uzluga.ru
добавить свой файл
1

Конспект урока математики в 3-м классе

по теме "Римские числа"




Форма проведения: урок с использованием интерактивной доски.

Цели:

  1. Образовательная: обобщить знания детей о цифрах и числах; сформировать представление о римских числах и цифрах.

  2. Развивающая: развитие умений наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление; развивать математическую речь, память; развивать познавательную активность.

  3. Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.

Задачи:

  • познакомить детей с римскими цифрами и их написанием, дать представление об использовании их на практике;

  • учить выделять главное и второстепенное, развивать мыслительную деятельность, внимание, речь;

  • формировать интерес к математике, расширять математический кругозор, творческие способности.

Тип урока:

- урок открытия нового знания.

Область применения: проводится в 3 классе, обучающемся по образовательной программе «Школа России».

Эффективность: достигается за счет применения на уроке активизирующих методов, различных форм работы, разнообразных заданий, организации оперативной обратной связи. На протяжении всего урока поддерживается интерес учащихся, создается благоприятный психологический климат.

Результативность: учащиеся познакомятся с римскими цифрами и числами, научатся их читать и записывать, усвоят практическое значение римских цифр и их применение на практике. Высокие результаты достигаются за счет совместного «открытия» новой темы.

Оборудование урока:

Карточки-наборы римских цифр X, L, C, D; карточки-ракеты с заданиями; модель часов с циферблатом из римских цифр; файл для интерактивной доски InterWrite – Приложение 1; опорный плакат с изображением римских цифр – Приложение 2; мультимедийный проектор; интерактивная доска InterWrite; у учащихся на партах счетные палочки.


План урока:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Самоопределение к деятельности.

1 мин.

Создание ситуации для включения в деятельность; создание положительной эмоциональной направленности.

Концентрируют внимание. Проверяют подготовленность к уроку.


II. Актуализация

опорных знаний и

мотивация.

-6 мин.

Использование фронтальной формы работы.

Повторяют единицы времени. Сравнивают величины. Называют отличие числа от цифры. Устанавливают соответствие между единицами времени и числами.

III. Постановка учеб-

ной задачи. 3 мин.

Создание ситуации для постановки проблемы.

Отгадывают загадку. Определяют время по часам.

IV. «Открытие»

нового знания

12 мин.

Организация поисковой деятельности. Побуждающий к открытию рассказ учителя о римской системе счисления .

Строят проект выхода из затруднения.

V. Первичное

закрепление 15 мин.

+ Физминутка 1 мин.

Организация индивидуальной работы, работы у доски.

Записывают цифры. Обозначают ответы на вопросы разными числами. Комментируют. Работают у доски.

VI. Самостоятельная

работа с самопро-

веркой по эталону.

5 мин.

Организация самостоятельной письменной работы.

Выполняют письменную работу.

VII. Рефлексия

деятельности.

-2 мин.

С чем мы познакомились на уроке? Где можно встретить римские цифры? Поднимите руку, кто считает, что активно работал на уроке?

Оценивают свою работу. Отвечают на вопросы учителя.



Ход урока.


1. Самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте, ребята!

- Готовы вы к уроку? (Да).

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс.

Все получится у нас!

Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, и вы постарались открыть новые секреты математики.

Страница 1. Приложение 1.

- А девизом нашего урока будут слова знаменитого Пифагора:

“Мир построен на силе чисел!” и нам предстоит в этом убедиться.

2. Актуализация знаний и мотивация.

Страница 1. Приложение 1. – учитель отодвигает в сторону прямоугольник внизу страницы, открываются слова. Год час секунда месяц сутки минута литр век

- Ребята, посмотрите на доску и скажите, какое слово лишнее? (литр)

- Почему? (Остальные - величины времени).

- Каких еще величин времени не хватает в списке? (неделя)

- Какая из них самая большая величина? (век)

- Сейчас мы будем работать у доски. Необходимо восстановить таблицу мер времени в порядке убывания величин. ( Два ученика работают у доски).

Век год месяц неделя сутки час минута секунда

100

365

12

7

24

60

60




366
















- Проверим ответы. Молодцы!

3. Постановка учебной задачи.

– А теперь отгадайте загадку.

Что всегда идет,
А с места не сойдет?
(часы)

- Посмотрите на циферблат и определите время: 2ч. 15 мин.

- Как еще можно прочитать это время?

- Какой угол образуют стрелки часов?

Учитель показывает часы с циферблатом из римских цифр и просит определить время (6ч. 45 мин.).

- Который сейчас час?

- Почему же возникло затруднение?

(Не знаем, какими цифрами записаны числа).

- Что же надо сделать, чтобы преодолеть трудности?

(Узнать, что это за числа и познакомиться с их построением)

- Вот сегодня на уроке мы познакомимся с Римским числами и научимся читать и записывать их. (Открывается запись темы урока. Стр. 2 Прил. 1) Запишите, пожалуйста, в тетрадях сегодняшнее число и тему урока.

4. “Открытие” детьми нового знания.

а) Работа со счетными палочками.

- А знаете ли вы, почему цифры назвали римскими? (Они появились в Риме.)

- Хотите узнать про это больше?

(Сообщение учителя, Стр. 3 Прил. 1)

- Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 1? 2? 3? (С помощью пальцев.)

- Да, действительно пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. (учитель убирает 3 верхних прямоугольника в сторону) А как дальше?

- На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались?

Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V , и этот значок стал обозначать цифру 5. (учитель убирает пятый прямоугольник)

- Постройте из палочек цифру 5. Прибавьте 1 палочку справа. Какое число получилось? (6) (убрать шестой прямоугольник), две палочки (7) (убрать седьмой прямоугольник). А сколько палочек надо прибавить, чтобы получилось 8? (убрать восьмой прямоугольник)

- Ну, а как короче записать число 4? Ведь 4 палочки долго пересчитывать?

(надо записать V и слева поставить палочку 5-1=4) (убрать четвертый прямоугольник)

- А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз - X . Иначе 10 можно записать двумя пересекающимися палочками. (убрать десятый прямоугольник)

- Постройте 10 с помощью палочек. Поставьте рядом еще одну палочку, получилось число 11, а если поставить слева палочку, получиться число 9. (убрать девятый прямоугольник)

Вывод: - какую особенность римской нумерации нужно запомнить?

(Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается.) (убирается невидимый примоугольник внизу страницы)

- Запишите в тетради числа, которые мы используем всегда (арабские числа) с промежутком 1 клетка, а под ними - римские числа от 1 до 10. (учитель записывает на доске) (после проверки учитель закрывает изображение на доске с помощью инструмента «шторка»)

5. Первичное закрепление.

а) - А теперь поиграем в игру “Живые числа”. Она покажет, как вы запомнили римские числа.

Я буду давать задания на вычисления, а вы, сосчитав ответ, составите на партах с помощью счетных палочек римские числа.

1) – Сколько будет, если 18 : 6 ? (3);

2) – Чему равно произведение 5 и 2? (10)

3) – Сколько ног у двух петухов? (4)

4) – Я задумала число, отняла 2, получилось 6. Какое число я задумала? (8)

5) – Какой ответ всегда будет, если число разделить на самого себя? (1)

6) – Сколько дней в неделе?(7)

7) – 3 умножить на 4. (12)

8) – 81 уменьшить в 9 раз. (9)

9) – Какое число на один больше 10? (11)

10) – Частное 25 и 5. (5)

11) – 60 разделить 10. (6)

- Молодцы!

Физкультминутка (используются карточки с числами, которые называются)

Поднимайся дружно класс, это – раз!
Покрутилась голова, это два!
Руки вверх, вперед смотри, это три!
Руки в стороны, пошире, развернули на четыре!
С силой их к плечам прижать, это пять!
Всем ребятам тихо сесть, это шесть!

А сейчас закройте глаза и нарисуйте глазами круг в одну сторону, потом в другую. Теперь проведите глазами линию справа налево и слева направо, сверху вниз и снизу вверх. Поморгайте.

Вы немного отдохнули и готовы к дальнейшей работе.

б) Работа в тетради.

-А теперь выполним письменные упражнения с римскими числами (Работа по учебнику в тетрадях , с. 46 задание 2, 3) Проверка по слайду, Стр. 4, прил. 1. (учитель открывает шторку, переходит на страницу 4 и отодвигает верхний прямоугольник вправо. С помощью инструмента «перо» учитель вписывает правильные знаки, во втором задании ответы вписывают сами учащиеся по очереди.)

- А теперь выполним задание на доске (Стр. 4, прил. 1, учитель отодвигает второй прямоугольник вправо) В выложенных из палочек равенствах с римскими цифрами допущены ошибки. Как надо переложить по одной палочке в каждом равенстве, чтобы исправить ошибку? Покажи. (по одному ученики у доски маркером перемещают «ошибочные» палочки).

VI +I = V

X + III = XI

IX – I = X

VI – IV = IX

- Римляне изобрели свои числа более 2500 лет назад. Они и сейчас служат нам.

- Где мы можем встретиться с ними? (нумерация глав в книгах, в дневнике нумеруются четверти, нумерация собраний сочинений писателей)

- Да, действительно они служат для нумерации книг собраний сочинений писателей. Восстановите номера выданных книг (иллюстрация к заданию на доске. Стр. 5, прил. 1)

В библиотеке на одной полке стояли по порядку с тринадцатого по двадцать шестой тома из собраний сочинений Л.Н. Толстого. Некоторые из них выдали читателям. Назови номера выданных книг. (ответ под прямоугольником на странице 5. прил. 1)



wordart 7


в) Знакомство с новыми цифрами. Их запись.

- С помощью счетных палочек выложите римские числа 12, 28, 36, 45.

- А вы знаете ,как записать число 55, 100?

- У римлян есть еще цифры, это – 50, 100. 500.Давайте познакомимся с их обозначением

Стр. 6, прил. 1 На странице – опора. (Приложение 2)

- Найдите их в своих наборах и расположите в порядке возрастания римские цифры: (X, L, C, D)

- Расположите в порядке уменьшения числа CX, DC, LXX. (один ученик – у доски)

6. Самостоятельная работа (на карточках-ракетах).

- Сегодня 12 апреля. Что это за день?

(Сегодня День космонавтики. Этот день отмечают сегодня потому, что этого числа в космос очень давно полетел Гагарин Ю.А. . Гагарин полетел в космос в прошлом веке. В 1961 году. Юрий Алексеевич Гагарин самый первый полетел в космос, поэтому его знают все люди на земле.)

Стр. 7, прил. 1 На странице – изображение Гагарина.

- Молодцы! Давайте это наше задание посвятим первому космонавту и его подвигу.

Проверка:

Красная ракета: 60, 150, 40

Синяя ракета: 200, 160, 300

Зеленая ракета: 70, 90


Задание 2. Юрий Гагарин облетел Землю за 108 мин. Запишите это число римскими цифрами. (один ученик пишет на доске)

Хорошо. Вы справились с заданиями успешно.

7. Рефлексия деятельности.

- Что нового мы узнали? Сколько цифр узнали?

- Где используются римские числа?

Прочитайте предложение. Стр. 8, прил. 1 Мы живём в XXI веке.

- Что вам больше всего на уроке понравилось?

-Закончи устно фразу: Самым трудным для меня было...

-Поднимите руку, кто считает, что он активно работал на уроке?

Нарисуйте красный треугольник на лестнице знаний (Стр. 8, прил. 1). На какую ступеньку вы поднялись в конце нашего урока? Молодцы!

Я отлично знаю новый материал.


Я не знаю об этом ничего

8. Домашнее задание

С. с 46 №5, 8.

3.* Узнайте, как записывали римляне многозначные числа и что означает это число - MDCCLVI?


Спасибо всем за работу. Урок окончен.

Список использованной литературы:

1. Елена Савченко «Знакомьтесь, римские цифры», № 24/2004 газеты "Начальная школа" Издательского дома "Первое сентября".

2. http://festival.1september.ru/articles/517374/

3. http://emilia-izhma.ucoz.ru/_ld/0/13_o0E.ppt

4. http://nachalka.ucoz.ru/publ/22-1-0-48