(x),

отбрасывание дробной части числа - trunc(x),

получение дробной части числа – frac(x),

получение целой части числа – int(x),

округление числа - round(x),

и др.


Ввод и вывод информации.

Для ввода искомых данных в языке Turbo Pascal используются стандартные процедуры Read или Readln. Эти процедуры используются для чтения данных, набираемых на клавиатуре и присваивания их переменным. Каждая из этих процедур может иметь любое число параметров, записываемых в круглых скобках. Параметрами могут быть только имена переменных, которые отделяются друг от друга запятыми.


Различия в использовании процедур Read и Readln состоит в том, что при выполнении процедуры Read каждое вводимое значение считывается подряд с одной и той же строки дисплея, а процедура Readln тоже считывает заданное количество вводимых значений с одной строки, но игнорирует оставшиеся на этой строке значения и переходит к новой строке.


Пример: Read (7,18); Read(3) - список 7, 18, 3;


но Readln(7,18), Readln(3) - список 7 18

3


Процедура Readln без параметров реализует пропуск строки при вводе данных. Она используется для приостановки программы до нажатия клавиши Enter.


Вывод результатов программы в языке Turbo Pascal осуществляется двумя стандартными процедурами Write и Writeln. Каждая из процедур может иметь любое целое число параметров, записываемых в круглых скобках после ключевого слова. Параметры в списке отделяются друг от друга запятыми. Символьная строка записывается как последовательность любых символов, заключенных в апострофы. Различие работы этих процедур заключается в следующем: после вывода данных процедура Writeln переводит курсор на следующую строку, в результате чего следующий вывод происходит на новой строке. Процедура же Write оставляет курсор на той же строке.


При обращении к процедурам Write или Writeln им передается список аргументов. Аргументы записываются в круглых скобках после имени процедуры и отделяются друг от друга запятыми. Аргументы, передаваемые процедурам вывода, могут быть любого простого типа (целого, вещественного, символьного или логического). Строки символов, заключенные в апострофы, выводятся без изменений. Если в качестве аргумента передается переменная, то будет выведено ее значение.


Оператор присваивания

Синтаксис оператора присваивания:


<имя переменной> := <выражение>;


Примеры: k := 7; i := sqr(k); n := k * i;


В этих примерах оператор присваивания k:= 7 служит для присваивания переменной k значения 7, оператор присваивания i := sqr(k) служит для присваивания переменной i значения k2 , т.е. значения 7 * 7 = 49, а оператор присваивания n := k * i присваивает переменной n значения k * k2 , т.е. значения 7 * 49 = 343.


При программировании широко используются операторы присваивания вида

k := k + 1, смысл которого заключается в том, что надо “взять значение переменной с именем k, прибавить к нему единицу, а затем присвоить новое значение переменной с именем k”. Такой прием называют организацией счетчика.


Практическая часть


Наберем текст первой программы, вычисляющей произведение двух целых чисел.

Ученики занимают места за компьютерами.

Для запуска программы запустить файл C:\TP\Bin\Tpx.exe

В окне редактора набрать текст программы:


Program p1;

Var a,b,с: integer; Begin

WriteLn('Введите два целых числа через пробел');

ReadLn(a,b);

с:=a*b;

WriteLn('Их произведение равно ', с);

ReadLn ;

End.


Для того чтобы запустить программу, из главного меню выбираем меню Run и в вертикальном меню выбираем пункт Run (или Ctrl+F9). После этого появляется окно, в котором осуществляется диалог с программой. На экране появляется сообщение:


Введите два целых числа через пробел


Курсор находится в следующей строке. Вводим два целых числа через пробел и нажимаем , после этого появляется сообщение:


Их произведение равно...


Вместо точек будет выведено значение переменной с, т.е. число, равное произведению первого введенного числа на второе. Это сообщение останется на экране до тех пор, пока не будет нажата клавиша .


Теперь запишем на языке программирования следующие математические выражения:



  • {[(ax-b)x+c]x+d}x-e













Итог урока.


Расскажите, пожалуйста, каким образом происходит ввод данных? Вывод?

В чем состоит отличие между Read и Readln?

Как присваивается значение некоторой переменной?

(ответы учеников)

Подведение итога урока. Выставление оценок, рефлексия.

На уроке мы познакомились с разделом переменных и разделом операторов, узнали какой вид имеют стандартные функции на языке Turbo Pascal, а так же, как осуществляется ввод и вывод данных. Написали свою первую небольшую программу.


Домашнее задание.


Записать на языке Turbo Pascal следующие формулы.

  • 2log2x

  • arcsin x

  • sin15ocos15o

  • x8



Урок №3. «Решение задач с помощью среды программирования Turbo Pascal»


Цель урока:

  • усвоить алгоритм решения задач.

  • научить создавать простые программы на языке программирования Turbo Pascal.


Задачи:

  • Развивающая: развитие алгоритмического мышления, навыков работы на компьютере, познавательных интересов, памяти, внимания, самостоятельности при работе.

  • Воспитывающая: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, аккуратности, усидчивости воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.


Оборудование:

    1. экран

    2. компьютер

    3. проектор

    4. раздаточный материал


План урока:

  1. Организационный момент

  2. Мотивация. (сообщение темы и цели урока, настрой на работу)

3. Изучение нового материала:

    • Теоретическая часть

    • Практическая часть

4. Итоги урока

5. Домашнее задание


Ход урока:


Организационный момент


Приветствие, проверка присутствующих, проверка домашнего задания, сообщение темы и цели урока, настрой на работу.


Теоретическая часть.


Прежде чем написать программу, уясните себе смысл задачи.

  • Какова цель программы?

  • Какие данные она требует?

  • Откуда поступают данные?

  • Какие результаты должна выдавать программа?

Не существует какого то фиксированного набора правил, который можно было бы рекомендовать при разработке программ и выполнение которого обеспечило бы составление правильной программы.


Решение задачи

1. Поймите задачу, для этого:

  • Изучите данные;

  • Изучите неизвестные;

  • Определите, достаточно ли данных для решения;

  • Проверьте, не противоречивы ли они.


2. составьте план. Обратите внимание на следующие моменты:

  • Цель решения задачи;

  • Вспомните, встречалась ли вам уже такая задача;

  • Подумайте, не знаете ли вы близкой задачи, алгоритмом решения которой можно воспользоваться;

  • Установите можете ли вы решить часть задачи.


3. Выполните план:

  • Следуйте своему плану решения задачи

  • Проверяйте правильность каждого шага.


4. Проанализируйте решение:

  • Определите, все ли данные вы использовали;

  • Проверьте правильность решения;

  • Проверьте вводимые данные на обоснованность и правдоподобие;

  • Выведите результаты в удобной для чтения форме.



Получив первоначальный запас теоретических знаний, попробуем применить его на практике.


Практическая часть.


Решим самостоятельно следующие задачи:

1. Организовать ввод радиуса. Определить длину окружности.

2. Напишите программу, которая запрашивает четыре целых числа и выдает на экран:

  • сумму чисел;

  • сумму квадратов чисел;

  • среднее арифметическое чисел;

  • сумму парных произведений.

3. Вычислите площадь треугольника по его сторонам.

4. Найдите среднее арифметическое округленных значений четырех чисел.


Итог урока.


Подведение итога урока. Выставление оценок, рефлексия.

На уроке мы разобрались как необходимо действовать при решении задачи с помощью среды программирования Turbo Pascal. Самостоятельно применили свои знания на практике; решили несколько задач.


Домашнее задание.


Решить и записать на языке Turbo Pascal следующие задачи:

1. Известно, что a=1.35, b=8, c=4, d=2.88 и a=15°, b=25° 40¢, g=120°. Определить:

  • объема параллелепипеда со сторонами a,b,c;

  • площади треугольника со сторонами b, c и углом между ними a;

  • площади параллелограмма со сторонами a, d и углом между ними b;

  • длины третьей стороны треугольника с известными двумя b, d и углом между ними g;

  • длины гипотенузы прямоугольного треугольника с катетами c, d.


2. Найдите сумму синуса дробной части отношения двух чисел и косинуса целой части этого отношения