uzluga.ru
добавить свой файл
1
Типичные формулировки целей, исследовательских и статистических гипотез для разных типов исследований

От 16 января 2007 г.


Цель


Цель фиксирует тип исследования (этап исследования конкретной актуальной проблемы) и формулируется в терминах «описания свойств объекта» или в переменных.


Доэксперимент:


(1) установление алфавита событий, явлений, объектов, свойств которыми в дальнейшем исследователь может манипулировать;

(1а) операционализация конструктов, выделение дескрипторов;

(1б) выделение стадий развития и свойств стадий;

(2) установление характерной частоты встречаемости событий, явлений, объектов;

(2а) сравнение выраженности характеристик объекта в статических группах (в связи с принципом разделения выборки на группы);

(3) установление структуры конструкта (выявление компонентов конструкта);

(4) установление классификаций (типологий) событий, явлений, объектов. Для доэксперимента характерна именно типология как классификация по структурным признакам без отношения их к истории, а не характерна, например, кладистика (классификация, построенная по признакам, полученным от предковых форм, учитывающая эволюцию, историю).


Квазиэксперимент:


(1) описание видоизменений объекта в процессе его предполагаемого развития (исследования в школе Пиаже):

(1а) описание условий инициации и смены стадий развития в терминах сопряженности;

(2) установление соотношений

(2а) различных свойств у одного и того же объекта,

(2б) между двумя или несколькими рядами событий во времени;

(3) построение классификаций (в том числе и пространственных моделей), основанных на выявлении синдромов (взаимосвязанных свойств, характерных для объекта или явления).


Истинный эксперимент:


(1) установление зависимости (влияния, причинно-следственных отношений) между событиями, явлениями;

(2) установление закономерностей развития, эволюции, порождения объектов или явлений, выявление движущих сил, факторов развития, научения;

(2а) описание условий инициации и смены стадий развития в терминах каузации;

(3) построение классификации объектов или явлений, например, кладистика (классификация, построенная по признакам, полученным от предковых форм, учитывающая эволюцию, историю).


Гипотеза


Гипотеза - познавательная конструкция, включающая как предположение, так и способы его фальсификации; обобщающая, прогнозирующая получение определенных новых фактов и систематизирующая их. По определению Р.Солсо, гипотеза - обобщенное выражение стратегии исследования.

Теоретическая гипотеза формулируется в терминах теоретических конструктов исследовательской программы или парадигмы. ее положения дедуцируются из законоподобных суждений, которые были сформулированы на основе завершенных исследований, валидность которых принята хотя бы частью парадигмального сообщества. Теоретические гипотезы соотносимы с актуальными проблемами парадигм.

Альтернативы исследовательской гипотезы формулируются в терминах переменных. которые дедуцируются из теоретических конструктов, в которых даны формулировки теоретическая гипотеза, предмет и объект исследования.


Доэксперимент:

Для этого типа исследования характерно наличие нескольких групп или только одной группы объектов исследования (case study), но в этом случае сопоставление проводится с данными литературы или с результатами других исследований.


(1) Гипотезы о существовании объектов, явлений, событий, свойств; альтернативные положения в этом случае не должны формулироваться как простые отрицания существования (поскольку отношение к альтернативам сформулированным как простые отрицания не может быть определено даже в случае необнаружения объекта); допускается формулировка альтернатив как частичного отрицания (некоторые свойства или объекты не существуют). Такое исследование очень часто выглядит как следование индуктивной логике; в гипотезе должны быть очень четко сформулированы ожидаемые свойства, характеристики объектов.

(1а) Гипотезы об операционализация конструктов, выделении дескрипторов;

(1б) Гипотезы о существовании и свойствах стадий развития.

(2) Гипотезы о соотношении частот встречаемости объектов или явлений в определенной выборке. При этом роль альтернативных положений фактически играет статистическая гипотеза о равномерном распределении частот встречаемости.

(2а) Гипотезы о различной выраженности свойств объекта в статических группах.

(3) Гипотезы о компонентах, составляющих конструкт.

(4) Гипотезы о классах объектов, событий или явлений. Такие гипотезы могут раскладываться в гипотезы об уникальных свойствах особых групп объектов. Для этих случаев не характерны гипотезы о соотношении различных свойств (шкалы порядка, интервалов и отношений) и о классификациях, учитывающих развитие объектов, например, где требуется установление генетического родства объектов, это уже истинный эксперимент и квазиэксперимент (развитые формы) - близнецовый метод. В гипотезы для построения типологий включается полнота разбиения выборки на классы (не должна оставаться не классифицированной существенная часть выборки). Поэтому даже для проверки гипотез о классах необходимы доказательства репрезентативности выборки.


Квазиэксперимент:


(1) Гипотезы о стабильности или изменяемости объектов во времени: (см. Кэмпбелл, гл. 2) множественные серии замеров (множество показателей до и после воздействий), серии временных выборок (например, лонгитюд, хотя может быть с воздействием или без воздействия).

(1а) Гипотезы об условиях инициации и смены стадий развития в терминах сопряженности.

(2) Гипотезы о соотношении

(2а) различных свойств у одного и того же объекта;

(2б) двух или нескольких процессов во времени.

(3) Гипотезы о разбиении множества объектов на классы на основании связей между их свойств, о составе синдромов.

(3а) Гипотезы о размерности и свойств пространств, в которых представлены свойства объектов или сами объекты.


Истинный эксперимент:


(1) Гипотезы о зависимости (влиянии, причинно-следственных отношениях) между независимой и зависимыми переменными. П.2 и п.3 - как развитие п.1.

(2) Гипотезы о причинах, факторах порождения нового и их соотношениях.

(2а) Гипотезы об условиях инициации и смены стадий развития в терминах каузации.

(3) Гипотезы о классификациях объектов или явлений, учитывающих эволюцию, видовую и индивидуальную историю объекта.


В квазиэксперименте и истинном эксперименте следует давать содержательную формулировку альтернативных положений.


Статистическая гипотеза


Статистические гипотезы следуют (дедуцируются) из исследовательских гипотез и служат для их формальной фальсификации (см. разд. IV.3.4).


Доэксперимент:

(1) частота встречаемости объектов группы А выше, чем в группе Б; критерий χ2: если отбрасываем H0 (то частоты различаются).

(2) соотношение частот встречаемости объектов А и Б отличается от случайного (H1), биноминальный критерий.

(2а) значение признака в (статических) группах А и Б различно (средняя величина, t-test, при условии нормальности распределений; для дихотомических переменных - критерий χ2).


Квазиэксперимент: включает как вспомогательные гипотезы, характерные для доэксперимент, а также:

(1) в последовательных замерах наблюдается тренд, т.е. градуальное изменение величин (H1); критерий тренда

(2) оценка сопряженности переменных достоверна, например, корреляция между переменными A и B отличается от нуля (H1) (для порядковых шкал - корреляция Спирмена, для шкал интервалов и отношений - корреляция Пирсона); критерий χ2 превышает пороговую величину; переменные или объекты включены в один кластер (кластер-анализ), или в один фактор (факторный анализ).

(3) сопряженность пары переменных A и B не объясняется включением в отношения третьей переменной (модератора) C (частный коэффициент корреляции между переменными A и B значим при учете переменной C)

(4) коэффициенты уравнения регрессии (описывающего сопряженность переменных, но не зависимость одних переменных от других) значимы (H1); это множество гипотез, так как отдельно проверяются гипотезы о (а) значимости каждого коэффициента; (б) о виде регрессионного уравнения - линейное, квадратическое и т.д.; (в) служебные гипотезы: о приемлемости коэффициентов, критерий Дарбина-Уотсона, об отсутствии корреляции между зависимыми переменными, гипотезы о незначимости вклада побочных переменных и т.д.


Истинный эксперимент: включает гипотезы, характерные для доэксперимента, квазиэксперимента, а также гипотезы, которые служат для обоснования рассмотрения сопряженности (корреляции) переменных как зависимости одних переменных от других, например, о значимом отсутствии сопряженности (корреляции) между зависимой и побочными (внешними) переменными