uzluga.ru
добавить свой файл
Урок Северная Америка: образ материка

Цели урока:

• Сформировать образ материка.

• Выявить особенности рельефа материка.

• Сформировать знания об особенностях климата материка.

• Выявить зависимость внутренних вод от рельефа и климата материка.

• Раскрыть особенности рек и озер Северной Америки.

• Совершенствовать умение сравнивать географические объекты.

Оборудование: учебник, атлас, физическая карта мира, карта строения земной коры, климатическая карта, видеофрагменты.

Основное содержание: Северная Америка: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф. Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды. Крупнейшие реки. Великие озера. Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир. Памятники Всемирного природного наследия.

Практикум. Сравнительная характеристика природных богатств горного пояса и равнин Северной Америки (по выбору).

Проверка домашнего задания:

1. Дайте характеристику географического положения Бразилии.

2. Предложите проект «Хозяйственное освоение Амазонии с учетом сохранения ее животного и растительного мира».

3. Расскажите об особенностях хозяйственной деятельности населения Бразилии.

Изучение нового материала:

Учащиеся уже в достаточной степени владеют приемом определения географического положения материка, поэтому особенности географического положения Северной Америки они определяют самостоятельно.

Далее учащиеся сравнивают географическое положение Северной Америки и Южной Америки. Учащиеся отмечают:

а) черты сходства: оба материка лежат в Западном полушарии, широкий фронт береговой линии со стороны Атлантического и Тихого океанов, удаленность от материков Восточного полушария (кроме Аляски), конфигурация материков похожа на треугольник, обращенный расширенной стороной на север;

б) черты различия: Северная Америка целиком расположена в Северном полушарии, бóльшая часть территории лежит в умеренном поясе, на севере омывается водами Северного Ледовитого океана, береговая линия сильно изрезана.

При характеристике рельефа материка учащимся предлагаются задания на выявление причинно-следственных связей:

1. Составьте характеристику рельефа Северной Америки и сделайте вывод о влиянии крупных форм рельефа на направление перемещения воздушных масс и, как следствие, на особенности погодных условий Северной Америки.

2. Составьте сравнительную характеристику рельефа Северной Америки и Южной Америки.

3. На примере Северной Америки подтвердите существующую закономерность в размещении крупных форм рельефа от строения земной коры.

4. На примере Северной Америки подтвердите существующую закономерность в размещении полезных ископаемых от строения земной коры.

При выполнении заданий учащиеся пользуются физической картой, картой строения земной коры, рисунком 136 учебника. При описании отдельных форм рельефа можно предложить следующее задание: дайте сравнительную характеристику Кордильер и Аппалачей. Результаты отразите в таблице.

Таблица

Кордильеры

Аппалачи

Местоположение

высота

Возраст (молодые или старые горы)

Закончился ли процесс горообразования

Землетрясения, вулканы

Полезные ископаемые

Учащиеся уже приобрели навыки работы с климатической картой, поэтому изучение климата этого материка следует провести методом беседы с использованием карты и рисунка учебника.

1. Между какими широтами расположена Северная Америка?

2. В каких тепловых поясах она находится?

3. Вспомните особенности рельефа Северной Америки и скажите, какое влияние на климат внутренних частей материка оказывают океаны.

В результате беседы учащиеся устанавливают, что климат Северной Америки формируется под влиянием следующих причин: а) большая протяженность материка с севера на юг; б) почти меридиональное расположение горных хребтов, преграждающих путь влажным ветрам с Тихого и Атлантического океанов; в) по обширным равнинам, лежащим в центральной части материка, свободно проникают ветры с севера на юг и с юга на север.

Далее учитель вместе с учащимися прослеживает расположение климатических поясов и областей и дает краткую характеристику каждого пояса, показывая взаимодействие факторов, влияющих на формирование климата Северной Америки.

При изучении внутренних вод следует обратить внимание на богатство речной системы и особенно озерной сети Северной Америки, большую роль снегового и ледникового питания рек, периоды половодья, связанные с весенним таянием снега, своеобразие вскрытия рек, текущих на север.

При изучении рек и озер, кроме общей характеристики, учитель останавливается на описании Миссисипи и системы Великих озер. Здесь уместно продемонстрировать картины, описания или видеофрагменты Ниагарского водопада, Большого каньона, водопада Йосемит.

В заключение урока учащиеся заполняют «Таблицу рекордов Гиннесса» для Северной Америки.

Таблица

Самая крупная система пещер мира --Мамонтова пещера (530 км)

Самый большой остров мира ---Гренландия (более 2 млн км²)

Крупнейший полуостров ---Лабрадор (1320 тыс. км²)

Самая высокая точка материка--Гора Мак-Кинли (6194 м)

Самый высокий вулкан---Попокатепетль (5452 м)

Самая низкая точка материка ---Долина Смерти (–86 м)

Самая длинная река материка ----Миссисипи с Миссури (6212 км)

Крупнейшее озеро материка ----Верхнее (более 82 тыс. км²)

Величайший водопад ---Ниагарский (ширина около 800 м, высота 50 м)

Домашнее задание: 1) изучить § 2) ответить на вопросы


Урок Англо-Саксонская Америка

Цели урока:

• Раскрыть особенности освоения Северной Америки.

• Сформировать представление о странах Англо-Саксонской Америки и ее населении.

• Показать влияние особенностей освоения на уровень развития стран Англо-Саксонской Америки.

Оборудование: учебник, атлас, политическая карта мира.

Основное содержание: Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки. США и Канада: сходство и различие. США и Канада — один из центров мировой экономики и культуры.

Проверка домашнего задания:

1. Дайте характеристику географического положения Северной Америки.

2. Объясните размещение крупных форм рельефа на материке.

3. Какое влияние оказало на рельеф древнее оледенение?

4. Назовите причины разнообразия климата Северной Америки.

5. Какие части материка особенно богаты водами и почему?

Изучение нового материала:

Урок начинается с выделения и показа на карте двух культурно-исторических регионов: Латинской Америки и Англо-Саксонской Америки, в которую входят экономически развитые страны — США и Канада. Чтобы выяснить принцип выделения Англо-Саксонской Америки, следует изучить карту на рисунке 140 учебника и вспомнить историю освоения Северной Америки.

Кто и когда открыл Америку? В честь кого она была так названа? А знаете ли вы, что Конгресс США (1964 г.) признал открытие Америки Колумбом вторым и расценил его как начало ее экономического освоения? Кто же был первооткрывателем Нового Света?

В 1983 г. представители Ирландии и Исландии при ООН заявили протест в связи с планами проведения под эгидой ООН мероприятий в честь 500-летия со дня открытия Америки Колумбом. Почему?

Норманн Лейв Эйриксон на рубеже X—XI вв., отплыв от Гренландии на юг, достиг неизвестной земли, покрытой огромными плоскими камнями, которую назвал Хеллуланд — «Валунная земля». Южнее ему встретился берег, покрытый лесом, который он назвал Маркланд — «Лесная страна». А еще южнее его корабль бросил якорь в устье реки, где росло много диких ягод. Так возникло третье название — Винланд — «Богатая страна вина». Построив деревянные избы, норманны перезимовали здесь, а весной возвратились домой. (Назовите имена русских мореплавателей и путешественников, которые внесли свой вклад в исследование Северо-Западной Америки.)

Далее учащиеся, используя текст § и карты атласа, сравнивают США и Канаду. Результаты сравнения отражают в таблице.

Таблица

США

Канада

Сходство

Различие

Домашнее задание: 1) изучить § 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа.


Урок Северная Америка: путешествие (1)

Цели урока:

• Сформировать знания об особенностях природы материка.

• Закрепить общеучебные умения: сравнивать, описывать, анализировать.

• Развивать умение работать с «параграфами-путешествиями».

Оборудование: учебник, атлас, карты путешествий учебника.

Основное содержание: путешествие по Северной Америке. Вест-Индия. Природа островов Карибского моря. Маршрут Вест-Индия — Мехико. Полуостров Юкатан. Древние индейские цивилизации. Мексиканский залив. Мехико. Маршрут Мехико — Лос-Анджелес. Мексиканское нагорье. Река Рио-Гранде. Плато Колорадо. Большой каньон реки Колорадо.

Проверка домашнего задания:

1. Расскажите об истории освоения Северной Америки.

2. В чем проявляется сходство США и Канады? Есть ли различия?

3. Назовите и покажите на карте крупнейшие города Англо-Саксонской Америки.

Изучение нового материала:

Урок начинается путем комментированного чтения текста. По ходу путешествия учитель приводит дополнительные сведения о географических объектах, встречающихся по пути.

Первый пункт путешествия — Вест-Индия (группа островов Атлантического океана и его Карибского моря) расположена между материками Северная и Южная Америка. Западная (вест) Индия — такое название дано в 1492 г. Колумбом, открывшим эти острова и полагавшим, что он находится в Индии. Регион включает острова: Багамские, Большие Антильские, состоящие из четырех крупных островов (Куба, Гаити, Ямайка, Пуэрто-Рико), и Малые Антильские острова. (Обозначьте на контурной карте этот регион и нанесите входящие в него острова.)

Местное население островов с приходом европейцев в значительной степени было истреблено. Сейчас большинство населения этого региона составляют потомки африканцев и мулаты.

Крупнейшим островом региона является Куба. Он занимает ключевое положение на пересечении морских путей Западного полушария. С самолета остров похож на зеленую ящерицу. Называют Кубу «Антильской жемчужиной» за красоту природы, чудесный климат, плодородные почвы.

Основная часть стран этого региона — бывшие или ныне существующие владения европейских государств. Поэтому наиболее распространены здесь в качестве официальных языков английский, испанский, французский.

Следующий пункт путешествия — полуостров Юкатан. Полуостров Юкатан глубоко вдается в Мексиканский залив с юга. Он поделен между Мексикой, Гватемалой и Белизом. Большинство населения Юкатана — индейцы народности майя. Индейцы сумели сохранить свой образ жизни, национальную культуру, несмотря на жестокое истребление культуры испанцами на протяжении 400-летнего господства.

Северная часть полуострова по своим природным особенностям район очень интересный. Это невысокая равнина, на поверхности которой нет ни одной реки. После обильных тропических ливней вода мгновенно просачивается сквозь пористый известняк, не задерживаясь на поверхности, поэтому реки и озера спрятаны под землей и запасы подземных вод здесь очень значительны. Чтобы поднять воду на поверхность, жители построили множество глубоких колодцев. Кроме того, есть колодцы и естественные — сеноты. Сеноты образуются при обвалах известняков над подземными реками и озерами.

Далее маршрут путешествия проходит через Мексиканское нагорье. Мексиканское нагорье — страна кактусов. Кактусы, растущие здесь, имеют различные размеры и разнообразные формы. Одни похожи на шары высотой в 1,5 м и 2,5 м в обхвате; другие — мелкие колючие шарики; третьи — словно многогранные колонны высотой до 15 м, и все они покрыты колючками. Местные жители из кактусов приготавливают различные кушанья, а также используют как лечебное средство. Посаженные в ряд кактусы служат естественной изгородью.

Завершается путешествие на засушливом плато Колорадо. Его поверхность прорезана глубокими каньонами, из которых самый известный — Большой каньон. Большой каньон реки Колорадо глубочайший в мире. Края Большого каньона не прямолинейные, а очень извилистые. Сверху раскрывается бездна глубиной 1500—1800 м. Кажется, что стоишь на свободно висящем выступе и основы под ногами нет. Далеко видишь темную выемку, по которой течет Колорадо, но она так глубоко врезалась в гранит, что остается незаметной.

В заключение урока, в целях систематизации знаний, полученных в ходе путешествия, и используя карты атласа и карты учебника на с. 176—177, учащиеся заполняют таблицу 40. Заполнение таблицы завершается на следующем уроке, после знакомства с остальными природными зонами Северной Америки.

Таблица «Природные зоны Северной Америки»

Природная зона

Климат

Почвы

Растительность

Животный мир

Хозяйственная деятельность

Арктические пустыни

Тундра и лесотундра

Тайга

Смешанные и широколиственные леса

Лесостепи и степи

Полупустыни и пустыни

Саванны и редколесья

Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники

Переменно-влажные леса

Домашнее задание: 1) изучить § 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа.


Урок Северная Америка: путешествие (2)

Цели урока:

• Сформировать знания об особенностях природы материка.

• Закрепить общеучебные умения: сравнивать, описывать, анализировать.

• Развивать умение работать с «параграфами-путешествиями».

Оборудование: учебник, атлас, карты путешествий учебника.

Основное содержание: маршрут Лос-Анджелес — Сан-Франциско. Особенности природы Южной Калифорнии. Большая Калифорнийская долина. Маршрут Сан-Франциско — Чикаго. Сьерра-Невада. Большое Соленое озеро. Великие равнины. Североамериканские степи. «Пшеничный» и «кукурузный» пояса. Маршрут Чикаго — Нью-Йорк. Аппалачи. Вашингтон — столица США. Нью-Йорк — финансовый и торговый центр. Маршрут Ниагарский водопад — река Св. Лаврентия.

Проверка домашнего задания:

1. Дайте описание реки Рио-Гранде.

2. Дайте характеристику Кордильер по плану.

3. Назовите объекты Всемирного природного наследия, расположенные в районе путешествия.

4. Определите географические координаты городов Мехико и Лос-Анджелес.

Изучение нового материала:

Продолжая путешествие по Северной Америке, учащиеся знакомятся с текстом § учебника. По ходу путешествия учитель приводит дополнительные сведения о географических объектах, встречающихся по пути.

Путешествие продолжается по Большой Калифорнийской долине. На карте Калифорнийская долина выглядит как расщелина, зажатая с обеих сторон горными цепями. Главные города Калифорнии находятся на западе, где ветры с океана охлаждают воздух. Учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:

1. В каком климатическом поясе, области расположена территория?

2. Какое влияние оказывает на климат холодное Калифорнийское течение?

3. Почему в Калифорнийской долине выпадает мало осадков?

Долгое время Калифорнийская долина, протянувшаяся на сотни километров с севера на юг, лишенная воды, почти не привлекала к себе внимания. Но постепенно сухой и жаркий климат, плодородные почвы открывали возможности для выращивания самых разнообразных сельскохозяйственных культур. Проблема водоснабжения была решена за счет создания разветвленной системы искусственного орошения. Сейчас Калифорния — одна из главных сельскохозяйственных баз США. Здесь выращивают овощи и фрукты, зерновые культуры, разводят скот, овец и т. п.

На побережье Тихого океана раскинулся город Сан-Франциско. Он находится к югу от пролива Золотые Ворота. Через пролив перекинут один из крупнейших в мире подвесных мостов. Длина подвесного пролета 1,3 км при высоте над урезом воды 73,2 м. Это позволяет проходить под мостом самым большим судам. Длина всего моста 2,8 км.

Дальнейший путь пролегает через Большой Бассейн. Из этого района не стекает в океан ни одна река, но много озер, и почти все они соленые. Самое крупное из них — Большое Соленое озеро. Оно осталось от испарившегося огромного водного бассейна. Глубина озера около 15 м. Озеро имеет высокую концентрацию соли, а поэтому плавать в нем очень легко.

Пролетая над Аппалачами, учащиеся дают характеристику гор по плану. Учитель отмечает, что Аппалачи тянутся на 2600 км параллельными хребтами. Название гор происходит от названия обитавшего некогда здесь индейского племени. Все крупнейшие реки, особенно на юге Аппалачей, текут не по продольным долинам, а поперек гор, прорезая их иногда чрезвычайно узкими и глубокими ущельями.

Вдоль побережья тянется полоса городов. Среди них — столица США город Вашингтон и крупнейший город Нью-Йорк. Вашингтон расположен в нижнем течении реки Потомак. Основанный в 1791 г. как столица и названный в честь первого президента США Джорджа Вашингтона, город развивался как административный центр. Здесь находятся резиденция президента — Белый дом и здание Конгресса США — Капитолий. Все здания в столице не должны превышать высоты Капитолия. Вашингтон — крупный научный и культурный центр. В городе находится множество университетов, Национальная галерея искусств, крупнейшая в США библиотека.

Далее учащиеся знакомятся с системой Великих американских озер Гурон, Мичиган, Эри, Онтарио, Верхнее. Их названия связаны с названиями индейских племен, живших в этих местах до прихода европейцев. Они действительно великие — Верхнее уступает в размерах лишь Каспию, а самое маленькое из них — Онтарио больше самого крупного в Европе Ладожского озера. Все они связаны между собой. Учитель задает учащимся следующие вопросы:

1. В какой части материка находятся Великие озера? Покажите их на карте.

2. Каковы особенности этих озер и каково их экономическое значение?

3. Какая река соединяет озера Эри и Онтарио?

4. Чем замечательна река Ниагара?

5. Какая река является стоком Великих озер в океан?

Ниагарский водопад находится на реке Ниагара, которая соединяет между собой два озера — Эри и Онтарио. Уровень в Онтарио на 99 м ниже, чем в озере Эри. Вытекая из Эри, река Ниагара сначала течет спокойно, затем, встречая на своем пути обрыв, с огромным шумом падает вниз в озеро Онтарио с высоты почти 50 м. Ниагарский водопад — один из самых мощных водопадов на земном шаре. Он обладает большими запасами гидроэнергии. На нем построена гидроэлектростанция. А в обход водопада, чтобы попасть из озера Эри в озеро Онтарио, сооружен судоходный канал.

Последний отрезок путешествия пролегает вдоль могучей реки Св. Лаврентия. Учащиеся дают характеристику этой реки по плану.

Закончив здесь путешествие по Северной Америке, учащиеся завершают заполнение таблицы «Природные зоны Северной Америки».

Домашнее задание: 1) изучить §.


Урок Соединенные Штаты Америки

Цели урока:

• Раскрыть особенности состава, географического положения и природных условий США.

• Показать место США в мире.

• Выявить условия для развития хозяйства.

• Формировать умение составлять комплексную характеристику страны.

Оборудование: учебник, атлас, тематические карты.

Основное содержание: Соединенные Штаты Америки. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Американцы: происхождение, занятия, образ жизни.

Проверка домашнего задания:

1. Назовите объекты Всемирного природного наследия, расположенные в районе путешествия.

2. Определите географические координаты городов Вашингтон, Чикаго, Нью-Йорк. Что вы можете рассказать о Вашингтоне?

3. Дайте описание Аппалачей по плану.

4. Почему полюбоваться Ниагарским водопадом ежегодно приезжают миллионы туристов со всего мира? Чем он интересен?

Изучение нового материала:

Урок начинается с определения места США на карте мира. Используя карты на рисунках учебника, школьники выделяют составные части страны. На материковой части сосредоточено 48 штатов и два штата обособлены: Аляска и Гавайи. Учитель сообщает, что на государственном флаге США 13 полос — по числу первых штатов, образовавших государство.

Каждый штат, помимо конституции, флага и герба, имеет официальные символы — цветок, дерево и птицу. В таблице приведены некоторые примеры.

Таблица

Штат

Цветок штата

Дерево штата

Птица штата

Иллинойс

Фиалка

Белый дуб

Кардинал

Луизиана

Магнолия

Кипарис

Пеликан

Арканзас

Цветок яблони

Сосна

Пересмешник

А какие цветок, дерево и птица могли бы стать символами того субъекта Федерации, в котором вы живете?

Характеризуя географическое положение США, учитель отмечает, что оно удобно для развития хозяйства, и просит учащихся доказать правильность этого утверждения.

Можно предложить школьникам выполнить следующее задание:

— используя атлас, определите широты северной и южной границ США (без учета Аляски и Гавайских островов) и найдите города или географические объекты с соответствующей широтой положения в Евразии (в России). Сделайте выводы.

Изучая население, следует отметить, что коренное население — индейцы составляют около 1%. Остальное население — это потомки, появившиеся в результате смешения рас, и переселенцы из Европы. (Вспомните, кто из европейцев был в числе первых переселенцев.)

Какие исторические события, природные и социально-экономические факторы повлияли на формирование расовой структуры США?

При изучении хозяйства США следует обратиться к тексту §, рисункуучебника и комплексной карте атласа.

Учащимся предлагается установить причины, определившие сложившуюся специализацию хозяйственных поясов США и заполнить таблицу.

Таблица « Хозяйственные центры»

Наиболее развитые отрасли

Причины их развития

Промышленный пояс Севера

Тихоокеанское побережье

Побережье Мексиканского залива

Горные штаты

Долина реки Теннеси

Учащимся может быть предложено другое задание:

— используя текст § и атлас, а также рисунки учебника, заполните таблицу.

Таблица «Штаты — основные производители сельскохозяйственной продукции»

Продукция

Штаты

Пшеница

Калифорния, Иллинойс, Айова

Хлопчатник

Техас, Калифорния, Миссисипи

Кукуруза

Айова, Иллинойс, Небраска

Соя-бобы

Иллинойс, Айова, Миннесота

Крупный рогатый скот

Техас, Канзас, Небраска

Домашнее задание: 1) используя текст параграфа, необходимые карты атласа, литературные и электронные источники информации, разработайте дизайн символа (логотипа, герба) одного из регионов США (Средне-Атлантические штаты, Южно-Атлантические штаты, Горные Штаты, Тихоокеанские штаты) и дайте его краткое обоснование.