uzluga.ru
добавить свой файл
1
СПРАВКА

«Использование ЭОР на уроках математики

в общеобразовательных учреждениях Рассказовского района»


Древняя китайская мудрость гласит:

«Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня – и я пойму».


Интернет все больше входит в нашу жизнь. В эпоху общества информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Процесс обучения современного человека не заканчивается в школе или вузе, он становится непрерывным. Система непрерывного образования - веление времени. Образование, разумеется, должно шагать в ногу со временем. Поэтому в настоящее время возникла потребность обучения на основе современных информационных технологий. Подключение всех школ России к сети Интернет в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» сделало образовательные интернет-ресурсы доступными для всех образовательных учреждений.

В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы и образовательные Интернет-ресурсы.

Самые эффективные электронные образовательные ресурсы - мультимедиаресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.

Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Ученики действительно получают возможность самостоятельно учиться. Можно самостоятельно провести лабораторную или практическую работу по математике и тут же проверить свои знания.

Интерактивные средства обучения играют большую роль в образовательном процессе. Они развивают активно-деятельностные формы обучения; способствуют осознанию учащимися процесса обучения; развивают познавательную активность учащихся; способствуют достижению наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых; позволяют провести рефлексию знаний.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс меняет идеологию обучения, которой сегодня присуща открытость, свобода в доступе к образовательным ресурсам, поливалентность в выборе форм, технологий, принципов получения знаний и информации. При всем этом остаются единые требования к количеству и качеству знаний школьников.

Сегодня учитель, владея базовыми ИКТ-компетенциями, может использовать различные цифровые образовательные ресурсы. Если до последнего времени технические возможности школ были ограничены из-за отсутствия компьютеров или большого парка устаревшей техники, то сегодня мы говорим о том, чтобы использование цифровых ресурсов было не просто данью моде, а давало максимальную результативность уроку.

Использование электронных образовательных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку.  Более того, дает возможность «конструировать» школьные уроки и другие учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения; способствует организации учебного процесса не только в традиционно-урочной, но и в проектной, дистанционной формах обучения. Это особенно важно для обучения одаренных детей, детей с ограниченными физическими возможностями, детей, пропустивших большое количество занятий из-за болезни.

Внедрение средств ИКТ в учебный процесс неразрывно связано с информационно-техническим оснащением образовательного учреждения.

В учреждениях Рассказовского района на 1 января 2009 года сформирована ИКТ насыщенная среда: компьютерные классы, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, созданы локальные сети и обеспечен доступ в Интернет.

По оценке психологов, активное использование компьютера дало возможность повысить эффективность образовательного процесса. Большой эффект дает использование ЭОР в различных направлениях: в учебной деятельности, во внеурочной работе по предметам, самостоятельной домашней работе учащихся, во внеклассной работе.

Сегодня существует достаточно большой набор  средств информационных технологий, доступных школьному учителю.

При подготовке и проведении учебного занятия учителя района используют:

офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания своего предмета и организовывать проектную деятельность учащихся;

образовательные  ресурсы сети Интернет;

электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые расширяют возможности образовательной среды и создают условия для развития творческого мышления учащихся.

ЭОР – учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся с помощью компьютера.

Классификация ЭОР:

Первый уровень – текстографические ЭОР, отличаются от обычных книг только способом предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Такие ресурсы очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.

Второй уровень – текстографические ЭОР,  имеющие навигацию по тексту (гипертекст).

Третий уровень – ЭОР, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.

Четвёртый уровень – мультимедийные ЭОР, обеспечивающие возможность одновременного использования  текста, графики, фото, видео, анимации и звука.

Пятый уровень – ЭОР нового поколения, которые представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), - интерактивные сетевые авторские продукты, размещённые на сайтах Интернет для свободного доступа.

Современный учитель должен хорошо владеть как компьютерной техникой, так и информационными технологиями. В настоящее время существует несколько различных возможностей для повышения компьютерной грамотности: курсы повышения квалификации за пределами школы, внутришкольные практические компьютерные семинары, взаимообучение и самообразование.

Освоение учителем ИКТ осуществляется в несколько этапов:

Знакомство – освоение общих приёмов использования  ИКТ;

использование – применение готовых электронных образовательных ресурсов для решения отдельных задач;

интеграция – изменение технологии преподавания за счет применения ИКТ;

преобразование – изменение содержание образования, разработка собственных электронных образовательных ресурсов.

Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования.

Методы использования ИКТ на уроках математики педагогами района достаточно разнообразны и реализуются как:

-представление в мультимедийной форме информационных материалов (иллюстрации, видеофрагменты, звукозаписи, презентации и др.);

-изучение  моделей объектов, явлений и процессов в интерактивном режиме (интерактивные модели, виртуальные лаборатории, конструкторы для предметов естественнонаучного цикла);

-организация  проектной деятельности с использованием ИКТ, которая позволяет создавать условия для самостоятельных исследований, формирования навыков  самостоятельной творческой деятельности,  развития  презентативных умений и навыков;

-использование электронного оборудования при постановке естественнонаучных экспериментов, обработка результатов эксперимента и подготовка отчёта;

-решение тренировочных, творческих, исследовательских задач;

-формирование навыков информационно-поисковой деятельности;

-осуществление объективного и оперативного оценивания и др.


Варианты  использования ИКТ на различных этапах урока математики

Тип урока

Варианты использования ИКТ на различных этапах урока

Урок усвоения новых знаний

Информационный ввод: электронная презентация,  использование ЭОР (аудио и видеофрагменты)
Закрепление: работа с тренажёрами, электронными дидактическими материалами, тестовыми программами

Урок усвоения навыков и умений -компьютерная лабораторная работа

Вводная беседа: презентация или использование ЭОР  (видеофрагменты)
Допуск к работе: тестовый контроль
Практическая работа: виртуальная лабораторная работа с использованием специальных программных средств или моделирование  в среде MS Excel

Урок  усвоения навыков и умений – исследовательская работа

Практическая работа: компьютерный эксперимент, компьютерное моделирование, решение интерактивных задач, творческие задания, сбор информации

Урок усвоения новых знаний (навыков и умений) – виртуальная экскурсия

Виртуальное путешествие по странам, музеям, заповедникам и т.д.
Сбор информации и разработка виртуальной экскурсии

Урок обобщения, систематизации

Электронная презентация; интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS Power Point, MS Publisher, MS Word, Блокнот).

Урок контроля и коррекции

Тестовые программы, электронные дидактические материалы.


При небольшой наполняемости классов (сельские школы) и недостаточном количестве компьютерной техники организация урока с использованием ИКТ имеет свою специфику.

Исходя из технического обеспечения школы, организационной формой урока математики с использованием ИКТ в районе в основном являются:

* фронтальная работа в учебном классе с использованием одного персонального компьютера и проектора (или интерактивной доски)  для компьютерных демонстраций и иллюстраций изучаемого материала, представления результатов проектной деятельности;

* индивидуальная и групповая работа в компьютерном классе на 10-12 рабочих мест для организации лабораторных, творческих, контрольных  и других самостоятельных работ.

Форма организации работы учащихся на конкретном уроке с использованием ИКТ определяется  количеством рабочих мест в компьютерном классе, уровнем технологической подготовки учащихся, содержанием учебного материала, целями и задачами урока.

Каждый учащийся за индивидуальным компьютером (возможно при малой наполняемости класса или делении класса на подгруппы) – оптимальный вариант.

Индивидуальная домашняя работа учащегося с предоставлением отчёта в электронном виде (возможно при большой наполняемости класса, наличии домашних компьютеров и высокой учебной мотивации учащихся) – допустимый вариант.

Парная работа за компьютерами с распределением обязанностей в паре (возможно при количестве учащихся, не более чем в два раза превышающем количество компьютеров и сформированных навыках самооценки) – допустимый вариант для слабого класса.

Сменная работа за компьютером 2-3 групп учащихся (возможно при количестве учащихся,  в 2-3 раза превышающем количество компьютеров и сформированных навыках самостоятельной работы у большей части учащихся) – оптимально при большой наполняемости класса.

Сменная работа является одной из самых эффективных и сложных, т.к. требует  от учителя  практических навыков одновременного сопровождения разных видов деятельности.

В Осиновской оош (учитель Шуклинова Н.А.) организация такой работы представлена в таблице:

«сильная» группа

«средняя» группа

«слабая» группа

1. Постановка цели урока - 2 минуты

2. Работа за компьютером - 10-12 минут

2. Работа с учебником - 10-12 минут

2. Работа с учителем - 10-12 минут

3. Работа с учебником - 10-12 минут

3. Работа с компьютером - 10-12 минут

3. Работа с учебником и тетрадью - 10-12 минут

4. Решение задач - 10 - 20 минут

4. Работа с компьютером - 10 - 20 минут

5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут

При такой форме организации работы урок состоит из  пяти этапов, первый и пятый этап являются фронтальными, второй  этап начинается для всех одновременно, на 2-4 этапах учащиеся имеют возможность продвигаться в индивидуальном темпе, учитель большее внимание уделяет «средним» и «слабым» учащимся, «сильные» работают самостоятельно. Состав групп может быть сменным, в «сильную» группу желательно включать учащихся с высоким уровнем технологической подготовки, тогда для учащихся из средней и слабой групп останется больше компьютерного времени, при этом учащиеся «слабой» группы могут работать за компьютером в паре. При правильной  организации такой работы выигрывают все: «сильные» имеют возможность для дальнейшего продвижения, «средние» подтягиваются до  уровня «сильных», «слабые» подтягиваются до уровня «средних».

Мультимедиаресурсы не заменяют учителя и учебники математики, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

Зелёновская сош после получения гранта в рамках реализации национального проекта «Образование» приобрела электронные учебные пособия по всем предметам в достаточном количестве. В школе оборудован компьютерный класс с 11 компьютерами, мультемидийным проектором, локальной сетью и выходом в Интернет.

В своей работе учителя математики (Сергеев Н.В., Сергеева В.П.) используют учебные электронные пособия для средней школы издательства «Дрофа» - «Математика 5-9» и пособия издательства «ФИЗИКОН» - «Открытая математика 2.6. Планиметрия», «Открытая математика 2.6. Стереометрия», «Открытая математика 2.6. Планиметрия», «Открытая математика 2.6. Функции и графики»

В пособии «Математика 5-9» есть виртуальные лаборатории, позволяющие использовать такие формы учебной деятельности, как наблюдение и эксперимент. Пособие позволяет выполнять домашние лабораторные работы с последующим копированием решений на дискету для проверки учителем.

Пособия «Открытая математика 2.6» включают в себя иллюстрированные учебники, интерактивные учебные модели, редакторы чертежей, справочные материалы, биографии математиков, вопросы и задачи для проверки знаний, журналы учета работы учащихся. При этом не требуется подключение к сети интернет.

В выпускных классах всех школ района хорошо зарекомендовала себя работа с Интернет-ресурсами. Это, прежде всего, веб-сайты для подготовки к ЕГЭ: http://www.uztest.ru, http://www.ege.ru; а также сайты, предназначенные для самостоятельной и исследовательской работы: http://portfolio.1september.ru, http://www.school-collection.edu.ru и другие. На сайте http://www.uztest.ru легко подготовиться к тестированию по математике.

Одна из трудоемких проблем школьного учителя - отработка с учащимися навыков решения однотипных, несложных примеров. Во-первых, скорость восприятия учебного материала у разных учеников существенно отличается.

Во-вторых, в процессе повторения и закрепления знаний требуется большое количество похожих примеров. В-третьих, нужны ответы и образцы решений, которые ученик может самостоятельно просмотреть.

На сайте собрано много тестов по всем разделам школьной математики. Учителя проводят контрольные уроки, тренинги в компьютерном классе, подключенном к Интернет. Тренировочные задания на этом сайте полностью соответствуют структуре ЕГЭ. При каждой загрузке страницы ученик получает новое задание. При выполнении задания можно отключиться от Интернета.

Сайт дает возможность дистанционного обучения «ЕГЭ: математика».

На сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru педагоги используют контрольные измерительные материалы и открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий. Открыв небольшой тренировочный тематический «зачет», ученик получает возможность ознакомиться с условиями всех входящих в него заданий, выполнить каждое из них и проверить результаты выполнения зачета в целом. После завершения зачета выдается страница с указанием процента выполнения заданий в целом и процентов выполнения по каждой теме, по которой в зачете были задания. На странице с результатами также дается перечень заданий, щелкнув на каждое из которых, ученик может посмотреть свой вариант ответа по этому заданию и правильный ответ.

На портале информационной поддержки ЕГЭ http://www.ege.edu.ru можно узнать спецификации ознакомительных вариантов ЕГЭ по всем предметам.

Цифровые образовательные ресурсы Единой Коллекции http://www.school-collection.edu.ru помогают сделать учебный процесс в  школе интересным и эффективным.

На сайте ЦДО «Дистантное Обучение» http://karusel.desc.ru можно поиграть в Интернет-карусель – командные соревнования в режиме on-line для всех желающих школьников по математике, информатике.

Кроме этого  учащимися старших классов школы создаем собственные компьютерные презентации к урокам в программе PowerPoint и как результат проектной деятельности – учебно-методические комплекты с использованием программ Microsoft Office (Publisher, PowerPoint, Word, Excel).

Хорошая презентация должна не столько разъяснять учебную ситуацию, сколько моделировать ее, давая простор для воображения учащегося.

Учащихся интересует сам творческий процесс и его результат. Особенно вдохновляют их возможности редактора PowerPoint. Учащиеся отказываются от «мертвых» слайдов, где нет анимации, т.к. они ничем не отличаются от учебников. Анимация, звук помогают сделать работу зрелищной, а тему урока простой и доступной для понимания. Ломаются представления о том, что математика – скучная, «сухая» наука.

Компьютерное творчество помогает развить творческие способности учащихся в ходе выполнения самостоятельных творческих заданий, развить навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач, развить умение вести индивидуальную работу, умение самостоятельного поиска решения новой задачи, помогает формировать интерес к математике.

Не каждой сельской школе удаётся организовать учебный процесс таким образом, чтобы дети имели возможность получать образование с использованием самых современных средств и методов обучения.

В Кёршинском филиале МОУ Платоновской сош используются ЭОР на уроках постоянно учителем математики и информатики Козловцевой И.Н.. Учитель считает, что ИКТ не должны затмевать собой различные виды деятельности учащихся, смена которых во время урока позволит детям не устать от однообразной работы, не потерять интерес к теме урока и поставленной перед детьми задачей.

Изучая новинки в области разработки и использования ИКТ, педагоги Нижнеспасской сош открыли для себя замечательный сайт http://fcior.edu.ru, на котором представлено огромное количество ЭОР по предметам. Данный портал является окном доступа к центральному хранилищу электронных образовательных ресурсов (ЭОР), обеспечивающего хранение 6 типов ЭОР:

 Некоторые модули ЭОР по предметам были представлены на диске, входящем с состав СППБО «Первая помощь 2.0», который имеется во всех общеобразовательных учреждениях района.

ЭОР нового поколения позволяют организовать контроль учебной деятельности. Для этого была использована известная международная спецификация SCORM (Sharable Content Object Reference Model), и в результате работы ученика на его персональный носитель записываются все необходимые стандартные параметры — время, количество ошибок и многое другое.

На уроках математики  и информатики Кёршинского филиала МОУ Платоновской сош, Нижнеспасской сош, Рассказовской сош, Платоновской сош, Телешовской оош с успехом используются модули ЭОР на различных этапах урока, например, геометрия 7 класс тема: «Признаки равенства треугольников» используем следующие модули:

1)«Три признака равенства треугольников К2»; данный модуль контрольный, состоит из 5 заданий. Задания данного модуля предназначены для контроля усвоения учащимися определения равных треугольников и умения применять признак равенства треугольников по двум сторонам и углу между ними в задачах на доказательство равенства треугольников и элементов двух треугольников. На уроке не решаем все задачи сразу. Разбираются одна или две задачи, это зависит от темпа урока и от того как учащиеся усвоили тему. Проверить правильно решили задачу или нет, ребята могут сразу же, вписав в рабочее окно модуля свой результат вычисления. Причём, чертёж, и решение задачи оформляются на доске и в тетрадях учащихся.

2)Если возникают вопросы с понятийным аппаратом, то мы можем в  данной теме обратиться к информационному модулю «Медианы, биссектрисы и высоты треугольника И3»; данный информационный модуль представляет собой анимированный ролик со звуком. Состоит из логически законченных частей, которые можно проигрывать как последовательно, так и в любом порядке по желанию учащегося. Каждая часть состоит из двух блоков: видеоряд и сопровождающий текст.

ЭОР не занимают большую часть урока, а наоборот, позволяют сэкономить время на различных этапах, например, во время устного опроса всегда можно проверить свой ответ запустив, сконструированную модель.

Нельзя не упомянуть Единую Коллекцию Цифровых Образовательных Ресурсов (http://school-collection.edu.ru). Коллекция уже сейчас содержит десятки тысяч образовательных ресурсов в различных предметных областях и продолжает непрерывно пополняться. На данном портале также можно найти много интересных интерактивных средств обучения, но… многие из них (большая часть) созданы на базе Flash и работают в интерактивном режиме. К сожалению, скорость Интернета не позволяет полноценно применить во время урока тот или иной материал, т.к. он слишком долго загружается. Иногда приходится заранее выполнять загрузку материалов на компьютер. Данная коллекция является неотъемлемым помощником для учителей школ района.

Ещё одна интерактивная среда, позволяющая выполнять исследовательские работы – это программа «Живая Геометрия» или «Живая математика». Её можно скачать  по ссылке http://www.mathvaz.ru/box/gm.rar. Представленный вариант распространяется свободно. Диски с данными программами имеются во всех общеобразовательных учреждениях района (юридические лица), но систематически используются только в ряде учреждений (Нижнеспасская, Озёрская, Платоновская, Телешовская школы).

Практические работы по геометрии – это маленькие исследовательские работы, позволяющие ученику подойти к изучению и усвоению базовых понятий геометрии не через заучивание материала, а путем наглядного опыта. Каждая такая работа состоит из математической модели явления, свойства, понятия, созданной в программной среде «Живая математика» и шаблона отчета о проделанной практической работе. Эта модель очень проста, имеет подвижный чертеж, инструкцию, измеряемые величины. Изменяя чертеж, ученик записывает измеряемые величины (длины отрезков, градусные меры углов) в таблицу, которая имеется в шаблоне отчета. Если нужно делает необходимые вычисления, сравнения и затем, анализируя полученные данные, формулирует вывод.

В Озёрской и Нижнеспасской сош использование ИКТ на уроках математики очень часто связано с моделированием в интерактивных средах. Рассматривая ЭОР «1С:Школа. Математика 5-11 классы. Практикум», мы имеем возможность использования различных видов работы с этим источником. Для того, чтобы оптимизировать работу на уроках математики, изучение возможностей среды для построения «живых чертежей» начинается на информатике в 5, 6 классе. В рамках тем, связанных с процессом моделирования, дети изучают возможности среды, учатся строить геометрические фигуры не только на плоскости, но и пространственные тела. Кроме того, отрабатывается понятие алгоритма при выполнении заданий на построение по плану, а также в заданиях на обратное действие, когда по готовому чертежу необходимо восстановить последовательность построения. Имеется и еще одно преимущество использования электронного пособия: возможность проведение интегрированных уроков информатики и математики. Следующим этапом использования учебника является оптимизация работы на уроках геометрии: использование готового чертежа (шаблона) или задачи с готовым чертежом, что позволяет не тратить время урока на рутинное построение. Интересно отметить, что поначалу детям приходится адаптироваться к непривычно быстрому темпу урока. Однако, привыкнув, они отмечают возможность интенсификации в обучении, возможность решить за единицу времени гораздо больше задач, чем на обычном уроке.

Поскольку работа в интерактивной среде требует индивидуальной активной работы учащихся, уроки математики с использованием электронного учебника проходят в компьютерном классе, где каждый ученик имеет возможность работать на компьютере.

Каждый ученик выполняет работу со своей скоростью, выполняя различный объем заданий, дифференцированный также по сложности.

Таким образом, сегодня электронный учебник становиться полноправным партнером учителя и ученика. Он позволяет не просто разнообразить урок, сделать интересным. Он расширяет горизонты возможностей ребенка в его умении учиться.

Результаты использования образовательных электронных ресурсов в школах района: для учащихся – это мотивация к учению и существенное расширение возможностей самостоятельной работы, возможность участия в различных конкурсах; для учителя – значительное облегчение и сокращение времени подготовки к уроку, увеличение времени общения с учениками.

Используя ИКТ на уроке, учитель должен помнить о том, что перегруженность урока средствами ИКТ ведёт к нерациональному распределению рабочего времени,  снижению активности учащихся и эффективности обучения в целом.

Мы постоянно развиваемся, совершенствуемся. И может быть, лет через 10 нам будет смешно смотреть на эти все грандиозные достижения, которыми мы сейчас гордимся, но без них нет будущего, нет движения, нет развития. А человек вкусив одно удовольствие, всегда ищет другое, более интересное и захватывающее. Так и в нашей работе не должно быть место однообразию, учитель всегда будет искать новые средства, методы и способы обучения своих умных учеников

Изучив данный вопрос в практике работы ОУ района, хочется отметить следующее.

На сегодняшний день все образовательные учреждения имеют компьютеры и наборы образовательных ресурсов на компакт-дисках. Но не везде учителя спешат использовать новые возможности в своей работе.

Мы выделяем две главные причины этого явления:

-отсутствие у педагогов специализированной квалификации;

-отсутствие методик встраивания цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс.

Как организовать работу по внедрению образовательных ресурсов при таких условиях?

Хочется поделится своими рекомендациями по организации данной работы.

Первый этап организации работы по внедрению цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс предполагает систематизацию работы по подготовке технической базы, пополнение имеющихся в школе ЭОР.

В школе, оснащенной компьютерами с выходом в Интернет, а так же локальной сетью с библиотекой. Медиатека периодически пополняется ЭОР и ресурсами Интернет. Это позволяет педагогу подбирать ЭОР для своего урока.

Цифровые образовательные ресурсы не так-то просто внедрить в сложившийся веками учебный процесс. Необходимо уделять внимание тому, как наладить этот процесс, как помочь педагогу освоить новые подходы, способы, методы, формы работы при использовании ЭОР в преподавательской деятельности.

Работа на втором этапе заключается в повышении квалификации учителей и обучении их использованию ЭОР в образовательном процессе. В данном ОУ этот процесс проходил как в рамках курсов предлагаемых ТОИПКРО, так и консультациями учителей творческой группы.

Проектирование урока с использованием ЭОР педагоги школы, опираясь на свой опыт работы, предлагают выделить основные этапы его планирования и моделирования:

-концептуальный – определяется цель урока, аргументируется применение ЭОР и происходит подбор необходимых ресурсов;

-технологический – выбирается форма проведения урока, происходит детальный анализ выбранных ресурсов, описывается методика использования ЭОР и определяется необходимое техническое обеспечение;

-операциональный – предполагает поэтапное планирование урока.

Логичным продолжением решения этих вопросов является: проведение открытых уроков, видеосъемок мероприятий, создание электронных фото-коллекций мероприятий.

После определения форм организации методики встраивания ЭОР и их апробирования, необходимо сделать анализ проведенных уроков с использованием ЭОР и ответить на следующие вопросы: в чем заключается целесообразность и эффективность применения ЭОР на уроке, в чем преимущество использования данного ресурса по сравнению с работой без его использования, какие новые качества приобретает учебный процесс, какие новые образовательные результаты могут быть получены.

Третий этап работы по внедрению цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс предполагает организацию обобщения и распространения педагогического опыта, т.к. эта проблема, пожалуй, одна их наиболее острых для учителя.

Трансляция опыта может проходить на разных уровнях, и для каждого уровня можно отобрать свои формы. Для данной школы подошли такие как открытые уроки, участие в районных педагогических чтениях, педагогических советах и методических объединениях учителей-предметников.

В рамках представления опыта, наработанного учителями школы, были проведены мастер - классы: «Использование ИКТ-технологий на уроках эстественно-научного цикла», «Батик – искусство украшения ткани», «Государственная символика России» 10-11 кл. и др.

На уроках используются следующие ЭОР: «Мир информатики», Осенний листопад – коврик аппликаций» - начальная школа; «Цепная ядерная реакция», «Элементарные частицы», «Изучение треков заряженных частиц» - физика, и т.д.

Сеть Интернет обладает удивительными образовательными возможностями и таит вместе с тем большие опасности. Учитель становится для учащегося своеобразным проводником во всемирной паутине, обучает культуре ссылок на использованные материалы, создает мотивацию поиска образовательных ресурсов. Один из стимулов, активизирующих внимание школьников к образовательным ресурсам Интернет, - возможность участия в конкурсах, размещенных на сайтах разных общественных организаций, благотворительных фондов и учебных заведений.

С большим интересом и с пользой для себя решают школьники задания Всероссийских олимпиад, конкурсов. В поисках интересных заданий ученикам учитель уже не нужен. Они часто приносят их на урок или дополнительные занятия. Многие задания выполняются совместно, что создаёт атмосферу сотрудничества и даёт также неплохие результаты. Вся эта информация стала для нас доступной только благодаря Интернет, так как печатные издания очень дороги, да и те, что выписаны, приходят с большим опозданием и нерегулярно.

Очень часто школьники и учителя используют для получения информации образовательные порталы, каталоги библиотек, знакомятся с новинками художественной литературы.

Возможности использования ресурсов сети Интернет в учебно-воспитательном процессе ОУ.

1. Организация образовательного процесса с использованием ИКТ и активным привлечением Интернет-ресурсов (проведение уроков с использованием ИКТ; написание учащимися совместно с учителями-предметниками презентаций, сайтов; использование тестовых оболочек и ЭОРов, в большом количестве имеющихся в Интернете).

2. Внеурочная деятельность включает в себя организацию досуга школьников, вовлечение учащихся в проектную деятельность, НОУ и конкурсы с использованием Интернет-ресурсов; участие в сетевых образовательных проектах. Появление дистанционных школ дало возможность дополнительного образования по ИКТ. Широко используются Интернет-ресурсы при создании и поддержке школьного сайта,

3. Повышение квалификации и методическая поддержка учителей в области использования ИКТ в образовательном процессе (посещение курсов по основам ИКТ для начинающих, ИКТ в деятельности учителя-предметника; разработка УМК; наполнения содержания элективных курсов и НРК по средствам сети Интернет; знакомство с полезными ссылками, адресами и сайтами содержащими различные Интернет-ресурсы необходимые для организации учебно-воспитательного процесса. В них можно найти богатейшие методические материалы: разработки уроков, тесты, программы, календарно-тематические планы, виртуальные лаборатории, контрольные работы, электронные учебники).

Работа по выше перечисленным направлениям с использованием ресурсов сети Интернет повышает развивающий потенциал урока и информационную культуру учащихся и учителей. Дает возможность освоения современных информационных технологий, позволяет пользоваться современными материалами, что обеспечивает доступ к качественному образованию или помогает учащимся изучать выбранные ими общеобразовательные дисциплины.

Творчество учителя не должно ограничиваться лишь тем готовым материалом, который можно найти в сети Интернет. Все мы делимся друг с другом своими разработками.

Для того чтобы использование ИКТ на уроке было эффективным, необходимо соблюдения ряда требований: правильное определение дидактической роли и места ЭОР на уроке; использование продуманных организационных форм урока;  рациональное сочетание различных форм и методов использования ИКТ, учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером.

При подготовке к уроку или внеклассному занятию с использованием ИКТ учителя школ придерживаются следующего алгоритма:

Изучить программу и требования Государственного стандарта, сформулировать цели и задачи урока.

Изучить материал учебника и дополнительных пособий.

Оценить технические возможности (наличие оборудования, режим работы кабинета информатики и т.п.).

Подобрать имеющиеся ЭОР в соответствии с целями и задачами урока.

При необходимости самостоятельно разработать недостающие ЭОР, привлечь для этого специалистов, учащихся.

До урока просмотреть и прослушать весь отобранный материал, сделать хронометраж и составить сценарий урока.



Методист по ИТ И.Н. Козловцева

25.01.2009