uzluga.ru
добавить свой файл
Тест по информатике для студентов зооинженерного факультета-вариант 1


Задание № 1.

Фундаментальное свойство информации, означающее, что информация может менять способ и форму своего существования, – это…



  • Стираемость

  • Воспроизводимость

  • Передаваемость

  • Преобразуемость



Пояснения.


Информацию следует считать особым видом ресурса, при этом имеется в виду толкование «ресурса» как запаса неких знаний материальных предметов или энергетических, структурных или каких-либо других характеристик объекта. В отличие от ресурсов, связанных с материальными предметами, информационные ресурсы являются неистощимыми и предполагают существенно иные методы воспроизведения и обновления, чем материальные ресурсы. В связи с таким взглядом центральными становятся следующие свойства информации: запоминаемость, передаваемость, преобразуемость, воспроизводимость, стираемость.

Свойство стираемости информации не является независимым. Оно связано с таким преобразованием информации (передачей), при котором ее количество уменьшается и становится равным нулю.

Воспроизводимость информации характеризует неиссякаемость и неистощимость информации, то есть то, что при копировании информация остается тождественной самой себе.

Передаваемость информации с помощью каналов связи (в том числе с помехами) хорошо исследована в рамках теории информации К. Шеннона. Другой аспект свойства передаваемости информации – способность информации к копированию. Очевидно, что количество информации не должно возрастать при копировании.

Фундаментальным свойством информации, означающим, что информация может менять способ и форму своего существования, является преобразуемость. В общем случае количество информации в процессах преобразования меняется, но возрастать не может.


Задание № 2.

Объем текстовой информации в сообщении на 40 страницах (на странице 40 строк по 80 символов в каждой) в кодировке ASCII равен…


  • 0,128Мбайт

  • 128Кбайт

  • 125Кбайт

  • 1000Кбайт


Пояснения.

Объем текстовой информации вычисляется так: сначала определяется количество символов в тексте. В данном примере 40*40*80=128000.

В кодировке ASCII каждый символ имеет 8-битовый код, т.е. занимает 1 байт. Следовательно, объем равен 128000 (байт). Переведем объем в килобайты. 1Кбайт=1024байт,, поэтому объем в килобайтах равен 128000/1024=125(Кбайт).


Задание № 3

Заданное в восьмеричной системе счисления число 10538 равно десятичному числу ...



  • _________(вписать)



Пояснения.

10538=1*83+0*82+5*81+3*80=512+0+40+3=555

В MS Excel существуют специальные функции перевода из одной системы счисления в другую. ШЕСТН.В.ДВ, ШЕСТН.В.ДЕС, ШЕСТН.В.ВОСЬМ, ДВ.В.ШЕСТН, ДВ.В.ДЕС, ДВ.В.ВОСЬМ, ВОСЬМ.В.ДЕС, ВОСЬМ.В.ДВ, ВОСЬМ.В.ШЕСТН, ДЕС.В.ДВ, ДЕС.В.ВОСЬМ, ДЕС.В.ШЕСТН.

В нашем случае в любую ячейку Excel вводим формулу =ВОСЬМ.В.ДЕС(“1053”) , получаем 555.


Задание № 4.

Американский ученый в области информатики, лауреат премии Тьюринга 2003 г. за работу над объектно-ориентированным программированием, изобретатель первой в мире клиент-серверной системы, лазерного принтера, технологии Ethernet и графического многооконного интерфейса, автор идеи ноутбука – это…


  • Конрад Цузе

  • Алан Кэй

  • Джон Уильям Мочли (Мокли)

  • Никлаус Вирт


Пояснения.

Конрад Цузе в1936 г., находясь в изоляции в нацистской Германии, начал работу над своим первым вычислителем серии Z, имевшим память и ограниченную возможность программирования. Созданная в 1938 г. на механической основе, но уже на базе двоичной логики модель Z1 так и не заработала достаточно надежно из-за недостаточной точности выполнения составных частей. Следующая машина К. Цузе (Z3) была завершена в 1941 г. Она была построена на телефонных реле и работала вполне удовлетворительно. Итак, Z3 стала первым работающим компьютером, управляемым программой. Во многих отношениях Z3 была подобна современным машинам, в ней впервые был представлен ряд новшеств, таких как арифметика с плавающей запятой. Замена сложной в реализации десятичной системы на двоичную сделала машины К. Цузе более простыми, а значит, более надежными; считается, что это одна из причин того, что К. Цузе преуспел там, где Ч. Бэббидж потерпел неудачу. Программы для Z3 хранились на перфорированной пленке.


Алан Кэй (Alan Curtis Kay, родился 17 мая 1940 г.) – американский ученый в области информатики. Разработал язык программирования Smalltalk, где впервые был применен объектно-ориентированный подход. После выхода Smalltalk на рынок (1983 г.) язык приобрел широкую популярность. Он был одним из первых языков объектно-ориентированного программирования, представляющим собой методологию, на основе которой можно создавать параллельные системы, базы данных и базы знаний. Лауреат премии Тьюринга 2003 года за работу над объектно-ориентированным программированием. Справедливости ради надо отметить, что даже самая популярная на сегодняшний день операционная система в мире Microsoft Windows – отпрыск идей Алана Кэя. Одаренный ребенок, он уже в три года научился читать. В десять лет Алан Кэй стал победителем Национальной игры-викторины (National Quiz). Его мать была и музыкантом, и художником, поэтому в воспитании доминировало гуманитарное начало и значительное место уделялось музыке. Кэй рассчитывал стать профессиональным музыкантом: в течение десяти лет он работал в джазе рок-гитаристом. В 1961 г. за участие в протесте против введения процентной квоты для студентов-евреев он был исключен из колледжа, стал джазовым музыкантом и преподавателем музыки по классу гитары. Но другой талант, принесший ему гораздо большую известность, обнаружился у Алана Кэя тогда, когда, поступив добровольно в армию, он прошел тест на способность к программированию, был высоко оценен и направлен в ВВС США для работы на компьютере IBM 1401. После службы в армии была учеба в университете штата Колорадо по специальности «Математика и молекулярная биология». В 1968 г. (!) Алан Кэй представил компьютерному сообществу идею портативной вычислительной машины, которая была бы не больше блокнота, имела плоский экран, подключалась к беспроводным сетям, могла хранить всю необходимую пользователю информацию и к тому же была бы доступна по цене каждому. После написания диссертации по машинной графике Алан Кэй стал профессором Стэнфордского университета и проработал два года в Стэнфордской лаборатории искусственного интеллекта Позже Алан Кэй возглавил исследовательскую лабораторию фирмы Xerox (Xerox Palo Alto Research Center). Будучи лидером научно-исследовательской группы в PARC, Алан Кэй содействует разработке Ethernet, лазерной печати и сетевой клиент-серверной модели ARPANet. Некоторые идеи Алана Кея до сих пор остаются невостребованными, но многое из того, что он разрабатывал в исследовательских центрах, получает дальнейшее развитие и перерастает в самостоятельные индустрии. Именно так произошло с ноутбуками, которые сегодня по своему внешнему виду и функциональности уже приблизились к тому, какими их замыслил Алан Кей сорок лет назад. Изобретателю посчастливилось, что темп технического прогресса сильно ускорился и многие проекты, казавшиеся вначале невероятно фантастическими, реализовались уже при жизни автора. В течение последующих лет Алан Кэй жил в Лос-Анджелесе, но много путешествовал по стране. Тем не менее большую часть своего времени он посвящал обучению детей компьютерной грамотности в открытой им школе в западном Голливуде в Калифорнии.)


Джон Уильям Мочли (Мокли) (John William Mauchly, 30 августа 1907 – 8 января 1980) – американский физик и инженер, один из создателей первого в мире электронного компьютера ENIAC (1946 г.). Работал преподавателем электротехники в Пенсильванском университете в Филадельфии (США). Полученный при разработке машин опыт Мочли обобщил в виде основных принципов построения ЭВМ. Они были изложены в отчете, составленном совместно с Г. Голдстайном и А. Берксом в 1946 г. и положены в основу ЭВМ IAC, руководителем разработки которой стал Джон фон Нейман. Материалы отчета не публиковались в открытой печати до конца 1950-х гг., но были переданы некоторым фирмам США и Великобритании. Известность фон Неймана как крупного ученого сыграла свою роль – изложенные им принципы и структура ЭВМ стали называться фон-неймановскими, хотя их соавторами являлись также Джон Уильям Мочли и Джон Преспер Экерт. В 1948 Мочли и Экерт основали компанию «Eckert-Mauchly Computer Corporation», производящую компьютеры, и через год представили вычислительную машину BINAC, которая для ввода информации вместо перфокарт впервые использовала магнитную ленту. В период с 1946 по 1951 г. совместно с Эккертом работал над компьютером UNIVAC I, ставшим первым коммерчески доступным компьютером. В 1952 г. они завершили работу над компьютером EDVAC.


Никлаус Вирт (Niklaus Wirth, 15 февраля 1934) – швейцарский ученый, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, лауреат премии Тьюринга 1984 года. Вирт разработал или участвовал в разработке языков программирования: Euler, Algol-W, PL/360, Pascal, Modula, Modula-2, Oberon, Oberon-2, Component Pascal, Аdа. Наиболее известная его разработка, безусловно, – это язык программирования Паскаль, оказавший огромное влияние на несколько поколений программистов и ставший базой для создания большого числа языков программирования. Еще одна фундаментальная работа, участником которой стал Вирт – разработка технологии структурного программирования. Отец Никлауса был школьным учителем. В детстве Никлаус Вирт увлекался авиамоделизмом и постройкой ракет, увлечение электроникой и системами программного управления началось с разработки устройств дистанционного управления для моделей. В 1954 г. поступил на факультет электроники Швейцарского федерального технологического института (ETH) в Цюрихе, где за четыре года получил степень бакалавра по электротехнике. Продолжил обучение в Лавальском университете (Квебек, Канада), в 1960 г. получил степень магистра. Затем был приглашен в университет Калифорнии в Беркли (США), где в 1963 г. под руководством профессора Хаски защитил диссертацию, темой которой стал язык программирования Эйлер (Euler) – расширение Алгола средствами языка Лисп. В 1970 г. создал язык программирования Паскаль. В 1970-х гг. разработал вместе с Ч. Хоаром и Э. Дейкстрой технологию структурного программирования. Вышедшая в 1971 г. статья Н. Вирта «Разработка программы методом пошагового уточнения» описала и обосновала ставшую впоследствии классической методологию разработки программного обеспечения «сверху вниз». Во второй половине 1970-х гг. Никлас Вирт участвовал в конкурсе Министерства обороны США по разработке нового языка для программирования встроенных систем, в результате которого был создан язык Ада.


Задание № 5

Процессоры на основе x86 команд, вплоть до Pentium 4, имели _________ архитектуру


  • Конвейерную

  • MIMD

  • RISC

  • CISC


Пояснения.

Конвейерная архитектура – это принцип построения компьютера, состоящий в параллельном выполнении команд множеством процессоров над одним потоком данных. Т.е. каждый процессор цепочки использует в качестве входных данных выходные данные предыдущего процессора. х86-процессоры строились по более простой архитектуре.

MIМD – разновидность многопроцессорной архитектуры. Каждый процессор здесь функционирует под управлением собственного потока команд, то есть MIMD-компьютер может параллельно выполнять совершенно разные программы. Современные суперкомпьютеры, как правило, строятся по данной архитектуре.

RISC (англ. Reduced Instruction Set Computer) – компьютер с сокращённым набором команд. Это концепция построения процессоров по следующему принципу: более компактные и простые инструкции выполняются быстрее. Простая архитектура позволяет удешевить процессор, поднять тактовую частоту, а также распараллелить исполнение команд между несколькими блоками исполнения. Первые RISC-процессоры были разработаны в начале 1980-х годов в Стэнфордском и Калифорнийском университетах США. Они выполняли небольшой (50-100) набор команд.

CISC - все х86-процессоры, вплоть до Pentium 4, являлись CISC-процессорами. CISC (англ. Complex Instruction Set Computing) – концепция проектирования процессоров, которая характеризуется следующим набором свойств:

  • нефиксированное значение длины команды;

  • кодирование арифметических действий в одной инструкции;

  • небольшое число регистров, каждый из которых выполняет строго определенную функцию.


Задание № 6.

К базовой конфигурации персонального компьютера относится… (несколько вариантов ответа)



  • Принтер

  • Монитор

  • Клавиатура

  • Системный блок


Пояснения.

К базовой конфигурации персонального компьютера относятся системный блок, монитор, клавиатура и мышь. Принтер является периферийным устройством, без которого работа компьютера возможна.


Задание № 7

Программы начального тестирования и загрузки компьютера хранятся …



  • В ПЗУ

  • На магнитных дисках

  • На компакт-дисках

  • В ОЗУ


Пояснения.

Память на магнитных и компакт-дисках дисках относится к устройствам внешней памяти и предназначена для длительного хранения программ и данных.

Оперативное запоминающее устройство представляет собой быстродействующую энергозависимую память, служащую для временного хранения данных и исполняемых в настоящий момент программ.

Программы начального тестирования, загрузки и базовой системы ввода/вывода персонального компьютера хранятся в микросхеме постоянного запоминающего устройства (ПЗУ), расположенной на системной плате. Это необходимо для того, чтобы компьютер мог начать функционировать после включения питания независимо от наличия и состава дополнительных видов памяти, таких как винчестер, CD-ROM и т.д.


Задание № 8.

В слот PCI-Е системной платы устанавливают …



  • Сканер

  • Устройство координатного ввода

  • Видеоадаптер

  • Монитор


Пояснения.

Видеоадаптер – это устройство, устанавливаемое на системную плату компьютера в один из разъемов (слотов) стандартного типа. На данный момент типов всего два: AGP, уже устаревший, но применяемый в недорогих ПК; и PCI-E (PCI-Express) – современный скоростной тип разъема. Как третий вариант видеоадаптер может быть встроен в саму системную плату, такие устройства называются интегрированными. Они характерны для недорогих «бюджетных» ПК, поскольку проигрывают по производительности съемным видеоадаптерам. В очень старых моделях видеокарта устанавливалась в разъем типа PCI.


Задание № 9.

Установите соответствие между классами служебных программных средств и названиями конкретных программ.

1. Диспетчеры файлов (файловые менеджеры)
2. Средства сжатия данных (архиваторы)
3. Средства компьютерной безопасности
4. Средства просмотра и конвертации


  • Adobe PhotoShop ___

  • Total Commander ___

  • Adobe Reader ___

  • WinZip ___

  • DrWeb ___


Пояснения.

Служебные программы (утилиты) – это программы, используемые для выполнения вспомогательных функций, таких как работа с файлами и папками, диагностирование аппаратуры, просмотр и конвертирование файлов, оптимизация дискового пространства, восстановление поврежденной информации, антивирусные средства и т.д.

Диспетчеры файлов (файловые менеджеры). С их помощью выполняется большинство операций по обслуживанию файловой структуры: копирование, перемещение, переименование файлов, создание каталогов (папок), уничтожение объектов, поиск файлов и навигация в файловой структуре. Базовые программные средства содержатся в составе программ системного уровня и устанавливаются вместе с операционной системой (Far Manager, Total Commander, Frigate).

Средства сжатия данных (архиваторы). Предназначены для создания архивов. Архивные файлы имеют повышенную плотность записи информации и соответственно, эффективнее используют носители информации (WinZip, WinRAR).

Средства просмотра и конвертации. Чтобы работать с файлами, их необходимо загрузить в «родную» прикладную программу и внести необходимые исправления. Но, если редактирование не нужно, существуют универсальные средства для просмотра (текста и картинок) или воспроизведения (музыки или видео) данных. В последнее время техническая документация поставляется в формате .PDF. Для работы с этим форматом существует программа Acrobat Reader от компании Adobe.

Средства компьютерной безопасности. К ним относятся средства пассивной и активной защиты данных от повреждения, несанкционированного доступа, просмотра и изменения данных. Средства пассивной защиты – это служебные программы, предназначенные для резервного копирования. Средства активной защиты применяют антивирусное программное обеспечение. Для защиты данных от несанкционированного доступа, их просмотра и изменения используют специальные системы, базирующиеся на криптографии.