uzluga.ru
добавить свой файл
1
Урок обобщения и систематизации знаний по истории в 5 классе.


Плющенко Михаил Юрьевич – учитель истории и обществознания

высшей категории.


Тема урока: Мифы Древней Греции.


Форма урока: игра.

Форма организации деятельности обучающихся: групповая.

Цель урока: контроль за уровнем знаний учащихся.

Задачи:

- повторить и обобщить знания учащихся по разделу «Древнейшая Греция»;

- развить умения обучающихся работать в группах;

- научить работать с текстом источников и понятиями;

- воспитывать уважение и интерес к предмету.

Предварительное задание:

- повторить раздел учебника «Древнейшая Греция»;

- внимательно рассмотреть иллюстрации раздела;

- прочитать (или вспомнить) мифы Древней Греции;

- определиться с названием и девизом команд.

Оборудование урока:

- контурная карта «Древняя Греция»;

- плакат «Боги Древней Греции»;

- изображение животных на ватмане;

- раздаточный материал;

- бумажные кораблики.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя об уроке. Знакомство с командами (4-5 человек), их названием и девизом. Объяснение учителем условий игры. Определение роли «зрителей» (ответив правильно на дополнительный вопрос, они могут отдать свой балл одной из команд). Вопросы задаются во время обдумывания командами ответов на задания 2, 3, 4.

II. Основная часть:

Задание первое: Поочередно назвать древнегреческих богов (1 балл), изображенных на плакате, и указать, указать чему они покровительствовали (1 балл).

Разминка: по 1 вопросу командам (или болельщикам) (1 балл за каждый правильный ответ).

Игра «Плаванье». Игроки получают бумажный кораблик, который должен «проплыть» между всеми препятствиями. «Плыть» кораблик должен с помощью «попутного ветра», т.е. игрок не должен прикасаться к кораблю руками, он может только «дуть в паруса». Это задание на скорость и количество пройдённых препятствий. Если кораблик падает на пол, участник игры начинает «плаванье» сначала. (2 балла)

Задание второе: Объяснить крылатое выражение (1 балл) и смысл его употребления сегодня (1 балл). Учащиеся в «слепую» выбирают одно крылатое выражение из 3-4 предложенных.

Разминка: по 1 вопросу командам (или болельщикам) (1 балл за каждый правильный ответ).

Задание третье: Кто из героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами? (2 балла). Учащиеся получают карточки с текстом.

Разминка: по 1 вопросу командам (или болельщикам) (1 балл).

Задание четвертое: Составить логическую цепочку из слов и объяснить ее построение (2 балла).

Разминка: миф о загадке Сфинкса.(1 балл отгадавшей команде).

Задание пятое: Исторический «зоосад». Используя подсказки (изображение зверей на ватмане), нужно не только назвать животное, но также подтвердить правильность своего ответа на примере археологических раскопок, сохранившихся изображений, легенд, мифов и т.д. (2 балла).

III. Подведение итогов и награждение команд.


Приложение к заданиям.

Задание первое:

Посейдон – бог морей

Зевс – Верховный бог, бог неба

Аид – бог подземного царства

Гера – верховная богиня, жена Зевса

Арес – бог войны

Артемида – богиня охоты

Аполлон – бог музыки и пения

Афина – богиня-победительница, богиня мудрости

Афродита – богиня любви и красоты

Деметра – богиня земледелия и плодородия

Дионис – бог виноградарства и виноделия

Гефест – бог огня и кузнечного ремесла

Гермес – бог торговли и скотоводства

Разминка: Сколько лет странствовал Одиссей? (20 лет)

Как звали циклопа, которого Одиссей лишил зрения? (Полифем)

Игра «Плаванье»

Задание второе:

Работа Пенелопы. Пенелопа, жена Одиссея, 20 лет ждала возвращения мужа с войны. Своим многочисленным поклонникам она обещала выйти замуж, как только соткет покрывало, но каждую ночь она распускала свою работу.

- Нескончаемая работа, ловкая хитрость.

Троянский конь. Выражение возникло из сказаний о Троянской войне. Греки, после длительной и безуспешной осады Трои, прибегли к хитрости: соорудили огромного деревянного коня, оставили у стен Трои, а сами сделали вид, что уплыли в море. Троянцы втащили коня в город , а ночью, спрятавшиеся внутри коня греки, вышли, перебили стражу, открыли ворота и впустили вернувшихся товарищей и таким образом овладели Троей.

- Тайный, коварный замысел.

Ахиллесова пята. Ахиллес – один из самых сильных и храбрых греков из поэмы Гомера «Илиада». Его мать, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс; она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен.

- Слабое место кого-либо.

Сизифов труд. Коринфский царь Сизиф за оскорбление богов был присужден Зевсом к вечной муке в Аиде: он должен был вкатывать на гору огромный камень, который, достигнув вершины, опять скатывался вниз.

- Тяжелая, бесконечная и бесполезная работа.

Разминка: Назовите имя перевозчика мертвых в Аид? (Харон) Певец, музыкант, после смерти жены Эвридики спускался за ней в подземное царство. (Орфей)

Задание третье:

1. Не осуждайте несчастного отца. Да, мне некого винить в гибели сына! Знаю, знаю, человек не птица… Но удивительно прекрасен созданный богами мир, когда глядишь на него с высоты! (Дедал)

2. Афиняне, я не узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мои старые глаза ослепли, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб… Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу! (Царь Эгей)

3. Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть завянут все цветы, засохнут все деревья и выгорит трава! Верните мне дочь! (Богиня Деметра)

4. Горе… Горе мне! Дочь предала отца и бежала с ненавистным чужеземцем! Нет у меня больше дочери. И зачем я только позволил ей научиться волшебству. (царь Минос)

Разминка: Сфинкс – он или она? (Она) Кого напоминает кентавр? (получеловек – полуконь). Дополнительный вопрос: Кого ещё, сочетавших в себе человеческое начало и животное, вы можете назвать? (1 балл за каждый правильный ответ) (минотавр, сатир, сирены, горгоны)

Задание четвертое:

1. Итака – Одиссей – Троя (Геракл, Цербер)

2. Крит – Лабиринт – Минос (Гомер, Харон)

3. Религия – Олимп – Зевс (Ахилл, олива)

4. Крит – Икар – Дедал (Троя, кентавр)

Разминка: Загадка сфинкса сыну фиванского царя Эдипу:"Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, вечером на трех?" (человек)

Задание пятое:

Лев - изображение на воротах в Микенах При наличии времени командам можно предложить найти правильный ответ на миф о загадке Сфинкса.

- битва Геракла с немейским львом

- у сфинкса тело льва

Лань – спутница Артемиды

- Геракл убил киринейскую лань

Собака – Цербер

Баран – золотое руно

- Полифем пас овец

Лисица – басня Эзопа «Лисица и виноград»

Бык – авгиевы конюшни

- Минотавр

- Ясон пахал на быках

Конь – авгиевы конюшни

- кентавр

- священное животное Посейдона

- Пегас

Орел – спутник Зевс

Кабан – эриманфский вепрь

Сова – спутница Афины

Свинья – священное животное Деметры

- превращение спутников Одиссея

Змея – Геракл задушил змей

- Лаокоон и его сыновья и т.д.