uzluga.ru
добавить свой файл
1
Учитель биологии и географии Гаджимиева Б.М.


ТЕМА. ГОРНЫЕ ПОРОДЫ И МИНЕРАЛЫ

Тип урока урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Используемые технологии: ИКТ, эвристическая беседа, проблемная беседа, групповая работа.


Место проведения: компьютерный класс с выходом в Интернет.


Цель урока: познакомить учащихся с горными породами и минералами, слагающими земную кору, закрепить знания учащихся.


Задачи урока:


Образовательные:

  1. Сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов.

  2. Познакомить с некоторыми видами минералов.


Воспитательные:

  1. Способствовать пониманию учащимися материальности и познаваемости мира.

  2. Воспитывать умение работать в группе, уважительно относиться к товарищам.


Развитие личности:

Продолжить обучение учащихся анализу, сравнению и обобщению полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации (данных учебника, мультмедийной презентации и Интернет-ресурсов).

Для развития научного языка включить в урок следующие термины: магматические, осадочные и метаморфические горные породы, минерал, магма.


Оснащение урока:


ИКТ: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация «Горные породы и минералы».


Дидактический и раздаточный материал: набор горных пород и минералов, информационные карточки для групповых заданий.

Ход урока

I. Организационный этап (1-2 минуты)


Мотивация этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.


Настрой детей на работу. Создание благоприятной обстановки для работы на уроке.

II. Этап мотивации (2-3 минуты)


Мотивация этапа: создать мотивирующую ситуацию для организации и направления к цели познавательной деятельности учащихся.


Учитель:


На ваших партах стоят коробочки. Что в них находится? (возможные ответы детей: камни, полезные ископаемые, кусочки горных пород)


Можно ли их назвать телами и почему? (ответы детей: да, так как это предметы, которые нас окружают)


Можно ли их назвать природными телами и почему? (ответы детей: да, так как они не созданы человеком)

III. Этап целеполагания (1 минута)


Учитель: а еще, ребята, эти тела можно назвать горными породами (слайд 1). Сегодня мы будем говорить о них, узнаем, из чего они состоят и как их использует человек (слайд 2).


Цель учащихся: научиться классифицировать и различать горные породы и минералы, используя ЗУН, полученные в ходе урока.

IV. Этап повторения опорных знаний (3-5 минут)


Мотивация этапа: повторение изученного на прошлом уроке, актуализация знаний учащихся.


Учитель: прежде, чем начать изучение новой темы, нам надо вспомнить некоторые знания, полученные на предыдущих уроках.


Фронтальный опрос по вопросам:

Как называется каменная оболочка Земли? (литосфера)

Из чего она состоит? (из почвы и горных пород)

Как называются предметы, которые нас окружают? (тела)

Из чего состоят все тела? (из веществ)

В каких состояниях могут находиться вещества? (твердое, жидкое, газообразное)

Какими свойствами обладают твердые тела? (имеют постоянную форму и объем)

V. Этап включения учащихся в целенаправленную деятельность по теме урока (10-12 минут)


Мотивация этапа: формирование у учащихся понятий о горных породах, минералах и их классификации с целью дальнейшего применения этих знаний в новой ситуации.


Учитель: запишем определение (слайд 3): горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Как вы думаете, чем сходны все горные породы? (дети высказывают версии: являются твердыми телами, находятся в земной коре, являются полезными ископаемыми и т.п.) А чем отличаются? (Версии детей: по цвету, по форме, по блеску и т.п.) Горные породы отличаются друг от друга по физическим свойствам, по химическому составу, по происхождению.


Рассмотрим классификацию горных пород по происхождению (слайд 4). Все горные породы делятся на 3 группы: магматические, осадочные и метаморфические.


Магматические горные породы сформировались из магмы – расплавленной каменной массы, возникающей во время извержения вулканов (слайд 5). Магма может застыть как на поверхности земли, так и в толще земной коры (слайд 6). Магматические горные породы очень прочные, твердые. Образцы магматических горных пород представлены на слайде 7.


Осадочные горные породы образуются на земной поверхности и вблизи неё в условиях низких температур и давлений (слайд 8). По происхождению осадочные горные породы делятся на обломочные (обломки древних пород), глинистые и биохемогенные (осадок из частиц отмерших организмов). Образцы осадочных горных пород представлены на слайде 9.


Метаморфические горные породы образуются в толще земной коры в результате изменения (метаморфизма) осадочных или магматических горных пород (слайд 10). Магматические и осадочные горные породы под действием высокой температуры и давления видоизменяются и превращаются в метаморфические (слайд 11).


На слайде 12 вы увидите примеры образования метаморфических горных пород.

Большинство горных пород – твердые тела, их главная особенность – постоянство формы, которую и использовали древние люди (слайд 13).


В ходе эвристической беседы дается ответ на вопрос: почему самый древний период истории человечества назвали каменным веком? (ответы детей: люди изготавливали оружие и орудия труда из камня, они делали ножи, наконечники для копий и стрел, скребки, топоры).


Учитель: все горные породы состоят из минералов. Минерал – чистое вещество.


Вопрос классу: из чего состоят все вещества? (ответ детей: из молекул).


Каждый минерал состоит из одинаковых молекул. Ответьте мне: минерал – вещество простое или сложное? (Ответ детей – простое, так как состоит из одинаковых молекул). Если мы разотрем его в порошок, то даже маленькая крупинка все равно сохранит все свойства этого минерала (слайд 14). Минералы очень разнообразны, вы можете убедиться в этом (слайды с 15 по 22).

VI. Этап обеспечения осознанности формируемых знаний (5-7 минут)


Класс делится на группы по три человека. На партах у учащихся информационные карточки, коробочка с горной породой, учебник, табличка с зеленым кругом.


Учитель: перед вами семь различных горных пород. За 5-7 минут каждая группа, используя образец горной породы, ресурсы Интернет и текст учебника должна найти информацию о данной горной породе, и заполнить информационную карточку.


Один человек из группы, свободно владеющий компьютером, ищет в Интернете материал о горной породе, в это время оставшиеся 2 человека заполняют информационную карточку. По окончании работы группа поднимает табличку с зеленым кругом.


Образец информационной карточки.

Фамилии, имена учащихся, входящих в группу

Название горной породы

В каком состоянии находится (твердое, жидкое, газообразное)

Происхождение (магматическая, осадочная, метаморфическая

Цвет

Твердость

Блеск


Возможные образцы горных пород: гранит, базальт, мел, известняк, мрамор, песок, глина.

VII. Этап контроля и самоконтроля (5-7 минут)


Отчет по информационной карточке каждой группы учащихся.

VIII. Этап подведения итогов урока (2-3 минуты)


Мотивация этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, подвести итоги урока.


На этом наше путешествие в мир горных пород и минералов закончено.


Домашнее задание:

Параграф 24 (учебник В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. Природоведение. Природа неживая и живая),

Составить кроссворд, используя термины, изученные на уроке.


Приложение.