uzluga.ru
добавить свой файл
1
Урок разработан учителем математики МОУ Гридинской основной общеобразовательной школы Лоскутовой В.А.


Технологическая карта урока в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».

Цели урока:

1) дать представление о прямоугольном параллелепипеде, дать понятия грань, ребра, вершины параллелепипеда, помочь учащимся вывести формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба, научиться применять ее для решения задач

2)развивать логическое мышление, наблюдательность, интуицию, упорство, волю для достижения цели, самостоятельность, развивать умение обобщать, конкретизировать.

3) воспитывать чувство коллективизма, чувство уверенности в себе.

Задачи урока:

1) повторить понятие и формулы нахождения площади прямоугольника и квадрата, повторить единицы измерения площадей, перевод единиц измерения площадей

2) совершенствовать вычислительные навыки

3) изучить элементы прямоугольного параллелепипеда, свойство противоположных граней

4) провести практическую работу с целью вывода формулы для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда и куба

5) научиться применять формулу для расчета площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба.


Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.


Оборудование: геометрические тела: куб, прямоугольный параллелепипед, каркасная модель куба, карточки-задания.


Используемая на уроке литература и другие источники:

1. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, Математика 5, издательство Мнемозина, 2006г

2.Г.В. Дорофеев Математика 5, Москва, «Просвещение», 1994г

3.Л.М. Фридман Изучаем математику, Москва, Просвещение, 1995 г


Методы обучения: работа в парах, практическая работа, эвристическая беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, устный счет, выполнение тренировочных упражнений, работа с учебником, проблемное обучение.



Структура урока

Приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

1.Оргмомент.

Мотивация.

Эвристическая беседа

2 мин

Называет тему урока, цель урока, задачи урока. Рассказывает о практической направленности данной темы.

Ставят каждый цели перед собой, записывают тему урока.

Настроили учащихся на работу на уроке.

2.Актуализация знаний.

Устный счет

Эвристическая беседа

5 мин.

Предлагает учащимся следующие задания:

1)Найти площадь прямоугольника со сторонами 3 см и 5 см. Записать на доске формулу площади прямоугольника.

2) Найти площадь квадрата со стороной 6 дм. Записать формулу площади квадрата.

3) Найти площадь фигуры.




4) 5 га 12 а= м²

52 м² = см²

34 дм²= см²

1030а = га а

Отвечают на вопросы, повторят ранее изученный материал.

Учащиеся готовы к объяснению нового материала.

3.Получение новых знаний.



Работа с учебником, работа с моделью параллелепипеда и куба, эвристическая беседа

5 мин

Предлагает учащимся рассмотреть модели прямоугольного параллелепипеда, куба.

Задает учащимся наводящие

вопросы: 1) Из каких фигур состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда?
2) Почему фигуру назвали прямоугольный параллелепипед?

3) Что можно сказать о противоположных гранях? 4)Сколько у фигуры граней, ребер, вершин?

5) Из каких фигур состоит поверхность куба?

6) Что можно сказать о гранях, ребрах куба?

Предлагает учащимся закрепить полученную информацию при работе с учебником. Раздает карточки- задания для дальнейшей работы.( карточка №1 прилагается)

Вопросы по карточке:

1) Назовите вершины прямоугольного параллелепипеда.

2) Назовите равные ребра

3) Назовите равные грани

4) Какие ребра являются сторонами грани СМДК?

В тетрадях записывают число. Классная работа.

Тема урока. Рассматривают модель. Отвечают на вопросы. Работают с учебником. Выполняют устно задание по карточке № 1.

Получили знания о прямоугольном параллелепипеде, кубе, усвоили понятия грань, вершины, ребра, выделили свойства противолежащих граней параллелепипеда, граней куба. Получили представление о пространственной фигуре, о трех измерениях фигуры. Закрепили знания с помощью учебника, с помощью выполнения устных упражнений. На карточках отмечают длину, ширину, высоту параллелепипеда.

4. Практическая работа

Проблемная ситуация

Практическая работа.

Работа в парах.


10 мин.

Выдвигает перед учащимися проблему в виде задачи:

Сколько потребуется краски, чтобы покрасить поверхность бруса, если для покраски 1 дм² поверхности нужно 2 г краски?(рис.1)

Чтобы решить данную задачу, что мы должны знать?

Ставит перед учащимися задачу: вывести формулу для нахождения площади поверхности параллелепипеда. Выдает учащимся модель параллелепипеда. Предлагает учащимся провести в парах практическую работу, наблюдает за работой учащихся, контролирует правильность выполнения, предлагает сделать выводы, заслушивает учащихся.

Помогает учащимся справиться с заданием, задает наводящие вопросы, выдает обучающие карточки.

Отвечают на вопрос: нужно знать площадь поверхности бруса. Чтобы найти площадь поверхности параллелепипеда, нужно найти площади 6 граней и их площади сложить. Выводят формулу для нахождения площади поверхности параллелепипеда, записывают ее в тетрадь.

S = 2ab+2ac+2bc

Записывают условие задачи, находят по формуле площадь поверхности бруса, переводят см² в дм², рассчитывают количество краски. Записывают ответ.

Делают вывод о площади поверхности куба со стороной а. Записывают формулу в тетрадь.

S = 6 a²

Вывели необходимые формулы, применили их для решения задачи. Самостоятельно изучили новый материал, научились правильно проводить практическую работу, правильно сделали выводы, обобщили материал для нахождения площади поверхности куба.

5. Закрепление нового материала.

Устная работа.

Фронтальная работа.

10мин.

Найти площадь поверхности куба со стороной 5 см. Решают в тетради, один человек у доски №771.


Решают задачу №771 с комментированием.

Закрепили новый материал.

6. Самостоятельная работа .в виде теста.

Самостоятельная работа с самопроверкой

10 мин.

Дает учащимся задание в виде теста, на закрытой доске записывает ключ к тесту.

Выполняют задание, используя формулы, проверяют правильность выполнения.

Проведена диагностика усвоения учащимися нового материала.

7. Подведение итога урока, оценивание работы учащихся на уроке.

Самооценка, оценка работы учащихся.

2 мин

Дает возможность самим ученикам оценить себя, затем оценивает учащихся с комментированием.

Подводят итог урока, оценивают себя.

Итог урока подведен.

8. Домашнее задание




1 мин

Задает домашнее задание, комментирует его. П.20, №772, 794(а)

Записывают домашнее задание

Урок закончен.