uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 ... 5 6
УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ


Управление поведением - необходимое условие жизни. Любая организованная и целенаправленная активность предполагает наличие управления. Работа организма и его функциональных систем невозможна без процесса управления. Пищеварение, работа сердца эндокринной, иммунных систем предполагает управление работами этих систем. Сбои в управлении приводят к болезням. Врачевание как раз включает в себя устранение изъянов управления поведением функциональных систем, образом жизни, мышлением пациента с целью достижения более высокого уровня здоровья. Подытожим сказанное. Любая организованная целостность совершает поведение, направленное на поддержание самого себя и оптимального соотношения с окружением, что предполагает управление поведением этой системы. Это относится не только к тому, что мы именуем жизнью, но к любым самовосстанавливающимся системам.

К понятию управления относятся настороженно, так как при этом предполагается действие некой злой воли управителя в ущерб тому, кем управляют. Мозг управляет, скажем, работой желудка. Хорошо это или плохо для желудка? Плохо, если управление плохое. Оно ведет, например, к гастриту или язве. Хорошо, если управление соответствует требованиям, какие организм предъявляется к данному органу.

Управление поведением часто отождествляют с манипулирования человеком и зомбированием, которые тоже являются управлениями, совершаются по законам управления организмом и личностью, но со злым умыслом. Зомбирование, кодирование, колдовство - частные виды управления, которые отличаются целями, но их осуществление предполагает использование законов управления.

Ожидаемый результат управления, именуемый целью, в более общем виде может быть выживанием или не выживанием, эффективным или не эффективным, независимо от доброго или злого умысла управителя.


Универсальность управления

Универсальность структуры управления нам помогает экстраполировать наше познание далеко за пределы нашего физического опыта. Управление соединяет в себе вещественные и бесплотные, чувственные и сверхчувственные, информационные и вещественные составляющие поведения. Если все целостности мира, которые способны на поведение, имеют определенную и неизменную структуру поведения, то у нас нет оснований отказываться распространить наше понимание и на метафизические целостности, о которых напряженно думает человечество в течение тысячелетий, создавая религиозные системы. Аристотель давно пришел к выводу, что Бог - неподвижный двигатель всего. Христианство добавило к этому то, что бог - личность. Если мы знаем структуру управления вообще, то у нас нет оснований не считать, что Бог - это абсолютный и неуправляемый управитель. Это Бог ученого. Однако верующий христианин верит, что Бог управляем путем приобщения к нему молитвой и верой. Я полагаю, что постижение структуры управления вообще подвинет каждого к познанию Бога, непостижимо пребывающего в каждой малейшей целостности нашей вселенной...


Всеобщность управления.

Если некоторая целостность совершает поведение, направленное на восстановление себя в изменениях окружающей среды, то это уже предполагает управление поведением. Поведение это как раз то, с помощью которого и происходит восстановление целостности. Этой целостностью может быть атом, клетка, солнечная система, организм, личность, государство, семья. Большая часть управления, которая имеет место в мире, происходит автоматически, бессознательно и поэтому обычно к функционированию таких объектов не применяют термин "управление", а обычно говорят о конкретных видах поведения объектов, а понятие управления при этом не всегда подразумевается.

Люди склонны рассматривать в качестве управления только сознательное управление. А в случае бессознательного управления, или когда управитель не известен, например, управление поведением атома или солнечной системы, клетки, обычно говорят или о действии некоторых жизненных сил, или функциях, или управление приписывается духам, богам. А в случае атома и солнечной системы этот вопрос, кто или что управляет ими, в науке вообще не ставится. Религия приписывает управление в этом случае ангелам или богу. Известно, что Луна иногда приближается к земле и отдаляется. Эти колебания свидетельствуют о том, что происходит управление, так как иначе с нарушением равновесия это тело, сойдя с орбиты, улетело бы в космос. Однако астрофизика или астрономия или астродинамика этого вопроса, в отличие от религии, даже не ставят.

Живая клетка живет именно потому, что в ней протекают процессы управления обменом. Мы считаем, что это управление происходит на бессознательном уровне. Однако у нас нет веских оснований отрицать наличие клеточного сознания, которое занимается управлением. Многоклеточное должно быть в состоянии управлять жизнью всех клеток и иметь дело со средой и другими многоклеточными. На определенном этапе самосовершенствования это управление становится сознательным. Американский психолог Титченер считал, что любое управление вначале происходит сознательно, но после того как эти акты управления становятся привычными, автоматизируются, необходимость в сознании для управлении отпадает, управление происходит как бессознательный процесс приспособления. Титченер шокировал ученых, считая, что и атом когда-то имел сознание, но сейчас он не нуждается в нем. Просуществовав миллиарды лет, атом выработал привычные и неизменные формы поведения и в сознании не нуждается. Похоже думал и Циолковский. Основной вывод, который из этого мы можем сделать, состоит в признании того, что главной функцией сознания является управление поведением, когда привычные акты управления становятся не эффективными для выживания.

Психология имеет дело с управлением в системе высшей организации жизни. Управление поведением в жизни человека еще более многообразнее и значимей. Оно включает как бессознательное, так и сознательное управление. Управление поведением функциональных систем организма происходит частично сознательно, частично бессознательно.

Нужно научиться применять понятие управления, сознавая, что слова "управление" и "поведение" связаны. Управление существует не само по себе, а управление всегда является управлением поведением, какой бы вид оно не имело. Можно говорить об управлении мышлением, об управлении чувствами, эмоциями, об управлении пищеварением. По-видимому, мы должны признать, что число видов управления определяется числом видов поведений, которые управляются. Кроме управления поведением иногда говорят об управлении процессом, например, горением дров в печке, или течением реки. В управлении предприятием, или государством принимаются во внимание и поведения и процессы. Наука ведет речь о процессе тогда, когда она не может охватить вниманием познания поведения отдельных целостностей, вовлеченных в процесс. Управление процессами осуществляется только через управление поведением, которое может влиять на ход некоторого процесса.

Понятие управления углубляет наше понимание поведения. Наблюдая то, как происходит то или иное поведение мы можем получить довольно правильное, но поверхностное представление о нем. Зная же законы управления поведением, мы может глубже понимать и внутренние механизмы поведения. Поэтому любознательному читателю было бы полезно прочитать мою брошюру: Орлов Ю.М. "Структура и закономерности поведения", М.,"Импринт",1996 г.


Поведение и процесс как предметы управления.

Итак, мы поведем речь об управлении процессами и управлении поведением. Повторяю. Когда наше восприятие не может детализировать или структурировать наблюдаемое изменение, скажем горение дров или рост растения, мы говорим о процессе. А в иных случаях, когда мы можем выделить и осмыслить функциональные элементы объекта, как некоторые целостности, являющимися функциональными частями еще большего целого, то мы говорим о поведении. Поэтому управление процессом предполагает управление поведением, связанным с этим процессом. И только через управление поведением возможно управление процессом. Например, процесс пищеварения можно рассматривать как управление поведениями элементов пищеварительной функциональной системы организма. При таком рассмотрении мы вынуждены впадать в детали и мелочи, которые исчезают при мысли о процессе.

Если я хочу управлять, процессом, к примеру, горением дров в печке, я совершаю определенное поведение, или сам подкладываю дрова в печку или совершаю речевое поведение: "Друг, подкинь-ка дров в печку!". Друг, именуемый, к примеру, Василием, начинает заниматься дровами и печкой. Здесь влияние на процесс, который происходит сам собою, независимо от меня, по законам горения, осуществляется через управление или моим собственным поведением или поведением другого человека. Если Василий не желает выполнять мою просьбу, то мне придется или самому поддерживать горение, или сделать еще кое-что, чтобы Василий все-таки подбросил дрова в печку.

Что значит управлять?

Дадим определение: управлять - значит вызывать желательное поведение, придать ему какие то свойства, или устранять нежелательное поведение и его свойства в другом, в предмете управления. Когда я думаю или говорю: "Хватит! Не следует печь забивать дровами!"- я прекращаю поведение, которое нежелательно. То же самое я могу делать и применительно к себе в обхождении с печкой. Я могу сам или попросить другого человека подбросить дрова или прекратить это действие. В соответствии с этим я управляю и своим поведением и поведением другого. В этом смысле управление управляет и поведением управителя и поведением управляемого. Сначала надо управлять собой. Любой акт управления предполагает отношение управителя к себе как к управляемому другому. Чтобы сказать Василию, чтобы он сделал нечто, нужно управлять собою, своей речью или своими эмоциями, если принять во внимание, что Василию может не понравиться мой акт управления именно его поведением. Для этого мне надо преодолеть свой страх, что вместо того, чтобы выполнять мою волю он бросит в меня поленом. Одновременно, с другой стороны, требуется, чтобы и управляемый мог активно управлять своим поведением. От Василия требуется, чтобы он управлял своим поведением так, чтобы не сгорела избушка, и дрова оказались именно в печке. Для эффективного завершения акта управления требуется, чтобы управляемый субъект умел делать то, что от него ожидает управитель. Приведенное рассуждение показывает, что управление предполагает в свою очередь управление управлениями поведениями управителя и управляемого. Это неудобоваримое с точки зрения стилистики выражение, однако, точно выражает соотношение управлений. Кроме этого, условием управления является знание управителем того, что подчиненный умеет совершать желательное для управителя поведение.


Составляющие управления.

Управление само является поведением, смысл которого состоит в управлении поведением другого человека. Как только возникает отношение управления, другой человек становится управляемым, то есть принимает на себя эту роль. Можно сказать, управление - это поведение, которое имеет целью управления поведением. Запомним, что управление само является поведением, которое реализует некий план, выполнение которого осуществляет управление поведением. Все, что мы знаем о структуре и закономерностях любого поведения и поведения вообще, полностью применимо и к поведению управления. Что же мы знаем о поведении?

Потребность, ориентировка, цель, программа поведения.

Поведение возникает под влиянием потребности, которая вызывает ориентировку в ситуации. Ориентировка завершается выбором цели и соответствующей программы, выполнение которой приводит к достижению цели. После этого поведение прекращается. Цель определяется влиянием тех потребностей и желаний, которые должны в результате завершения поведения получить условия для удовлетворения их. Таким образом, еще до возникновения поведения его результат существует как некое психическое образование, или информационная модель этого результата - образ цели.

Регулирование поведения происходит вследствие сличения плана с осуществляемыми актами и полученного результата с целью, в результате такого сличения поведение или корректируется и продолжается, или прекращается. Это регулирование является управлением поведением, которое как бы встроено в само поведение.

Нетрудно понять, что в соответствии с этими функциональными элементами можно рассматривать и управление: целью управления является вызов конкретного поведения или его устранение. Управление вызывается потребностью, что в нашем примере связано с желанием, чтобы в лачуге было тепло. Ориентировка состоит в учете обстоятельств: рядом оказался Василий, которому было сказано, чтобы он поколдовал над печкой. Обратная связь: проверить, выполнил ли он просьбу или нет. Я перечисляю эти банальности с целью помочь читателю вычленить основные определения управления, его функциональные элементы.


Управитель и управляемый.

Управление предполагает управляемого и управителя. Там, где нет этого, разделения невозможно управление. Если возникает управление в одном, это одно раздваивается на управителя и управляемого. При саморегуляции я сам себе приказываю сделать нечто или воздержаться от дела.

Управление - это действия, целью которых является получение желательного для управителя поведения управляемого объекта, будь это человек или иная система. Сколько видов поведения, столько, наверное, и будет конкретных задач управления. Мы не беремся здесь классифицировать эти управленческие задачи. Любая задача определяется не только нашими целями, но и от того, как мы определяем ситуацию, в котором совершается акт управления. Когда врач делает назначение и выписывает рецепт, то он управляет поведением и аптекаря, и больного и иногда и его родственников.

Управление, как мы уже заметили, носит всеобщий характер. Повторяю, там, где жизнь, там обязательно оно имеет место: управление работой клеток, кровообращением, иммунитетом, управление поведением в среде и во взаимодействии с другими людьми.

Форма всеобщности является основой научного подхода. Зная общий закон нетрудно предвидеть его частные проявления. Научное понимание управления требует исследование структуры поведения вообще, а не какого-либо частного вида. Это побуждает нас к тому, чтобы описать функциональные элементы любого управления любыми объектами.

Здесь возникают сложности, так как само управление в свою очередь является определенным поведением и как таковое происходит по законам поведения. Под управлением приходится понимать такое поведение, а именно, управленческое поведение, в результате которого происходят изменения в некотором другом управляемом поведении. Таким образом, можно говорить об управляющем поведении и управляемом поведении. Управляющее поведение как бы встроено в управляемое поведение, если управление происходит автоматически. Вот на это и следует обратить особое внимание. В приведенных выше примерах это управление преимущественно происходит автоматически, само собою, по имеющимся в распоряжении живого существа управленческими программами. Оно автоматизировано, и мы, поэтому не осознаем его как управление. Мы его не осознаем, так как управление встроено в поведение, которым оно управляет. Мы не говорим: "Дерево управляет поведением своих основных жизненных функциональных систем и в результате чего растет и выживает". Мы просто скажем: "Дерево растет", а об управлении не думаем. Но чтобы понять дерево, надо знать, как работают его функциональные системы, как происходит управление жизненным процессом растения. В этом случае мы должны думать о том, как дерево управляет самим собою.


Принятие и передача управления.

Поздняя осень и наша группа должна заночевать в охотничьей избушке, затерянной в дебрях тайги. Нужно чтобы в избушке было тепло. Дрова в печке выгорают, и я должен напомнить ответственному за тепло проследить за печкой. Но мне неприятно отдавать распоряжение о том, чтобы этот лентяй Василий подбросил дров в печку. В этом случае мой отказ управлять теплом может привести к тому, что некто третий из нашей компании, скажем, Петр, напомнит Василию о состоянии горения в печке. В данном случае Петр берет управление процессом на себя. И это произойдет само собою, автоматически: я не передавал управление Петру.


следующая страница >>